Автор: Голубкова Наталия Вячеславовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ
Населённый пункт: Ярославская обл, Гаврилов-Ямский р-н, с. Поляна ул. Клубная д.7
Наименование материала: Доклад
Тема: Коммуникативная готовность детей к школе. Преемственность дошкольного и начального образования.
Раздел: дошкольное образование
Коммуникативная готовность детей к школе.
Преемственность дошкольного и начального образования.
Модернизация образования, проводимая в стране, затрагивает все системы
обучения и воспитания, предъявляя повышенные требования к подготовке к
школьному обучению детей с проблемами в развитии, в частности с
коммуникативными нарушениями. Существует ряд исследований, в которых
утверждается, что дети с коммуникативными нашей нарушениями далеко не всегда
готовы к систематическому обучению в школе.
Коммуникативная готовность – это готовность воспитанников к новым
формам общения с коллективом и учителем, новому отношению к
окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного
обучения, контроль своего поведения на основе элементарного анализа
обратной связи. Готовность ребёнка остаться без родителей с учителем и
классом.
Наибольшие трудности при поступлении в школу, как правило, испытывают
дети, не посещавшие дошкольные учреждения, дети из социально
неблагополучных семей, т. е. дети, круг общения которых ограничен
близкими взрослыми, а опыт коммуникации и совместной деятельности со
сверстниками незначителен, ограничен.
Таким образом, готовность к школе – это результат воспитательно-
образовательной работы с детьми, осуществляемой семьёй и дошкольным
учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Переход ребёнка к школьному обучению – важный и ответственный этап в его
жизни, который оказывает влияние на его личность и ставит перед ним множество
новых задач. Меняется позиция ребёнка в новой среде и система его отношений: к
учителю, к членам семьи, к своим обязанностям ученика, к игре и учебной
деятельности.
Готовность к школьному обучению предполагает равновесие между
требованиями школы и возможностями ребёнка их выполнить.
Достаточный уровень речевого развития включает в себя (правильное
звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически
правильная речь, свободное использование диалогической и монологической
речи.)
Умение владеть собственной речью подразумевает: умение правильно и
точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание
прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на
поставленные вопросы.
Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне,
достигаемая в результате тесной связи становления речевой деятельности с общим
психическим развитием ребёнка на протяжении его дошкольной жизни. Согласно
исследованиям М. И. Лисиной , психологическая готовность к школьному обучению
рассматривается прежде всего как коммуникативная готовность, т. е. готовность и
способность ребёнка устанавливать новый тип общения и взаимодействия со
взрослым, прежде всего с учителем.
По мнению группы исследователей (Т. В. Антонова, Ю. М. Жукова),
коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование,
состоящее из трёх компонентов:
Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека
и включает в себя способность принять точку зрения другого,
предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы,
возникающие между людьми.
Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость,
способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям
окружающих людей (эмпатию).
Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству,
совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении,
организаторские способности.
Процесс формирования коммуникативной готовности к школе
воспитанников ДОУ связан с отбором и разработкой методик развивающей и
коррекционной работы, адекватных целям реализации возможностей «зоны
ближайшего развития» и устранения причин, тормозящих развитие ребёнка.
В процессе формирования коммуникативной готовности рекомендуется
применять активные игровые, коррекционные и развивающие технологии.
Необходимым условием успешной работы ДОУ по формированию
коммуникативной готовности к школе его воспитанников является алгоритм
формирования коммуникативной готовности.
Формирование коммуникативной готовности к школьному обучению
невозможны без учёта специфики ведущей деятельности дошкольного возраста –
игровой.
Коммуникативно-развивающие игровые ситуации – это разнообразные
варианты одной конкретной игры. Ситуации отличаются друг от друга тем, что, во-
первых, ребёнок имеет возможность занимать разные по коммуникативной
нагрузке ролевые позиции, во-вторых, разные ролевые позиции предполагают
разное содержание и виды общения.
Необходимость осознания ребёнком своего желания общаться,
представляется нам ценным, т. к. результативность произвольного общения во
многом определяется мотивацией ребёнка к игре. Поддержка инициативно-
коммуникативного сюжетосложения в игре с учётом индивидуальных особенностей
детей осуществляется через использование предметно-игрового материала.
В основу системы коммуникативно-развивающих занятий с детьми положена
методика комплексного руководства игрой, эффективность которой определяется
следующими условиями:
а) в совместно-обучающих играх акцентируется внимание детей на
коммуникативных особенностях игровой ситуации. Благодаря таким обучающим
играм дети учатся переводить свой жизненный опыт в коммуникативно-условный
план, ставить и решать игровые задачи разными вербальными способами.
б) изменение коммуникативно-игровой среды достигается при помощи
моделирования различных игровых ситуаций или произвольных вариантов одной
конкретной игры.
в) обогащение коммуникативного опыта происходит за счёт расширения контактов
детей с детьми разновозрастных групп. Также были организованы экскурсии в
общественные места, где дети могли тренировать полученные ими навыки
произвольного общения.
Развитию коммуникативной готовности также способствует посещение
праздничных мероприятий, конкурсов, выступление на концертах, занятия в
театральной студии, музыкой, спортом и танцами.
Учитель начальных классов из города Владимира Наталья Николаевна
Салихова, проработавшая с детьми начальной школы 29 лет, отмечает, что «…если у
ребёнка будет развиваться речь, внимание, различные виды памяти, воображения,
он будет уметь высказывать свои мысли – ему соответственно, будет легче вступать
в контакт, учиться рассуждать и добиться успехов в учёбе».
И в заключении мне хотелось бы сказать следующее: Каждый родитель хочет,
чтобы его ребёнок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с
удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной
коммуникативной готовности ребёнка к школе.