Напоминание

Коммуникативная готовность детей к школе. Преемственность дошкольного и начального образования.


Автор: Голубкова Наталия Вячеславовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ
Населённый пункт: Ярославская обл, Гаврилов-Ямский р-н, с. Поляна ул. Клубная д.7
Наименование материала: Доклад
Тема: Коммуникативная готовность детей к школе. Преемственность дошкольного и начального образования.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коммуникативная готовность детей к школе.

Преемственность дошкольного и начального образования.

Модернизация образования, проводимая в стране, затрагивает все системы

обучения и воспитания, предъявляя повышенные требования к подготовке к

школьному обучению детей с проблемами в развитии, в частности с

коммуникативными нарушениями. Существует ряд исследований, в которых

утверждается, что дети с коммуникативными нашей нарушениями далеко не всегда

готовы к систематическому обучению в школе.

Коммуникативная готовность – это готовность воспитанников к новым

формам общения с коллективом и учителем, новому отношению к

окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного

обучения, контроль своего поведения на основе элементарного анализа

обратной связи. Готовность ребёнка остаться без родителей с учителем и

классом.

Наибольшие трудности при поступлении в школу, как правило, испытывают

дети, не посещавшие дошкольные учреждения, дети из социально

неблагополучных семей, т. е. дети, круг общения которых ограничен

близкими взрослыми, а опыт коммуникации и совместной деятельности со

сверстниками незначителен, ограничен.

Таким образом, готовность к школе – это результат воспитательно-

образовательной работы с детьми, осуществляемой семьёй и дошкольным

учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.

Переход ребёнка к школьному обучению – важный и ответственный этап в его

жизни, который оказывает влияние на его личность и ставит перед ним множество

новых задач. Меняется позиция ребёнка в новой среде и система его отношений: к

учителю, к членам семьи, к своим обязанностям ученика, к игре и учебной

деятельности.

Готовность к школьному обучению предполагает равновесие между

требованиями школы и возможностями ребёнка их выполнить.

Достаточный уровень речевого развития включает в себя (правильное

звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически

правильная речь, свободное использование диалогической и монологической

речи.)

Умение владеть собственной речью подразумевает: умение правильно и

точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание

прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на

поставленные вопросы.

Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне,

достигаемая в результате тесной связи становления речевой деятельности с общим

психическим развитием ребёнка на протяжении его дошкольной жизни. Согласно

исследованиям М. И. Лисиной , психологическая готовность к школьному обучению

рассматривается прежде всего как коммуникативная готовность, т. е. готовность и

способность ребёнка устанавливать новый тип общения и взаимодействия со

взрослым, прежде всего с учителем.

По мнению группы исследователей (Т. В. Антонова, Ю. М. Жукова),

коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование,

состоящее из трёх компонентов:

Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека

и включает в себя способность принять точку зрения другого,

предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы,

возникающие между людьми.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость,

способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям

окружающих людей (эмпатию).

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству,

совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении,

организаторские способности.

Процесс формирования коммуникативной готовности к школе

воспитанников ДОУ связан с отбором и разработкой методик развивающей и

коррекционной работы, адекватных целям реализации возможностей «зоны

ближайшего развития» и устранения причин, тормозящих развитие ребёнка.

В процессе формирования коммуникативной готовности рекомендуется

применять активные игровые, коррекционные и развивающие технологии.

Необходимым условием успешной работы ДОУ по формированию

коммуникативной готовности к школе его воспитанников является алгоритм

формирования коммуникативной готовности.

Формирование коммуникативной готовности к школьному обучению

невозможны без учёта специфики ведущей деятельности дошкольного возраста –

игровой.

Коммуникативно-развивающие игровые ситуации – это разнообразные

варианты одной конкретной игры. Ситуации отличаются друг от друга тем, что, во-

первых, ребёнок имеет возможность занимать разные по коммуникативной

нагрузке ролевые позиции, во-вторых, разные ролевые позиции предполагают

разное содержание и виды общения.

Необходимость осознания ребёнком своего желания общаться,

представляется нам ценным, т. к. результативность произвольного общения во

многом определяется мотивацией ребёнка к игре. Поддержка инициативно-

коммуникативного сюжетосложения в игре с учётом индивидуальных особенностей

детей осуществляется через использование предметно-игрового материала.

В основу системы коммуникативно-развивающих занятий с детьми положена

методика комплексного руководства игрой, эффективность которой определяется

следующими условиями:

а) в совместно-обучающих играх акцентируется внимание детей на

коммуникативных особенностях игровой ситуации. Благодаря таким обучающим

играм дети учатся переводить свой жизненный опыт в коммуникативно-условный

план, ставить и решать игровые задачи разными вербальными способами.

б) изменение коммуникативно-игровой среды достигается при помощи

моделирования различных игровых ситуаций или произвольных вариантов одной

конкретной игры.

в) обогащение коммуникативного опыта происходит за счёт расширения контактов

детей с детьми разновозрастных групп. Также были организованы экскурсии в

общественные места, где дети могли тренировать полученные ими навыки

произвольного общения.

Развитию коммуникативной готовности также способствует посещение

праздничных мероприятий, конкурсов, выступление на концертах, занятия в

театральной студии, музыкой, спортом и танцами.

Учитель начальных классов из города Владимира Наталья Николаевна

Салихова, проработавшая с детьми начальной школы 29 лет, отмечает, что «…если у

ребёнка будет развиваться речь, внимание, различные виды памяти, воображения,

он будет уметь высказывать свои мысли – ему соответственно, будет легче вступать

в контакт, учиться рассуждать и добиться успехов в учёбе».

И в заключении мне хотелось бы сказать следующее: Каждый родитель хочет,

чтобы его ребёнок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с

удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной

коммуникативной готовности ребёнка к школе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика