Автор: Иванова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №20
Населённый пункт: город Якутск, РС (Якутия)
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Как стать другом своему ребенку»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Как стать другом своему ребенку»
1
Как стать другом своему ребенку. Дружба родителей и детей — это особые
отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения
взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с
ним. В то же время родитель остается старшим, опытным, ответственным за
жизнь,
дела,
развитие своего
чада.
Сложности
в
отношениях ребенка
и
родителей часто
возникают
из-за
непонимания
взрослыми
переживаний
детей. Дочка просит пойти погулять, но ей запрещают, так как она не убрала
свои вещи. Девочка пытается объяснить, что договорилась с подругами, ее
будут ждать, — безрезультатно. Тогда она убегает без разрешения. Родители
возмущены, и вполне справедливо. Однако в данном случае ответственность
перед другими, интерес к общению со сверстниками для девочки оказались
важнее, чем запрет близких. Родители в глазах ребенка предстали как не
понимающие
его
интере сы,
желания.
Непонимание
н ач и н а е т
казаться ребенку главным в отношении к нему родителей. Неверие взрослых
в
силы ребенка вызывает
у
него
протест
уже
в
трехлетнем
возрасте.
У
младшего школьника это вызывает возмущение и обиду. Детям свойственно
стремление
быть
на
уровне
своих
сверстников,
быть «не
хуже других».
Запреты взрослых этому препятствуют, мешают продемонстрировать свою
самостоятельность. В действиях взрослых нередко проявляется стремление
застраховаться
от
неприятностей,
неожиданных
поступков ребенка.
Они
стремятся запретить ему все, что им кажется опасным, вредным, что может
приве сти
к
каким-либо
неожиданно стям.
Именно
неверие
в
возможности ребенка вызывает конфликты, создает у малыша представление,
что
его
считают
маленьким,
несмышленышем.
Страх
быть
униженным,
особенно в глазах товарищей, отрицательно сказывается на самочувствии
ребенка. Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к
существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться
в
пренебрежительных
высказываниях,
в
унижающих
его
достоинство
оценках,
эпитетах.
Власть родителей
велика:
материальные
возможности,
жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого
навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он
может остаться
зависимым
от
родителей,
их
мнений,
требований.
Но
возможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение
от семьи.
Основы дружбы с родителями. Умение слушать по-настоящему - одно из
главных способов взаимопонимания между родителями и детьми.
Интересуйтесь
у ребенка,
почему
он
вел
себя
тем
или
иным
образом.
Возможно
окажется,
что
у
него
была
весомая
причина
для
подобных
действий.
Подскажите
малышу
как
можно
было
справиться
в
подобной
ситуации иначе. Давайте ребенку выговориться, не перебивайте его.
Когда ребенок говорит
смотрите
ему
в
глаза,
чтобы
он понял:
вы
его
слушаете. Обращайте внимание какими движениями ребенок сопровождает
свою речь. Жесты вам помогут понять, трудно ли дается ему рассказ, а также
укажут на необходимость задать уточняющие вопросы. Спросите у ребенка:
2
Как ты думаешь, что ты почувствуешь, если Вася тебя ударит? Такие вопросы
учат ребенка понимать чужие эмоции. Мы способны научиться правильно
решать
проблемы,
если
осознаем
чувства
и
реакцию других
людей.
Выслушав ребенка, предложите другие решения.
Помогите ребенку побороть его страх.
Вспомните, чего вы боялись в детстве? Может темноты, приведений или злых
ведьм? Есть ли у вашего ребенка подобные страхи? Единственный способ
узнать об этом, поговорить с ним. Именно вы лучше кого-либо сможете
помочь своему чаду истребить всех злых ведьм, домовых и гномов, которые
прячутся под его кроваткой. Если вашему ребенку 4-6 лет, то для избавления
от его страха можно вместе придумать какой-то ритуал. Допустим, положить
волшебного мишку или куклу вместе с ним в кроватку на ночь, который будет
охранять его сон. Очень важно, чтобы ваш ребенок мог открыто рассказать
вам о том, чего боится. Если жеребенок старше и страхи совеем другие, вы
должны научить его контролировать свои эмоции и анализировать, то, что его
беспокоит.
Совместные
игры
с ребенком —
еще
один
способ
наладить
контакт. Уже не одним исследованием доказано, насколько важны регулярные
игры
для ребенка:
именно
игры
дают
детям
основы
жизненного
опыта,
который потом находит применение в повседневной жизни. Дети учатся
действовать сообща и полагаться друг на друга; генерировать новые идеи и
развивать
творческое
мышление;
расслабляться,
а
также
действовать
в
условиях
напряжения;
концентрироваться;
переживать
как
победы,
так
и
поражения;
разрабатывать
и
придерживаться
определенных
правил.
Если
ваш ребенок совсем маленький, то подойдут игры по возрасту, ну а если
подросток,
то
с
ним
можно
весело
поиграть
в
более
сложные
интеллектуальные
игры.
Учитесь
возвращаться
назад
в
детство
и
снова
становиться ребенком, ведь резвится со своим чадом очень весело и приятно.
Памятка для родителей с советами по проведению игр.
1. Правило первое: игра не должна включать ни малейшую возможность
риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из нее
трудные правила, выполнить которые нелегко.
2. Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Игра не
должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда
дети придумывают обидные клички за поражение в игре.
3. Правило третье: Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят,
даже
когда
у
вас
появилось
свободное время: «Давай-ка
займемся
шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте. Или учитесь играть вместе с
детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то дела, или
оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
4.
Правило
четвертое:
не
ждите
от ребенка быстрых
и
замечательных
результатов.
Не
торопите ребенка,
не
проявляйте свое
нетерпение.
Самое
главное
–
это
те
счастливые
минуты
и
часы,
что
вы
проводите
со
своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради
этого придумываем мы игры, затеи.
3
5. Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети
большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила,
усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и
нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы
дитя ни тешилось».
Совместные дела укрепляют семейные отношения.
Занимайтесь со своим ребенком общими делами, пусть это будет творчество
или планы и мечты о предстоящем отдыхе, подумайте вместе над тем, что
подарить папе на 23 февраля. Попросите ребенка о помощи в приготовлении
семейного ужина, потом за столом расскажите всем членам семьи, что ужин
помогала готовить вам дочь. Главное, чтобы ребенок с удовольствием делал
порученное ему дело, если же ребенок отказывается помогать, не настаивайте
на этом. Может сегодня он не в настроении для этой работы, а завтра сам
предложит вам свою помощь.
Как и какие поручения давать ребёнку в семье. От 2 до 3,5 лет.
В
этом
возрасте
у ребенка могут
появиться
собственные
небольшие,
но
постоянные обязанности. Малыш вполне способен повесить в отведенное
место
собственную
одежду;
аккуратно
поставить
обувь,
придя
с
улицы;
поставить
свою
тарелку
в
мойку (если
тарелка
пластиковая,
а
мойка
находится
не
слишком
высоко).
Также
в
этом
возрасте
дети
очень
интересуются
хозяйственными
повседневными
делами,
будь
то
мытье
посуды, мытье и подметание полов, участие в приготовлении пищи и мелком
ремонте и т. п. Они стремятся помочь в этом взрослым и очень гордятся тем,
что
им
разрешают
это
сделать.
Конечно,
о
настоящей
помощи
в
таких «серьезных» делах говорить пока не приходится, но, тем не менее,
нужно позволить малышу попробовать свои силы и обязательно похвалить за
то, что он стремится помочь.
От 3,5 до 5 лет.
Познание ребенком норм поведения и ответственности продолжается. В этом
возрасте у малыша могут появиться новые зоны обязанностей: он может (и
уже должен) убирать свои игрушки перед сном, заправлять свою кровать.
Также дети могут выполнять простые действия по уходу за домашними
животными (наливать в миску воду или насыпать корм, помогать накрывать
на стол перед семейным обедом. В этом возрасте часть ухода, который был на
плечах взрослого, должен перейти к ребенку. Теперь ему можно доверить
открыть и закрыть воду, чтобы он сам помыл руки, не контролируя этот
процесс. Малыш должен нести ответственность за свои игрушки и вещи
(«сам потерял, сам и ищи»). Будьте надежной опорой для своего ребенка.
Бывает такое, что нам совсем не понятны поступки наших детей. Например,
ваш ребенок ударил другого ребенка в детском саду или порезал ножницами
рубашку
папы.
Не
спешите
его
сразу
ругать
и
наказывать,
сначала
разберитесь, почему он так поступил. Может ему просто не хватает вашего
внимания, и, порезав рубашку папы, он хочет привлечь его к себе, странным
способом, но все же. Или ударив ребенка в саду, он просто защитил себя или
4
дал сдачу. Слушайте своего ребенка и верьте его словам, главное, чтобы он
знал,
что
вы
ему
верите,
и
тогда
он
не
будет
вас
обманывать.
Уважайте ребенка,
как
взрослого.
Давайте своему
ребенку участвовать
в
принятии семейных решений, куда переставим шкаф или куда отправимся на
выходные.
Он
должен
ощущать
себя
в
семье
равноправным
ее
членом.
Прислушивайтесь
к
мнению ребенка.
Если
поступили
неправильно
по
отношению к нему, обязательно извинитесь, как бы сделали и со взрослым
человеком. И самый главный совет — любите свое чадо, каким бы оно порой
вредным
и
непослушным
ни
было.
Любовь
—
это
самая
большая
потребность для всех детей без исключения. Именно родительская любовь и
вера
формирует
у ребенка
уверенность
в
себе,
чувство
собственного
достоинства.
5