Напоминание

«Как стать другом своему ребенку»


Автор: Иванова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №20
Населённый пункт: город Якутск, РС (Якутия)
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Как стать другом своему ребенку»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Как стать другом своему ребенку»

1

Как стать другом своему ребенку. Дружба родителей и детей — это особые

отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения

взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с

ним. В то же время родитель остается старшим, опытным, ответственным за

жизнь,

дела,

развитие своего

чада.

Сложности

в

отношениях ребенка

и

родителей часто

возникают

из-за

непонимания

взрослыми

переживаний

детей. Дочка просит пойти погулять, но ей запрещают, так как она не убрала

свои вещи. Девочка пытается объяснить, что договорилась с подругами, ее

будут ждать, — безрезультатно. Тогда она убегает без разрешения. Родители

возмущены, и вполне справедливо. Однако в данном случае ответственность

перед другими, интерес к общению со сверстниками для девочки оказались

важнее, чем запрет близких. Родители в глазах ребенка предстали как не

понимающие

его

интере сы,

желания.

Непонимание

н ач и н а е т

казаться ребенку главным в отношении к нему родителей. Неверие взрослых

в

силы ребенка вызывает

у

него

протест

уже

в

трехлетнем

возрасте.

У

младшего школьника это вызывает возмущение и обиду. Детям свойственно

стремление

быть

на

уровне

своих

сверстников,

быть «не

хуже других».

Запреты взрослых этому препятствуют, мешают продемонстрировать свою

самостоятельность. В действиях взрослых нередко проявляется стремление

застраховаться

от

неприятностей,

неожиданных

поступков ребенка.

Они

стремятся запретить ему все, что им кажется опасным, вредным, что может

приве сти

к

каким-либо

неожиданно стям.

Именно

неверие

в

возможности ребенка вызывает конфликты, создает у малыша представление,

что

его

считают

маленьким,

несмышленышем.

Страх

быть

униженным,

особенно в глазах товарищей, отрицательно сказывается на самочувствии

ребенка. Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к

существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться

в

пренебрежительных

высказываниях,

в

унижающих

его

достоинство

оценках,

эпитетах.

Власть родителей

велика:

материальные

возможности,

жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого

навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он

может остаться

зависимым

от

родителей,

их

мнений,

требований.

Но

возможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение

от семьи.

Основы дружбы с родителями. Умение слушать по-настоящему - одно из

главных способов взаимопонимания между родителями и детьми.

Интересуйтесь

у ребенка,

почему

он

вел

себя

тем

или

иным

образом.

Возможно

окажется,

что

у

него

была

весомая

причина

для

подобных

действий.

Подскажите

малышу

как

можно

было

справиться

в

подобной

ситуации иначе. Давайте ребенку выговориться, не перебивайте его.

Когда ребенок говорит

смотрите

ему

в

глаза,

чтобы

он понял:

вы

его

слушаете. Обращайте внимание какими движениями ребенок сопровождает

свою речь. Жесты вам помогут понять, трудно ли дается ему рассказ, а также

укажут на необходимость задать уточняющие вопросы. Спросите у ребенка:

2

Как ты думаешь, что ты почувствуешь, если Вася тебя ударит? Такие вопросы

учат ребенка понимать чужие эмоции. Мы способны научиться правильно

решать

проблемы,

если

осознаем

чувства

и

реакцию других

людей.

Выслушав ребенка, предложите другие решения.

Помогите ребенку побороть его страх.

Вспомните, чего вы боялись в детстве? Может темноты, приведений или злых

ведьм? Есть ли у вашего ребенка подобные страхи? Единственный способ

узнать об этом, поговорить с ним. Именно вы лучше кого-либо сможете

помочь своему чаду истребить всех злых ведьм, домовых и гномов, которые

прячутся под его кроваткой. Если вашему ребенку 4-6 лет, то для избавления

от его страха можно вместе придумать какой-то ритуал. Допустим, положить

волшебного мишку или куклу вместе с ним в кроватку на ночь, который будет

охранять его сон. Очень важно, чтобы ваш ребенок мог открыто рассказать

вам о том, чего боится. Если жеребенок старше и страхи совеем другие, вы

должны научить его контролировать свои эмоции и анализировать, то, что его

беспокоит.

Совместные

игры

с ребенком —

еще

один

способ

наладить

контакт. Уже не одним исследованием доказано, насколько важны регулярные

игры

для ребенка:

именно

игры

дают

детям

основы

жизненного

опыта,

который потом находит применение в повседневной жизни. Дети учатся

действовать сообща и полагаться друг на друга; генерировать новые идеи и

развивать

творческое

мышление;

расслабляться,

а

также

действовать

в

условиях

напряжения;

концентрироваться;

переживать

как

победы,

так

и

поражения;

разрабатывать

и

придерживаться

определенных

правил.

Если

ваш ребенок совсем маленький, то подойдут игры по возрасту, ну а если

подросток,

то

с

ним

можно

весело

поиграть

в

более

сложные

интеллектуальные

игры.

Учитесь

возвращаться

назад

в

детство

и

снова

становиться ребенком, ведь резвится со своим чадом очень весело и приятно.

Памятка для родителей с советами по проведению игр.

1. Правило первое: игра не должна включать ни малейшую возможность

риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из нее

трудные правила, выполнить которые нелегко.

2. Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Игра не

должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда

дети придумывают обидные клички за поражение в игре.

3. Правило третье: Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят,

даже

когда

у

вас

появилось

свободное время: «Давай-ка

займемся

шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте. Или учитесь играть вместе с

детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то дела, или

оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

4.

Правило

четвертое:

не

ждите

от ребенка быстрых

и

замечательных

результатов.

Не

торопите ребенка,

не

проявляйте свое

нетерпение.

Самое

главное

это

те

счастливые

минуты

и

часы,

что

вы

проводите

со

своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради

этого придумываем мы игры, затеи.

3

5. Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети

большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила,

усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и

нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы

дитя ни тешилось».

Совместные дела укрепляют семейные отношения.

Занимайтесь со своим ребенком общими делами, пусть это будет творчество

или планы и мечты о предстоящем отдыхе, подумайте вместе над тем, что

подарить папе на 23 февраля. Попросите ребенка о помощи в приготовлении

семейного ужина, потом за столом расскажите всем членам семьи, что ужин

помогала готовить вам дочь. Главное, чтобы ребенок с удовольствием делал

порученное ему дело, если же ребенок отказывается помогать, не настаивайте

на этом. Может сегодня он не в настроении для этой работы, а завтра сам

предложит вам свою помощь.

Как и какие поручения давать ребёнку в семье. От 2 до 3,5 лет.

В

этом

возрасте

у ребенка могут

появиться

собственные

небольшие,

но

постоянные обязанности. Малыш вполне способен повесить в отведенное

место

собственную

одежду;

аккуратно

поставить

обувь,

придя

с

улицы;

поставить

свою

тарелку

в

мойку (если

тарелка

пластиковая,

а

мойка

находится

не

слишком

высоко).

Также

в

этом

возрасте

дети

очень

интересуются

хозяйственными

повседневными

делами,

будь

то

мытье

посуды, мытье и подметание полов, участие в приготовлении пищи и мелком

ремонте и т. п. Они стремятся помочь в этом взрослым и очень гордятся тем,

что

им

разрешают

это

сделать.

Конечно,

о

настоящей

помощи

в

таких «серьезных» делах говорить пока не приходится, но, тем не менее,

нужно позволить малышу попробовать свои силы и обязательно похвалить за

то, что он стремится помочь.

От 3,5 до 5 лет.

Познание ребенком норм поведения и ответственности продолжается. В этом

возрасте у малыша могут появиться новые зоны обязанностей: он может (и

уже должен) убирать свои игрушки перед сном, заправлять свою кровать.

Также дети могут выполнять простые действия по уходу за домашними

животными (наливать в миску воду или насыпать корм, помогать накрывать

на стол перед семейным обедом. В этом возрасте часть ухода, который был на

плечах взрослого, должен перейти к ребенку. Теперь ему можно доверить

открыть и закрыть воду, чтобы он сам помыл руки, не контролируя этот

процесс. Малыш должен нести ответственность за свои игрушки и вещи

(«сам потерял, сам и ищи»). Будьте надежной опорой для своего ребенка.

Бывает такое, что нам совсем не понятны поступки наших детей. Например,

ваш ребенок ударил другого ребенка в детском саду или порезал ножницами

рубашку

папы.

Не

спешите

его

сразу

ругать

и

наказывать,

сначала

разберитесь, почему он так поступил. Может ему просто не хватает вашего

внимания, и, порезав рубашку папы, он хочет привлечь его к себе, странным

способом, но все же. Или ударив ребенка в саду, он просто защитил себя или

4

дал сдачу. Слушайте своего ребенка и верьте его словам, главное, чтобы он

знал,

что

вы

ему

верите,

и

тогда

он

не

будет

вас

обманывать.

Уважайте ребенка,

как

взрослого.

Давайте своему

ребенку участвовать

в

принятии семейных решений, куда переставим шкаф или куда отправимся на

выходные.

Он

должен

ощущать

себя

в

семье

равноправным

ее

членом.

Прислушивайтесь

к

мнению ребенка.

Если

поступили

неправильно

по

отношению к нему, обязательно извинитесь, как бы сделали и со взрослым

человеком. И самый главный совет — любите свое чадо, каким бы оно порой

вредным

и

непослушным

ни

было.

Любовь

это

самая

большая

потребность для всех детей без исключения. Именно родительская любовь и

вера

формирует

у ребенка

уверенность

в

себе,

чувство

собственного

достоинства.

5



В раздел образования




Яндекс.Метрика