Автор: Вавилина Тамара Егоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Кочёвский детский сад
Населённый пункт: с. Кочёво, Пермский край
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Огонь - друг, огонь - враг"
Раздел: дошкольное образование
Игра-занятие: «Огонь- друг, огонь- враг»
Задачи:
1. Учить детей правильно действовать при пожаре. Прививать
навыки осторожного обращения с огнём.
2. Показать роль огня в жизни человека.
3. Развивать речь детей: с выражением рассказывать стихи,
разгадывать загадки.
4. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Методические приёмы:
игровой
наглядный (использование компьютера)
словесный (загадки, стихотворения).
Материал: знак опасности, символ огня, сказка «Огонь – друг,
огонь – враг», картинка пожарной команды, ленточки красного и
синего цвета, предметы для пожаротушения, светофорчики
(красный – зелёный), карточка с изображением оказания первой
медицинской помощи при ожоге, медаль «Юные пожарные»,
правила пожарной безопасности.
Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление,
пена, ожог.
Организация детей: полукругом на стульчиках, стоя у
мольберта, в кругу.
Ход занятия
– Появляется кот Васька. У него забинтованы лапы.
В: Васька, что с тобой случилось? Почему у тебя лапы
забинтованы?
Кот: слушал я рассказ про пожарных. Какие они храбрые, и
решил поиграть в пожарного. Взял спички, хотел сделать
маленький пожар, а потом его потушить.
В: Ой, Васька! Ты меня пугаешь! Ребята, разве можно играть в
такую игру? Чем это может кончиться? (ответы детей).
Кот: Да, ребята, вы правы. Вот я и обжог лапы. Хорошо, что
доктор Айболит рядом оказался. Он и огонь потушить помог, и
лапы , обожжённые забинтовал.
В: Присаживайся и оставайся с нами Васька. Многое увидишь и
узнаешь про огонь.
- Ребятки я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как
он называется (знак опасности) (слайд №1).
– Правильно, это знак опасности.
– А сейчас помогите мне. Я встану вот здесь, а вы будете
называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается
в жизни, и подходить ко мне по одному. (дети по одному
перечисляют и подходят к воспитателю: пожар, землетрясение,
авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные
и т.д. ).
– Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в
жизни.
– А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а
вы постарайтесь её отгадать:
«Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова» .(Огонь- слайд№2)
– Да, это – огонь. (Показываю символ огня.) (слайд №3)
– А сейчас я вам прочитаю сказку про огонь: «Огонь – друг, огонь
– враг».
«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь,
где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на
своём пути и был злейшим врагом всего живого».
– Как вы думаете, почему? (Он сжигал всё подряд.)
– И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал:
«Давай, Огонь, померимся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе,
Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на
своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек
заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил
Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить.
Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе
служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот
так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
– Скажите, ребята, для чего человеку нужен огонь?
(Приготовить еду, согреться, заменяет свет – свечка и т.д)
– Но иногда огонь попадает в руки маленьких детей, он
показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по
дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в
огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.
– Ребята, а скажите от чего, может возникнуть пожар? (От
спички, непотушенного окурка, газовой плиты, не выключенных
электроприборов и т.д.)
– Назовите мне, что может загореться дома, в лесу? (Ответы
детей.)
– Чем кроме огня, ещё опасен пожар? (Дымом, им можно
задохнуться).
– А сейчас, я вам предлагаю поиграть.
Игра называется «Не ошибись»
Я буду показывать вам предметы, а вы, если этот предмет горит,
показывать руками вверху «языки пламени», а если не горит –
потопайте ножками. (слайд №4и до№12)
Слова:
бумага
гвоздь
шторы
столовая ложка
тетрадь
одежда
стол
мебель
сухая трава
листья
бензин
краска
– А теперь предлагаю отгадать загадки.
Загадки
1. Он даёт тепло и свет
С ним шутить, не надо нет. (Огонь)
2. Маленький конёк
Вместо гривы – огонек. (спички)
3. Если дым валит клубами
Пламя бьется языками
И огонь везде и жар
Это бедствие.(Пожар).
4. Красная корова
Всю солому поела (огонь)
5. Маленькая, удаленькая
А большую беду приносит. (Искра)
– Молодцы, а сейчас мы поиграем в подвижную игру «Огонь –
вода». (с музыкой)
Дети с красной ленточкой – это огонь, с голубой – это вода. Дети
с голубой ленточкой должны собрать все красные, изображающие
огонь, т.е. потушить огонь (играем 1-2 раза). Дети садятся.
– Но не только водой можно тушить огонь (слайд №14).
Посмотрите на эти предметы и подумайте, для чего они нужны
(одеяло, ведро с водой, ведро с песком, спички). Они нужны,
чтобы потушить огонь. А найдите один лишний предмет (это
спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить).
– Но раз уж случился пожар, то надо знать правила, как себя
вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается –
запрещается». Возьмите в руки свои светофорчики и
показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зелёный
кружок, если это делать можно.
В случае пожара вызывать пожарных по телефону 01.
Бросать горящие спички.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Оставаться в помещении, где начался пожар.
Открывать окна, двери во время пожара.
Закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем.
Прятаться в угол, под шкаф, под кровать.
Оставлять без присмотра включенные электроприборы.
Двигаться ползком или пригнувшись к выходу.
Обливать водой стены, пол во время пожара.
Не бояться, слушаться во всём пожарных.
Тушить водой горящие электроприборы.
Обращаться к соседям за помощью.
По возможности пытаться тушить пожар.
Включать газ, электроприборы, свет.
– Молодцы, садитесь, все правила назвали.
– Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома –
пепел, зола, обгорелые головёшки. А как страдает человек от
пожара (он получает ожоги).
– Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку.
Посмотрите, что надо сделать, если у вас небольшой ожог
(показываю картинку и выслушиваю ответы детей) (СЛАЙД
№15).
– Ребята, запомните, пожар – это не случайность, а результат
неправильного поведения.
СТИХОТВОРЕНИЯ:1. Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен
Реб: Дети помните о том
Что нельзя шутить с огнем.
2. Человеку друг огонь
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
Реб: То беды не миновать
От огня несдобровать!
Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит.
3. Правила пожарные
Вед: Без запинки знайте,
Правила пожарные
Строго соблюдайте! (слайд №16)
- Вручаю вам медали «Юные пожарники»
-Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и
врагом, но всё-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь
делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Я очень хочу,
чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили
об опасности, всегда соблюдали правила ,и беда обойдёт вас
стороной. (вручение правил).
- Надеюсь, что кот Васька запомнит эти правила и будет
соблюдать их, а для того что бы всегда было у него хорошое
настроение давайте мы подарим ему смайлики. Но они у нас
разные весёлые и грустные, пожалуйста, выберите их и подарите
коту Ваське.
Рефлексия: - кто узнал новое, и было интересно возьмите
веселые личики
- Кому было скучно и не интересно – возьмите
личики грустные.
Задачи:
1.Показать роль огня в жизни человека.
2.Закреплять с детьми правила поведения при пожаре.
3.Развивать речь детей: с выражением рассказывать стихи,
разгадывать загадки.
4.Воспитывать у детей навыки осторожного обращения с
огнём.
Методические приёмы:
игровой
наглядный ( показ слайдов)
словесный (сказка, загадки, стихотворения).
Материал: сказка
«Огонь
–
друг,
огонь
–
враг»,
ленточки
красного
и
жёлтого
цвета,
кружочки
(красный
–
зелёный),
медали
«Юные пожарные», памятки –
правила пожарной
безопасности,
слайды
(огонь,
предметы
для
пожаротушения,
стихотворение), загадки.
Организация детей: полукругом на стульчиках.
МБДОУ Кочёвский детский сад «Сильканок»
ННОД
(Подготовительная группа)
«Огонь – друг,
огонь - враг»
(социально-личностное)
Вавилина Тамара Егоровна,
воспитатель
1 квалификационной категории
2013 г.
Ход занятия
– Появляется кот Мурзик. (У него забинтованы лапы.)
В:Мурзик, что с тобой случилось? Почему у тебя лапы
забинтованы?
Кот: слушал я рассказ про пожарных. Какие они храбрые, и
решил
поиграть
в
пожарного.
Взял
спички,
хотел
сделать
маленький пожар, а потом его потушить.
В: Ой, Мурзик! Ты меня пугаешь!
Ребята,
разве
можно
играть
в
такую
игру?
Чем
это
может
окончиться ? (ответы детей).
Кот: Да, ребята, вы правы. Вот я и обжёг лапы. Хорошо, что
доктор Айболит рядом оказался. Он и огонь потушить помог, и
лапы обожжённые забинтовал.
В: Конечно ты обжёгся. Потому что не знаешь правила пожарной
безопасности. А хочешь, мы тебя с ними познакомим?
В: Оставайся с нами, Мурзик, а ребята помогут тебе узнать много
полезного.
Ребята, отгадайте загадку.
Загадка: Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова. (Огонь- слайд №1)
Молодцы, быстро отгадали.
– А теперь я вам предлагаю послушать сказку про огонь, которая
называется – «Огонь – друг, огонь – враг».
«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь,
где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на
своём пути и был злейшим врагом всего живого.
– И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал:
Давай, Огонь, померимся силой. Огонь отвечает: Да куда тебе,
Человек, со мной силой мериться. А Человек настаивал на своём,
Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил
Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек
мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь:
Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду.
Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал
Огонь служить Человеку и стал его другом.
– Скажите, ребята, зачем человеку нужен огонь?
Ответы
детей:
(
Приготовить
еду,
согреться,
заменяет
свет
–
свечка и т.д.)
–
Но
иногда
огонь
попадает
в
руки
маленьких
детей,
он
показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по
дому,
по
лесу,
по
полю.
Из
доброго
друга,
огонь
может
превратиться в страшного врага. Тогда может произойти беда,
случиться пожар.
– Ребята, скажите от чего, может возникнуть пожар?
Ответы детей: (От спички, непотушенного окурка, газовой плиты,
не выключенных электроприборов и т.д.)
–
Чем
кроме
огня,
ещё
опасен
пожар?
(Дымом,
им
можно
задохнуться, могуть сгореть вещи, предметы)
– А сейчас, я вам предлагаю поиграть.
Игра
называется
«Горит
–
не
горит»
(с
ленточками)
–
физминутка
( объяснить правила игры
правила игры)
Слова:
Бумага,
гвозди,
шторы,
железо,
одежда,
кирпичь, мебель, сухая трава, песок, книги,
песок, вода.
Молодцы!
А теперь ещё раз отгадайте загадки:
Загадки:
1. Он даёт тепло и свет
С ним шутить, не надо, нет. ( Огонь )
2. Маленький конёк
Вместо гривы – огонек. ( спички )
3. Если дым валит клубами
Пламя бьется языками
И огонь везде и жар
Это бедствие…..(Пожар).
4. Красная корова
Всю солому поела (огонь)
5. Маленькая, удаленькая
А большую беду приносит. (Искра)
–
Ребята,огонь
не
только
водой
можно
тушить (слайд №2).
Посмотрите на эти предметы и подумайте, для чего они нужны
(одеяло, ведро с водой, ведро с песком, спички). Они нужны,
чтобы потушить огонь. А найдите один лишний предмет (это
спички,
они
служат
причиной
пожара,
но
не
помогают
его
тушить).
– Но раз уж случился пожар, то надо знать правила, как себя
вести во время пожара. А знаете ли вы эти правила, мы сейчас
узнаем, поиграв в игру: «Разрешается – запрещается».
Возьмите в руки кружочки и поднимите красный кружок, если
это делать нельзя, а зелёный кружок, если это делать нужно.
В случае пожара вызывать пожарных по телефону 01.
Играть со спичками.
Звать на помощь взрослых.
Оставаться в помещении, где начался пожар.
Открывать окна, двери во время пожара.
Закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем.
Прятаться в угол, под шкаф, под кровать.
Оставлять без присмотра включенные электроприборы.
Двигаться ползком или пригнувшись к выходу.
Тушить водой горящие электроприборы.
Обращаться к соседям за помощью.
Включать газ, электроприборы, свет.
– Молодцы, садитесь, все правила назвали, запомни их, Мурзик, и
не забывай их.
– Ребята, запомните, пожар – это не случайность, а результат
неправильного поведения человека.
Ребята приготовили стихи:
СТИХОТВОРЕНИЯ:1. Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен
Реб: Дети помните о том
Что нельзя шутить с огнем.
2. Человеку друг огонь
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
Реб: То беды не миновать
От огня несдобровать!
Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит.
3. Правила пожарные
Вед: Без запинки знайте,
Правила пожарные
Строго соблюдайте! (слайд №3)
- Вручаю вам медали «Юные пожарные»
-Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, но и
врагом, но всё-таки пользы от огня больше, чем вреда.
Огонь
делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я надеюсь, что вы будете
очень осторожны с огнём, и всегда будете соблюдать правила
пожарной безопасности и беда обойдёт вас стороной. ( вручение
правил).
-
Надеюсь
что
и
кот
Васька
запомнил
эти
правила
и
будет
соблюдать их, а для того что бы всегда было у него хорошое
настроение давайте мы подарим ему смайлики. Но они у нас
разные
–
весёлые
и
грустные,
пожалуйста,
выберите
их
и
подарите Мурзику.
Рефлексия:
-
кто
узнал
новое,
и
было
интересно
возьмите
веселые личики
- Кому было скучно и не интересно – возьмите личики
грустные.