Автор: Жарчинская Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №109
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Программа по здоровьесбережению
Тема: Программа по здоровьесбережению для старшей группы на 2019-2020 г.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№109 «Детский сад комбинированного вида»
Принято
Педагогическим советом
МБДОУ N2109
Протокол № 3 от 30.08.2019
ПРОГРАММА
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
(для детей старшей группы)
на 2019-2020 годы
Составлено: Воспитатель
Жарчинская Е.А.
Кемерово 2019
Оглавление
1. Пояснительная записка 1
2. Цели программы 2
3. Задачи программы 2
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы 3
5. Объекты программы 3
6. Основные принципы программы 4
7. Основные направления программы 4
8. Временные рамки и основные этапы реализации программы 5
9.Условия реализации программы 5
10. Ожидаемый результат 6
11. Разделы программы 6
11.1. Укрепление материально-технической базы 6
11.2. Работа с детьми 7
11.2.1 Лечебно-профилактическая работа 8
11.2.2. Система эффективного закаливания 9
11.2.3. Полноценное питание 9
11.2.4. Организация рациональной двигательной активности 10
11.2.5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей. 11
11.2.6.Создание представлений о здоровом образе жизни 11
11.2.7.Примерное календарно – тематическое планирование по формированию
у детей старшей группы навыков здорового образа жизни 12
11.2.8.Летняя оздоровительная работа 20
11.3.Организационные методические мероприятия 20
11.4. Работа с родителями (законными представителями) 21
1. Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем
остро.
Словосочетания
«здоровьесберегающие
технологии»
и
формирование
здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в
планах
воспитательной
работы
педагогов
всех
элементов
образовательной
структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается
актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость
здоровья и умел бережно к нему относиться?
В
настоящее
время
отмечается
усиление
оздоровительно-образовательного
потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры
движений,
осознанной
установки
детей
на
здоровый
образ
жизни,
развитие
ценностных
ориентаций,
положительных
личностных
качеств
и
активной
жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми
широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и
обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и
внедрение
в
практику
дошкольных
учреждений
инновационных
технологий
образования и оздоровления детей.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с
устойчивой
тенденцией
ухудшения
здоровья
детей.
Объем
познавательной
информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки
и
в
режиме
дня.
Вследствие
этого
нередко
наблюдается
переутомление
детей,
снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на
состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Много
лет
назад
немецкий
ученый
М.
Петенкофер
писал:
«…
не
зная
настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без
расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда
является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в
больных».
Поэтому,
начиная
с
младшего
возраста
необходимо
приобщать
детей
к
здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное
отношение к ценности своего здоровья.
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том
числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые,
активные,
инициативные
и,
конечно
же,
здоровые.
В
национальной
доктрине
образования
воспитание
здорового
образа
жизни
рассматривается
как
одна
из
основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их
физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической
культуры
людей,
социально-экологической
ситуации
в
стране.
Происходящие
в
государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к
качеству
отношений
дошкольного
учреждения
и
семьи.
Главным
приоритетом
Концепции
дошкольного
учреждения
является
оптимизация
психологической
и
физической
нагрузки
воспитанников,
создание
условий
для
сохранения
и
укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации
педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и
воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
2. Цели программы:
Цели:
сформировать у ребёнка необходимые знания, умения, навыки здорового
образа жизни, научив его использовать полученные знания в повседневной жизни,
сохранение
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей,
формирование у родителей, педагогов ответственности в деле сохранения здоровья
детей, улучшение медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду
3. Задачи программы
Оздоровительные задачи:
1.
У ч и т ь
д е т е й
с ох р а н я т ь
п р а в и л ь н у ю
о с а н ку,
с п о с о б с т в о в а т ь
пропорциональному развитию всех групп мышц.
2.
Приобщать детей к здоровому образу жизни.
3.
Способствовать
развитию
основных
физических
качеств
(силу,
быстроту,
ловкость,
выносливость
и
др.)
и
умение
рационально
использовать
их
в
различных
условиях.
4.
Охрана
и
укрепление
здоровья
детей,
совершенствование
их
физического
развития,
повышение
сопротивляемости
защитных
свойств
организма,
улучшение физической и умственной работоспособности.
5.
Создание оптимального режима дня, обеспечивающего сохранность нервной
системы
ребенка,
комфортное самочувствие,
нервно-психическое
и
физическое развитие.
Образовательные задачи:
1.
Расширять
и
закреплять
знания
детей
об
окружающем
мире,
учить
анализировать
и
делать
выводы
о
закономерностях
развития
и
взаимозависимости всех существ и явлений в природе.
2.
Продолжать обучать осторожному, безопасному поведению в окружающей
среде,
знать
об
опасностях,
связанных
с
растениями,
животными,
транспортом, незнакомыми людьми.
3.
Расширять
запас
двигательных
навыков
за
счёт
разучивания
спортивных
упражнений и элементов подвижных игр.
4.
Учить детей анализировать качество выполнения физических упражнений,
замечать ошибки и исправлять их.
5.
Закреплять и расширять знания детей об органах чувств, опорно-двигательной
и мышечной системах, частях тела человека.
6.
Развивать
представление
о
полезности
и
целесообразности
физической
активности, желание заботиться о своём здоровье.
Воспитательные задачи:
1.
Воспитывать ответственное отношение к правилам при выполнении
упражнений и в играх.
2.
Воспитывать желание и умение самостоятельно организовывать подвижные и
спортивные игры, упражнения.
3.
Воспитывать взаимопонимание, сочувствие к неудачам других.
4.
Воспитывать в детях желание быть бодрыми, сильными, энергичными,
заботиться о своём здоровье.
5.
Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как
показателе общечеловеческой культуры.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Сегодня
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
–
одна
из
главных
стратегических
задач
развития
страны.
Она
регламентируется
и
обеспечивается
такими нормативно-правовыми документами, как
с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (далее – ФЗ-273);
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования
и
науки
России
от
17.10
2013г.
№
1155
"Об
утверждении
федеральных
государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
уставом
муниципального
казенного
дошкольного
образовательного
учреждения
"Детский сад № 25 комбинированного вида "Снегурочка" (далее – Учреждение);
Конвенция ООН "О правах ребёнка";
"Семейный кодекс РФ";
Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;
ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" №124 - ФЗ от 24 июля 1998 г. (с
изменениями от 28 июля 2000 г.);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного
образования;
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений"
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
"Организация
детского
питания";
Приказ Минздрава РФ "Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в
деятельности образовательных учреждений" № 139 от 4 апреля 2003 г.;
Инструктивно-методическое
письмо
МО
РФ
"О
гигиенических
требованиях
к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения" №65/23-16 от 14 марта 2000
5. Объекты программы
Дети ДОУ;
Педагоги.
Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ
6. Основные принципы программы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий,
направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и
родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности
по оздоровлению детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и
профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и
всехвидов
деятельности.
4. Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и
поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и
разновозрастного развития и состояния здоровья.
5. Принцип демократизации, гуманизации и индивидуализации - отказ от насилия,
подавления личности; педагог - координатор, создающий условия, и осторожно
направляющий развитие ребёнка.
6. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей
детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки,
гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и
уровня их физического развития.
7. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на
основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его
физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников
стремления к здоровому образу жизни.
8.Принцип
доступности (использование
здоровьесберегающих
технологий
в
соответствии с возрастными особенностями детей);
9.Принцип
систематично сти
(реализация
л еч е б н о - о зд о р о в и т е л ь н ы х ,
профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
10.Принцип оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической
нагрузки);
7. Основные направления программы
Профилактическое:
-обеспечение благоприятного течения адаптации;
-выполнение санитарно-гигиенического режима;
-решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
-проведение
социальных,
санитарных
и
специальных
мер
по
профилактике
инфекционных заболеваний.
Организаиионное:
-организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
-определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
-изучение
передового
педагогического,
медицинского
и
социального
опыта
по
оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
-систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
-пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей,
родителей (законных представителей).
8. Временные рамки и основные этапы реализации программы
2019-2020гг.
I этап. Сентябрь-октябрь. Организационно-мотивационный этап
Координация деятельности педагогов и родителей (законных представителей).
ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы
повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в
условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
II этап. Ноябрь-апрель. Основной.
Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.
III этап. Май. Итогово- аналитический.
Оценка
и
анализ
положительных
и
отрицательных
тенденций
в
реализации
программы, определение новых ближних и дальних перспектив.
Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения
производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с
представлением итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и
предложениями.
9.Условия реализации программы
Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:
-Медицинский
кабинет,
процедурный
кабинет,
которые
оснащены
медицинским
оборудованием.
-Физкультурный
зал,
который
оборудован
необходимым
инвент арём:
гимнастическими скамьями, спортивными матами; ребристыми досками, мячами,
обручами, канатами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество
спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную
плотность физкультурных занятий.
-Бассейн, который оборудован в соответствии с ФГОС ДО.
методическая литература для организации эффективной двигательной активности
детей, развития основных видов движений.
-В группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно,
так и под наблюдением педагогов.
-Оборудование
соответствует
возрастным
особенностям
детей
и
их
антропометрическим
показателям.
Материалы,
из
которых
изготовлено
оборудование,
отвечает
гигиеническим
требованиям,
экологически
чистые
и
прочные.
10. Ожидаемый результат:
1 Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
2.Создание
системы
мер,
обеспечивающих
охрану
и
укрепление
здоровья
воспитанников;
3.Психологическая
комфортность
и
безопасность
условий
пребывания
детей
дошкольного возраста в детском саду.
4.Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей:
оборудование
центров
двигательной
активности
детей
в
группах;
соответствие
физкультурного
оборудования
и
инвентаря
программным
требованиям;
гарантия
безопасности
занятий;
5.Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на
состояние здоровья;
6.Снижение уровня заболеваемости детей;
7.Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
8.Сформированность
у
детей
культурно-гигиенических
навыков,
знаний
о
правильном
питании,
умений
в
организации
самостоятельной
двигательной
деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
9.Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает:
знание
программ,
методик
и
технологий
по
здоровьесбережению
детей;
использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для
полноценного
физического,
психического
и
социально-личностного
развития
ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
11. Разделы программы
Программа реализуется через следующие разделы:
Укрепление материально-технической базы ДОУ.
Работа с детьми.
Работа педагогов.
Работа с родителями (законными представителями).
11.1. Укрепление материально-технической базы
В
дошкольном
учреждении
создана
материально-техническая
база
для
жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по укреплению
и развитию предметно-развивающей среды. При создании предметно-развивающей
среды
воспитатели
учитывают
возрастные,
индивидуальные
особенности
детей
своей
группы.
Оборудованы
групповые
комнаты,
включающие
игровую,
познавательную, обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современным
игровым оборудованием, современными информационными стендами. Предметная
среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и
достаточного»
для
каждого
вида
деятельности,
представляет
собой
«поисковое
поле»
для
ребенка,
стимулирующее
процесс
его
развития,
саморазвития
и
социализации. В детском саду не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям,
созданная
развивающая
среда
открывает
нашим
воспитанникам
весь
спектр
возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных
ее
элементов.
Все
кабинеты
и
помещения
эстетично
оформлены,
обеспечены
необходимыми
учебно-
наглядными
пособиями,
дидактическим
материалом,
техническими средствами обучения. Система кабинетов и групповых помещений
соответствует
санитарно-гигиеническим
требованиям
для
обеспечения
работоспособности и полноценного развития воспитанников. В целях улучшения
материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса разработан
план укрепления материально-технической базы МБДОУ. Материально-техническая
база в целом достаточна и позволяет стабильно создавать условия для качественной
организации и проведения образовательного процесса
Предметно-развивающая
среда
детского
сада
обеспечивает
все
условия
для
организации всех видов детской деятельности, организована с учетом интересов
детей
и
отвечает
их
возрастным
особенностям.
В
каждой
группе
имеется
необходимый, разнообразный игровой материал, накоплено и систематизировано
методическое
обеспечение
реализуемой
образовательной
программы.
В
группах
имеется оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками и
родителями для развития сенсорных эталонов, мелкой моторики рук, сюжетно-
ролевых игр и т.д. В детском саду созданы условия для познавательно-речевого,
социально-личностного,
художественно-эстетического
и
физического
развития
детей.
11.2. Работа с детьми.
№ Формы и методы
Содержание
1.
Обеспечение здорового
ритма жизни
щадящий режим (адаптационный период);
гибкий режим.
2.
Физические упражнения
утренняя гимнастика;
физкультурно-оздоровительные занятия;
подвижные и динамические игры;
спортивные игры;
пешие прогулки (походы, экскурсии).
3.
Гигиенические и водные
процедуры
умывание;
мытье рук;
обеспечение чистоты среды;
занятия с водой (центр вода и песок).
4.
Свето-воздушные ванны
проветривание помещений;
сон при открытых фрамугах;
прогулки на свежем воздухе;
обеспечение
температурного
режима
и
чистоты
воздуха.
5.
Активный отдых
развлечения, праздники;
игры-забавы;
дни здоровья.
6.
Арома- и фитотерапия
витаминизация напитков;
профилактика
распираторных
заболеваний
при
помощи нагрудных медальонов с чесноком и луком.
7.
Диетотерапия
рациональное питание.
8.
Светотерапия
обеспечение светового режима.
9.
Музтерапия
музыкальное сопровождение режимных моментов;
музыкальное оформление фона занятий;
музыкально-театральная деятельность.
10.
Спецзакаливание
дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
стопотерапия;
игровой массаж.
11.
Пропаганда здорового
образа жизни
экологическое воспитание;
периодическая печать;
курс бесед;
специальные занятия.
11.2.1 Лечебно-профилактическая работа
Она включает в себя:
физкультурные занятия босиком;
подвижные игры и физические упражнения на улице;
дыхательная гимнастика после сна;
спортивные игры и соревнования;
пальчиковые упражнения для укрепления здоровья;
босохождение босиком по массажным следам и дорожкам;
профилактика распираторных заболеваний при помощи нагрудных медальонов
с чесноком и луком;
режимное кварцевание группы;
точечный самомассаж.
Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы.
Профилактическо-оздоровительная работа в нашем ДОУ должна быть направлена в
первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить
профилактическим мероприятиям:
-осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с
графиком;
-дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
-не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;
-для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть
укороченными;
-2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей
(матрацев, подушек, одеял);
-2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка
снегом);
-своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
-соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
-во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.
11.2.2. Система эффективного закаливания.
Закаливание
повышает
сопротивляемость
организма
инфекционным
заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное
влияние на психосоматическое состояние ребенка.
Воспитатели
выбирают
из
предложенных
методов
закаливающие
процедуры,
которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении
используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.
Обязательное
условие
закаливания
—
соблюдение
принципов
постепенности
и
систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через
несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.
1.
Основные факторы закаливания
з а к а л и в а ю щ е е
в о з д е й с т в и е
органично вписывается в каждый
элемент режима дня;
з а к а л и в а ю щ и е
п р о ц е д у р ы
различаются как по виду, так и по
интенсивности;
закаливание
проводится
на
фоне
р а з л и ч н о й
д в и г а т е л ь н о й
а к т и в н о с т и
д е т е й
н а
физкультурных
занятиях,
других
режимных моментах;
2.
Комплекс
закаливающих мероприятий
соблюдение температурного режима
в течение дня;
правильная организация прогулки и
её длительности;
соблюдение
сезонной
одежды
во
в р е м я
п р о г у л о к
с
у ч ё т о м
и н д и в и д у а л ь н о г о
с о с т о я н и я
здоровья детей;
облегченная
одежда
для
детей
в
детском саду;
дыхательная гимнастика после сна
3.
Методы
оздоровления
босохождение по массажным следам
и дорожкам;
дозированный оздоровительный бег
на воздухе (в течение года)
релаксационные
упражнения
с
использованием музыкального фона
(музыкотерапия).
11.2.3. Полноценное питание.
Принципы организации питания:
выполнение режима питания;
гигиена приёма пищи;
ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
эстетика организации питания (сервировка);
индивидуальный подход к детям во время питания;
правильность расстановки мебели.
11.2.4. Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование
защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению
необходимыми движениями.
1.
О с н о в н ы е
п р и н ц и п ы
организации
ф и з и ч е с ко го
воспитания в детском саду
физическая
нагрузка
адекватна
возрасту,
полу
ребенка,
уровню
его
физического
развития,
биологической зрелости и здоровья;
с о ч е т а н и е
д в и г а т е л ь н о й
а к т и в н о с т и
с
общедоступными закаливающими процедурами;
медицинский контроль за физическим воспитанием и
оперативная
медицинская
коррекция
выявленных
нарушений в состоянии здоровья
2.
Формы организации
физического
воспитания
физические занятия в зале
дозированная ходьба;
оздоровительный бег;
физкультминутки;
физкультурные досуги, праздники, "Дни здоровья";
утренняя гимнастика
3.
Физкультурные
занятия
разнообразны
по
форме
и
содержанию в зависимости от
задач
традиционные;
игровые: в форме подвижных игр малой, средней и
большой интенсивности.
сюжетно-игровые,
дающие
более
эмоциональные
впечатления.
тематические занятия: "Осень в гости просим ";
занятия – тренировки: закрепление знакомых детям
упражнений, элементов спортивных игр, например,
футбол, волейбол, ритмика;
занятия - походы;
занятия в форме оздоровительного бега;
музыкальные
путешествия
–
тесная
интеграция
музыки и движений;
Занятия на "экологической тропе"
11.2.5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (4-х разовое),
укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем
воздухе
и
в
помещениях
при
выполнении
физических
упражнений.
Остальные
компоненты оздоровительного режима динамические.
Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная
индивидуальная
двигательная
активность
с
преобладанием
циклических
упражнений,
достаточная
индивидуальная
умственная
нагрузка
и
преобладание
положительных эмоциональных впечатлений.
Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
Санитарно-просветительская
работа
с
сотрудниками
и
родителями
(законными
представителями ).
11.2.6.
Создание
представлений
о
здоровом
образе
жизни
.
Основная
идея:
здоровый
образ
жизни
не
формируется
с
помощью
отдельных
мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать
решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
формирование элементарных представлений об окружающей среде;
формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить
свои состояние и ощущения;
обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в
опасных жизненных ситуациях.
Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые
условия:
сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому
ребёнку;
отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и
взаимопонимания;
сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе;
развивающая
предметно-пространственная
среда
организована
с
учётом
потребностей и интересов детей;
педагоги
стараются
эстетично
оформить
интерьер
групповых,
раздевальных,
спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;
эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения
разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов,
праздников;
большой
вклад
вносят
в
это
музыкальный
руководитель
и
воспитатели
групп;
проводят
посиделки,
экологические
мероприятия,
спортивные
праздники
и
развлечения: "масленица", "веселые старты";
снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию,
построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход к каждому
ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
появлению
положительных
эмоций
способствуют
сюжетно-ролевые
игры
–
драматизации, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр;
большая
роль
в
психо-коррекционной
работе
отводится
музыкотерапии,
прежде
всего,
классической,
которая
может
оказывать
эмоциональное
оздоровительное
влияние на психику ребёнка (успокаивает).
11.2.7. Примерное
календарно
–
тематическое
планирование
по
формированию
у
детей старшей группы навыков здорового образа жизни.
Основные направления:
—
формирование установки на здоровый образ жизни, как основное условие сохранение
и укрепление здоровья;
—
ознакомление детей со способами профилактики заболеваний и предотвращение
травматизма;
—
привитие навыков личной гигиены;
—
формирование бережного отношения к своему здоровью
Сентябрь.
Ребёнок и здоровье.
Беседы:
«Как я буду заботиться о своем здоровье»;
«Что нужно делать, чтобы быть здоровым».
Игра «Помоги Зайке сберечь здоровье».
Задачи: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На
основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности
жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать
помощь друг другу. Приобщение детей к ценностям ЗОЖ; формирование
представлений о влиянии на работу образа жизни человека. Учить заботиться о своем
здоровье. Воспитывать привычку ЗОЖ.
Дидактические игры:
«Съедобное – несъедобное»,
«Что полезное и вредное для зубов»,
«Правила гигиены»,
«Подбери одежду по сезону».
Задачи: Продолжать учить детей правилам гигиены.
«Светофор».
Задачи: Знакомить с правилами перехода улицы.
Сюжетно/ролевые игры:
«Поликлиника», «Больница».
Задачи: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских
работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять
роли.
«Автобус».
Задачи: Расширять представления об улицах города.
Чтение:
К.Чуковский «Доктор Айболит»,
А. Барто «Девочка чумазая».
Задачи: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать
навыки здорового образа жизни.
Чтение стихотворения А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный».
Изобразительная деятельность:
Рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая».
Задачи: Продолжать формировать у детей навыки личной гигиены,учить видеть красоту
в чистоте и опрятности с помощью художественного творчества.
Рисование «Автобус», «Разноцветный светофорчик».
Задачи: Закреплять знания о городском транспорте, правилах дорожного движения с
помощью рисунка.
Консультации, беседы, рекомендации для родителей:
Консультация: «Формирование у детей здорового образа жизни».
Октябрь.
Полезные продукты.
Беседы:
«Фрукты полезны взрослым и детям», «Витамины и полезные продукты».
«Наши помощники – витамины»,
«Главные правила еды».
Цель: Закрепить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для
здоровья человека. Учить детей осознанно подходить к своему питанию. Помочь
осознать, что рекламируют не самое полезные продукты питания. Учить отличать
полезные продукты. Здоровье зависит от правильного питания.
«О значении физкультуры».
Задачи: подвести детей к пониманию значимости физкультуры для людей.
« Я пешеход».
Задачи: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.
Дидактические игры:
«Узнай по описанию»,
«Разложи на тарелках полезные продукты»,
«Съедобное – несъедобное»,
«Угадай по описанию»
«Сложи картинку» (фрукты).
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по
описанию, упражнять в умении дифференцировать овощи и фрукты. Формировать
первичное знание о съедобных и несъедобных продуктах.
Игра на внимание: «Вершки и корешки».
Цель: Обеспечить развитие детей классифицировать овощи по принципу съедобности
корня и стебля; развивать внимание, память, формировать интерес к
играм. Способствовать формированию представлений детей о пользе и вреде еды для
организма.
Дидактическая игра « Кто чем управляет».
Задачи: Работа по словообразованию. Расширять знания о видах транспорта
Сюжетно/ролевые игры:
«Овощной магазин»,
«Угостим куклу чаем».
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру поведения в
общественных местах. Формировать умение правильно сидеть за столом, пользоваться
столовыми приборами.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе».
Задачи: Уточнить знания детей о назначении автобуса и о том, кто работает на нем,
способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия между детьми.
Чтение Ю.Тувим «Овощи»,
Г.Зайцев «Приятного аппетита».
Рисование, лепка, аппликация « овощи, фрукты - витаминные продукты»
Закрепить представления детей о витаминах растительного происхождения через
рисунки и поделки из бумаги и пластилина.
Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка».
Задачи: создавать радостное настроение
.
Художественное творчество:
Рисование на тему «Осторожно дорога», «Транспорт будущего».
Задачи: Совершенствовать знания о различных видах транспорта.
Консультации, беседы, рекомендации для родителей:
Консультация для родителей
«Здоровое питание – здоровый ребенок».
Ноябрь
Личная гигиена.
Беседы:
«Умывание каждый день»,
«Средства гигиены»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию
привычки к опрятности (мыло, полотенце, зубная паста). Формировать умение детей
как нужно ухаживать за зубами и правильно питаться.
Игра-экспериментирование «Грязные и чистые ручки», «Теплая или холодная вода».
Цель: Формировать умение детей делать выводы, мышление, вызвать радость от
открытия полученных опытов.
Дидактические игры:
«Нас лечат врач и медсестра».
Задачи:
Расширять представления детей о профессии врача и медсестры. Учить
осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять.
«Учим дорожные знаки».
Задачи: Расширять знания о правилах пешеходов на дороге(проезжей части и на
тротуаре).
Сюжетно/ролевые игры «Искупаем куклу Катю
»,
«Салон красоты».
Цель: Формировать практические умения при умывании и купании куклы, закреплять
знания о предметах личной гигиены.
Чтение:
К.Чуковский «Мойдодыр», З.Александрова «Купание», потешки :
«Расти коса до пояса», «Водичка водичка».
Задачи: Закреплять знания о необходимости соблюдения личной гигиены с помощью
художественного слова.
Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история».
Задачи: Формировать целостную картину мира и первичных ценностных
представлений.
Художественное творчество:
Рисование «Красивое полотенце».
Задачи: Закреплять КГН с помощью рисунка.
Консультации, беседы, рекомендации для родителей:
Консультация:
«
Личная гигиена ваших детей
».
Декабрь.
Наше здоровье.
Беседы:
«Наше здоровье зимой»,
«Правила поведения в детском /саду»,
«Как мы занимаемся физкультурой».
Цель: Рассказать о значении физкультурных занятий для здоровья детей. Формировать у
детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в
холодный период года. Формировать основы безопасного поведения в группе и на
участке.
«Как себя надо вести в транспорте».
Задачи: Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасности на улицах
города и в транспорте.
Дидактические игры:
«Назови зимние вид спорта»,
«Покажи мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться»,
«Зимние игры и забавы».
Задачи:Способствовать развитию знаний зимних видов спорта. Закрепить знание
названий одежды; совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.
Формировать знания у детей зимней одежды и порядок одевания. Прививать интерес к
зимним играм и забавам.
Игра-фантазирование «Что будет, если…».
Цель: продолжать знакомить детей с назначением одежды, обуви, головных уборов.
Формировать осознанное отношение к использованию человеком одежды.
Чтение:
С. Шукшина «Как беречь нос», «Прививка». Е.Багрян «Маленький спортсмен»,А.Барто
«Наступили холода».
Задачи: Вызывать желание заботиться о своем здоровье с помощью художественного
слова.
Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на свете».
Задачи: закреплять знания о безопасном поведении.
Сюжетно/ролевые игры:
«На приеме у врача»,
«Больница».
Задачи: Формировать навык пользования носовым платком, приучать детей при
чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если кто-нибудь находится рядом.
Развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о
профессиях врача, медсестры, аптекаря.
«ГИБДД».
Задачи: Совершенствовать умение детей самостоятельно брать на себя различные роли
в соответствии сюжетом игры, использовать атрибуты.
Художественное творчество:
«Украсим варежки».
Задачи: Закреплять знания о сезонной одежде.
Ручной труд: «Машина грузовая» (строительный материал).
Задачи: учить детей сооружать постройки из строительного материала, делать её
устойчивой, используя приемы приставления и накладывания. Продолжать укреплять
товарищеские отношения в группе. Формировать умение сообща делать общее дело:
сооружать грузовик из строительного материала. Развивать воображение, речевую
активность.
Консультации, беседы, рекомендации для родителей:
Консультация: «Здоровый образ жизни в семье».
Январь
Витамины и здоровье.
Беседы:
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»,
«Где живут витамины».
Задачи: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
«Моя дорожная грамота».
Задачи: Формировать знания о назначении информационно- указательных знаков:
«Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «
Перекресток», «Место стоянки».
Дидактические игры «Угадай на вкус»,
«Назови правильно»,
«Полезно – неполезно».
Цель: Закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов, умение определять их по
вкусу.
«Дорожные знаки»: продолжать учить различать информационно- указательные,
запрещающие и разрешающие знаки.
Чтение:
С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», Про девочку, которая сама
себя вылечила».
Цель: Вызывать желание заботиться о своем здоровье с помощью художественного
слова.
Стихотворение А. Усачева « Футбольный мяч», В.И. Мирясова ( стихи про транспорт).
Цель: дать знания детям о правилах поведения перехода улицы, игр на проезжей части с
помощью художественного слова. Закреплять знания о транспорте.
Сюжетно/ролевая игра « Аптека».
Цель: Развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о
профессиях врача, провизора, аптекаря.
«ГИБДД».
Задачи: Совершенствовать умение детей самостоятельно брать на себя различные роли
в соответствии сюжетом игры, использовать атрибуты.
Художественное творчество:
Лепка: «Яблоки, апельсины и мандарины».
Цель: Закреплять знания о продуктах содержащих витамины.
Аппликация: «Вырежи и наклей грузовик».
Цель: Закрепление знаний о видах транспорта, составных частях машин.
Консультации, беседы, рекомендации для родителей:
Консультация: "Витамины здоровья".
Февраль.
Тело человека.
Беседы: «Моё тело»,
«Мы все похожие но разные»,
«Чтобы ушки слышали»,
«Глаза мои помощники».
Цель: Познакомить детей с частями тела, формировать знания об отдельных частях
своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Повышение интереса детей к здоровому
образу жизни.
« Как я с мамой перехожу дорогу».
Задачи: Закреплять знания о назначении светофора, «зебры».
« Путешествие в метро».
Задачи: Знакомство с подземным транспортом, его особенностями и правилами
поведения в нем.
Дидактические игры:
«Запомни движение»,
«Покажи части тела».
Цель: Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные
движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
Дидактические игры:
«Узнай предмет по звуку».
Задачи: Рассказать о роли слуха в жизни человека, развивать слуховое восприятие,
учить соотносить звук с предметом или его частью.
«Да - нет». (Транспорт).
Задачи: Формировать у детей умение определять и различать виды транспорта.
Понимать и называть отличия. , уметь классифицировать объекты по признакам.
Чтение:
С.Прокофьев «Румяные щечки»,
С.Маршак «Тело человека».
Задачи:
Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов; сформировать
представление о том, что каждая часть тела человека и каждый орган имеют большое
значение для него.
Т. Александровой «Светофорчик».
Задачи: Формировать целостную картину мира и первичных ценностных
представлений.
Сюжетно/ролевые игры:
«Расскажем Мишке, как нам измеряли рост».
Цели: закрепить знания о частях тела человека.
«Пешеходы и водители».
Задачи: Закреплять знания о правилах безопасности на дорогах города.
Художественное творчество:
Рисование «Машины на нашей улице».
Спортивное развлечение: «Мы спортивные ребята».
Задачи: Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать
атмосферу радостного настроения; развивать силу, ловкость, выносливость;
воспитывать чувство солидарности, взаимопомощи.
Консультации, беседы, рекомендации для родителей:
Рекомендации для родителей: «Человек, части тела».
Март.
Будем спортом заниматься.
Беседы:
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»,
«Чистота – залог здоровья»,
«Как мы были в кабинете медсестры».
Цель: Рассказать детям, как связаны здоровье и чистота. Познакомить с предметами,
необходимыми врачу и медсестре для работы. Способствовать формированию основ
здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.
«Как машины людям помогают».
Задачи: Расширять представления о спецтранспорте ( «Скорая помощь», «подъемный
кран», «Эксковатор».)
Дидактические игры:
«Назови вид спорта»,
«Если кто-то заболел».
Цель: закреплять знания о профессиях врача и медсестры; раскрыть значение скорой
помощи. Закрепить название некоторых видов спорта.
Сюжетно/ролевые игры:
« Больница», «Аптека».
Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни, потребность в двигательной
деятельности. Развить игровой диалог, игровое взаимодействие; закрепить знания о
профессиях врача, медицинской сестры.
Игра «Паровоз – здоровья».
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям
физической культурой.
Рисование: «Скорая помощь».
Консультации, беседы, рекомендации для родителей:
Консультация: «Движение и здоровье». Нескучные советы.
Апрель.
Опасности вокруг нас.
Беседы:
«Вредные привычки»,
«Опасные предметы вокруг нас»,
«Осторожно лекарства».
Цель: Формирование знаний детей о здоровом образе жизни. Учить детей осторожному
обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности.
«Опасный перекресток».
Задачи: Расширять об особенностях движения транспорта на перекрестке».
Презентация: «Врачи – наши помощники».
Цель: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность
быть здоровым. Расширять и углублять знания о работе врачей
Дидактические игры:
«Опасно - безопасно»,
«Скорая помощь»,
«Я знаю, что можно, что нельзя».
Цель: Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих
опасность.
Сюжетно/ролевые игры:
«Мы шоферы», «Больница».
Цель: Обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице. Закрепить
знание детей о профессии врача, способствовать формированию основ здорового образа
жизни.
Чтение:
С.Маршак «Кошкин дом»;
В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».
Цель: Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях
,
представляющих
опасность с помощью художественного слова.
Папка-ширма: «Учим детей основам безопасности».
Художественное творчество:
Рисование «Перекресток»;
Аппликация «Светофор».
Консультации, беседы, рекомендации для родителей:
Консультация «Безопасность ребёнка
»
Май.
Закаляйся - если хочешь быть здоров.
Беседы:
«Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»,
«Как стать сильными и здоровыми»,
«Лето красное – для здоровья время прекрасное".
Цель: Сформировать представление о пользе закаливания в летний период.
« Кто самый грамотный» (ПДД).
Задачи: продолжать работу по закреплению знаний о правилах безопасного поведения
на улице.
Дидактические игры:
«Утро начинается»,
«Что такое хорошо, что такое плохо»,
« На прогулке».
Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить
изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с
животным.
« Как я знаю правила поведения».
«Можно – нельзя».
Цель: Закреплять знания о правилах предписанным пешеходам, пассажирам, водителям
в игровых ситуациях.
Сюжетно/ролевые игры:
«Семья»,
«Аптека».
Цель: закрепить знания о профессиях врача и фармацевта, способствовать
формированию основ здорового образа жизни.
11.2.8.
Летняя
оздоровительная
работа
Формы организации оздоровительной работы:
закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода,
сон в трусиках, ходьба босиком;
физкультурные
занятия
в
природных
условиях
(на
лугу,
спортивной
площадке);
туризм ( экскурсии);
физкультурные досуги и развлечения;
утренняя гимнастика на воздухе;
витаминизация: соки, фрукты.
11.3.Организационные методические мероприятия:
1.
Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новой
программы,
в области
физического воспитания детей дошкольного возраста.
2.
Разработка
систем
физического
воспитания,
основанных
на
индивидуальном
подходе.
3.
Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
4.
Диагностика состояния здоровья детей .
5.
Диагностика
среды
жизнедеятельности
ребёнка,
включая
образовательную,
психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
6.
Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно –
гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
7.
Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
8.
Пропаганда здорового образа жизни.
9.
Обучение
дошкольников
здоровому
образу
жизни,
проведение
бесед,
занятий,
психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за
своё здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению:
1.
Мероприятия
по
формированию
у
дошкольников
мотивации
здоровья
и
поведенческих навыков здорового образа жизни.
2.
Максимальное
обеспечение
двигательной
активности
детей
в
детском
саду
на
занятиях
по
физкультуре,
в
перерывах
между
занятиями,
использование
физкультурных
минуток,
включение
элементов
пальчиковой
гимнастики
на
развивающих занятиях.
3.
Необходимо
широкое
использование
игровых
приёмов,
создание
эмоционально
значимых
для
детей
ситуаций,
обеспечение
условий
для
самостоятельной
практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети
могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
4.
Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
5.
Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
6.
Беседы, занятия.
11.4. Работа с родителями (законными представителями)
Одним
из
основных
направлений
по
формированию
физически
и
психически
здорового ребёнка является работа с родителями (законными представителями).
Если
мы
хотим
вырастить
нравственное
и
физически
здоровое
поколение,
то
должны решать эту проблему "всем миром", семья, детский сад, общественность.
Для
себя
мы
определили
следующие
задачи
работы
с
родителями
(законными
представителями):
1.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
2.
Пропаганда общественного дошкольного воспитания;
3.
Изучение,
обобщение
и
распространение
положительного
опыта
семейного
воспитания;
4.
Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических
проблем развития ребёнка;
5.
Вооружение
родителей
(законных
представителей)
основами
психолого-
педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары;
6.
Валеологическое просвещение родителей (законных представителей) в создании
экологической и психологической среды в семье;
7.
Включение родителей(законных представителей) в воспитательно-образовательный
процесс.
Формы работы с родителями:
1.
Проведение родительских собраний, семинаров, консультаций.
2.
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3.
Дни открытых дверей.
4.
Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
5.
Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и
вновь прибывших).
6.
Совместные занятия для детей и родителей
7.
Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями (законными представителями)
используем план изучения семьи:
структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование,
профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми,
стиль общения);
основные
принципы
семейных
отношений
(гуманизм
или
же стокость,
ответственность
или
анархия,
взаимное
доверие
или
подозрительность,
взаимопомощь или невнимание и т.п.);
стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или
отрицательные, причины семейных конфликтов;
социальный
статус
отца
и
матери
в
семье,
степень
участия
в
воспитательном
процессе, наличие желания воспитывать ребёнка;
воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность
родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
1.
Анкета для родителей (законных представителей);
2.
Беседы с родителями, (законных представителей);
3.
Беседы с ребёнком.
4.
Наблюдение за ребёнком.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с
родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1.
Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2.
Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3.
Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4.
Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с
заболеваниями бронхолёгочной системы.
5.
Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6.
Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
7.
О питании дошкольников.
8.
Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих
детей.
9.
Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
11. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.)
и их влияние на здоровье детей.
13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.