Напоминание

Проект по организации духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ.


Автор: Слабковская Людмила Михаййловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Белгородская обл.п.Ракитное
Наименование материала: проект
Тема: Проект по организации духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по организации духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ.

Тема: «Семья–это главное в жизни моей».

Слабковская Л.М.– воспитатель, муниципального

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №3» Ракитянского района,

Белгородской области

Работа

с

родителями

по

духовно-нравственному

воспитанию

детей

Актуальность.

Духовно-нравственное

воспитание

детей -

это

одна

из

основных

задач

д о ш ко л ь н о г о

о б р а з о в а т е л ь н о г о

у ч р е ж д е н и я .

В

р о с с и й с к о й

педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной

сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим,

добродетельным,

милосердным,

совестливым,

верящим

в

возможность

совершенствования мира и людей.

Дошкольный возраст - важнейший период в духовно-нравственном становлении

и развитии личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот

огромный, удивительный и прекрасный мир. У ребенка формируются основы

отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно -

нравственного воспитания расширяются

и

углубляются

понятия

о

родных

людях

в

семье,

прививаются

навыки

доброжелательного

общения

со

сверстниками,

даются

представления

о непосредственном и

д а л е ком

окружении: дом, двор, улица, город, страна.

В настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы

направление

православного

дошкольного воспитания. Обращаясь

к духовно-

нравственным

традициям

отечественного

образования

и воспитания,

значительно повышается эффективность воспитательной работы по духовно-

нравственному развитию детей, повышается компетентность воспитателей,

воспитанников,

родителей,

повышается

интерес

к

процессу

воспитания,

расширяется воспитательное пространство и обеспечивается активный выход в

общество.

Цель:

- сохранение духовно-нравственного здоровья детей;

- становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого,

инициативного, человека - гражданина России;

- применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

Задачи:

1.

Развивать

правовую

базу

для

духовно-нравственного

воспитания

в

процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности

детского сада.

2.

Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

3.

Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

4.

Совершенствовать

художественный

вкус,

развивать

творческий

потенциал каждого ребенка.

5.

Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

6.

Воспитывать

духовно-нравственные

чувства,

раскрывая

значение

православия

в

жизни

человека,

как

действие

любви,

добра,

человечности,

единения.

7.

Ориентировать

семью

на

духовно-нравственное

воспитание

детей,

ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии,

формирование представлений о формах семейного уклада.

8.

Формировать

привычки

готовиться

и

отмечать

вместе

с

родителями

православные календарные праздники.

9.

Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение

к результатам.

Тип проекта: краткосрочный.

Сроки проведения: 4месяца (январь-апрель 2020)

Участники проекта: воспитанники старей группы «А» (5-6 лет), воспитатели

группы, музыкальный руководитель, родители

Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт

родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой

работы

в

значительной

мере

зависит

уровень

педагогической

культуры

родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому

мы

считаем,

что

положительных

результатов

в

воспитании

ребёнка

можно

достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию

интереса

родителей

к

вопросам

воспитания.

В

нашей

работе

по

взаимодействию

с

родителями

мы

применяем

следующие

принципы:

системность,

учет

опыта

родителей,

целенаправленность,

учет

специфики

каждой семьи, доброжелательность, открытость.

Для того чтобы лучше узнать семью, в начале года мы составляем «социальный

паспорт» группы, в котором отмечаем следующие факторы: возраст родителей,

количество детей в семье, состав семьи, образовательный уровень родителей,

социально-экономическая ситуация в семье.

Учитывая

специфику

нашей

группы,

мы

стараемся

наладить

контакт

с

родителями с первых дней, направляем, просвещаем и чтобы наш коллектив

стал единым сообществом: воспитатели-дети-родители.

Это

позволило

спланировать

дальнейшую

деятельность

по

возрождению

традиций

православного

семейного

воспитания

и

определить

основные

направления работы:

духовно-образовательное;

культурно-познавательное;

нравственно-трудовое.

Исходя

из

этих

направлений,

организация

воспитательно-образовательного

процесса в группе подчинена единой цели – сохранение духовно-нравственного

здоровья

детей,

приобщение

их

к

нравственным

и

духовным

ценностям

православной

культуры

и

стремление

возродить

традиции

семейного

воспитания. При этом решаются следующие, выделенные как приоритетные,

задачи:

1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине и семье,

добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и

зависти,

верности

и

предательстве,

осуждении

и

прощении,

милосердии,

чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.

2. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства.

3. Формировать нравственные умения и привычки.

4. Ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей, знакомить

родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать

представления о формах семейного уклада.

Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в

начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый

план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению

человека

в

обществе.

Самая

большая

опасность,

которая

подстерегает

в

современном

мире

деградация

человека,

как

личности.

Семья

залог

нравственного

воспитания.

В

духовно-нравственном

воспитании

стали

проявляться

отрицательные

черты:

компьютеры

и

необдуманные

просмотр

телевизора

вытолкнули

на

второй

план

книги,

живое

общение

заменили

виртуальные

смс.

Материальная

сторона

жизни

стала

доминировать

над

духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие,

сострадание и патриотизме. Что такое духовно-нравственное воспитание —

составляющие

воспитание

нравственности

у

ребенка

основывается

на

взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или

детский

сад,

семья

и

непосредственно,

ребенок.

На

современном

этапе

лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно

заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями. Семьи и

детский

сад

два

приоритетных

места,

где

происходит

полноценное

формирование человека, как личности. Нравственные основы — цель духовно-

нравственного воспитания. Семья – залог нравственного воспитания. Слабым

местом в формировании правильных нравственных представлений, является

семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у

детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и

различные

образцы

поведения

в

ходе

подражания,

чаще

всего

родителям.

Поэтому

главной

задачей

в

нравственном

воспитании

стоит

донесение

до

семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и

семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо

донести,

что

семья

несет

ответственность

за

воспитание

детей.

Семейные

ценности — основа духовно-нравственного воспитания .К новым, современным

традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на

каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который

будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день

рожденье или 8 марта. Совет: необходимо как можно больше уделять времени

для

общения

со

своим

ребенком.

Читать

ему

книги,

смотреть

вместе

мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями. Кадры из добрых

мультфильмов. При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение

добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние

современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной

темой

для

следующего

родительского

собрания

или

консультации.

Задачи,

формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье Задачи, которые

должны ставить перед собой родители, просты: научить детей отличать добро и

зло,

учить

творить

добро

и

быть

милосердными;

формировать

чувство

уважения, любви к своей Родине; ориентировать на нравственное воспитание

дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.

Суть духовно-нравственного воспитания в семье

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:

родительские собрания на духовно-нравственную тематику; вечера-дискуссии;

открытые

показательные

выступления

педагогов;

завлечение

родителей

для

совместной

деятельности:

проведение

выставок,

конкурсов,

театральных

постановок;

индивидуальные

консультативные

встречи

со

специалистами:

психолог, педагог и воспитатель; совместные с детьми экскурсии; активное

участие

родителей

в

жизни

детского

сада

или

школы

(помощь

в

благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)

общий

с

родителя

досуг.

При

совместном

с

родителями

духовно-

патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели:

формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его

миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести

ответственность за свои поступки. Прежде чем начать воспитательную работу с

родителями

по

нравственному

воспитанию

детей,

необходимо

провести

диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие

родителей

больше

всего.

Чаще

родители

интересуются

сенситивными

периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к

школе

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

На

занятиях

по

социализации

уместным

будет

познакомить

детей

с

профессиями

своих

родственников.

Формировать

у

них

добросовестное

отношение

к

любому

делу.

Отличным

праздником,

где

напрямую

будут

взаимодействовать

дети,

и

родители

станут:

спортивно-развлекательный

праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта. Утренники для младших

школьников — один из методов воспитания Важно: родителям детей старшего

дошкольного

возраста

(6

лет)

следует

помнить,

что

уровень

развития

познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне

младшего

дошкольника,

где

основной

вид

деятельности

все

еще

игра.

Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.

Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания

Духовно-нравственное

воспитание

тесно

переплетается

с

патриотическим

воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и

любовь

к

своей

семье.

В

настоящее

время

все

больше

семей

стараются

привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в

целом.

Правильным

решением

станет

совместный

просмотр

фото

книг,

кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований.

К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно

оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями

своего народа. Патриотическое воспитание — одна из главных составляющих

духовно-нравственного развития Детям свойственно совершать необдуманные,

эмоционально

окрашенные

поступки.

Но

на

их

фоне,

все

равно,

можно

просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже

могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки

других

людей,

отличать

хорошие

и

плохие

дела,

сформировался

навык

проявления

милосердия,

отзывчивости.

Воспитание

любви

к

родине

актуальность опыта Воспитание духовно-нравственных представлений — дело

не

одного

дня

и

даже

не

месяца.

Это

повседневная

работа

родителей

и

педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и

родному краю.

Задачи проекта:

-

провести

занятия,

беседы,

развлечения

по духовно-нравственному

воспитанию;

- организовать художественные и фотовыставки по данной тематике проекта;

-

ознакомить детей

с

литературными, художественными

и

музыкальными

произведениями по тематике;

-

использовать

в

реализации

проекта

консультации,

рекомендации

для

родителей по данной тематике;

- провести физкультурное мероприятие, посвященное дню здоровья, совместно

с родителями воспитанников;

- подбор литературы и иллюстраций с коми сказками и фольклором;

- изготовление альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный.

- изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта:

довести до участников важность данной темы;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы по

теме проекта;

- организация развивающей среды в группе;

- составление плана работы.

2 этап: Основной:

- ознакомление детей с художественной литературой;

-рассмотрение картин, иллюстраций, фотографий и беседы по их содержанию;

-работа с родителями;

-НОД;

-проведение мероприятий;

-прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

-рисование и аппликация с детьми;

-создание и проведение презентации.

3 этап: Заключительный:

- анализ результатов проекта;

-выставка детских рисунков и фотовыставка;

- выпуск альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».

Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию

детей:

- семья (родители, кем работают);

- детский сад (название сада, группы);

- родной край (Белгородская область. п.Ракитное);

- страна (Россия, столица, символика).

Организация развивающей среды:

- пополнение

уголка

по

нравственно-патриотическому

воспитанию

(внести

куклу в национальном

костюме, предметы быта, фотоальбом «Мой город»,

альбом «Православные храмы»);

-

пополнение

настольных

дидактических

игр

по

духовно-нравственному

воспитанию;

- оформление «Стены Добрых дел» (рисунки и фотографии детей);

- пополнение книжного уголка художественной литературой по теме проекта

(русские народные сказки о добре и зле).

В проекте выделены несколько направлений работы:

1.

Духовно-образовательное (занятия,

беседы,

устные

поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники,

игры:

подвижные

и

назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление

подарков, открыток к праздникам

Ожидаемый результат:

При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие

результаты:

1. Стабилизация эмоционального состояния детей.

2.

Возникновение

у

детей

личностной

и

нравственной

саморегуляции;

понимание

общественного

смысла

нравственной

нормы;

усвоение

детьми

социальных

форм

выражения

чувств.

Проявление

заботы,

сочувствия,

взаимопомощи.

3. В результате совместной деятельности дети будут приобщаться к народному

творчеству

и

театральной

деятельности,

расширять

знания

о

базовых

социокультурных

ценностях,

о

традициях

слова,

образа,

дела,

будет

сформирован запас литературных впечатлений.

4. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям

знаний, формирует навыки сотрудничества.

5. Особую роль нужно отводить просвещению родителей, консультациям по

использованию

в

воспитании

сказок,

разъяснить

им

большую

значимость

семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка

нравственных

положительных

эмоций.

Чтение

сказок

может

стать

доброй

семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Оценка результатов:

Для

оценки

эффективности

данного

проекта

по

духовно-нравственному

и

эмоциональному

развитию

детей

провести

диагностику

в

начале

и

конце

работы, используя соответствующие методики. Оценка качества практической

деятельности будет оцениваться при проведении совместного мероприятия с

родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Создание

единой

системы духовно-нравственного

воспитания в

дошкольном

учреждении

на

основе

взаимодействия

всех

участников

образовательного

процесса

предполагает

положительные

результаты.

Повышается духовно-

нравственный

потенциал

педагогов

и

профессиональная

компетентность

в

вопро с ах духовно-нравственного

воспитания

дошкольников,

возрастает

интерес родителей к формированию личности ребенка, родители включаются в

деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие

детей.Составляющая

воспитания в

таком

случае

заключается

в

содействии

ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на

этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств,

отношений

и

поведения,

мировоззренческую

позицию

в

социальной

деятельности ребенка:

во

взаимоотношениях

с

другими

людьми

(помогать

другим,

человеческое

благородство).Известно,

что

основной духовно-

нравственного воспитания являются духовная культура той среды, в которой

живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Ближайшее

социальное окружение ребенка оказывается определяющим в формировании

внутреннего

мира

ребенка,

воспитании

настоящего

достойного

человека

гражданина Российской Федерации

Литература:

1.

Гусев

В.Е.

Проблемы

фольклора

в

истории

эстетики.

М.

Л.,

1993.

2. Кокуева Л.В. духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных

традициях

своего

народа:

Методическое

пособие.

М.:

АРКТИ,

2005.

3. Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Каримова Л.Г. , Семикова Л.А. Мой родной дом.

Программа (для детей 4-7 лет). Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород:

Т а л а м ,

2 0 1 3 .

- 9 6 с .

4. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Осень – зима /

авт.-

со ст.

Г.А.

Лапшина.

Волгоград:

Учитель,

2015,

-

8 3 с .

5. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 2. Весна / авт.-

с о с т.

Г. А .

Л а п ш и н а .

В о л г о г р а д :

У ч и т е л ь ,

2 0 1 5 ,

-

1 1 1 с .

6. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и

з а б а в ы

д л я

д е т е й . _

М . :

Т Ц

« С ф е р а » ,

2 0 1 8 .

с

4 .

7. Соломенникова О.А. «Радость творчества». Ознакомление детей 5-7 лет с

народным

искусством.

2-е

изд.,

испр.

и

доп.

М.:

Мозаика-Синтез,

2005.

8. Ушинский К.Д. Соч., т.1. М.- Л., 1998,с.131.



В раздел образования




Яндекс.Метрика