Автор: Слабковская Людмила Михаййловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Белгородская обл.п.Ракитное
Наименование материала: проект
Тема: Проект по организации духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Проект по организации духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ.
Тема: «Семья–это главное в жизни моей».
Слабковская Л.М.– воспитатель, муниципального
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №3» Ракитянского района,
Белгородской области
Работа
с
родителями
по
духовно-нравственному
воспитанию
детей
Актуальность.
Духовно-нравственное
воспитание
детей -
это
одна
из
основных
задач
д о ш ко л ь н о г о
о б р а з о в а т е л ь н о г о
у ч р е ж д е н и я .
В
р о с с и й с к о й
педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной
сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим,
добродетельным,
милосердным,
совестливым,
верящим
в
возможность
совершенствования мира и людей.
Дошкольный возраст - важнейший период в духовно-нравственном становлении
и развитии личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот
огромный, удивительный и прекрасный мир. У ребенка формируются основы
отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно -
нравственного воспитания расширяются
и
углубляются
понятия
о
родных
людях
в
семье,
прививаются
навыки
доброжелательного
общения
со
сверстниками,
даются
представления
о непосредственном и
д а л е ком
окружении: дом, двор, улица, город, страна.
В настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы
направление
православного
дошкольного воспитания. Обращаясь
к духовно-
нравственным
традициям
отечественного
образования
и воспитания,
значительно повышается эффективность воспитательной работы по духовно-
нравственному развитию детей, повышается компетентность воспитателей,
воспитанников,
родителей,
повышается
интерес
к
процессу
воспитания,
расширяется воспитательное пространство и обеспечивается активный выход в
общество.
Цель:
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
- становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, человека - гражданина России;
- применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
Задачи:
1.
Развивать
правовую
базу
для
духовно-нравственного
воспитания
в
процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности
детского сада.
2.
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
3.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
4.
Совершенствовать
художественный
вкус,
развивать
творческий
потенциал каждого ребенка.
5.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
6.
Воспитывать
духовно-нравственные
чувства,
раскрывая
значение
православия
в
жизни
человека,
как
действие
любви,
добра,
человечности,
единения.
7.
Ориентировать
семью
на
духовно-нравственное
воспитание
детей,
ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии,
формирование представлений о формах семейного уклада.
8.
Формировать
привычки
готовиться
и
отмечать
вместе
с
родителями
православные календарные праздники.
9.
Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение
к результатам.
Тип проекта: краткосрочный.
Сроки проведения: 4месяца (январь-апрель 2020)
Участники проекта: воспитанники старей группы «А» (5-6 лет), воспитатели
группы, музыкальный руководитель, родители
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт
родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой
работы
в
значительной
мере
зависит
уровень
педагогической
культуры
родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому
мы
считаем,
что
положительных
результатов
в
воспитании
ребёнка
можно
достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию
интереса
родителей
к
вопросам
воспитания.
В
нашей
работе
по
взаимодействию
с
родителями
мы
применяем
следующие
принципы:
системность,
учет
опыта
родителей,
целенаправленность,
учет
специфики
каждой семьи, доброжелательность, открытость.
Для того чтобы лучше узнать семью, в начале года мы составляем «социальный
паспорт» группы, в котором отмечаем следующие факторы: возраст родителей,
количество детей в семье, состав семьи, образовательный уровень родителей,
социально-экономическая ситуация в семье.
Учитывая
специфику
нашей
группы,
мы
стараемся
наладить
контакт
с
родителями с первых дней, направляем, просвещаем и чтобы наш коллектив
стал единым сообществом: воспитатели-дети-родители.
Это
позволило
спланировать
дальнейшую
деятельность
по
возрождению
традиций
православного
семейного
воспитания
и
определить
основные
направления работы:
духовно-образовательное;
культурно-познавательное;
нравственно-трудовое.
Исходя
из
этих
направлений,
организация
воспитательно-образовательного
процесса в группе подчинена единой цели – сохранение духовно-нравственного
здоровья
детей,
приобщение
их
к
нравственным
и
духовным
ценностям
православной
культуры
и
стремление
возродить
традиции
семейного
воспитания. При этом решаются следующие, выделенные как приоритетные,
задачи:
1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине и семье,
добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и
зависти,
верности
и
предательстве,
осуждении
и
прощении,
милосердии,
чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.
2. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства.
3. Формировать нравственные умения и привычки.
4. Ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей, знакомить
родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать
представления о формах семейного уклада.
Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в
начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый
план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению
человека
в
обществе.
Самая
большая
опасность,
которая
подстерегает
в
современном
мире
–
деградация
человека,
как
личности.
Семья
–
залог
нравственного
воспитания.
В
духовно-нравственном
воспитании
стали
проявляться
отрицательные
черты:
компьютеры
и
необдуманные
просмотр
телевизора
вытолкнули
на
второй
план
книги,
живое
общение
заменили
виртуальные
смс.
Материальная
сторона
жизни
стала
доминировать
над
духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие,
сострадание и патриотизме. Что такое духовно-нравственное воспитание —
составляющие
воспитание
нравственности
у
ребенка
основывается
на
взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или
детский
сад,
семья
и
непосредственно,
ребенок.
На
современном
этапе
лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно
заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями. Семьи и
детский
сад
–
два
приоритетных
места,
где
происходит
полноценное
формирование человека, как личности. Нравственные основы — цель духовно-
нравственного воспитания. Семья – залог нравственного воспитания. Слабым
местом в формировании правильных нравственных представлений, является
семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у
детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и
различные
образцы
поведения
в
ходе
подражания,
чаще
всего
родителям.
Поэтому
главной
задачей
в
нравственном
воспитании
стоит
донесение
до
семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и
семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо
донести,
что
семья
несет
ответственность
за
воспитание
детей.
Семейные
ценности — основа духовно-нравственного воспитания .К новым, современным
традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на
каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который
будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день
рожденье или 8 марта. Совет: необходимо как можно больше уделять времени
для
общения
со
своим
ребенком.
Читать
ему
книги,
смотреть
вместе
мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями. Кадры из добрых
мультфильмов. При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение
добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние
современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной
темой
для
следующего
родительского
собрания
или
консультации.
Задачи,
формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье Задачи, которые
должны ставить перед собой родители, просты: научить детей отличать добро и
зло,
учить
творить
добро
и
быть
милосердными;
формировать
чувство
уважения, любви к своей Родине; ориентировать на нравственное воспитание
дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.
Суть духовно-нравственного воспитания в семье
Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:
родительские собрания на духовно-нравственную тематику; вечера-дискуссии;
открытые
показательные
выступления
педагогов;
завлечение
родителей
для
совместной
деятельности:
проведение
выставок,
конкурсов,
театральных
постановок;
индивидуальные
консультативные
встречи
со
специалистами:
психолог, педагог и воспитатель; совместные с детьми экскурсии; активное
участие
родителей
в
жизни
детского
сада
или
школы
(помощь
в
благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
общий
с
родителя
досуг.
При
совместном
с
родителями
духовно-
патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели:
формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его
миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести
ответственность за свои поступки. Прежде чем начать воспитательную работу с
родителями
по
нравственному
воспитанию
детей,
необходимо
провести
диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие
родителей
больше
всего.
Чаще
родители
интересуются
сенситивными
периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к
школе
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию
На
занятиях
по
социализации
уместным
будет
познакомить
детей
с
профессиями
своих
родственников.
Формировать
у
них
добросовестное
отношение
к
любому
делу.
Отличным
праздником,
где
напрямую
будут
взаимодействовать
дети,
и
родители
станут:
спортивно-развлекательный
праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта. Утренники для младших
школьников — один из методов воспитания Важно: родителям детей старшего
дошкольного
возраста
(6
лет)
следует
помнить,
что
уровень
развития
познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне
младшего
дошкольника,
где
основной
вид
деятельности
—
все
еще
игра.
Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.
Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания
Духовно-нравственное
воспитание
тесно
переплетается
с
патриотическим
воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и
любовь
к
своей
семье.
В
настоящее
время
все
больше
семей
стараются
привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в
целом.
Правильным
решением
станет
совместный
просмотр
фото
книг,
кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований.
К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно
оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями
своего народа. Патриотическое воспитание — одна из главных составляющих
духовно-нравственного развития Детям свойственно совершать необдуманные,
эмоционально
окрашенные
поступки.
Но
на
их
фоне,
все
равно,
можно
просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже
могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки
других
людей,
отличать
хорошие
и
плохие
дела,
сформировался
навык
проявления
милосердия,
отзывчивости.
Воспитание
любви
к
родине
—
актуальность опыта Воспитание духовно-нравственных представлений — дело
не
одного
дня
и
даже
не
месяца.
Это
повседневная
работа
родителей
и
педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и
родному краю.
Задачи проекта:
-
провести
занятия,
беседы,
развлечения
по духовно-нравственному
воспитанию;
- организовать художественные и фотовыставки по данной тематике проекта;
-
ознакомить детей
с
литературными, художественными
и
музыкальными
произведениями по тематике;
-
использовать
в
реализации
проекта
консультации,
рекомендации
для
родителей по данной тематике;
- провести физкультурное мероприятие, посвященное дню здоровья, совместно
с родителями воспитанников;
- подбор литературы и иллюстраций с коми сказками и фольклором;
- изготовление альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный.
- изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта:
довести до участников важность данной темы;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы по
теме проекта;
- организация развивающей среды в группе;
- составление плана работы.
2 этап: Основной:
- ознакомление детей с художественной литературой;
-рассмотрение картин, иллюстраций, фотографий и беседы по их содержанию;
-работа с родителями;
-НОД;
-проведение мероприятий;
-прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
-рисование и аппликация с детьми;
-создание и проведение презентации.
3 этап: Заключительный:
- анализ результатов проекта;
-выставка детских рисунков и фотовыставка;
- выпуск альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».
Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию
детей:
- семья (родители, кем работают);
- детский сад (название сада, группы);
- родной край (Белгородская область. п.Ракитное);
- страна (Россия, столица, символика).
Организация развивающей среды:
- пополнение
уголка
по
нравственно-патриотическому
воспитанию
(внести
куклу в национальном
костюме, предметы быта, фотоальбом «Мой город»,
альбом «Православные храмы»);
-
пополнение
настольных
дидактических
игр
по
духовно-нравственному
воспитанию;
- оформление «Стены Добрых дел» (рисунки и фотографии детей);
- пополнение книжного уголка художественной литературой по теме проекта
(русские народные сказки о добре и зле).
В проекте выделены несколько направлений работы:
1.
Духовно-образовательное (занятия,
беседы,
устные
поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники,
игры:
подвижные
и
назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление
подарков, открыток к праздникам
Ожидаемый результат:
При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие
результаты:
1. Стабилизация эмоционального состояния детей.
2.
Возникновение
у
детей
личностной
и
нравственной
саморегуляции;
понимание
общественного
смысла
нравственной
нормы;
усвоение
детьми
социальных
форм
выражения
чувств.
Проявление
заботы,
сочувствия,
взаимопомощи.
3. В результате совместной деятельности дети будут приобщаться к народному
творчеству
и
театральной
деятельности,
расширять
знания
о
базовых
социокультурных
ценностях,
о
традициях
слова,
образа,
дела,
будет
сформирован запас литературных впечатлений.
4. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям
знаний, формирует навыки сотрудничества.
5. Особую роль нужно отводить просвещению родителей, консультациям по
использованию
в
воспитании
сказок,
разъяснить
им
большую
значимость
семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка
нравственных
положительных
эмоций.
Чтение
сказок
может
стать
доброй
семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Оценка результатов:
Для
оценки
эффективности
данного
проекта
по
духовно-нравственному
и
эмоциональному
развитию
детей
провести
диагностику
в
начале
и
конце
работы, используя соответствующие методики. Оценка качества практической
деятельности будет оцениваться при проведении совместного мероприятия с
родителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Создание
единой
системы духовно-нравственного
воспитания в
дошкольном
учреждении
на
основе
взаимодействия
всех
участников
образовательного
процесса
предполагает
положительные
результаты.
Повышается духовно-
нравственный
потенциал
педагогов
и
профессиональная
компетентность
в
вопро с ах духовно-нравственного
воспитания
дошкольников,
возрастает
интерес родителей к формированию личности ребенка, родители включаются в
деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие
детей.Составляющая
воспитания в
таком
случае
заключается
в
содействии
ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на
этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.
Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств,
отношений
и
поведения,
мировоззренческую
позицию
в
социальной
деятельности ребенка:
во
взаимоотношениях
с
другими
людьми
(помогать
другим,
человеческое
благородство).Известно,
что
основной духовно-
нравственного воспитания являются духовная культура той среды, в которой
живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Ближайшее
социальное окружение ребенка оказывается определяющим в формировании
внутреннего
мира
ребенка,
воспитании
настоящего
достойного
человека
–
гражданина Российской Федерации
Литература:
1.
Гусев
В.Е.
Проблемы
фольклора
в
истории
эстетики.
М.
–
Л.,
1993.
2. Кокуева Л.В. духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных
традициях
своего
народа:
Методическое
пособие.
М.:
АРКТИ,
2005.
3. Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Каримова Л.Г. , Семикова Л.А. Мой родной дом.
Программа (для детей 4-7 лет). Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород:
Т а л а м ,
2 0 1 3 .
- 9 6 с .
4. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Осень – зима /
авт.-
со ст.
Г.А.
Лапшина.
–
Волгоград:
Учитель,
2015,
-
8 3 с .
5. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 2. Весна / авт.-
с о с т.
Г. А .
Л а п ш и н а .
–
В о л г о г р а д :
У ч и т е л ь ,
2 0 1 5 ,
-
1 1 1 с .
6. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и
з а б а в ы
д л я
д е т е й . _
М . :
Т Ц
« С ф е р а » ,
2 0 1 8 .
–
с
4 .
7. Соломенникова О.А. «Радость творчества». Ознакомление детей 5-7 лет с
народным
искусством.
2-е
изд.,
испр.
и
доп.
–
М.:
Мозаика-Синтез,
2005.
8. Ушинский К.Д. Соч., т.1. М.- Л., 1998,с.131.