Напоминание

Внеурочная деятельность на уроках русского языка и литературы


Автор: Афанасьева Юлия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Староладожская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Старая Ладога
Наименование материала: статья
Тема: Внеурочная деятельность на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация,

проблемы, пути решения

1

1. ВВЕДЕНИЕ

Обновление образовательных стандартов предполагает

,

что дети должны

получить

возможность

раскрыть

свои

способности

,

сориентироваться

в

высокотехнологичном конкурентном мире

.

Этому призвана способствовать

сама структура стандартов нового поколения

,

в которой предусмотрено три

группы требований

:

требования к структуре образовательных программ

,

требования

к

условиям

реализации

образовательных

программ

и

требования к результатам их освоения

.

Причем требования к результатам

должны включать не только знания

,

но и умения их применять

.

В число

таких

требований

должны

войти

компетентности

,

связанные

с

идеей

опережающего

развития

,

все

то

,

что

понадобится

школьникам

и

в

дальнейшем образовании

,

и в будущей взрослой жизни

.

Достижение таких

результатов

основывается

на

передовых

достижениях

отечественной

психолого

-

педагогической науки

.

Специфика

современного

образования

определяется

состоянием

современного

общества.

«Модернизация

и

инновационное

развитие

-

единственный

путь,

который

позволит

России

стать

конкурентным

обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим

гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими

качествами личности становятся инициативность, способность творчески

мыслить

и

находить

нестандартные

решения,

умение

выбирать

профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все

эти

навыки

формируются

с

детства»,

-

отмечает

национальная

образовательная инициатива «Наша новая школа».

Обновление образовательных стандартов предполагает, что дети должны

получить

возможность

раскрыть

свои

способности,

сориентироваться

в

высокотехнологичном конкурентном мире. Этому призвана способствовать

сама структура стандартов нового поколения, в которой предусмотрено три

группы требований: требования к структуре образовательных программ,

требования

к

условиям

реализации

образовательных

программ

и

требования к результатам их освоения. Причем требования к результатам

должны включать не только знания, но и умения их применять. В число

таких

требований

должны

войти

компетентности,

связанные

с

идеей

опережающего

развития,

все

то,

что

понадобится

школьникам

и

в

дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Достижение таких

результатов

основывается

на

передовых

достижениях

отечественной

психолого-педагогической науки. Русский язык в школе относится к числу

важнейших

учебных

предметов,

составляющих

вместе

с

другими

школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.

Современная

школа

должна

подготовить

человека

думающего

и

чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать

эти знания в жизни, умеет общаться с окружающими и обладает внутренней

2

культурой. Цель современного образования заключается не в том, чтобы

ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и

решать

проблемы

в

любых

ситуациях.

Овладение

языком,

речью

необходимое условие формирования социально активной личности.

Задача учителя — приобщить учащихся к богатству русского языка,

научить вдумываться в язык, использовать выразительные средства в своей

речи.

В

этих

условиях

большую

актуальность

приобретают

проведение

планомерной,

систематической

внеурочной

работы

по

русскому

языку.

Хорошо организованная и систематическая работа во внеурочное время по

изучению

разных

разделов

русского

языка

дает

возможность,

с

одной

стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с

другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с

такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых

необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для

речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и

возможностей при активной помощи учителя и товарищей.

Создаваемая

на

внеурочных

занятиях

русская

речевая

микросреда

подготавливает

учащихся

к

речевой

деятельности

на

русском

языке

в

естественных

условиях. Урок

не

может

вместить

все

то,

что

интересует

учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским

языком.

Благоприятные

условия

для

удовлетворения

индивидуальных

интересов учащихся, для привития речевых умений и навыков, развития

творческих способностей создает многосторонняя внеурочная деятельность.

В отличие от других учебных предметов, русский язык в школе

выполняет две функции: во - первых, он является предметом изучения и

обучения ему и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.

Но, к сожалению, не секрет, что для многих учеников русский язык и

литература не являются любимыми предметами. Именно поэтому внеурочная

деятельность предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы

заинтересовать учеников своим предметом.

Внеклассная работа должна способствовать углублению и расширению

приобретаемых

на

уроках

знаний,

тем

самым

помогая

ученикам

лучше

усвоить

программный

материал,

совершенствовать

навыки

анализа

различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников,

воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать

общую языковую культуру учащихся.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у

школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию

3

у

них

бережного

отношения

к

слову,

к

богатствам

языка

и

стремление

настойчиво овладеть этими богатствами, воспитанию любви и уважения к

русскому языку.

4

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация,

проблемы, пути решения

Школа становится очагом духовной жизни,

если учителя дают интересные

и по содержанию и по форме уроки…

Но замечательные блестящие уроки есть там,

где имеются и применяются самые разнообразные

формы развития обучающихся вне уроков.

В.А.Сухомлинский.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует

понимать

образовательную

деятельность,

осуществляемую

в

формах,

отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной

программы

общего

образования.

Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает

возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные

учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского

языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на

уроках.

Урок

не

может

вместить

все

то,

что

интересует

учащихся.

Благоприятные

условия

для

удовлетворения

индивидуальных

интересов

учащихся создает многосторонняя внеурочная деятельность. На внеклассных

занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие

жизненно

необходимые

навыки

учатся

самостоятельно

подбирать

и

анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Хорошо

организованная

внеклассная

работа

по

русскому

языку

и

литературе

открывает

большой

простор

для

пробуждения

у

учащихся

интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность,

зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру

школьников, все это дает обучающимся возможность лучше подготовиться к

итоговой аттестации.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и

формы

проведения,

свои

методы

и

приемы.

Прежде

всего,

необходимо

отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель:

подготовить грамотных учащихся, свободно владеющих русским языком в

его устной и письменной форме для того, чтобы успешно сдать экзамены.

Организация

внеурочной

деятельности

предполагает

достижение

метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

основного общего образования

,

таких

,

как

:

·

умение самостоятельно определять цели своего обучения

,

ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

5

деятельности

,

развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности

;

·

умение самостоятельно планировать пути достижения целей

,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач

;

·

умение управлять своими учебными действиями

(

соотносить их с

планируемыми результатами

,

контролировать свою деятельность в

процессе

достижения

результата

,

определять

способы

действий

,

корректировать

действия

в

соответствии

с

изменяющейся

ситуацией

);

·

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи

,

собственные возможности её решения

;

·

владение

основами

самоконтроля

,

самооценки

,

принятия

решений и осуществления осознанного выбора в учебной и

познавательной деятельности

;

·

умение определять понятия

,

создавать обобщения

,

устанавливать

аналогии

,

классифицировать

,

самостоятельно выбирать основания и

критерии

для

классификации

,

устанавливать

причинно

-

следственные

связи

,

ст роить

логиче ско е

р а с суж д е н и е

,

умозаключение и делать выводы

;

·

умение создавать

,

применять и преобразовывать знаки и символы

,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

;

·

умение работать индивидуально и в группе

;

·

смысловое

чтение

,

владение

устной

и

письменной

речью

,

монологической контекстной речью

;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

;

В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:

развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

привить любовь к великому русскому языку;

повысить общую языковую культуру;

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому

языку и литературе:

расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки,

получаемые учащимися на уроках;

научить

учащихся

самостоятельно

работать

с

книгами,

словарями-

справками, подбирать материал на нужную тему;

сформировать творческую активность учащихся;

выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также

воспитывать

у

слабоуспевающих

учеников

веру

в

свои

силы,

в

возможность преодолеть отставание по русскому языку.

6

Внеурочная деятельность основывается на следующих принципах:

Принцип

связи

внеклассной

работы

с

уроками

русского

языка

.

Сущность его заключается в том

,

что основой для внеклассной

работы должны являться знания

,

полученные учащимися на уроках

русского языка

.

Принцип

систематичности

в

подаче

языкового

материала

.

Этот

принцип

действует

в

тесной

связи

предыдущим

:

содержание

внеклассной

работы

должно

быть

соотнесено

с

программой

по

русскому

языку

.

Последовательность

подачи

активизируемого

во

внеурочное

время

языкового

материала

должна

совпадать

с

последовательностью его изучения на уроках

.

Принцип

учета

индивидуальных

интересов

и

способностей

учащихся

.

Согласно

этому

принципу

содержание

внеклассной

работы должно составлять в первую очередь то

,

что интересует

учащихся

;

задания

следует

варьировать

,

чтобы

удовлетворить

потребности как сильных

,

так и слабых учеников

.

Принцип занимательности

,

что является одним из основных условий

пробуждения

и

поддержания

интереса

к

внеклассной

работе

.

Занимательность достигается главным образом путем использования

материалов

занимательной

грамматики

игр

,

шарад

,

ребусов

,

загадок

,

а также путем широкого привлечения средств наглядности

картин

,

рисунков

,

слайдов и т

.

д

.

Однако занимательность не

следует сводить только к развлекательности

.

Занимательность

это

то

,

что

удовлетворяет

интеллектуальные

запросы

учащихся

,

развивает

у

них

любознательность

,

увлеченность

выполняемой

работой

.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы

.

Интерес

к

внеклассной

работе

поддерживается

не

только

содержанием

проводимых мероприятий

,

но и их разнообразием

,

необычностью

их форм и видов

,

отличных от уроков

,

а также необычностью

формулировки

тем

занятий

,

формы

преподнесения

языкового

и

речевого материала

.

Чем разнообразнее формы и виды внеклассной

работы

,

тем устойчивее интерес к ней

.

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы

.

При

соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной

7

работы по русскому языку

,

где каждое мероприятие имеет свое

определенное место

.

Принцип добровольности

.

Участие школьников во внеклассной

работе должно быть добровольным

,

а не принудительным

.

Но

чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься

русским языком во внеурочное время

,

необходимо проводить

внеклассные мероприятия увлекательно

,

живо

,

интересно

.

Принцип массовости

.

Желательно привлекать к внеклассной работе

как

можно

больше

учащихся

.

Для

этого

необходимо

широко

пропагандировать среди школьников возможность их участия во

внеклассной работе

.

Содержание внеурочной деятельности по русскому языку составляют два

круга вопросов

:

1)

вопросы

,

связанные

с

программным

материалом

,

направленные

на

углубление знаний учащихся

по русскому языку

;

2)

вопросы

,

не

связанные

с

учебным

материалом

,

предусмотренные

программой

,

способствующие расширению общего кругозора учащихся

.

Вотличие

от

уроков

внеклассная

работа

по

русскому

языку

и

литературе характеризуется многообразием форм и видов

.

Выделяют следующие формы внеурочной деятельности

:

по способу подачи языкового материала

устные и письменные

;

по

ч астоте

п р о в е д е н и я

с и с т е м ат и ч е с к и е

(

постоянные

)

и

эпизодические

(

разовые

);

по количеству участников

индивидуальные

,

групповые

,

массовые

.

Каждая из указанных форм работы имеет несколько видов

,

которые

отличаются

друг

от

друга

методикой

проведения

,

объемом

используемого языкового материала

,

характером участия школьников в

работе

.

Кписьменным

формам

внеурочной

деятельности

по

русскому

языку

относятся стенная газета

,

листки русского языка

,

стенды

.

Все остальные

виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме

.

По охвату учащихся они могут быть индивидуальными

,

групповыми и

массовыми

.

К

индивидуальным

видам

внеклассной

работы

относятся

заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков

,

работа над

ролью

,

подбор

языкового

материала

,

индивидуальные

консультации

,

чтение детских книг

,

сказок и другие

.

Все эти виды индивидуальной

8

работы являются по существу подготовительным этапом к проведению

групповых и массовых внеклассных мероприятий

.

К групповым относятся следующие виды работы

:

кружок русского языка

,

элективные

курсы

,

консультации

,

экскурсии

,

викторины

и

некоторые

другие

.

К

массовым

видам

внеклассной

работы

относятся

:

утренники

русского языка

,

праздники

(

например

,

праздник сказки

,

праздник детской

книги

),

выставки

(

например

,

выставка детских книг

,

выставка детских

рисунков

),

ко н ку р с ы

(

например

,

на

лучшую

тетрадь

,

на

лучшую

творческую работу

,

на лучшего чтеца

) ,

олимпиады

,

дни русского языка и

некоторые другие

.

Одни

из

видов

работы

проводятся

систематически

,

по

особому

расписанию

,

другие

-

эпизодически

,

один

-

два

раза

в

год

.

Постоянно

действующие

внеклассные

занятия

(

кружки

,

клубы

,

консультации

,

элективные

курсы

,

журналы

,

стенная

печать

,

информационный

стенд

)

работают в течение всего учебного года

,

- эпизодические

-

викторины

,

конкурсы

,

вечера

,

олимпиады

,

КВНы

,

экскурсии

.

Комбинированные формы внеурочной работы

день русского

языка

,

неделя

,

декада

Русского

языка

.

В

их

состав

входят

обычно

конкурсы

,

доклады

,

викторины

,

лекции

,

беседы

,

вечера и много другого

.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова

,

учит их любить и

чувствовать язык

.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта

организуется

по

основным

направлениям

развития

личности (спортивно-

оздоровительное,

художественно-эстетическое,

научно-познавательное,

военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность).

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как

содержательный

ориентир

при

по строении

с о от в е т с т ву ю щ и х

образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм

внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Так, например, внеурочная деятельность по русскому языку может быть

организована по разным направлениям.

Научно-познавательная деятельность школьников организуется в форме

олимпиад,

викторин

и

т.

д.

Содержание

деятельности

может

охватывать

аспекты

изучения

исторического

развития

языка,

работы

со

справочной

литературой, искусства ведения дебатов и дискуссий.

Художественно-эстетическое

направление

внеурочной

деятельности

может

быть

представлено

различными

театрализованными

сценками,

исследованием языка художественной литературы

9

Общественно полезная и проектная деятельность по русскому языку

может быть организована в форме внеклассных мероприятий по русскому

языку,

лектория

для

одноклассников

по

различным

темам

(«Говори

правильно», «Умеешь ли ты общаться?», «Знаем ли мы наш язык?», «На

защиту русской речи»), подготовка и участие в предметной неделе.

Основная

задача

педагога

при

организации

внеурочной

работы

по

русскому языку – это развитие потребности школьников в использовании

русского языка как средства общения, познания и социальной адаптации за

пределами урока.

Для

решения

данной

задачи

могут

быть

использованы

различные

формы и виды внеклассной работы по русскому языку: листки русского

языка, викторины, КВН, выставки, конкурсы, доклады, беседы, исследования

и многие другие. Активно используются всевозможные игры.

Примеры тем для исследовательской работы:

Почему мы так говорим?

На поиски пропавших букв.

Какой ты, звательный падеж?

Будем знакомы, или Тайна моего имени.

Мое любимое слово.

Что я знаю о…

Зри в корень.

Необходимость

проведения

внеклассных

занятий

со

школьниками

диктуется, во-первых, желанием детей узнать нечто новое о русском языке и,

во-вторых,

методическими

соображениями:

внеклассные

занятия

способствуют

более

прочному

и

сознательному

усвоению

изученного

на

уроке материала, обогащению словаря, развитию речи; внеклассные занятия

дают возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить

любовь к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в

работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

Внеурочная работа способствует развитию познавательных интересов

не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она

обладает

значительными

возможностями

для

развития

социальных

компетентностей,

индивидуальных

способностей,

дает

простор

детской

изобретательности

и

фантазии,

служит

средством

предупреждения

и

преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной

деятельности

используются

для

углубления

знаний

учащихся

в

области

программного

материала,

развития

их

логического

мышления,

исследовательских

навыков,

смекалки,

привития

вкуса

к

чтению,

для

сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по

трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных

знаний,

первичного

понимания

социальной

реальности

и

повседневной

жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

10

взаимодействие

ученика

с

учителем

как

значимым

для

него

носителем

положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в

проблемно-тематической беседе о правилах ведения дискуссии ученик не

только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с

образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если педагог

сам следует этим правилам в повседневной жизни.

Второй

уровень

результатов

получение

школьником

опыта

переживания

и

позитивного

отношения

к

базовым

ценностям

общества

(человек,

семья,

Отечество,

природа,

мир,

знания,

труд,

культура),

ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие

школьников

между

собой

на

уровне

класса,

школы,

т.е.

в

защищенной,

дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде

ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение

приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

В связи с тем, что по новым федеральным стандартам в основе обучения

русскому языку лежит текстоориентированная деятельность, рекомендуется

организовывать работу школьников с текстами воспитательного характера (о

героизме и малодушии, нравственных и безнравственных поступках людей,

классической

и

массовой

культуре,

экономических,

политических,

социальных

проблемах

общества,

языковой

культуре,

значении

русского

языка в жизни людей). При исследовании текстов с языковых точек зрения

и

эффективны

внутригрупповые

дискуссии

по

содержанию

текстов,

где

приобретается

опыт

поведения

в

ситуации

разнообразия

взглядов,

развивается умение уважать иные точки зрения, соотносить их со своей

собственной.

Третий

уровень

результатов

получение

школьником

опыта

само стоятельного

обще ственного

действия.

Именно

в

о п ы т е

самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та

готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и

гражданского

общества.

Очевидно,

что

для

достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие

школьника

с

социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной

среде.

Развивая личность ребенка необходимо помнить, что нельзя форсировать

процесс воспитания.

Успех

овладения

русским

языком

и

литературой

в

школе

может

быть

достигнут

на

основе

реализации

строго

продуманной

системы

учебно-

воспитательных

мероприятий.

Важным

звеном

в

этой

системе

является

внеурочная

работа,

которая

помогает

учителю

более

тщательно

изучить

воспитанников

и

совершенствовать

их

подготовку,

повышает

общий

культурный

уровень

школьников,

вызывает

стойкий

интерес

к

предмету,

вырабатывает художественный вкус.

11

Традиционно в нашей школе ежегодно проходит «Неделя русского языка и

литературы».

Неделя Русского языка – это неслучайный набор форм и видов внеклассных

мероприятий.

А

заранее

продуманная

и

подготовленная

система

мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей,

привития интереса к предмету "русский язык ". Это неделя творчества детей,

своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно

строгий, он предполагает активность всех участников.

Современная

школа

предъявляет

к

учителю

новые

требования.

Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от

традиционных

методик,

значит,

учитель

должен

сам

быть

творцом.

Вся

система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом,

чтобы

внеклассные

мероприятия

являлись

естественным

продолжением

уроков.

Интере с

учащихся

к

приобретению

и

д а л ь н е й ш е м у

совершенствованию

знаний

по

русскому

языку

должен

быть

пробужден

учителем еще на уроках.

Я

думаю,

что

этого

никогда

нельзя

забывать

ни

одному

учителю,

а

особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову,

языку,

литературному

произведению,

который

должен

научить

грамотно,

точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на

уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут

почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во

внеурочное время.

Таким образом, внеурочная работа по русскому языку позволяет ученикам

общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических

явлений,

становится

источником

многообразных

художественных

впечатлений. Разнообразие форм внеклассной работы по русскому языку

обусловлено разноплановостью содержания, целями и задачами этой работы,

неоднородно стью

со ст ава

участников

(по

возрасту,

у р о в н ю

подготовленности, степени развития лингвистического интереса, количеству

участников), возможностями школы и руководителя.

Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться

в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а

это и есть главный результат нашей работы.

К письменным формам внеурочной деятельности по русскому языку

относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все остальные

виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме. По

охвату

учащихся

они

могут

быть

индивидуальными,

групповыми

и

массовыми.

К

индивидуальным

видам

внеклассной

работы

относятся

заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над

ролью, подбор языкового материала, индивидуальные консультации, чтение

детских

книг,

сказок

и

другие.

Все

эти

виды

индивидуальной

работы

являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и

12

м а с с о в ы х

в н е к л а с с н ы х

м е р о п р и я т и й .

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка и

литературы,

элективные

курсы,

консультации,

экскурсии,

викторины

и

некоторые

другие.

К

массовым

видам

внеклассной

работы

относятся:

утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник

детской

книги),

выставки

(например,

выставка

детских

книг,

выставка

детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую

творческую работу, на лучшего чтеца), олимпиады, дни русского языка и

н е к о т о р ы е

д р у г и е .

В последнее время активно реализуется опыт организации внеурочной

деятельности

по

русскому

языку

и

литературе

с

использованием

инновационных форм.

Первое направление – это интеграция учебных дисциплин образовательных

областей

«Филология»

и

«Искусство».

Традиционные

литературные

викторины можно проводить как литературно-художественные, в которые

включаются

не

только

задания

на

знание

текстов

литературных

произведений,

но

и

задания

сопоставительного

характера.

К

примеру,

выбрать

из

предложенных

произведений

живописи

картины,

созвучные

стихотворным

строкам,

подобрать

музыкальные

фрагменты

к

стихотворениям, сочинить лирическую миниатюру на основе прослушанного

музыкального фрагмента.

Такие

литературно-художественные

викторины

развивают

умение

сопоставлять

произведения

разных

видов

искусства,

учат

детей

видеть

ассоциативные связи, развивают художественный вкус. В старших классах на

основе

данных

умений

следует

предлагать

учащимся

подготовку

интегрированных исследовательских проектов, связанных с интерпретацией

образов и сюжетов в литературе и других видах искусства.

Второе

направление

внеурочной

деятельности

связано

с

использованием

образовательных

возможностей

интернета.

Это

прежде

всего

участие

в

различных

дистанционных

конкурсах

и

викторинах,

подготовка

сетевых

проектов.

Интересной

для

учащихся

формой

внеурочной

деятельности

являются

виртуальные

экскурсии.

Уместно

здесь

использовать

групповую

форму

работы. Учащиеся класса могут подготовить групповые проекты - экскурсии,

а затем провести конкурс на лучшую виртуальную экскурсию. Для этого

нужно

обязательно

продумать

маршрут

экскурсии,

подобрать

интернет-

ресурсы,

составить

текст

экскурсии,

а

затем

и

попробовать

себя

в

ролиэкскурсовода.

Исследовательская деятельность также является одной из инновационных

форм внеурочной работы. Как подготовить ученика, способного к научной,

исследовательской

деятельности?

Считаю,

что

интерес

к

науке

нужно

прививать ученикам уже с 5 класса. Одной из форм такой работы может быть

конкурс

читателей

научно-популярных

книг.

К

сожалению,

современные

школьники мало читают, а такой жанр, как научно-популярная книга, и вовсе

забыт ими. Можно предложить ребятам для чтения книги Л. Успенского

13

«Слово о словах», Б. Казанского «Приключения слов», М.Аксеновой «Знаем

ли

мы

русский

язык»,

Ю.

Федосюк

«Что

непонятно

у

классиков,

или

Энциклопедия русского быта XIX века» и другие.

Конкурс на самого внимательного читателя научно-популярных книг можно

провести в рамках Декады русского языка и литературы, Дней науки. Заранее

определяется книга для конкурса, учащимся дается определенное время на

прочтение

книги

(примерно

две

недели).

Учитель

или

старшеклассники,

помогающие

в

проведении

конкурса,

составляют

вопросы

викторины

по

прочитанной

книге,

задания

с

пропусками

слов

в

тексте

из

книги

(так

называемый «слепой текст»). Участники конкурса могут придумать свои

задания по прочитанной книге для других конкурсантов. Ребятам, умеющим

хорошо

рисовать,

предлагаем

проиллюстрировать

книгу

по

лингвистике

забавными рисунками, связанными с какими-либо языковыми явлениями.

Кроме

конкурса

на

самого

внимательного

читателя,

можно

создать

видеоролики,

презентации,

рекламирующие

научно-популярные

книги.

Реклама – жанр, популярный у детей. Можно использовать возможности

рекламного

жанра

для

популяризации

научных

книг.

Целесообразно

при

создании реклам использовать работу в группах. Одну и ту же книгу могут

прорекламировать

разные

команды

учащихся,

а

затем

определяем

победителя.

Таким

образом

можно

провести

в

школе

День

науки

для

учащихся 5 – 8 классов.

Безусловно,

одной

из

важнейших

форм

внеурочной

деятельности

по

русскому языку и литературе является подготовка проектов, лингвистических

исследований.

В

7

классе

при

изучении

русского

языка

можно

дать

интересные задания, связанные с проектной деятельностью. В частности,

лингвистические исследовательские проекты «Грамотность в современном

мире»,

«Программа

сохранения

русского

языка».

Важными

этапами

проектного

обучения

являются

презентация

и

рефлексия.

Презентация

проводится

на

районной

научной

конференции.

Рефлексия

осуществляет

самооценку результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. В

процессе

разработки

долгосрочного

исследовательского

проекта

«Происхождение и значение фамилий одноклассников» учащиеся 7 класса

заинтересовались темой и решили расширить границы исследования.

Большой интерес у учащихся вызывают творческие проекты. Создание

тематических альбомов и презентаций по творчеству любимых писателей и

поэтов.

Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую

ступень.

Такая

работа

служит

развитию

коммуникативной,

языковой,

лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию

к о м п е т е н т н о с т и

л и ч н о с т и .

При

подготовке

проектов

ребятами

проделывается

большая

работа:

собирается

языковой

материал

(примеры

нарушения

речевых,

грамматических, орфографических и пунктуационных норм в текстах газет, в

объявлениях

и

рекламе

на

улицах

села),

проводится

анкетирование

14

одноклассников, родителей и знакомых, составляются тесты на выявление

уровня

практической

грамотности,

сделаны

выводы

по

результатам

исследования.

Сочинение

лингвистических

сказок,

стихотворений,

кроссвордов

также

можно

предложить

учащимся

уже

с

5

класса.

Такие

задания

развивают

языковое

чутье,

способствуют

повышению

мотивации

школьников

к

изучению русского языка и литературы.

Ведущей

формой

работы

со

школьниками

является

кружок.

Эффективность работы кружка в значительной степени определяется тем, что

занятия в нем ведутся систематически, по определенному плану, при более

или менее постоянном составе учащихся. Работа в кружке ведется таким

образом,

чтобы

между

работой

кружков

разных

классов

соблюдалась

определенная

преемственность,

а

в

содержании

и

видах

работы

общедидактический принцип перехода от простого к сложному.

Опыт

показал,

что

созданию

кружка

должен

п р ед ш е с т во ват ь

подготовительный

этап,

во

время

которого

со

школьниками

проводятся

беседы, для них устраиваются выставки, выпускаются газеты и бюллетени и

т.п. Затем выбирается конкретное направление кружковой деятельности. Это

могут быть кружки с разноплановой тематикой.

В качестве примера можно привести программу театрального кружка

Направленность программы театрального кружка по содержанию является

художественно–эстетической,

общекультурной,

по

форме

организации

кружковой, рассчитанной на 1 год, направлен на развитие коммуникативной

и познавательной активности обучающихся, их кругозора и мышления и

создание условий для самореализации школьников.

Заключение

15

В

процессе

обучения

русскому

языку

учащихся

внеклассная

работа

приобретает особое значение. В условиях школы «это один из основных

факторов,

который

действенно

помогает

настоящему

изучению

русского

языка, свободному и активному овладению учащимися русской речью, это

мощное

средство

формирования

у

них

интереса

к

русскому

языку

как

учебному

предмету

и

лингвистическому

явлению,

эффективная

форма

расширения

и

углубления

знаний,

приобретаемых

на

уроках.

Она

имеет

также большое воспитательное значение. Хотелось бы, чтобы

в основе

работы каждого учителя и руководителя кружка с учащимися по развитию

творческих способностей лежали слова Сократа: «В каждом ребенке есть

солнце, только дайте ему светить». В опыте передовых школ внеурочная

деятельность

рассматривается

как

мощное

дополнительное

средство

формирования интереса к предмету, как средство расширения и углубления

знаний, приобретаемых детьми на уроках.

Внеурочной работе по русскому языку придается огромное значение,

потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает

особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не

просто

обеспечивает

наше

общение

в

любой

сфере

жизни.

Язык

инструмент нашей мысли и наших чувств. Родной язык – высшее проявление

национальной жизни, национальной культуры. Степень включения человека в

национальную культуру определяется степенью речевого развития, чувством

родного

языка.

Вышеперечисленное

можно

подтвердить

следующим

высказыванием русского писателя А.И. Куприна: «Язык – это история народа.

Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение

русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной

необходимостью… Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив,

певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»

Овладение

таким

предметом,

как

русский

язык,

имеет

и

другие

особенности:

во-первых,

язык

всегда

находится

в

распоряжении

учащихся

и

в

любой

момент может быть использован для наблюдения;

во-вторых,

связь

теории

с

практикой

тоже

является

характерной

чертой

нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно.

Учесть

эти

преимущества

изучения

родного

языка

это

значит

привлечь

внимание

детей

прежде

всего

к

миру

слов,

повседневно

употребляемых,

дав

им

почувствовать,

что

он

не

менее

интересен,

увлекателен,

сложен,

разнообразен,

чем

мир

растений

и

животных,

электроники

и

техники.

Воздвигнутые

положения

можно

с

успехом

16

осуществить, организуя систематическую, планомерную внеурочную работу

по русскому языку.

Внеурочная

работа

по

русскому

языку

и

литературе,

как

правило,

ведется

в

учебном

году

параллельно

с

классными

занятиями.

Однако

отдельные

виды

внеурочной

работы,

особенно

настоящие

эпизодический

характер, могут проводиться и в каникулярное время (например, олимпиада).

Анализ

методической

литературы

по

теме

работы

и

изучение

состояния

проблемы на практике показали, что вопрос о существовании и проведении

внеурочной работы по русскому языку в современной школе актуален и

значим

на

сегодняшний

день.

Новый

ФГОС

ООО, Концепция

духовно-

нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и

социализации обучающихся (основное общее образование)– свидетельство

интереса

к

этой

форме

углубленного

изучения

русского

языка

и

масштабности внеурочной работы.

В педагогической литературе внеурочная работа рассматривается как

мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к

предмету,

как

средство

активизации

творческих

возможностей

и

самостоятельности

мысли

каждого

ученика

и,

конечно

же,

как

средство

расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.

Знания, полученные на уроках, пополняются во внеурочное время и

становятся

более

устойчивыми.

Связанная

со

школьной

программой,

внеурочная работа помогает детям успешнее учиться, прививает любовь к

предмету,

дает

ученикам

большие

возможности

для

развития

умения

свободно высказывать собственные мысли, воспитания у них чувства языка,

этических норм речевого поведения.

Из опыта организации внеурочной работы можно сделать вывод, что уже

после первого занятия дети с нетерпением ждут второго, а если второе

удалось – продолжения. На занятия начинают ходить и те школьники, кто и

слышать ничего не хотел о русском языке, а теперь перед ними открылся этот

волшебный и заманчивый мир русского слова.

Список литературы

17

1.

Байбородова Л.: Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных

группах. Пособие для учителей. ФГОС Изд.: Просвещение, 2013 г.Серия:

Работаем по новым стандартам

2.

Банчуков

Р.В.

Из

опыта

внеклассной

работы

по

литературе:

развитие

навыков

анализа

поэтических

произведений

у

старшеклассников.

М.:

Просвещение, 1985.

3.

Баранов М.Т. Методика лексики / Основы методики русского языка в 4 – 8

классах. – 2-е изд. – М., 1983

4.

Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

5.

Баранов М.Т. Программа курса «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и

речи» для VIII-IX классов//РЯШ. – 1991. - №4. – С.101.

6.

Введенская Л. А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и

фразеология русского языка (VII - VIII кл.) Пособие для учащихся. - 3-е изд.,

испр. - М.: Просвещение, 1983

7.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967.

8.

Григорьев

Д.В.,

Степанов

П.В.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2010.

9.

Григорьев

Д.В.,

Степанов

П.В.:

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС Изд.: Просвещение,

2014 г.Серия: Стандарты второго поколения.

10.Криволапова Н.: Внеурочная деятельность. Программа развития

познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. ФГОС

11.Изд.: Просвещение, 2012 г.Серия: Работаем по новым стандартам

12.Малыхина Л.: Справочник по внеурочн.деятельн.для руководителя и

педагогов. ФГОС

13.Изд.: Учитель, 2015 г.Серия: Внеурочная деятельность

14.Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому

воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.

15.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]:

[Указ Президента РФ. от 04 февраля 2010 г. № Пр-271].

16.Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение,

1980. – 208 С.

17.Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 2-

е изд. – М.: Просвещение, 2010г.

18.Ушаков Н. Н., Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку:

Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.

18



В раздел образования




Яндекс.Метрика