Автор: Корякина Наталья Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Городское Поселение Поселок Тикси
Наименование материала: План конспект урока по математике 5 класс
Тема: Тема "Уравнения"
Раздел: среднее образование
План-конспект урока по математике 5 класс
Тема урока: Уравнение.
Цели и задачи урока:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
ознакомить
учащихся
с
двумя
способами
решения
усложнённых
уравнений;
решать усложненных уравнений сведением к простейшим уравнениям.
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем,
интегрироваться
в
пару
со
сверстником
и
строить
продуктивное
взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
воспитывать ответственность и аккуратность.
строить фразы с использованием математических терминов и понятий,
отвечать
на
поставленные
вопросы, у м е н и я учитывать
позицию
собеседника
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать навыки поиска, обработки и представления информации;
развивать
аналитические
умения,
смекалку,
мышление,
грамотную
математическую речь;
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам
уравнения;
представлять
информацию
в
виде
алгоритма,
выбирать
способы решения уравнений в зависимости от условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в
парах, работа с учебником, самостоятельная работа.
Педагогические
технологии:
обучение
в
сотрудничестве,
личностно-
ориентированный подход в обучении.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Место
урока
в
системе
уроков:
второй
урок
в
системе
уроков
по
теме
«Уравнение».
Преподавание
ведется
по
учебнику
«Математика
5»
в
2-х
частях.
Н.
Я.
Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд- М.: Мнемозина, 2019г.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Приветствие. Проверка готовности учащихся к
уроку).
2. Устный счет
На экране задания: какое число нужно поставить вместо * (каждый свой ответ
пишет в тетради, самопроверка через 2 минуты)
74+*=96
*+21=65
20=*+16
18+*=27
100-*=23
*-46=29
*-24=45
70=*-18
22=71-*
96-*=54
Как можно по другому сформулировать задание?
3. Повторение основных понятий.
№1. Найдите неизвестное число (4 ученика решают у доски):
А) 239+х=1056
Б) 563-у=189
В) с – 199=337
Г) а+964=964
№2 Назовите неизвестные компоненты уравнения и расскажите как их находим.
Есть
ли
среди
данных
уравнений
с
одинаковым
способом
решения?
Почему они одинаковы? (ответ: уравнения А и Г, т.к. от перемены мест
слагаемых сумма не меняется)
№3 Что значит решить уравнение ?
4. Ознакомление с новым материалом.
Как
можем
решить
уравнение
вида:
(учащиеся
предлагают
свои
способы
решения)
(115+х) – 34=200 (уравнение вида В)
(у+64)-38=48 (уравнение вида В)
146-(у-54)=12 (уравнение вида Б)
256 – (
y
+ 112) = 25 (уравнение вида Б)
(
х
+ 15) + 14 = 56 (уравнение вида Г)
48+(78-х)=99 (уравнение вида А)
В ходе рассуждений решение записывается на доске учеником. Учителем еще
раз закрепляется ход решения данных уравнений.
Можно ли решить данные уравнения другим способом ?
Запись второго способа решения уравнения.
Совместный вывод: усложнённые уравнения можно решать двумя способами:
1. применение свойств сложения и вычитания
2. применение правил нахождения неизвестного компонента в сумме или
разности
5. Закрепление нового материала.
№376 - решение уравнения на доске двумя учениками любым удобным
способом.
6. По условию задачи составьте буквенные выражения:
1. Шарик нашел х грибов, а Матроскин в 2 раза больше. Сколько грибов они
нашли вместе?
2. На решение примеров дядя Федор затратил х минут, а на решение задач – на
10 минут больше. Сколько минут дядя Федор затратил на все задание.
3. Когда Печкин шел из дома до почты, была пройдена часть пути, и осталось
пройти на 10 км меньше, чем уже пройден. Определите весь путь.
4.
В
Простоквашино
имеются
только
одноэтажные
и
двухэтажные
дома.
Причем двухэтажных домов в 10 раз меньше, чем одноэтажных. Сколько всего
домов в Простоквашино?
5. Папа в 3 раза старше дяди Федора. На сколько лет папа старше сына?
(Даны задания, готовящие учащихся к составлению уравнений).
Проверку организовать с помощью проектора.
7. Работа в парах с последующей взаимопроверкой:
В – 1
1)353-а=126
2)х-369=113
3)у+68=680
4)176-(х+89)=36
В – 2
1) 109+с=270
2)у-96=145
3)670-а=196
4) (х+112)+57=289
Взаимопроверка (ответы проецируются на экране). Можно выставить оценки.
8.
Домашнее
задание:
п.10,
№395,
396;
повторить
способы
решения
уравнений
9. Подведение итогов урока. А теперь еще раз закрепим, что же надо знать и
помнить при решении уравнений . Совместный вывод:
Решить уравнение
с применением правил
с опорой на отношение «Целое и
части»
Компоненты сложения и
вычитания;
Как найти неизвестное
уменьшаемое; вычитаемое;
слагаемое?
Если неизвестна «часть», то из
«Целого» вычитаем известную
«часть»
Если неизвестно «целое», то
«Части» складываем
"Прием незаконченного предложения".
- я научился….
- было трудно…
- у меня получилось…
- сегодня я узнал…
- было интересно…
На последующих уроках мы продолжим учиться решать уравнения. Считаю,
что вы сегодня здорово потрудились. Спасибо за урок!