Автор: Бут Зоя Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: г. Усть-Илимск Иркутская область
Наименование материала: Презентация по литературе в 11 классе
Тема: "Маяковский и революция"
Раздел: полное образование
Презентация к уроку
литературы в 11 классе
МАЯКОВСКИЙ
И
РЕВОЛЮЦИЯ
Автор:
Бут Зоя Алексеевна, учитель русского
языка и литературы МБОУ «СОШ № 2»
г. Усть-Илимск Иркутской область
Маяковский и революция
принял революцию 1917 года очень хорошо и посвятил
свой талант «правому делу трудящихся».
Ещё до революции в литературу Маяковский вошёл как
революционный романтик, отвергнувший мир капитализма.
Лейтмотивом раннего творчества поэта был бунтарский крик:
«долой буржуазную цивилизацию, враждебную человеку!»
Страдания людей и несовершенный мир капитализма
подталкивали Маяковского к активной агитации народных
масс за революционное решение проблемы.
Владимир Маяковский
В терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
(Поэма «Облако в
штанах»
В 1915 году поэт писал:
С октября 1917 года начинается новый этап в
творчестве Маяковского. Мрачные картины людского
горя, страданий уступают место мажорному
утверждению начавшихся в стране коренных перемен,
свершившихся благодаря революции.
Отношение поэта к революции можно проследить на
примере таких его произведений, как поэтохроника
«Революция», стихотворения «Ода революции»,
«Приказ по армии искусства», «Левый марш», поэма
«Хорошо!»
Новый этап
написанной в апреле 1917 года, Маяковский
создает почти осязаемый образ свершившегося.
Он описывает события, происходившие в
Петрограде, с документальной точностью
историка…
Но эта документальность сочетается с его
личным восприятием событий:
В «Революции»,
И вот неведано,
из пенья толпы ль,
из рвущейся меди ли труб гвардейцев
нерукотворный,
сияньем пробивая пыль,
образ возрос.
Горит.
Рдеется.
«Революция»
показывают отношение поэта к революции.
Он обожествляет ее, наделяет способностью «сияньем»
пробивать «пыль».
Маяковский искренне верит в силу этого «нерукотворного
образа», который способен разрушить «тысячелетнее
«Прежде», «пересмотреть миров основу».
Его лирический герой, с которым отождествляется сам
Маяковский, ощущает себя частью народных масс,
вышедших на борьбу против "двуглавого орла" - символа
империализма. Он восклицает: «Мы победим! Слава нам!»
Эти строки
Маяковский и Ленин
в этом произведении Маяковский утверждает мысль о
мировой революции, которую он будет развивать на
протяжении всего творческого пути:
Мы все
на земле
созданы одной,
жизнь созидающей рати…
- Граждане!
… Идем
запутавшемуся миру на выручку!
О мировой революции…
такие его слова:
Мы на горе
Всем буржуям
Мировой пожар
раздуем
Не менее известны
«Ода революции» поэт восхваляет
«нерукотворный образ», славящий «человечий
труд».
Поэт восторгается победой ее над
обывательщиной, которая, зализывая раны,
выкрикивает: «- О, будь ты проклята трижды!»
«О, четырежды славься, благословенная!» –
восклицает Маяковский.
В стихотворении 1918 года
которые революция внесла в жизнь общества, не могли не коснуться и
искусства.
Маяковский пишет о том, каким должен быть творческий человек в период
перемен.
Поэт призывает воспеть «революции дни», вытереть «из сердца старое» и
совершить «в будущее прыжок».
Он пропагандирует активную жизненную позицию «поэта-рабочего»,
трудящегося на благо нового строя:
Только тот коммунист
истинный,
кто мосты
к отступлению
сжег.
Изменения
и свой язык, свои ритмы. «…Революция выбросила на улицу
корявый говор миллионов, жаргон окраин полился через
центральные проспекты», и эту «новую стихию языка»
(разговорную речь) Маяковский положил в основу своих
произведений. Его грубоватая лексика соответствовала
времени:
Твоих шестидюймовок
тупорылые боровы
взрывают
тысячелетия
Кремля.
Время диктовало
После того, как в СССР активно начала
внедряться мысль о внутренних и внешних
врагах, Маяковский встает на «защиту»
революции.
Эта идея нашла отражение в его стихотворении
«Левый марш».
Оно посвящено конкретному адресату –
матросам и отразило реальные черты времени.
Маяковский и враги
революции
В этом произведении показана железная поступь
революции, ее организованный характер.
Это передано поэтом маршевым ритмом и многократным
повтором команды: «Левой! Левой! Левой!».
Стихотворение звучит призывом развернуться в марше и
пойти против старого мира, живущего «законом, данным
Адамом и Евой».
Герой Маяковского открыто побуждает крепить «у мира
на горле пролетариата пальцы», чтобы «в солнечный
край непочатый, за голод… шаг миллионный печатать».
«Левый марш»
Практически все, связанное с революцией , Маяковский
оценивал со знаком плюс.
10-летнему юбилею Октября, Маяковский посвятил поэму и
назвал её - «Хорошо!».
Хорошо, что произошла революция и большевики взяли власть.
Хорошо, что в стране строится новое социалистическое
общество, свободное от эксплуатации.
Хорошо, что людям, по убеждению поэта, становится жить все
лучше и лучше.
Идейный смысл поэмы — в прославлении социалистического
отечества и советского народа.
Поэма «Хорошо!»
отечество, «которое есть, но трижды —
которое будет», славит «планов наших...
громадьё, размаха шаги саженьи».
Он воспевает не только пока что далекое от
идеала настоящее, но и светлое
социалистическое будущее, в которое
безоговорочно верит.
И заканчивается поэма на оптимистической
ноте:
Поэт славит
Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот
и стих,
землю молодости.
Жизнь прекрасна и
удивительна
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою —
ведь мы свои же люди, —
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
В поэме «Во весь голос» поэт
пишет:
одна из ведущих тем «послеоктябрьского» Маяковского.
В своих произведениях поэт выразил «революционные»
ожидания и надежды на изменения, которые принесут
свободу, равенство, братство всем людям, не только в
СССР, но и в масштабе планеты.
Долго время поэт верил в эти «установки». Однако ему
пришлось трагически разочароваться в них, что и
привело этого талантливого художника к гибели.
Тема поэта и революции -
Спасибо за
внимание!