Напоминание

"Маяковский и революция"


Автор: Бут Зоя Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: г. Усть-Илимск Иркутская область
Наименование материала: Презентация по литературе в 11 классе
Тема: "Маяковский и революция"
Раздел: полное образование





Назад




Презентация к уроку

литературы в 11 классе

МАЯКОВСКИЙ

И

РЕВОЛЮЦИЯ

Автор:

Бут Зоя Алексеевна, учитель русского

языка и литературы МБОУ «СОШ № 2»

г. Усть-Илимск Иркутской область

Маяковский и революция

принял революцию 1917 года очень хорошо и посвятил

свой талант «правому делу трудящихся».

Ещё до революции в литературу Маяковский вошёл как

революционный романтик, отвергнувший мир капитализма.

Лейтмотивом раннего творчества поэта был бунтарский крик:

«долой буржуазную цивилизацию, враждебную человеку!»

Страдания людей и несовершенный мир капитализма

подталкивали Маяковского к активной агитации народных

масс за революционное решение проблемы.

Владимир Маяковский

В терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

(Поэма «Облако в

штанах»

В 1915 году поэт писал:

С октября 1917 года начинается новый этап в

творчестве Маяковского. Мрачные картины людского

горя, страданий уступают место мажорному

утверждению начавшихся в стране коренных перемен,

свершившихся благодаря революции.

Отношение поэта к революции можно проследить на

примере таких его произведений, как поэтохроника

«Революция», стихотворения «Ода революции»,

«Приказ по армии искусства», «Левый марш», поэма

«Хорошо!»

Новый этап

написанной в апреле 1917 года, Маяковский

создает почти осязаемый образ свершившегося.

Он описывает события, происходившие в

Петрограде, с документальной точностью

историка…

Но эта документальность сочетается с его

личным восприятием событий:

В «Революции»,

И вот неведано,

из пенья толпы ль,

из рвущейся меди ли труб гвардейцев

нерукотворный,

сияньем пробивая пыль,

образ возрос.

Горит.

Рдеется.

«Революция»

показывают отношение поэта к революции.

Он обожествляет ее, наделяет способностью «сияньем»

пробивать «пыль».

Маяковский искренне верит в силу этого «нерукотворного

образа», который способен разрушить «тысячелетнее

«Прежде», «пересмотреть миров основу».

Его лирический герой, с которым отождествляется сам

Маяковский, ощущает себя частью народных масс,

вышедших на борьбу против "двуглавого орла" - символа

империализма. Он восклицает: «Мы победим! Слава нам!»

Эти строки

Маяковский и Ленин

в этом произведении Маяковский утверждает мысль о

мировой революции, которую он будет развивать на

протяжении всего творческого пути:

Мы все

на земле

созданы одной,

жизнь созидающей рати…

- Граждане!

… Идем

запутавшемуся миру на выручку!

О мировой революции…

такие его слова:

Мы на горе

Всем буржуям

Мировой пожар

раздуем

Не менее известны

«Ода революции» поэт восхваляет

«нерукотворный образ», славящий «человечий

труд».

Поэт восторгается победой ее над

обывательщиной, которая, зализывая раны,

выкрикивает: «- О, будь ты проклята трижды!»

«О, четырежды славься, благословенная!» –

восклицает Маяковский.

В стихотворении 1918 года

которые революция внесла в жизнь общества, не могли не коснуться и

искусства.

Маяковский пишет о том, каким должен быть творческий человек в период

перемен.

Поэт призывает воспеть «революции дни», вытереть «из сердца старое» и

совершить «в будущее прыжок».

Он пропагандирует активную жизненную позицию «поэта-рабочего»,

трудящегося на благо нового строя:

Только тот коммунист

истинный,

кто мосты

к отступлению

сжег.

Изменения

и свой язык, свои ритмы. «…Революция выбросила на улицу

корявый говор миллионов, жаргон окраин полился через

центральные проспекты», и эту «новую стихию языка»

(разговорную речь) Маяковский положил в основу своих

произведений. Его грубоватая лексика соответствовала

времени:

Твоих шестидюймовок

тупорылые боровы

взрывают

тысячелетия

Кремля.

Время диктовало

После того, как в СССР активно начала

внедряться мысль о внутренних и внешних

врагах, Маяковский встает на «защиту»

революции.

Эта идея нашла отражение в его стихотворении

«Левый марш».

Оно посвящено конкретному адресату –

матросам и отразило реальные черты времени.

Маяковский и враги

революции

В этом произведении показана железная поступь

революции, ее организованный характер.

Это передано поэтом маршевым ритмом и многократным

повтором команды: «Левой! Левой! Левой!».

Стихотворение звучит призывом развернуться в марше и

пойти против старого мира, живущего «законом, данным

Адамом и Евой».

Герой Маяковского открыто побуждает крепить «у мира

на горле пролетариата пальцы», чтобы «в солнечный

край непочатый, за голод… шаг миллионный печатать».

«Левый марш»

Практически все, связанное с революцией , Маяковский

оценивал со знаком плюс.

10-летнему юбилею Октября, Маяковский посвятил поэму и

назвал её - «Хорошо!».

Хорошо, что произошла революция и большевики взяли власть.

Хорошо, что в стране строится новое социалистическое

общество, свободное от эксплуатации.

Хорошо, что людям, по убеждению поэта, становится жить все

лучше и лучше.

Идейный смысл поэмы — в прославлении социалистического

отечества и советского народа.

Поэма «Хорошо!»

отечество, «которое есть, но трижды —

которое будет», славит «планов наших...

громадьё, размаха шаги саженьи».

Он воспевает не только пока что далекое от

идеала настоящее, но и светлое

социалистическое будущее, в которое

безоговорочно верит.

И заканчивается поэма на оптимистической

ноте:

Поэт славит

Лет до ста

расти

нам без старости.

Год от года

расти

нашей бодрости.

Славьте,

молот

и стих,

землю молодости.

Жизнь прекрасна и

удивительна

Мне наплевать

на бронзы многопудье,

мне наплевать

на мраморную слизь.

Сочтемся славою —

ведь мы свои же люди, —

пускай нам

общим памятником будет

построенный

в боях

социализм.

В поэме «Во весь голос» поэт

пишет:

одна из ведущих тем «послеоктябрьского» Маяковского.

В своих произведениях поэт выразил «революционные»

ожидания и надежды на изменения, которые принесут

свободу, равенство, братство всем людям, не только в

СССР, но и в масштабе планеты.

Долго время поэт верил в эти «установки». Однако ему

пришлось трагически разочароваться в них, что и

привело этого талантливого художника к гибели.

Тема поэта и революции -

Спасибо за

внимание!



В раздел образования




Яндекс.Метрика