Напоминание

«Увлекательная математика»


Автор: Мингазова Ралия Рамилевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 80
Населённый пункт: ХМАО-Югра город Нижневартовск
Наименование материала: Проект по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет
Тема: «Увлекательная математика»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 80 «Светлячок»

Проект

по

формированию

элементарных

математических

представлений

у

дошкольников

5-6

лет

«

Увлекательная

математика

»

Разработала:

Мингазова Р. Р.

Актуальность проекта.

Огромную роль в умственном воспитании и в

развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные

возможности

для

развития

мышления

детей,

в

процессе

их

обучения

с

дошкольного возраста.

Математическое

развитие

дошкольников

по

своему

содержанию

не

должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших

геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым

важным

является

развитие

познавательного

интереса

и

математического

мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать

правильность выполненных действий, умение использовать элементарные

математические знания и навыки в разных видах деятельности и различных

жизненных ситуациях.

Математические

представления

должны

осваиваться

дошкольником

последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо

организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе

организации

различных

видов

деятельности,

так

и

в

ходе

режимных

моментов;

а

также

самостоятельную

деятельность

детей

с

применением

разнообразных

игровых

средств.

Так

же,

математическое

развитие

детей

будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

2

Актуальность

темы

обусловлена

тем,

что изучение

проблем

математического

развития

детей

дошкольного

возраста

обосновывается

ведущей

ролью

математики

в

динамично

развивающемся

современном

технологическом

обществе.

Также

математика

является

средством

интеллектуального

развития

ребенка,

его

логического

мышления,

познавательных

и

творческих

способностей,

расширяет

возможности

его

успешной адаптации к ускоряющимся процессам информатизации общества,

поэтому математическому развитию отводится особая роль.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: формирование у старших дошкольников элементарных

математических представлений.

Задачи проекта:

1.

Развивать

умение

считать

в

пределах

10

в

прямом

и

обратном

порядке.

2. Совершенствовать умение называть геометрические фигуры.

3. Закреплять умение определять положение предмета по отношению к

себе, и к другому предмету.

4. Совершенствовать умение выделить признаки сходства и различия

предметов.

5.

Развивать

внимание,

зрительную

память,

воображение,

умение

сравнивать.

Способствовать

развитию

речи,

умению

пояснять

свои

высказывания.

Сроки реализации проекта: один год (2019 - 2020 г.).

Участники проекта: дошкольники 5-6 лет, воспитатели, родители.

Форма реализации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Принципы реализации проекта

-

принцип

развивающего

образования,

целью

которого

является

развитие

ребенка.

Развивающий

характер

образования

реализуется

через

деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

3

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

процесса образования детей, в процессе реализации которых формируются

такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение

к развитию детей дошкольного возраста;

-

принцип

интеграции

образовательных

областей

(социально-

коммуникативное

развитие,

речевое

развитие,

физическое

развитие)

в

соответствии

с

возрастными

возможностями

и

о собенно стями

воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-

решение

программных

задач

в

совместной

исамостоятельной

деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной

деятельности, но и при проведении режимных моментов;

-

принципы

гуманизации,

дифференциации

и

индивидуализации,

непрерывности и системности образования.

Использование

инновационных

педагогических

технологий

дает

возможность

своевременно

модернизировать

образовательный

процесс,

оптимизировать практическую деятельность с детьми старшего дошкольного

возраста. В реализации опыта использованы инновационные технологии:

1.

Проектный

метод,

позволяющий

привлечь

родителей

в

образовательный процесс.

2.

Использование

ИКТ

-

технологий,

которые

позволяют

более

красочно показать материал.

3. Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности

для более успешного усвоения материала.

4. Современные технологии математического развития дошкольников,

позволяющие активизировать мыслительную деятельность дошкольников в

процессе непосредственной образовательной деятельности.

Проект

направлен

на

преодоление

стандартного

подхода

к

детям,

предоставление

им

большой

самостоятельности,

индивидуализацию

образовательного процесса.

Методы работы:

4

-

наглядные

методы

(применяются

на

всех

этапах

педагогического

процесса);

- словесные методы (рассказы и беседы педагога, объяснения, методы

проблемного обучения);

-

практические

методы

(предметно-практическая

деятельность,

упражнения, продуктивная деятельность детей).

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

-

организованная

образовательная

деятельность,

художественно-

продуктивная деятельность, проблемно-поисковая деятельность.

Этапы реализации проекта

Проект по ФЭМП у старших дошкольников содержит три этапа.

Таблица 1

Этапы реализации проекта

п/

п

Этапы реализации

Содержание

Сроки

1.

Подготовительный

Изучение

и

подбор

литературы,

подбор

и

оформление

развивающих

игр

по

ФЭМП;

подборка

наглядно

-

демонстрационного

материала; обогащение развивающей среды в

группе; подготовка картотеки дидактических

игр математического содержания.

Сентябрь -

Октябрь

2019 г.

2.

Основной

Проведение систематичной, последовательной

р а б о т ы

п о

ф о р м и р о в а н и ю

у

д е т е й

элементарных математических представлений.

Реализуются

разнообразные

виды

игр,

игровых

упражнений

математиче ского

содержания.

Ноябрь

2019 г.

- Апрель

2020 г.

3.

Заключительный

О с у щ е с т в л е н и е

а н а л и з а

р а б о т ы ;

корректировка

и

дальнейшие

перспективы

математического

развития

детей. Продукт

проекта - картотека математических игр.

Май

2020 г.

Таблица 2

Пан реализации проекта

5

Сроки

реализации

проекта

Название мероприятия

Участники

Ответственные

Сентябрь

1 .

Ч т е н и е

п о с л о в и ц

и

з а г а д о к

математического содержания.

2.

Дидактические

игры:

«Цветной

город», Выше – ниже», Чья цепочка не

порвется?

3. Лепка, рисование цифр, составление

аппликации из геометрических фигур.

4. Подвижные игры: «Сделай фигуру»,

«Море волнуется».

Воспитатели,

дети

Воспитатели

Октябрь

1. Заучивание математических считалок,

загадок.

2. Подвижная игра «Кто быстрее по

порядку».

3. НОД «Город математики».

4. Аппликация из гороха «Волшебные

цифры».

Воспитатели,

дети

Воспитатели

Ноябрь

1. Чтение математических сказок.

2.

Настольные

игры:

«Найди

пару»,

«Найди друг друга», «Веселый счет».

3. Просмотр компьютерной презентации

«Полет

на

планету

Математика»,

«Забавные фигуры».

4.

НОД «Путешествие

в

королевство

Математика».

Воспитатели,

дети

Воспитатель

Декабрь

1. Решение игровых математических

упражнений.

2. Конструирование из геометрических

фигур.

3. Лепка «Веселые цифры».

4. Математический КВН.

Воспитатели,

дети, муз.

руководитель,

родители

Воспитатель,

музыкальный

руководитель

Январь

1. Чтение детской литературы

математического содержания.

2. Сюжетно-ролевые игры: «Школа»,

«Магазин».

3. Рисование «Фигуры и формы».

Воспитатели,

дети

Воспитатель

Февраль

1. Чтение математических сказок,

сказок с элементами счета.

2. Лепка, рисование «Будильник»,

«Веселые фигурки», «Ракета».

3. Дидактические игры «Найди домик

для фигуры», «Числа».

4. НОД «Волшебная страна

Математика».

Воспитатели,

дети

Воспитатель

Март

1. Заучивание стихов про цифры,

считалок, загадок о геометрических

Воспитатели,

дети

Воспитатель

6

фигурах и цифрах.

2. Раскрашивание математических

раскрасок, рисование цифр.

3. НОД «Путешествие с цифрами».

4. Подвижные игры: «Хитрая лиса»,

«Кот и мыши».

Апрель

1. Отгадывание загадок, занимательных

вопросов, шуточных задачек,

головоломок.

2. Дидактические игры: «Крестики –

нолики», «Математическое лото»,

«Божьи коровки и ромашки»,

«Лабиринты», «Какие цифры

потерялись».

3. Рисование геометрических фигур на

манке.

4. Викторина «Умники и умницы».

Воспитатели,

дети, муз.

руководитель,

родители

Воспитатель, муз.

руководитель

Май

1. Чтение сказок

«Двенадцать месяцев»

С.Маршака, «Цветик – семицветик» В.

Катаева; рассказа К. Ушинского

«Четыре желания».

2. Дидактические игры: «Мозаика из

крышек», «Танграм», «Волшебные

круги», «Домино».

3. Подвижные игры

:

«Сделай фигуру»,

«Море волнуется».

Воспитатели,

дети

Воспитатель,

В

соответствии

с

ФГОС

развивающая

среда

дошкольной

образовательной

организации

должна

создавать

условия

для

участия

родителей

в

образовательной

деятельности,

в

том

числе

посредством

создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления

потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Положительные

результаты

в

воспитании

детей

достигаются

при

умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в

эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей

воспитанников.

Семья

играет

в

воспитании

ребенка

основную,

важнейшую

роль.

Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного

математического развития детей, играет важную роль в развитии ребенка и

7

обеспечении

преемственности

дошкольной

и

школьной

ступеней

образования. Добиться

эффективного

результата

в

развитии

ребенка,

возникновения

у

него

потребностей

в

получении

знаний

том

числе

математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Содержание работы с родителями:

1.

Рекомендации

для

родителей «Учим

детей

логически

мыслить»,

«Играем дома», «Игры по дороге домой».

2. Консультация для родителей «Математика - это интересно», «В мире

пространства и времени», «В мире геометрических фигур»,

«Как научить

ребенка определять время», «Математические игры в домашних условиях».

3.

Родительское

собрание

по

темам:

«Занимательная

математика»,

«Математические игры».

4. Оформление лэпбука: «Занимательная математика».

5. Создание выставки для родителей: «Увлекательная математика».

6. Викторины, развлечения, досуги математического содержания.

Планируемые результаты

Для детей:

- повышение уровня математических представлений у детей старшего

дошкольного возраста;

- выработан интерес к самому процессу познания математики;

- дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач,

стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют

переносить усвоенный опыт в новые ситуации;

-

развит

интерес

к

играм,

требующим

умственного

напряжения,

интеллектуального усилия;

- воспитана самостоятельность, умение понимать учебную задачу и

выполнять ее самостоятельно.

Для родителей:

- сформирована активная родительская позиция;

8

-

повышена

компетентность

родителей

в

вопросах

активизации

мыслительной деятельности ребенка;

- активное участие родителей в жизнедеятельности ДОО.

7. Мониторинг результативности реализации проекта

Эффективность работы по формированию у старших дошкольников

элементарных

математических

представлений

посредством

развивающих

математических игр определялась по следующим показателям:

-

уровень

сформированности

умений

мыслительной

деятельности

(познавательная

активность,

инициативность,

творчество,

умение

анализировать и делать выводы);

- уровень развития логического мышления;

- способность к дифференцированному восприятию;

- уровень умственных операций анализа и синтеза.

Материально-технические ресурсы:

- подбор развивающего иллюстрированного материала;

- наглядно-демонстрационный математический материал;

- расходный материал для изготовления пособий.

Информационные ресурсы: научно-методическая литература по теме

проекта.

Список литературы:

1.

Белошистая

А.

В.

Формирование

и

развитие

математических

способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций

для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд.

центр Владос, 2010. - 400с.

2.

Детство:

Примерная

образовательная

программа

дошкольного

образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. -

СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им.

А.И. Герцена, 2014. – 321с.

3.

Крылова О.Н. Знакомство с математикой: конспекты занятий / Л.Ю.

Самсонова – М. Издательство «Экзамен», 2010. – 157с.

9

4.

Кангина Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных

занятий с детьми от 4 до 7 лет / О.В. Тихомирова. – Ярославль: ООО

«Академия развития», 2012. – 160с.

5.

Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей

детских садов / Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – М.: Педагогика,

2017. – 176с.

6.

Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей

дошкольного возраста / Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М.

Вербенец и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2014. – 384 с.

7.

Смоленцева

А.А. Математика до школы. Пособие для воспитателей

детских садов и родителей. СПб: «Детство - пресс», 2016. - 191с.

Приложения

10

Приложение 1

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП у детей

5-6 лет «Математическое путешествие в сказку»

Цель:

формирование

у

старших

дошкольников

элементарных

математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

-

закрепить

знания

детей

о

последовательности

чисел

в

прямом

и

обратном порядке;

- упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы,

дни недели, части суток;

- закрепить знание геометрических фигур.

Развивающие:

- развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре,

находить решение и делать выводы;

- развивать внимание, логическое мышление, память и речь.

Воспитательные:

воспитывать

сдержанность,

усидчивость,

доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

11

И нте гр а ция

о б р а зовате ль ны х

о бла с те й: «С оциа льно

-

коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие».

Материал и оборудование:

иллюстрации к сказке, магнитная доска,

раздаточный материал цифры от 1 до 10, лист белой бумаги А 4, цветные

карандаши.

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Иван-

Царевич»; просмотр мультфильмов по сказке «Царевна-лягушка»; беседы на

темы:

«Времена

года»,

«Месяц,

день,

части

суток»;

наблюдение

за

природными часами во время прогулки.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, художественная.

Форма

реализации: поисковые

и

проблемные

вопросы

к

детям,

поощрение, пояснение, подведение к выводу.

Ход работы:

1. Организационный момент.

Игра-приветствие «Наши умные головки».

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся,

Занятие начинается.

12

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А хотели бы попасть в сказку

и помочь нашим героям? Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не

простая,

волшебная,

с

математическими

заданиями. А чтобы попасть в

сказку нужно встать, закрыть глазки и произнести волшебные слова «1, 2, 3

обернись, в сказке окажись!». Открываем глаза. Садимся. Сказка начинается.

«Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь

по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а

тут

налетел

ветер,

подхватил

царевну

и

унес

в

тридевятое

царство.

Пригорюнился царь и попросил Ивана - царевича найти царевну. Идет Иван -

царевич день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет

Баба Яга. Рассказал Иван - царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь,

если Иван-царевич ответит на ее вопросы. Слушайте внимательно вопросы

Бабы Яги».

Воспитатель:

Какой сегодня день недели?

Какой был вчера день недели?

Какой будет завтра день недели?

Какой день недели будет послезавтра?

Какие времена года знаете? Назовите.

Сколько месяцев в году? Назовите.

Назовите части суток.

Воспитатель: Справились мы с заданием Бабы Яги. Баба Яга дала

клубочек и отправила царевича к Кикиморе. У нее находится карта. Клубочек

покатился, и царевич пошел за ним. Прикатился клубок к болоту. И перед

царевичем появилась Кикимора. Она выслушала царевича и решила помочь,

а чтобы получить карту, надо выполнить ее задание.

Воспитатель: Давайте

поможем

Ивану

-

царевичу.

Чтобы

нам

двигаться дальше, нужно построить мост через болото, но необычный мост, а

из кирпичиков-цифр. От 1 до 10 и в обратном порядке. (Дети выкладывают

цифры по порядку от 1 до 10 и обратно).

Назовите число больше 2 на 1 (3)

Самое маленькое число (1), самое большое (10)

Число, которое меньше 7 на 1 (6)

Назовите соседей числа 6 (5 и 7)

Покажите число больше 3 на 1(4)

Назовите соседей числа 9 (8 и10).

Молодцы!

- Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану - царевичу

можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана-царевича в

сказочный лес.

- Вот и мы попали в сказочный лес.

В

лесу

случаются

чудеса.

Лесные

жители

приготовили

задание

на

сообразительность:

Сколько ушей у двух мышей? (4) Почему?

Сколько животиков у 5 бегемотов? (5)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц?(3)

Почему?

Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?(4) Поясните.

Сколько домишек у 100 муравьишек? (1)

Сколько раз в году бывает у Ивана Царевича день рождения? (1)

А у вас? (1)

Задачки – загадки:

Я нашел в дупле у белки

Девять штук орешков мелких.

Вот еще один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай! (10) (Как получилось число?) (10).

Ответы детей.

Шесть веселых поросят,

У корытца в ряд стоят!

Тут один улегся спать

Поросят осталось....(5).

Шесть щенят

Плюс мама – лайка.

Сколько будет?

Посчитай! (7).

Высоко задравши нос

Заяц шесть морковок нес,

Спотыкнулся и упал –

Две морковки потерял. Сколько морковок у зайца осталось? (4).

Однажды три цыпленка,

А с ними три мышонка,

А с ними три веселых,

Умытых поросенка

Бежали спозаранку играли на полянке? (9).

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?(8).

Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Устали немножко? Жители леса посоветовали набраться сил, чтобы

идти дальше.

Физкультминутка

Иван - царевич:

Раз - нагнулся, разогнулся,

Два - нагнулся, разогнулся,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

Руки в стороны развел и пошел, пошел, пошел за царевной в глушь

лесную,

Вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.

Воспитатель: Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок, в

котором спрятана царевна. Ворота замка закрыты, вокруг замка высокая

каменная стена! Как же попасть туда?

- Я придумала! А давайте мы с вами сделаем ковер – самолет и тогда

Иван - царевич сможет на нем перелететь через высокую стену! Для этого

нам нужно сесть за столы и приступить к изготовлению волшебных ковров.

Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать

(Графический диктант):

В левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник.

В правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат.

В левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник.

В правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

В центре нарисуйте оранжевый овал.

Справа от оранжевого овала нарисуйте черный ромб.

Слева - фиолетовую трапецию.

Воспитатель: А сейчас проверим:

-

Какую

геометрическую

фигуру

нарисовал,

например

Максим

в

правом нижнем углу?

- Где нарисовала Полина желтый круг?

В каком углу Виталий нарисовал овал? и т. д.

- Дети, чем мы украсили наши ковры?

Ответы детей (геометрическими фигурами).

Воспитатель:

Молодцы.

Иван-царевич

перелетел

через

стену

и

освободил царевну! Вернулись они к царю и стали жить, поживать и добра

наживать!

Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и

начинаем отсчет от 1 до 5 (дети считают хором).

Вот мы и в детском саду.

Мы в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

3. Рефлексия.

Воспитатель:

Где

мы

сегодня

путешествовали,

ребята?

Что

вам

понравилось?

Приложение 2

Консультация для родителей

«Математика это интересно»

В наше время обучению дошкольников началам математики должно

отводиться

важное

место.

Это

вызвано

целым

рядом

причин:

началом

школьного

обучения,

обилием

информации,

получаемой

ребенком,

повышением

внимания

к

компьютеризации

уже

с

дошкольного

возраста,

стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка

узнавать цифры, считать, решать задачи. Не стоит забывать, что основное

усилие

родителей

должно

быть

направлено

на

то,

чтобы

воспитать

у

дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания,

к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно

воспитать и привить интерес к математике.

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры

дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и

писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди -

его

родители.

Игра

-

это

не

только

тренировка,

это

также

и

прекрасно

проведенное время вместе с собственным ребенком.

Все занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Мамам

и

папам,

бабушкам

и

дедушкам

хочу

напомнить,

что

принудительное

обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться

с предложения: «Поиграем?». Обсуждение заданий следует начинать тогда,

когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом:

ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Поупражняйте

дома

ребенка

в

счете

в игре

«Кто

больше?». Перед

играющими детьми две кучки пуговиц. По команде игроки в течение минуты

откладывают

из

кучки

по

одной

пуговице;

потом

считают,

кто

больше

отложил.

Можно

усложнить

игру:

откладывать

пуговицы

с

закрытыми

глазами и т.д.

Для игры

«Сколько

в

другой

руке?» приготовьте

мелкие

предметы

(бусинки). Правила игры: взрослый говорит: «У меня 6 бусинок, в правой

руке 3 бусинки (показывает), сколько бусинок в левой руке?». Если ребенок

угадал, поменяйтесь ролями (когда вы отгадываете, допускайте намеренно

ошибки).

Повторите количественный и порядковый счет до 10. Цифры до 10. Дни

недели. Названия месяцев.

Игра «Найди пару» (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на

которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а

ребенок находит соответствующую карточку.

Предложите

ребенку

поиграть

с

вами

в игру

«Какое

число

пропущено?» (называется пропущенное число). Разложите на столе карточки

с числами от 0 до 10. Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете

одну из карточек, так, чтобы получился непрерывный ряд, если ребенок дал

правильный ответ, поменяйтесь с ним ролями.

Игра

«Назови

соседей» (взрослый

называет

число,

а

ребенок

-

его

соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один,

три».

Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад

или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на

прогулку и. т.д.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше -

ниже, толще - тоньше). Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот

или иной предмет. Предложите выбрать предмет похожий по форме на ту или

иную фигуру. Спросите, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два

глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. Спросите, чего у них

по

одному.

Спрашивайте

ребенка,

что

находится

слева,

справа

от

него,

впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные

события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было

вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой

был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце

праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание.

Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если

их предоставить самим себе. Это время тоже можно провести с пользой, если

вы

будете

вместе

с

ребенком

считать.

Сосчитать

можно

проезжающие

трамваи,

количество

пассажиров-детей,

магазины

или

аптеки.

Можно

придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы

маленькие - у кого больше? Сколько вокруг машин?

Обращайте

внимание

ребенка

на

то,

что

происходит

вокруг:

на

прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь

больше

мальчиков

или

девочек?»,

«Давай

сосчитаем,

сколько

скамеек

в

парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько

этажей в этом доме?» и т. д.

Счет

на

кухне. Кухня

-

отличное

место

для

постижения

основ

математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая

вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три

яблока

и

один

банан.

Разнообразить

задания

можно

до

бесконечности.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить

ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна

лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите,

чего больше? Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5,

а яблок меньше, их 4.) Во время приготовления обеда спросите у ребёнка, где

больше

воды:

в

чашке,

в

кастрюле,

в

чайнике,

в

тарелке?

Убедиться

в

правильности ответа он может на практике. Обязательно уточните, чем вы

мерили, и сколько условных мерок оказалось в каждой из посудин. Варите

суп,

спросите,

какое

количество

овощей

пошло,

какой

они

формы,

величины. Игра «Подели предмет»

(торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что

целое всегда больше части.

Сравнивайте

все

вокруг

по

величине.

Построил

ваш

ребенок

2

башенки,

домики

-

спросите,

какой

выше,

ниже.

Рисует

ваш

ребенок

-

спросите его о длине карандашей, сравните их по длине. Очень важно чтобы

ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, как: длинный - короткий,

широкий - узкий; высокий - низкий; толстый – тонкий.

На

прогулке легко

усваиваются

понятия

пространственного

расположения, например в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног

(внизу),

бросим

вправо,

бросим

влево,

вперед-назад.

Задание

можно

и

усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой

- к моей левой.

В действии ребенок гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком

от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов.

Затем

выберите

другой

объект

и

также

сосчитайте

шаги.

Сравните

измеренные шагами расстояния и определите, какое больше? Постарайтесь

вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти

к какому- то близкому объекту.

Во

время

чтения

книг обращайте

внимание

детей

на

характерные

особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы -

четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя).

Загадывайте детям задачи в стихотворной форме:

Подарил утятам ёжик

8 кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной

жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в

рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего

дома,

квартиры,

номер

машины.

Предложите

ребенку

вместе

с

вами,

рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в

обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли

в

номере

одинаковые

цифры.

Попросите

отсчитать

столько

предметов

(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов

(пуговиц

на

кофточке).

Приобретите

ребенку игру

с

цифрами,

любую,

например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут

числа при счете. Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» -

вы или ребенок.

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что

установлены

в

электроприборах,

например

в

телевизоре,

магнитофоне,

стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка

на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно

сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько

рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает

количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей

(денег).

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством

времени,

вы

можете

приобщить

ребенка

ко

многим

математическим

понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая

интерес к математике.

Приложение 3

Конспект совместного развлечения с родителями

«Математический КВН»

(в старшей группе)

Цель: приобщение

родителей

воспитанников

к

участию

в

жизнедеятельности детского сада, с целью конструктивного взаимодействия

педагогов и родителей с детьми; эмоциональное сближение всех участников

образовательного

процесса,

организация

их

общения

в

процессе

математического развития детей.

Задачи:

-

создать

доброжелательную

обстановку,

положительные

взаимоотношения между родителями и детьми;

-

достичь

оптимального

уровня

взаимодействия

педагогов

и

семьи

через систему социального партнерства и внедрения нетрадиционных форм

работы.

Ведущий: Уважаемые

родители!

Мы

приветствуем

вас

на

нашей

встрече, посвященной окончанию учебного года, и надеемся, что она даст вам

возможность не только отдохнуть, но и порадоваться за своих детей. Наши

дети выросли и стали на год взрослее. За этот год они многому научились:

они подросли, окрепли, стали самостоятельнее и более любознательными.

(Воспитатели рассказывают, каких успехов добились дети в учебном году,

участие детей в конкурсах)

Раздаются памятки родителям.

Слово заведующей:

Ведущий: А

теперь

предлагаем

вам

поиграть,

посоревноваться

с

вашими детьми и узнать, чему же они научились за прошедший год. А

соревнование проведем в форме «Математический КВН». Мы считаем, что

благодаря

таким

мероприятиям

создаются

условия,

которые

помогают

улучшить

эмоциональный

контакт

между

детьми

и

родителями,

учат

их

совместной игровой деятельности и поможет Вам и Вашему ребенку легко

адаптироваться

к

требованиям

школьной

программы.

Давайте

встретим

наших детей.

Звучит музыка. Входят дети. Садятся на отведенные места.

Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы узнать, как вы умеете

считать,

отгадывать

загадки,

решать

математические

задачи.

Посмотрим,

какие вы ловкие и быстрые, внимательные и находчивые и, конечно же,

дружные.

Ведущий представляет членов жюри, название команд (команда детей

называется

«Удальцы»,

команда

родителей

-

«Мудрецы».

Знакомит

с

правилами: слушать задания внимательно, не выкрикивать с места, не

вставать,

обсуждать

задания

вполголоса,

чтобы

не

мешать

другой

команде.

За

каждый

правильный

ответ

будет

выдаваться

фишка.

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество фишек.

- Соревнование начнем с разминки.

«Удальцы»:

- Какие цифры могут сказать про себя: «Повернёшь меня вверх (вниз)

головой и стану цифрой я другой? (6 и 9).

«Мудрецы» - Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл

каждый из них? (4 часа)

«Удальцы»

-Сколько рогов у двух коров?

«Мудрецы»

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое).

«Удальцы»

- Сколько сапожек Оля купила,

Чтоб кошка лапок не промочила? (4).

«Мудрецы»

- У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4).

Задание 1. Решение задач «Удальцы»:

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел -

Два под березой,

Один у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине (три).

«Мудрецы»:

На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 4. Кот подкрался и

схватил одного воробья. Сколько осталось воробьев на грядке? (нисколько,

так как остальные воробьи улетели).

«Удальцы»

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело (7).

«Мудрецы»

«В рукавичке жили: мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка,

зайчик

-

побегайчик,

лисичка-сестричка.

Мышка

готовила

еду

по

понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик - по средам, а в остальные

дни недели еду готовила лисичка-сестричка.

- Сколько раз в неделю готовила лисичка-сестричка? (4).

- Назови эти дни недели, (четверг, пятница, суббота, воскресенье).

«Удальцы»

Три яблока из сада ежик

притащил

Самое

румяное

белке

подарил,

С

р а д о с т ь ю

п о д а р о к

получила белка

Сосчитайте яблоки у ежа в

тарелке (2).

«Мудрецы»

В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько

пароходов в море? (9 пароходов).

2.

С л ед у ющ е е

за д а н и е

н а

б ы с т р оту:

« З а ко л д о в а н н ы е

геометрические фигуры»

На доске нарисованы точки. Участники должны соединить эти точки

так, чтобы получились геометрические фигуры. Играем эстафетой, т. е. по

очереди, по одному. Посмотрим, кто быстрее выполнит задание.

Поэтическая пауза. Девочки читают стихи о весне

3.

Следующее

задание

на

сообразительность:

«Математические

цветочки»

Нужно

составить

цветочек

из

отдельных

лепестков

так,

чтобы

их

количество

соответствовало

цифре,

написанной

на

кружочке

(серединке)

будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с

1. Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы

сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка. Тоже

на время, кто быстрее.

«Удальцы» цветок №5, «Мудрецы» цветок №8.

4.

Игра «Светофор» на внимание.

Кружки (d=10 см) красного, зеленого, желтого цвета. Команды стоятся

в

шеренгу

и

выполняют

упражнения,

согласно

сигналам

ведущего.

На

красный цвет - приседают, на желтый цвет - встают, на зеленый цвет -

маршируют на месте.

5.

Следующее задание на воображение:

«Составь картинку из геометрических фигур».

Каждой команде дается набор геометрических фигур. Из них нужно

составить картинку. Кто быстрее.

Рекламная пауза, (сценка) в исполнении детей.

Звучит мелодия.

Выходит мама, тащит за руку ребенка. Он в футболке, держит в руках

футбольный мяч. В её руках рубаха вся в пятнах грязи.

Мама (сердито):

- Сынок! Ну что ж ты так испачкал рубашку? И что мне теперь с ней

делать? Ее уже ничем не отстираешь! А сам-то на кого похож? (ребенок

стоит, опустив голову). Вдруг он радостно улыбается.

Сынок: Ой, мама, смотри, тетя Ася приехала!

Звучит музыка. Заходит тетя Ася. На ней спецодежда, сумка через

плечо, в сумке - книга «Мойдодыр».

Тетя Ася: Ну, мои дорогие, что за проблема тут у вас?

Мама: Да вот, посмотрите, что наделал этот сорванец! (показывает

рубашку). Тетя Ася достает из сумки книгу К. И. Чуковского: Мойдодыр: и

говорит:

только

сказка

«Мойдодыр»

поможет

стать

вашему

ребенку

бережливым и аккуратным.

6 задание-испытание.

Будьте

внимательны.

Я

буду

задавать

вопросы

поочередно

каждой

команде. За каждый правильный ответ команда получит 1 фишку. Отвечать

нужно быстро и только одним словом «да» или «нет».

«Удальцы»

- Снег идет летом?

- Суп едят вилкой?

- Кошка боится мышку?

- Морковь бывает синяя?

- Берлога медведя на ветке?

«Мудрецы»

- В пустом стакане есть орехи?

- Понедельник после вторника?

- Ноябрь - осенний месяц?

- Дерево выше, чем куст?

- Мама старше бабушки?

Ведущий:

- Пока жюри подсчитывает результаты соревнования, мы предлагаем

послушать песню «Детский сад» в исполнении детей.

Жюри объявляется результаты игры. Награждение (медальки, грамоты).

Ведущий: Ува ж а е м ы е

р од и т е л и !

Н а ш и

д е т и

п е р еход я т

в

подготовительную к школе группу. Это говорит само за себя, потому что дети

именно в этой группе начинают подготовку к поступлению в первый класс.

Им придется еще очень многому научиться. Так давайте скажем нашим детям

напутственные пожелания.

Игра с бубном «Пожелания для детей» (на новый учебный год).

(родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен)

«Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот пожелание скажет нам»

Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы вам показали,

конечно, не все, чему мы научились за год, а лишь небольшую часть. Мы

старались и надеемся, что и вам понравилось. И еще хочется сказать большое

спасибо вам, родители, за ваше терпение, заботу, понимание, потому что без

вас

нам

было

бы

сложно

преодолевать

все

трудности.

Спасибо

Вам

за

помощь.

А сейчас мы всех приглашаем на чаепитие.



В раздел образования




Яндекс.Метрика