Напоминание

Проект "Весёлые фигуры"


Автор: Рассолова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: НСО Искитимский район п.Керамкомбинат
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Весёлые фигуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Теремок» п.Керамкомбинат Новосибирская область Искитимский район

ПРОЕКТ

«Весёлые фигуры»

Воспитатель:

Рассолова

Ирина

Александровна

2020 уч.год

Паспорт проекта:

Вид проекта:

познавательно – игровой, творческий

Срок реализации:

краткосрочный (02.03.2020 –20.03.2020)

Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатель, родители

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость и упорство

в достижении цели.

(А. Маркушевич)

Актуальность:

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие

ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из

показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень

развития математических и коммуникативных способностей. Математика для детей

имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего

восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения

математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в

детском саду. Проблема раскрытия способностей и задатков

математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни

приобретает все больше значение. Знание математики в наше время совершенно

необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном

человеческом обществе. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и

если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть

учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым

данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать

геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать. Математические

представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и

систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную

деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов

деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-

исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения

художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также

самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых

средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при

взаимодействии с семьями детей. Дошкольники не знают, что математика трудная

дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Моя задача – дать ребенку

почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие

закономерности. Сущность занимательности - необычность, неожиданность. Очень

важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в

игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут

малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому

возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка,

формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от

эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит

успешность обучения математике в начальной школе.

Занимательный математический материал: активизирует умственную деятельность,

заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей,

развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет

полученные знания и умения.

Поэтому у меня возникло желание вызвать интерес у детей к математике, помочь им

самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы и сделать занятия

увлекательными. Этому посвящён мой проект «Весёлые фигуры». В

основе проекта лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно

конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном

пространстве, развитие творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем

современном мире.

Цель проекта:

создать условия для успешного формирования элементарных математических

представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный

материал в организованной и самостоятельной деятельности для развития

способностей и мышления детей.

Задачи:

1.Систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах (круг, квадрат,

прямоугольник, треугольник, овал, ромб, шар, куб, четырёхугольник)

2.Развитие мыслительных операций: аналогии, систематизации, обобщения,

наблюдения.

3.Развитие у детей конструктивных способностей, умения преобразовывать

один математический объект в другой, развитие аналитической деятельности, умение

классифицировать;

4.Воспитание интереса к математике, формирование умения трудиться в коллективе.

5.

Составить подборку дидактических игр, заданий логического содержания по

развитию элементарных математических представлений у детей старшего

дошкольного возраста;

Ожидаемый результат:

Использование в работе игровых ИКТ заданий;

Повышение уровня математических представлений у детей старшего

дошкольного возраста.

Дети

самостоятельно

находят

способы

решения

познавательных

задач,

стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умение

переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Пополнение математического уголка «Уроки Пифагора» разнообразным

дидактическим материалом;

Активизация

интереса

родителей

к

использованию

математических

игр

и

упражнений.

Осознание родителями важности формирования элементарных математических

представлений

у

детей

с

помощью

занимательного

материала,

расширение

знаний родителей о занимательном материале.

Подготовительный этап:

Цель: Определить основные направления работы.

Определение темы проекта.

Постановка цели и задач проекта.

Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.

Изготовление развивающих игр по математике.

Составление плана основного этапа проекта.

Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности

Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- творческое задание: создание книжек – малышек: загадки, задачки, ребусы и

красочно оформить этот материал;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».

Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием

занимательного материала»

Основной этап:

НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:

- НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;

- НОД по изобразительной деятельности: рисование «Весёлые фигуры»,

обратная аппликация на крышке «Ракета» (из геометрических фигур), лепка «Веселые

цифры».

Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два

жадных

медвежонка»,

«Двенадцать

месяцев»

С.Маршака,

«Цветик

семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания», «Волк и

семеро козлят» (сказка на липучках), «Три поросёнка» (настольный театр).

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и

цифрах.

Математические поговорки и пословицы (работа по мнемотаблице)

Написание графических диктантов

Просмотр компьютерной презентации «Математика точная наука», «Забавные

фигуры».

Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

Конструирование.

Работа со счетными палочками.

Рисование геометрических фигур на манке, песке

Сказка «Город геометрических фигур» (интернет ресурс).

Сказка, как круг и треугольник с квадратом подружились» (интернет ресурс).

Фигурные стихи.

«Математические сказки»

Дидактические игры с математическим содержанием:

Отгадывание

загадок,

занимательных

вопросов,

шуточных

задачек,

головоломок.

Презентация «Откуда к нам пришли разные фигуры»

Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».

Пальчиковые гимнастики.

Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

Заключительный этап:

Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.

Беседа «Чем мне интересны математические игры».

Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.

Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.

Просмотр открытого занятия «В гостях у Пифагора».

Обработка и оформление материалов проекта.

Оформлена выставка творческих работ «Мир весёлых фигур.

Индивидуальные беседы о необходимости развития исследовательской,

познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.

Ход проекта.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был

составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и

художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации

«Математика

точная

наука»,

«Забавные

фигуры»,

дидактические

игры,

физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры

математического содержания соответствующие возрастным особенностям детей.

К

подготовке

реализации

проекта

были

привлечены

родители:

с

ними

было

проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика

для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих

игр

по

математике.

Родителям

было

дано

задание:

подобрать

занимательный

математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его

оформить в виде книжке – малышке.

На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой

проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с

детьми читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием:

«Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака,

«Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»,

«Волк и семеро козлят» (сказка на липучках), «Три поросёнка» (настольный

театр).

заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью

геометрических фигур, рисовали «Весёлые фигуры», делали обратную аппликацию

на крышке «Ракета» (из геометрических фигур), лепка «Веселые цифры».

На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с

математическими

прописями

раскрасками,

делали

постройки

из

конструктора,

мозаики.

Принимали участие в написании графического диктанта. Также дети

работали

со

счетными

палочками:

собирали

фигуры

по

образцу

и

по

замыслу.

Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке, песке.

Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

«Фермер». Цель: Упражнять в счёте в пределах 10,закрепить знания цифр,

умение соотносить количество предметов с цифрой, закрепить знания об

овощах, упражнять в согласии числительных с существительными.

«Математические пазлы»

.

Цель: Систематизировать знания чисел от 1 до 10,

акцентрировать внимание на месте числа в ряду других чисел, развивать

логическое

мышление,

умение

сравнивать,

сопоставлять,

анализировать

и

делать выводы.

«Что сначала, что потом». Цель: Развивать понятие простых причинно –

следственных отношений.

«На что похоже». Цель: Закрепление геометрических фигур, цветов, оттенков,

развитие восприятия, внимания, логического мышления.

«Рыбки в аквариуме». Цель: Развитие сенсорных навыков, зрительного и

слухового восприятия, внимания, логического и образного мышления, .

«Сосчитай и покажи». Цель: Расширение и углубление представлений детей о

количестве

предметов

и

счёте,

учить

пересчитывать

предметы,

называя

итоговое число, закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.

пространственного представления, произвольного самоконтроля

«Математическое

лото».

Задачи:

способствовать

усвоению

порядка

следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.

«Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того

или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.

Головоломка

«Танграм»,

«Коломбово

яйцо».

Цель:

формирование

умения

детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры,

разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов

заданную модель.

«Математический

планшет

«Геометрик».

Цель:

формирование

умения

создавать образы, развитие образного мышления, концентрации внимания.

«Пентамино». Цель:

Развитие

восприятие

формы,

способность

выделять

фигуры из фона, способность выделению основных признаков из объекта,

глазомер,

воображение,

зрительно

моторную

координацию,

мышление,

умение работать по правилам.

«Собери бусы». Цель: Закреплять умения раскладывать ряд по образцу(слева

направо,

слева

налево)

и

отсчитывать

определённое

количество

бус

по

образцу, учитывая цветовую гамму, обучать порядковому счёту, закрепить

счёт в пределах 10, развитие мелкой моторики рук.

«Мои соседи». Цель: Закреплять знания чисел в пределах 10, упражнять в

определении предыдущего и последующего рядом стоящего числа в пределах

10, развивать внимание, память.

«Выложи

по

образцу

и

расскажи

как

расположены».

Цель:

Закреплять

названия

геометрических

фигур,

формировать

умение

овладевать

пространственными представлениями, развивать зрительное внимание, речь

детей.

«Овощной мешок». Цель: Систематизировать знания детей об овощах, умение

соотносить

предметы

окружающего

мира

по

цвету,

форме

и

величине,

закрепить

умение

пересчитывать

предметы,

обозначать

их

количество

соответствующей

цифрой,

способствует

развитию

тонкой

моторики

рук,

пространственного

мышления,

творческого

воображения

умения

анализировать и сопоставлять.

«Наряди матрёшку». Цель: Формировать умение запоминать геометрические

фигуры, обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по

форме

методом

наложения.

Совершенствовать

тактильное

ощущения.

Развивать мелкую моторику.

Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В

этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с

детьми

мы

разучили

и

освоили

новые

подвижные

игры,

физкультминутки

и

пальчиковые гимнастики математического содержания.

На

заключительном

этапе

проекта

были

оформлены:

уголок

занимательной

математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была

проведено родительское собрание в нетрадиционной форме мастер – класс «В гостях

у

Пифагора».

Были

обработаны

и

оформлены

материалы

проекта,

создана

презентация.

Результаты проекта.

Дети, которые принимали, участие в данном проекте соответствуют, возрастных

особенностям старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может

быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их

деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально –

игровую).

Проект

предполагает

систему

работы

с

детьми,

родителями

по

внедрению

в

образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью

развития

логического

мышления

и

творческих

способностей

у

детей

старшего

дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов

логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в

совместной

деятельности

взрослого

и

ребенка,

так

и в

самостоятельной

деятельности.

Развивающие

игры

математической

направленности

способствуют

успешному

обучению

основам

математики,

формированию

математического

мышления,

стимулирует

развитие

творческого

воображения,

воспитанию

настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

В результате моего проекта дети освоили:

геометрические фигуры,

умеют сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие,

установили

взаимосвязь

между

плоскими

и

объемными

геометрическими

фигурами; обогатили словарь математическими терминами;

научились использовать полученные знания в практической деятельности при

создании наглядных образов, в конструктивной деятельности,

развили образное и логическое мышление,

развили

интерес

к

решению

познавательных,

творческих

задач,

могут

распознавать

фигуры

независимо

от

их

пространственного

положения,

изображать,

располагать

на

плоскости,

упорядочивать

по

размерам,

классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;

могут конструировать фигуры по словесному описанию,

составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Просмотр

развивающих

мультфильмов,

беседы

и

презентации

о

разных

геометрических фигурах, о значении геометрических фигур в повседневной жизни.

Развились такие свойства: как объем внимания и памяти, воображение, способность

рассуждать.

Выработались

умения

целенаправленно

владеть

волевыми

усилиями,

устанавливать

правильные

отношения

со

сверстниками

и

взрослыми.

Приобрели

навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и

делать

выводы.

Полученные

знания

оказали

влияние

на

формирование

навыков

исследовательской

деятельности.

Главными

помощниками

в

творческом проекте

стали

родители.

Родители

с

интересом

знакомились

с

предложенным

информационным материалом. Результатом проведенной работы стало повышение

уровня

развития математических представлений

и

овладение

детьми

умением

ориентироваться

в

новой,

нестандартной

ситуации.

Уровень

познавательного

интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия, игры, новые исследования с

огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив

несут в свою самостоятельную деятельность.

Совместно

с

родителями пополняем наш математический уголок новыми дидактическими играми,

сделанными своими руками, так как эти пособия совершенствуют навыкам счёта,

формируют

и

закрепляют

представления

о

геометрических

фигурах,

формах,

закрепляют

умения

классифицировать

предметы

по

общим

качествам

(форме,

величине, цвету).



В раздел образования




Яндекс.Метрика