Напоминание

"Грибы"


Автор: Белица Евгения Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №15
Населённый пункт: село Ивановское, Кочубеевского района, Ставропольского края
Наименование материала: Урок. Окружающий мир. 2 класс
Тема: "Грибы"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Составила: Белица Е.В., учитель начальных классов МКОУ СОШ №15

с. Ивановское Кочубеевского района Ставропольского края

Программа «Перспектива»

Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Тема урока: Грибы

Тип урока: открытие нового

Цели:

1. Дать понятие о грибах как особом царстве живой природы.

2. Познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных

грибов.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные. Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов

растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов.

Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов

в природе.

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем,

одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные

мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных

признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста;

устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под

понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать

правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с

наглядно-образным материалом.

Личностные. Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного

отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию

окружающего мира.

Методы работы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) метод проблемного изучения нового материала;

3) частично-поисковый.

Используемые технологии:

Личностно-ориентированное обучение.

Информационно-компьютерные.

Здоровьесберегающая технология.

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, презентация «Грибы».

Конверты с карточками (растения, животные, грибы), конверты с картинками съедобных и

ядовитых грибов)

Учебник: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир», 2 класс, печатная тетрадь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему

соседу.

Слайд 2

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в лес.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя окружают гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Давайте пойдём по тропинке лесной

Ответы искать под зелёным шатром.

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии.

- Чтобы найти ответы на все вопросы, с чего необходимо начать работу на уроке? (С повторения

необходимых нам знаний).

- Вспомните, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не сделано руками

человека).

- Какая бывает природа? (Живая и неживая). Слайд 3

- Назовите признаки живой природы? (Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и

умирает).

- Какие царства живой природы вы знаете? (Царство растений и царство животных). Слайд 4

- Вспомните, по каким отличительным признакам мы разбивали животных на группы? (По

количеству конечностей, наличию покрова)

- Из каких частей состоит растение (Имеют листья, стебель, корни, цветы, плоды с семенами).

( Работа в парах)

- Молодцы! А сейчас, опираясь на эти знания, поработайте в парах с картинками, которые лежат у

вас в конвертах. Распределите объекты живой природы на группы.

(Проверка работы пар.)

- Как распределили объекты живой природы? (растения и животные)

Слайд 5

- А в какое царство вы отнесли грибы – растения или животные? Обоснуйте свой ответ.

- Вы высказали разные мнения, но пока не смогли их доказать.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с самым интересным царством природы. Как вы думаете, о

чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте тему урока. (Грибы)

- Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте цели урока.

Цели: узнать, к какому …

учиться различать …

составить…,

Слайд 6

II. Основная часть урока.

Построение плана выхода из затруднения.

- Чтобы узнать новое на уроке, мы обращаемся…. (к учебнику)

- В трудных ситуациях нам поможет …. ( «Страничка Умного Совёнка»)

- Если мы затрудняемся ответить, к какому царству относятся грибы, то должны подробно

рассмотреть (строение гриба).

Реализация плана выхода из затруднения

- Откройте учебник с. 125. Прочитайте текст.

- Какой вывод можно сделать из прочитанного?

Слайд 7

(Грибы – это и не растение, и не животное, а особое царство живой природы).

(Грибы – удивительные из живых существ, населяющих нашу планету.)

- Вернёмся к нашему затруднению. Как вы сейчас распределите объекты живой природы?

Почему?

- Какие царства вы теперь знаете? (Царство растений, царство животных и царство грибов).

- Давайте выясним, почему грибы не относятся к растениям? Рассмотрим строение гриба. Слайд 8

- Ту часть гриба, которую обычно мы видим в лесу, называют наземная.

- Из чего она состоит? ( Из шляпки и ножки)

- А теперь посмотрим на подземную часть гриба.

- На что она похожа? (От ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити, похожие на

паутину)

- Название этой части – грибница. Из-за того, что нити грибницы образуют сложную подземную

паутину, грибы растут группами, семейками.

- Посмотрите ещё раз на названия частей гриба и скажите: « Какая из них играет более важную

роль в жизни гриба? Почему? (Грибница, она всасывает из почвы воду и питательные вещества).

- Рассмотрите следующую схему «Связь гриба и дерева» Слайд 9

- Что можно предположить?

- Какое значение имеет грибница для дерева?

(Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает питание от них - готовый сахар. Гриб же

даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы – влагу и минеральные вещества.)

Физкультминутка.

С вами мы заходим в лес,

Сколько здесь кругом чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Игра «Сбор грибов» (работа в микро-группах)

(Соберите грибы в корзинку)

- Все ли грибы собраны вашей группой? Почему?

- Значит, на какие группы мы можем разделить грибы? (Съедобные и несъедобные).Слайд 10

- Поработайте в паре и найдите различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов,

изучив информацию в учебнике с.88

I ряд – белый гриб и желчный.

II ряд – осенний опёнок и ложный кирпично-красный опёнок.

IIIряд – шампиньон и бледную поганку.

- Чем похожи грибы?

- Как отличить съедобный гриб от несъедобного?

- Как узнать самый ядовитый гриб, бледную поганку?

(Её отличительные признаки – кольцо на ножке, чашечка у основания и белый цвет пластинок

шляпки).

III Включение в систему знаний на повторение.

- Где можно использовать полученные знания?

- Для чего человек собирает грибы? (использует грибы в пищу.)

– Грибы на самом деле – очень полезный продукт. Они являются источником белка, клетчатки,

микроэлементов и витаминов (в первую очередь А, витамины В, Д, РР, аскорбиновой кислоты). Но

есть одно «но» - эти ценные вещества трудно усваиваются. Поэтому детям до 5-7 лет грибы есть

ни в коем случае нельзя!

И самое большое коварство таких отравлений заключается в том, что они заявляют о себе только

через 6-35 часов после приема пищи, когда содержащиеся в грибочках токсины начинают

выходить через почки и печень.

- Кто из вас ходил в лес за грибами?

- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

- Какое главное правило грибника вы знаете?

(Нельзя брать гриб, который не знаешь, срезать ножом, не повредив грибницу).

- Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы в вашей корзинке не оказалось ядовитых

грибов?

Работа в группах.

Составить памятку «Как правильно собирать грибы»

1. Собирай только знакомые съедобные грибы.

2. Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом.

3. Не бери старые, червивые грибы. Они могут содержать опасный для человека яд.

4. Не собирай грибы возле дорог и промышленных предприятий, в городской черте.

5. Никогда не срывайте грибы зря: грибами питаются и лечатся многие животные.

(Учащиеся читают по цепочке) Слайд 11

- Грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те и другие полезны для

деревьев и лесных зверей. А люди часто сбивают поганки, и особенно мухоморы.

Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.

IV. Подведение итогов.

Слайд 12

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Как вы считаете, нам удалось достичь цели?

- С каким новым царством мы познакомились?

- Почему их нельзя отнести к растениям?

V. Рефлексия.

Слайд 13

- У каждого из вас на парте лежат грибы. Если в ходе работы не было затруднений, то положите

грибочек в корзину, а если были затруднения, ошибки в работе, то положите рядом с корзиной.

VI. Домашнее задание

- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Чтобы стать

настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику с.86 – 89 и нарисуйте в тетради

схему гриба. Желающие могут обратиться к атласу-определителю и подготовить мини-доклад об

одном из грибов.

Слайд 14



В раздел образования




Яндекс.Метрика