Напоминание

"Технология развития связной речи старших дошкольников средствами художественной литературы и книжной графики в условиях ФГОС ДО."


Автор: Суркова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 2
Населённый пункт: Ульяновская обл, Базарносызганский р-он, р.п.Базарный Сызган
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технология развития связной речи старших дошкольников средствами художественной литературы и книжной графики в условиях ФГОС ДО."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Авторская работа

на тему:

"Технология развития связной речи старших дошкольников

средствами художественной литературы и книжной графики в

условиях ФГОС ДО."

Выполнила:

воспитатель МКДОУ №2 «Сосенка»

р.п. Базарный Сызган

Суркова Татьяна Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………………..5

1.1.

Развитие речи ребенка в условиях ФГОС ДО……………………………….5

1.2.

Реализация

задач

ФГОС

ДО

по

речевому

развитию

посредством

ознакомления дошкольников с художественной литературой……………………9

1.3.

Роль иллюстраций в приобщении дошкольников к книге………...………13

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………….15

2.1.

Влияние

иллюстраций

на

понимание

детьми

художественного

текста

книги…………………………………………………………………………………15

2.2.

Методика

ознакомления

детей

с

книжной

иллюстрацией

разных

возрастных группах)………………………………………………………………..17

2.3. Развитие у старших дошкольников связной речи и эстетического восприятия

в

п р о ц е с с е

о з н а ком л е н и я

с

и л л ю с т р а ц и я м и

Ю . А .

В а с н е ц о в а

…..………………………………………………………………………...………….20

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………………...…….29

Приложение…………………………………………………………………………31

Введение.

Проблема

речевого

развития

детей

приобретает

особое

значение

в

русле

культурно - исторического деятельностного подхода к психическому развитию

ребенка - как итог его творческого самоопределения в мире культуры.

На

основе

ФГОС

разработаны

требования

к

структуре

программы

дошкольного образования: « Речевое развитие включает владение речью как

средством

общения

и

культуры,

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической

речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры

речи,

фонематического

слуха

;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой

,

понимание

на

слух

различных

жанров

детской

литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки

обучения грамоте.»

Обязательная

часть

Программы

по

требованиям

Стандарта

предполагает

комплексность

подхода,

обеспечивая

развитие

детей

во

всех

пяти

взаимодополняющих образовательных областях:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие;

Серьезное

внимание

проблеме

речевого

развития

и

приобщению

к

художественной литературе уделяется в контексте предшкольного образования.

Потребность

в

ежедневном

общении

с

книгой

литературой

,

искусством

формирует

у

детей

привычку

к

постоянному

интеллектуальному

труду,

способствует развитию связной речи и мышления.

Именно

поэтому

в

Стандарте

,обязательном

при

реализации

основных

образовательных программ начального образования( «Детство», «Успех», «От

рождения до школы» и др. )интерес к чтению художественной литературы,

высокий уровень владения связной речью рассматривается в качестве одного из

ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

В

программе

дошкольного

образования

«От

рождения

до

школы»

,

определяющей

обязательную

часть

образовательной

программы

нашего

дошкольного

учреждения,

речевое

развитие,

приобщение

к

художественной

литературе

рассматривается

как

универсальное

развивающее

средство,

позволяющее

формировать

у

детей

целостную

картину

мира;

как

особая

образовательная

область,

содержание

которой

дополняет

и

обогащает

разнообразные виды деятельности.

Данная работа направлена на то, чтобы доказать актуальность проблемы

приобщения

детей

дошкольного

возраста

к

художественной

литературе,

и

искусству иллюстрации (книжной графики) развитию связной речи детей в

условиях освоения ФГОС ДО.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС ДО.

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и

обучения

в

детском

саду,

с

внедрением

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

традиционные

подходы

к

развитию

речи

дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по

содержанию.

Новые

подходы

к

организации

работы

с

детьми

позволили

изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию

речи детей:

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую

деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления

знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной

деятельности.

Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:

- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как

самостоятельной, так и специально организованной,

-

ежедневно

организовывать

разнообразную

самостоятельную

деятельность

детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.,

- ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по

его

личным

вопросам,

по

литературным

произведениям,

с

использованием

малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.,

- организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых

речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время

становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей

ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и

обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

При

создании

развивающей

среды

мы

руководствовались

следующими

принципами:

1. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

2. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

3. Обеспечение возможности для исследования и изучения.

Проблема

развития

речи

дошкольников

является

комплексной,

т.

к.

основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего

языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о

закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах

Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина и др. В общем

виде их взгляды на природу языковых способностей таковы:

-

Речь

ребенка

развивается

в

результате

генерализации

языковых

явлений,

восприятия речи взрослых и собственной речевой активности:

-

Ведущей

задачей

в

обучении

языку

является

формирование

языковых

обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи:

-

Ориентировка

ребенка

в

языковых

явлениях

создает

условия

для

самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

-

Основная

задача

речевого

развития

ребенка

дошкольного

возраста

-

это

овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных

способностей.

При разработке проблемы развития речи детей, совершенствования методов и

приемов обучения языку выделяются три основных направления:

1 структурное (фонетика, лексика и грамматика,

2

функциональное

(формирование

навыков

владения

языком

в

его

коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого развития,

3 когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному

осознанию языковых и речевых явлений) .

В

исследованиях

функционального

направления

(Л.

В.

Ворошнина,

Г.

Я.

Кудрявцева,

О.

С.

Ушакова,

А.

В.

Зрожевская,

Н.

Г.

Смольникова,

Е.

А.

Смирнова, Л. Г. Шадрина и др., авторы стремились найти наиболее четкие

критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т. д.

В

качестве

основных

показателей

связности

было

принято

умение

ребенка

структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства

связи между предложениями и частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях

формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание

(текст,

ведет

от

диалога

между

взрослым

и

ребенком

к

развернутой

монологической речи самого ребенка.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего

возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые

слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого

уровня,

поэтому

необходимо

целенаправленное

обучение

речи

и

речевому

общению.

Развитие

речи

является

процессом

многоаспектовым

по

своей

природе.

Особенно

отчетливо

тесная

связь

речевого

и

интеллектуального

развития

детей

выступает

в

формировании

связной

речи,

т.

е.

речи

содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-

нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление,

уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать

разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо

уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова,

строить простые и сложные предложения и т. д. В формировании связной речи

дошкольников ярко выступает т взаимосвязь речевого и эстетического аспектов.

Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством

родного

языка,

его

грамматическим

строем,

и

одновременно

оно

отражает

уровень

умственного,

эмоционального,

эстетического

развития

малыша.

В

психологии 3 основных показателя развития связной речи:

- ее содержательность (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.) ;

- логика выражения;

-

форма

выражения

(эмоциональность

изложения,

структура

высказывания,

иными словами, умение выразить свои мысли в речи.

Развитие монологической речи рассматривается как главное достижение детей

дошкольного возраста.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное

пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и

составлении высказываний любого типа,

-

умение

вступать

в

контакт

со

взрослыми

и

сверстниками

(слушать,

спрашивать, отвечать, рассуждать, возражать, объяснять,

-

знание

норм

и

правил

речевого

этикета,

умение

пользоваться

ими

в

зависимости от ситуации,

- умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом) .

Развитие

связной

речи

предполагает

работу

по

развитию

двух

форм

речи:

диалогической и монологической.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог)

говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены

все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование,

вопросительных

предложений

минимальной

синтаксической

сложности

с

использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

Для развития диалога используются беседы на самые разнообразные темы, игры

и

упражнения

на

развитие

умения

слушать,

задавать

вопросы,

отвечать

в

зависимости от контекста.

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный

разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседы бывают -

воспроизводящие

и

обобщающие

(это

итоговые

занятия,

на

которых

систематизируются

имеющиеся

знания,

осуществляется

анализ

ранее

накопленных фактов.

Построение беседы:

-

начало

(цель

-

вызвать,

оживить

в

памяти

детей

полученные

ранее

впечатления, по возможности образные и эмоциональные. В начале беседы

желательно

также

сформулировать

и

тему,

цель

предстоящего

разговора,

обосновать важность его, объяснить детям мотивы ее выбора.)

- основная часть беседы (может быть разделена на микротемы или этапы.

Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е.

осуществляется анализ темы по узловым моментам.

- конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы.

Приемы обучения:

1. Одна группа специфичных приемов, обеспечивает работу детской мысли,

помогает строить развернутые суждения: вопрос поискового и проблемного

характера,

требующие

умозаключений

о

связи

между

объектами:

почему?

зачем? чем похожи? ; стимулирующие обобщение: про каких ребят можно

сказать, что это друзья? ; репродуктивные вопросы (простые по содержанию) :

что? где?

2. Другая группа, облегчает поиск точного слова, запоминание его: объяснение и

рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч.

пословиц,

загадок,

показ

наглядного

материала,

игровые

приемы

(кратковременные

словесные

игры

или

упражнения,

привлечение

игрового

персонажа или создание игровой ситуации,

3.

Приемы

активизации

детей

для

беседы:

предварительная

подготовка

(индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д., дифференциация

вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы, правильная методика

постановки вопросов группе детей.

В

дошкольном

возрасте

происходит

обучение

двум

типам

устной

монологической речи: пересказ и рассказывание.

Приемы обучения пересказу:

- образец, чтение произведения,

- вопросы, объяснения и указания,

- обращение к личному опыту детей,

- подсказ слова или фразы воспитателем,

- совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях,

- отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно

начальных фраз,

- пересказ по частям,

- пересказ по ролям,

- хоровое проговаривание,

- игра-драматизация или инсценировка текста.

Рассказ - самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события.

Составление рассказа - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок

должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание.

Серьезной

задачей

являются

систематизация

материала,

изложение

его

в

нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему) .

1.2.

Реализация

задач

ФГОС

ДО

по

речевому

развитию

посредством

ознакомления дошкольников с художественной литературой.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека

с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое

влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение,

дает

прекрасные

образцы

русского

литературного

языка.

Слушая

знакомую

сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он

учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется

как личность.

Цель

ознакомления

дошкольников

с

художественной

литературой,

по

определению

С.

Я.

Маршака,

это

формирование

будущего

большого

«талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи

и

содержание

ознакомления

детей

с

художественной

литературой

определены

на

основе

знания

особенностей

восприятия

и

понимания

произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к

целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение

содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

Формировать первоначальные представления об особенностях художественной

литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о

композиции; о простейших элементах образности в языке.

Воспитывать

литературно-художественный

вкус,

способность

понимать

и

чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность,

ритмичность,

красоту

и

поэтичность

рассказов,

сказок,

стихов;

развивать

поэтический слух.

Расширение словаря, формирование грамматически правильной, осмысленной

связной речи.

Формирование умений драматизировать и инсценировать художественные

произведения, развитие словесного творчества.

Ребенок самостоятельно не пристрастится к книге. Приобщить его к этому

огромному богатству должен взрослый. Основной задачей взрослого является

привитие

любви

к

художественному

слову,

уважения

к

книге:

каждое

произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его

замысел,

заразить

маленького

слушателя

эмоциональным

отношением

к

прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Таким

образом,

процесс

выразительного

чтения

и

обсуждения

книг

является

определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном

становлении читающего человека.

Каждый литературный жанр, с которым мы знакомим детей, по своему влияет

на развитие дошкольников.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность

языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах

улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако

полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае,

если

ребенок

к

нему

соответствующе

подготовлен.

Постепенно

у

детей

вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям,

формируется

художественный

вкус.

В

старшем

дошкольном

возрасте

дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства

языка,

осознавать

прекрасное

значение

слов

и

словосочетаний.

Поэтому

необходимо обращать внимание детей, как на само содержание литературного

произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что

интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет

соответствовать интересам ребёнка, его мировоззрению, запросам, душевным

побуждениям.

Все

последующее

знакомство

с

огромным

литературным

наследием

будет

опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Восприятие

детьми

литературных

произведений

в

дошкольном

возрасте

достаточно

сложно.

Каждый

ребенок

проходит

большой

путь

от

простого

участия

в

изображаемых

событиях

до

более

сложных

форм

эстетического

восприятия

литературного

произведения.

Психологи

обратили

внимание

на

особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания

литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и

конкретность мышления, (например выражение «нивы сжаты» каждый ребёнок

понимает

по

своему)

и

непосредственное

отношение

к

действительности.

Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате

целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Основными методами работы с художественной литературой в дошкольном

образовательном учреждении являются следующие:

Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

Читающий,

сохраняя

язык

автора,

передает

все

оттенки

мыслей

писателя,

воздействует

на

ум

и

чувства

слушателей.

Необходимо

не

допускать,

так

называемого «механического» чтения, исключающее работу по содержанию.

Рассказывание

воспитателя.

Это

относительно

свободная

передача

текста

(возможны

перестановка

слов,

замена

их,

толкование).

Рассказывание

дает

большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного

ознакомления с художественным произведением.

Заучивание

наизусть.

Выбор

способа

передачи

произведения

(чтение

или

рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей.

Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить

детей.

Пересказ – это творческое

воспроизведение литературного

образца.

Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по

развитию связной

монологической речи, прежде всего

в том, что качество

пересказа

оценивается

с

точки

зрения

близости

первоисточнику.

Мы

останавливаем

ребенка и возвращаем его к

образцу, если он добавляет

слишком много своего или упускает важные детали.

Пересказ

художественного

произведения

доступен

и

близок

детям

дошкольного

возраста в силу того, что ребенок

получает готовый образец,

который

действует на его чувства, заставляет

сопереживать и тем самым

вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Дети

приобщаются

к

подлинно

художественной

речи,

запоминают

эмоциональные, образные слова

и словосочетания, учатся владеть

живым

родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для

пересказа,

цельность

формы,

композиции

и

языка

учат

детей

четко

и

последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного,

т.е. развивают их речевые умения.

Пересказ

-

это

также

творческий

процесс.

Особенность

пересказа

заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и

сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен

хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов

речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут

фальшиво звучать книжные или современные слова и статистические обороты.

Подготовка

пересказа

включает

идейно-художественный

(характер)

анализ

произведения, как при подготовке к художественному чтению (идея, система

художественных образов, сюжет, композиция, язык).

Данные многочисленных психологических исследований свидетельствуют о

том, что пересказ не является

процессом механического воспроизведения

словесного

материала,

-

это

творческий

мыслительный

акт,

связанный

с

переработкой литературного текста. Работа мысли при пересказе заключается в

анализе

и

обобщении

фактов,

в

формировании

наглядных

образов

на

словесной основе.

Уголок книги.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной

развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она

заставляет

думать,

осмыслять,

формирует

образы,

позволяет

фантазировать,

развивает личность многосторонне и гармонично.

Это должны осознавать, в

первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются

воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе,

научить ребенка любить сам процесс чтения.

Научить работать с книгой. Дать понять, что это увлекательно, несёт что то

новое.

У ребёнка должен быть свободный доступ к книгам.

В групповой комнате должно быть специально выделенное и оформленное

место, где ребёнок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и

спокойно рассмотреть и «перечитать» её.

При

оформление

уголка

книги

каждый

воспитатель

может

проявить

индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть

соблюдены,

это

удобство

и

целесообразность.

Уголок

книги

должен

быть

уютным,

привлекательным,

располагающим

ребенка

к

неторопливому

сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая

работа,

организуемая

в

уголке,

должны

соответствовать

возрастным

особенностям и потребностям детей.

Необходимо регулярно устраивать в книжном уголке тематические выставки.

Мы всю жизнь совершенствуем свою речь, овладевая родным языком. Каждый

возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные

ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и

школьный периоды. Мы обязаны совершенствовать речь ребенка, обогащать его

словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех его выразительных

возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

1.3. Роль иллюстраций в приобщении дошкольников к книге.

Художественная

литература

служит

могучим,

действенным

средством

умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает

огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Иллюстрации

-

это

рисунки,

образно

раскрывающие

текст,

подчиненные

содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие

книгу и обогащающие ее декоративный строй.

В

поэтических

образах

художественная

литература

открывает

и

объясняет

ребенку

жизнь

общества

и

природы,

мир

человеческих

чувств

и

взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает

ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Дети

дошкольного

возраста

слушатели,

а

не

читатели,

художественное

произведение доносит до них педагог. Перед воспитателем стоит сложная задача

— каждое художественное произведение донести до детей как произведение

искусства,

раскрыть

его

замысел,

заразить

слушателей

эмоциональным

отношением

к

литературным

персонажам,

их

чувствам,

поступкам

или

к

лирическим переживаниям автора. Иллюстрация в книге - это первая встреча

детей с миром изобразительного искусства.

Влияние иллюстраций на понимание текста в разные периоды дошкольного

детства различно и сильнее всего у младших дошкольников.

Иллюстрации, более точно и последовательно передающие основные моменты

содержания текста, позволяют ребенку шаг за шагом проследить события, о

которых ему рассказывают, что увеличивает эффективность воспроизведения

содержания. Если же они недостаточно точно соответствуют содержанию и

дошкольник лишен возможности проследить на наглядном материале основные

действия

и

взаимоотношения

героев,

эффективность

воспроизведения

оказывается низкой.

Т.А. Репина выделяет два этапа в формировании понимания дошкольниками

литературного произведения. И на том, и на другом этапах роль иллюстрации

чрезвычайно велика, но характер этой роли при переходе от одного этапа к

другому принципиально меняется.

К первому (раннему) этапу понимания литературного произведения относятся

те

случаи,

когда

литературный

текст

хотя

и

играет

уже

для

ребенка

существенную роль, однако служит еще лишь указанием на обстоятельства,

понимание которых может быть достигнуто лишь путем непосредственного

ознакомления

с

их

наглядным

изображением.

На

этом

этапе

рисунок

представляет

для

ребенка

саму

действительность,

которую

нельзя

заменить

словесным описанием.

В

дальнейшем

дети

уже

могут

понимать

внешнюю

последовательность

событий,

фабулу

литературного

произведения

без

опоры

на

наглядное

изображение. Но такое понимание становится возможным в том случае, если в

тексте дается развернутое драматизированное описание конкретных действий и

взаимоотношений героев произведения. В этих условиях возникают ранние

формы

так

называемого

“внутреннего

содействия

героям

произведения”

и

“мысленное

прослеживание”

словесно

описанных

событий.

Для

полного

и

глубокого понимания детьми содержания книги важно, чтобы они осмысливали

не только текст, но и рисунки к нему.

Глава 2. Практическая часть.

2.1.

Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста

книги

Исходя из психологических особенностей детей дошкольного возраста детская

книга

всегда

проиллюстрирована,

и

поэтому

руководить

её

чтением

без

понимания

специфики

иллюстрации,

без

знания

основных

её

функций

и

возможностей влияния на юных читателей не представляется возможным.

Исследования, проведённые В. А. Езикеевой подтверждают, что художественная

иллюстрация

оказывает

большое

влияние

на

понимание

текста

детьми

на

протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно

проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается

и

возрастает

роль

самого

текста,

что

свидетельствует

о

существенных

изменениях в соотношении сигнальных систем ребёнка.

С иллюстрации начинается процесс выбора ребёнком книги для чтения. Она

способствует

пониманию

ребёнком

литературного

текста,

формирует

представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и

героев

литературного

действия.

Иллюстрация

помогает

детям

войти

в

литературный

мир,

почувствовать

его,

познакомиться

и

подружиться

с

населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребёнка

невелик ему сложно воссоздать в своём воображении то, о чём повествует

писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.

Художник приходит к ребёнку, когда тот ещё не умеет говорить, и, наряду с

родителями,

с

автором

детской

книги,

становится

первым

воспитателем

и

учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические

чувства, художественный вкус. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно

для детей младшего возраста, является важным педагогическим материалом,

убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

Иллюстрации, где художники используют условные приёмы, искажают форму и

грубо

нарушают

композицию

рисунка.

Тогда

дети

их

отвергают,

выражают

неудовлетворение («это некрасиво», «не нравится», «плохо нарисовано», «такие

картинки

не

люблю»

и

т.д.).

Художник

-

иллюстратор

должен

уметь

разговаривать с детьми «языком» простым, ясным, предельно искренним. Такие

иллюстрации

вызывают

интерес,

дети

проявляют

желание

рассказывать,

описывать изображённое на картинке. Особенно любимы детьми иллюстрации в

книгах

о

животных,

они

предпочитают

рисунки

с

изображением

зверей,

в

которых

передано

полное

сходство

(«как

настоящее»,

«поправдашные»,

«лохматые»).

Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов

людей,

животных,

на

богатство

характерных

деталей,

цветовую

сторону

в

произведениях

искусства

даёт

возможность

подвести

детей

к

умению

элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде

всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать

ещё несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые

произведения,

развивается

осознанное

чувство

радости,

удовольствия

от

рассматривания.

Книжная

иллюстрация

позволяет

подвести

детей

к

углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют

вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и

прослушанным текстом.

Таким образом, задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в

том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида

искусства (литературы) средствами и приёмами другого (графики). Велика роль

книжной

иллюстрации

и

в

раскрытии

идейно-художественного

своеобразия

литературного

произведения,

понимания

текста.

Поскольку

художник-

иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не

просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и даёт

трактовку, зрительную интерпретацию, своё понимание событий и образов.

Несмотря

на

то,

что

иллюстрации

играют

большую

роль

в

восприятии

и

понимании

художественного

произведения

детьми,

по

мнению

Н.С.

Карпинской, ведущим всё же является художественный текст. Текст раскрывает

содержание произведения во всём его объёме и полноте, показывает развитие

событий,

нарастание

напряженности,

изменения,

происходящие

в

связи

с

развертыванием

сюжета.

Иллюстрация

изображает

отдельные

эпизоды,

портреты героев, обстановку действия, картины природы. Даже при детальном

иллюстрировании

наглядные

образы

не

заменяют

в

полной

мере

художественного текста. Дети получают полное представление о содержании

произведения, о действиях и переживаниях героев только после того, как оно

будет им прочитано.

Иллюстрации помогают воспитателю полнее раскрыть читаемый текст, но они

могут и помешать восприятию, если их показать не вовремя. На занятиях при

знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочитать детям текст, а

затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Важно, чтобы иллюстрация

следовала за словом, а не наоборот; иначе яркая картинка может увлечь детей

настолько, что они будут представлять себе мысленно только её, и зрительный

образ

не

сольётся

со

словом,

потому

что

дети

«не

услышат»

слов,

не

заинтересуются высказанным в них. Исключение составляет красочная обложка

книги, вызывающая естественный интерес.

И,

наконец,

последнее

средство

-

это

отражение

иллюстрацией

языка

литературного произведения. Язык - важнейшее выразительное средство. Язык

иллюстрации

-

это

язык

изобразительного

искусства.

Поэтому

так

важно

научить

ребенка

чувствовать

язык

искусства,

соответствие

между

стилем

(языком) иллюстрации и стилем (языком) литературного произведения.

Исходя

из

всего

вышесказанного,

можно

сделать

вывод,

что

книжная

иллюстрация особенно важна для старших дошкольников. Книга с иллюстраций

служит для ребёнка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их

совершенствования.

2.2. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных

возрастных группах)

Основная задача на занятиях с дошкольниками, при чтении книг, состоит в том,

чтобы научить их слушать и слышать, т.е. правильно воспринимать речь.

Опыт детских садов подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой

книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с

ними

вместе

иллюстрации.

Картинка-иллюстрация,

помещаемая

в

детской

книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но

она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Надо, чтобы

картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может

увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно,

зрительный образ не сольется со словом, потому что дети "не услышат" слова,

его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная

обложка

книги,

вызывающая

естественный

интерес,

любопытство

ребят

к

данной книжке.

После

того

как

книжка

прочитана,

внимание

детей

фиксировано

на

ее

содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на

них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении

книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается

детьми

очень

интенсивно.

Само

собой

разумеется,

есть

и

исключения

из

изложенного выше правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах,

неизвестных

детям,

т.е.

встречаются

незнакомые

и

непонятные

им

слова,

целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие

картинки. Например, перед чтением "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям - даже корыта

и т.п.

Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности

текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и

художники.

К.

Чуковский

сформулировал

это

так:

"...

наши

стихотворения

должны

быть

графичны,

то

есть

в

каждой

строфе,

а

порою

и

в

каждом

двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших

детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков,

теряют чуть не половину своей эффективности".

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и

активизируют

фантазию,

воображение,

воспитывают

эстетический

вкус.

В

зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания

художественных иллюстраций к книжкам. Приемы могут быть следующие:

1) узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?"; "Покажи, где кто

или что?");

2) соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам... ";

"Какие слова подходят к этой картинке?");

3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста

героя, расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?");

4)

сравнение

иллюстраций

разных

художников

к

одному

и

тому

же

произведению.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания

текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей,

когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж,

дети

чаще

всего

не

понимают

его

переживаний

и

мотивов

поступков;

эмоциональное

отношение

к

героям

ярко

окрашено;

наблюдается

тяга

к

ритмически организованному складу речи.

При

рассматривании

картины

с

маленькими

детьми

можно

вводить

своеобразный

игровой

прием,

развивающий

наблюдательность

и

речь:

воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше

увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям.

В первой младшей группе воспитатель показывает двум-трем сидящим перед

нею детям картинки к уже известной им потешке "Петушок, петушок, золотой

гребешок!"

(вспомним,

что

при

первом

чтении

этой

потешки

дети

рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого

петуха) и обращается то к одному, то к другому ребенку с вопросами:

Ниночка,

покажи,

где

петушок.

Дотронься

до

него

пальчиком.

(Девочка

показывает)

Вот

петушок

-

золотой

гребешок.

А

теперь

ты,

Витя,

покажи,

где

у

него

гребешок. (Мальчик указывает)

Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперь посмотрим и

сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша,

покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит)

Более сложная для детей работа - называние персонажа, предмета, его части,

указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по

картинке).

Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и

вещей

часто

облегчается

тем,

что

педагог

сам

показывает

картинки-

иллюстрации непосредственно в процессе чтения.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и

иллюстрации,

умение

сосредоточивать

внимание

на

тексте,

слушать

его

до

конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей

формируют

навык

совместного

слушания,

умения

отвечать

на

вопросы,

бережное отношения к книгам.

В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен

поддерживать

разговоры

детей,

учить

их

правильно

называть

предметы

и

некоторые

их

характерные

признаки,

помогая

лучше

понять

содержание

картины. Рассматривая картинки дети интересуются, что изображено, узнают

знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.

Во

второй

младшей

группе

следует

расчленять

зрительное

и

слуховое

восприятие. Если "герой" не знаком детям, то педагог с детьми внимательно

рассматривает

картинку,

а

уж

затем

слушают

рассказ

об

увиденном.

Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком (если дети раньше видели

"героя" рассказа и им не нужно было до чтения объяснять и показывать его).

Затем,

при

повторном

чтении,

показывает

детям

картинки,

изображающие

"героев"

рассказа

в

соответствующих

ситуациях.

Затем

он

раздает

детям

книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как

картинки

рассмотрены,

рассказ

читается

еще

раз

без

обращения

к

иллюстрациям.

Сказка К.И. Чуковского "Мойдодыр", как известно, впервые читается детям

четвертого года жизни. Тогда же они рассматривают и иллюстрации одного

художника. Работа идет в обычном порядке:

1) воспитатель читает текст без показа картинок, чтобы фиксировать внимание

детей на словах, рисующих художественные образы,

2) читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова

писателя,

3) дети самостоятельно рассматривают картинки,

4) воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций.

Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из

приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием

картин,

это

предложить

ему

поставить

себя

на

место

того,

кто

является

действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для

него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.

В

среднем

возрасте

происходят

некоторые

изменения

в

понимании

и

осмыслении

текста,

что

связано

с

расширением

опыта

ребенка.

Дети

устанавливают

простые

причинные

связи

в

сюжете,

в

целом

правильно

оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный

интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

С

детьми

рассматривают

картинки-иллюстрации

приемом

соотнесения

фраз

текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди"

дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме).

Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы

может состоять в том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к

которому

есть

иллюстрация)

и

просит

ребенка

показать

картинку,

соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог

показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь

изображен.

Этот

же

прием

используется

и

при

рассматривании

обычных

плоскостных иллюстраций. У ребенка начинает в полной мере функционировать

механизм

формирования

целостного

образа

смыслового

содержания

воспринятого

текста.

Например,

после

чтения

произведения

Е.

Чарушина

"Медведица и медвежата" детям шестого года жизни воспитатель показывает

рисунок, иллюстрирующий такие фразы: "А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки!

Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи!" - и предлагает

ребенку вспомнить их, поскольку рассказ этот был прочитан по меньшей мере 2

раза.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не

было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы

поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.

Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком

всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя

Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей

учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника,

некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.

В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-

иллюстрации:

отвечать

на

вопросы

("Понравилась

или

не

понравилась

картинка?",

"Почему?"),

могут

предлагать

свое

решение

темы

(на

занятиях

рисованием).

Оценка

различных

иллюстраций

детьми

становится

более

обоснованной,

если

их

приучить

рассматривать

и

сравнивать

иллюстрации

разных художников к одному и тому же литературному произведению.

Старшие

дошкольники

приобретают

умение

воспринимать

произведения

различного

содержания,

а

не

только

те,

в

которых

имеется

занимательный

сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они

способны

теперь

воспринимать

иначе,

чем

в

более

младшем

возрасте,

-

о

многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми

знания

и

новые

представления

о

явлениях

жизни.

У

детей

этого

возраста

достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу,

определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны,

какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод,

вьюга, осенний ветер.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию

содержания

текста.

Большую

роль

при

этом

играют

вопросы

воспитателя,

устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.

Так,

например,

при

анализе

образа

героя

("Дядя

Степа",

С.

Михалкова)

воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу

характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные

свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать

несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

знакомство

с

писателем:

демонстрация

портрета,

рассказ

о

его

творчестве,

рассматривание книг, иллюстраций к ним;

просмотр

диафильмов,

кинофильмов,

диапозитивов

по

литературным

произведениям (возможен только после знакомства с текстом).

В

возрасте

6-7

лет

механизм

понимания

содержательной

стороны

связного

текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.

2.3. Развитие у дошкольников связной речи и эстетического восприятия в

процессе ознакомления с иллюстрацией Ю.А.Васнецова.

Основным

материалом

в

работе

являются

иллюстрации

Ю.А.Васнецова

к

детским книгам. Этот выбор был сделан не случайно, так как этот художник

умеет

глубоко

раскрыть

содержание

сказки,

потешки,

тонко

передать

её

настроение. Простыми по композиции рисунками, используя понятные детям

средства

выразительности,

он

умело

руководит

детским

восприятием

и

пробуждает у ребенка чувства со-страдать, со-чувствовать, со-радоваться.

Следующее занятие мы посвятили творчеству Ю.А.Васнецова. Для этого мы

подбирали книги, иллюстрированные этим художником, приносили в группу его

портрет.

Книги

заранее

расставлялись

в

книжном

уголке,

чтобы

дать

возможность детям хорошо их рассмотреть. В свободное время мы читали детям

эти книги, чтобы дети запомнили некоторые потешки, стихи. Знакомство с

творчеством, по нашему мнению, вызовет у детей отзывчивость на все доброе и

красивое, воспитает интерес и любовь к книжной графике. В первую очередь

мы сосредоточили свои усилия на изучение творчества художника.

Знакомя детей с биографией художника , воспитатели рассказывали детям о

задумчивом лесном крае, где родился и вырос художник, о приветливом городе

Вятке (ныне Кирове).

На

следующих

занятиях

мы

продолжали

знакомить

детей

с

творчеством

Ю.А.Васнецова,

формируя

у

них

интерес,

эмоциональную

отзывчивость

и

сопереживание художественным образам, желание внимательно рассматривать

иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительным рисункам

художника, умение высказывать свое отношение, свои суждения, вступая в

разговор со взрослыми и товарищами.

Воспитатели обращали внимание детей на сходство дымковской игрушки с

рисунками

Ю.А.Васнецова.

Рассматривая

дымковского

коня,

а

затем

иллюстрацию Ю.А.Васнецова к потешкам «Иванушка» и «Конь», говорили:

«Дымковский конь и лошадка, на которой едет Иванушка, очень похожи. Они

украшены большими кругами и точками, и у них одинаковые гривки».

Познакомившись

с

работами

художника

ближе,

мы

убеждались

в

его

изобретательности: как много создано иллюстраций, и среди них ни одного

повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого

свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.

В иллюстрации к потешке «Мыши» мы обратили внимание детей на то как

художник нарисовал девятнадцать мышат, и все они в разной одежде: у девочек-

мышек

яркие

юбочки,

украшенные

полосочками,

а

у

мальчиков

мышат

разноцветные рубашечки с пуговками.

Рассматривая иллюстрации с детьми, мы учили их смотреть и видеть, сколько

юмора, выдумки вложил художник в свои картинки-сказки.

Например, изображая, мельницу, куда ходила Кисонька-Мурысонька (потешка

«Кисонька») , художник придумал многое.

Сказочная мельница декоративна.

Она украшена дугами, очками, волнистыми и ломанными линиями. Крылья

мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный

маленький мышонок. Он залез за подоконник и с интересом смотрит в окно.

Вокруг мельницы растут удивительные волшебные цветы, которые так красиво

блестят на солнце. Пряники Кисонька сложила в большую плетеную корзину.

Прянички белые с красивыми узорами и очень аппетитные!

Внимание детей обращалось на то, что несмотря на то, что в потешке ничего не

говорится о том, кого встретила по дороге Кисонька, художник сам придумал и

изобразил

эту

встречу.

Дети

с

удовольствием

включались

в

игру,

начатую

художником и, всматриваясь в иллюстрацию, рассказывали: « Когда Кисонька

шла с мельницы она встретила старую зайчиху. Я думаю, что она старая потому,

что на картинке нарисовано лето, а зайчиха в валенках и с палочкой, - говорит

Тоня Ш.- Кисонька очень красивая, пушистая, в нарядной юбочке, с бантиком на

шее. Но она мне не нравится, потому что она жадина. У неё много пряничков,

целая корзина, а она ими старенькую зайчиху не угостила. Все съела сама».

Знакомя с иллюстрациями художника, мы учили детей видеть, какую нагрузку в

них

несет

цвет.

Детей

знакомили

с

цветом,

как

средством

передачи

эмоционального

состояния

героев,

настроения,

сезонных

и

временных

изменений в природе. Так, в иллюстрациях к потешкам «Скок –по – скок» и

«Конь» ярко-желтый фон не только передает теплый солнечный день, но и

усиливает

восприятие

образов,

созданных

художником.

Хорошо

просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно

шагающих по мостику. Благодаря светлому фону дети видели пушистость их

шерстки, любовались кисточками на ушах.

Цвет придает детским рисункам выразительность. Согласованность цветовых

оттенков

для

выражения

колорита

имеет

первостепенное

значение.

Дети

дошкольного

возраста

могут

уже

выполнять

задания,

построенные

на

контрастных и тональных сочетаниях красок. В осознании цветовых сочетаний

большую помощь окажет иллюстрированный материал

Передача

цвета

является

одной

из

важнейших

задач

в

достижении

выразительности

рисунка.

Правильная

живописная

передача

освещения

и

верный

подбор

цветов

являются

одним

из

необходимых

условий

колористической согласованности. Как на занятиях, так и в повседневной жизни

детям рассказывали и показывали разницу колорита в пасмурную и солнечную

погоду. Большую помощь здесь оказывают специально подобранные картины

Ю.А.Васнецова.

Иллюстрация,

написанная

в

сероватых,

тусклых

цветах,

кажется

холодной,

дождливой.

Солнечный

день

передаётся

яркими

контрастными цветами. Те предметы, которые располагаются ближе к нам,

кажутся темнее, и чем дальше находятся предметы, тем они кажутся светлее.

Детям

объясняли,

как

используются

краски

одного

цвета.

Например:

для

рисования реки надо взять темно-синюю краску. Небо сделать более светлым,

чем река, для этого взять голубую краску, или в синюю добавить немного белил,

иначе одинаковые краски сольются, и трудно будет разобрать, где небо, а где

река. Или, если траву рисуют темно-зелёную, то для раскрашивания листьев

надо взять зелень чуть светлее, при этом можно добавить в нее жёлтую краску.

С иллюстрациями Ю.А.Васнецова мы знакомили детей не только на занятиях по

рисованию, но и лепке, аппликации, развитию речи, музыкальных.

Например,

рассказывая

детям

сказку

«Три

медведя»

мы

показывали

иллюстрации

Ю.А.Васнецова

к

ней.

Иллюстрацию

к

потешке

«Петушок»

использовали несколько раз: на занятиях по развитию речи и изобразительной

деятельности, а также на музыкальном занятии при пении песенки про петушка.

Благодаря

проведенной

работе

яркий,

выразительный

образ

петушка

стал

близок

и

понятен

детям.

Они

с

интересом

всматривались

в

иллюстрацию,

спрашивали

у

воспитателя,

кто

живет

за

тем

лесом,

который

художник

изобразил вдалеке. Катя С. сказала, что за лесом находится деревня и там живут

дедушка с бабушкой. А Женя П. этот лес показался темным и страшным, и он

решил, что там живет Баба Яга.

При рассматривании иллюстраций детей спрашивали:

“Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой?”

“Что получилось бы, если бы на месте синего цвета был светло-голубой?”

Эти вопросы заставляли детей понять, что цвет в картине берётся не случайно, а

служит средством выразительности.

При

рассматривании

иллюстраций

путем

сопоставления

картины

удавалось

показать детям,как меняются краски в зависимости от солнечной, пасмурной

погоды и т.д.

Как показал опрос, дети обычно представляют себе снег только белым. При

рассматривании иллюстраций обнаруживается, что они тоньше воспринимают

цветовые

сочетания

и

ищут

слова

для

выражения

различного

состояния

в

изображаемой природе.

Рассматривая иллюстрацию к потешке «Конь», Кирилл Г. сказал: «Солнышко

светит ярко-ярко. На берегу тепло и светло и потому мы хорошо видим коня.

Грива и хвост украшены бантами, сбруя и седло расшиты разными узорами».

Знакомя детей с творчеством Ю.А.Васнецова, педагоги стремились показать им,

что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень

самобытны

и

выразительны.

Сказочные

образы

близки

и

понятны

дошкольникам, потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая

соответствует особенностям детского восприятия. Было проведено занятия с

детьми на тему «О том, как Юрий Васнецов животных рисовал».

Внимание детей привлекалось и к построению изображения на странице книги:

где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст,

поясняя его. Дети знакомились с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает

их; узнавали о труде художника-иллюстратора. Они высказывали свои суждения

и оценки, используя эмоционально-нравственные и эстетические определения.

Следующим этапом работы было ознакомление детей с такими средствами

выразительности рисунка, как изображение движения, позы животных. Для

этого

мы

использовали

игры:

«Кто

бежит,

кто

сидит»,

«Чем

не

похожи

животные?», «Угадай, кто что делает». Были подобраны иллюстрации, где ярко

переданы

животные

в

разных

позах,

в

движении

и

статике.

Мы

взяли

изображения одного персонажа, например зайчика: зайчик танцует (потешка

«Заинька, выйди в сад…»), зайка сидит и ест кашу («Сорока-белобока»), зайка

плачет, убегает («Зайкина избушка»), зайка присел – увидел гриб («Сел комар на

кусток») и т.д. Предлагая детям иллюстрации с одними и теми же героями, мы

обращали их внимание на то, что животных и птиц художник изображает по-

разному. Так, к потешке «Пошел котик на торжок» он изобразил кота очень

хозяйственного,

важно

шагающего

с

булкой

под

мышкой.

Кот

в

больших,

расписных

сапогах.

На

улице

лежит

пушистый

снег.

А

вокруг

сказочных

фонарей

снежинки

устроили

хоровод.

На

другой

иллюстрации

художник

нарядил кота, как на праздник: бант, яркая рубашка и усы распушил.

Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки, по

которым рисование проводится неоднократно (“Три медведя”, “Кот, петух и лиса

”, “Теремок”). Содержание и идеи выбранных сказок должны быть понятны

детям. Воссоздать рисунки можно только по тексту такого произведения, где

картины действительно подразумеваются и воображаются. Эпизоды отобранных

сказок носят избирательный характер.

Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения

ребёнком дошкольного возраста. Это звери: медведи, лиса, заяц и другие.

Сказки

и

потешки

дают

возможность

детям

в

своих

рисунках

объединить

несколько предметов в несложный сюжет, то есть выразить взаимоотношения

между персонажами, отразить обстановку действия, выразить своё отношение к

изображаемому событию.

Главное - направить внимание детей при восприятии иллюстрации на цветовое

решение

темы

и

использовать

в

рисунке

цвет,

как

средство

выражения

содержания.

Рассматривая иллюстрации с детьми, мы наблюдали следующее. Дети радостно,

с улыбкой они воспринимали петушка и лучистое солнышко. Но как быстро

менялось у детей настроение, когда они видели козу с козлятами и прячущегося

за деревом волка.как меняется цвет снега в разное время дня, ночью, как

меняются краски в зависимости от солнечной, пасмурной погоды и т.д.

Переживали дети и за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотели ей помочь.

Всматриваясь в иллюстрацию дети находили новые интересные подробности.

Полина Г. заметила, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут.

«Даже воду с собой не принесли. Разводят лапками, и все!»- с огорчением

отметила она. « Я боюсь, - сказал Кирилл К., - что курица разольет воду. Она

очень быстро бежит».

В процессе формирования замысла сюжета рисунка для нас было очень важно

помочь

наглядным

материалом,

углубить

зрительный

образ

прочитанного,

помочь

представить

обстановку,

время

действия,

внешний

вид

героев.

Представление чувственного характера может сформироваться только путём

восприятия самого предмета или его изображения.

Разнообразное

содержание

выражается

в

изобразительном

искусстве

определёнными средствами (форма предметов, цвет, композиция). Дети более

точно и тонко воспринимают форму и цвет, ритм, симметрию в окружающей

действительности. В замыслах детей на темы из окружающей действительности

появляются уже такие сравнения, которые могут свидетельствовать о некоторых

элементах художественного восприятия действительности.

Одна из особенностей формирования образов будущих сюжетов под влиянием

иллюстраций сводится к тому, что иллюстрация даёт материал создавать новые

образы путём сложной переработки увиденного, проявляется умение мысленно

объединять образы в новых сочетаниях и комбинациях.

На

занятиях

у

детей

появлялось

стремление

подойти

к

решению

образа,

использовав движение персонажей. Активная и самостоятельная проработка

воспринятых иллюстраций давала возможность ребенку в собственном рисунке

найти творческое решение образа.

Все

дети

учились

реалистической

передаче

формы

с

её

признаками

и

относительной пропорциональностью частей. Лиса имеет вытянутую острую

мордочку,

острые

небольшие

уши,

длинный

пушистый

хвост;

заяц

имеет

длинные уши, короткий хвост, овальное тело; медведь с короткими толстыми

лапами, крупной головой, у него полукруглые маленькие уши.

Но для выразительности рисунка нужна не только передача признаков, но и

передача

характера

образа.

Характер

-

это

не

только

многообразие,

но

и

определённость.

Это

очень

важно

для

создания

полноценного,

яркого,

выразительного

образа.

Всегда

выявляется

что-то

ведущее,

главное,

что

обуславливает поведение персонажа. Часто одни и те же персонажи фигурируют

в разных произведениях, но они разные по характеру.

Чтобы

дети

правильно

передали

образ

того

или

иного

персонажа,

мы

раскрывали перед ними характерные особенности этого персонажа, показывали

иллюстрации

с

этими

персонажами,

в

результате

рисунки

становились

выразительными.

Почти в каждой сказке встречаются сказочные избушки: простые, на курьих

ножках, терема, богатые дворцы. Живут герои иллюстраций Ю.А.Васнецова в

избушках с причудливыми и удивительными узорами. Посмотришь на домик и

скажешь, кто в нем живет. Для зайки художник нарисовал маленькую простую

избушку, и стоит она на пенечке. Для трех медведей большой крепкий дом из

толстых бревен. Дети старались их рисовать, но они не всегда получались. По

этой теме мы провели предметное рисование . Детям предлагалось представить,

что в лесу стоит сказочный домик, в котором живёт кто-нибудь из зверей. А

после

занятия

показывали

иллюстрации

из

книг:

“Ладушки”

,

“Теремок”

,

альбом

с

открытками

и

картинками

с

изображением

различных

теремков.

Обращалось

внимание

на

красочность,

разнообразие

форм,

на

различную

роспись узоров, витиеватость резьбы на ставнях, балконах, крыше.

В свободное время показывали, как проще нарисовать бревенчатую избушку,

чтобы

после

её

закрашивания

видны

были

брёвна

(по

высохшему

фону

провести тоненькой кисточкой полоски чёрной краской).

После этого мы провели рисование по сказке “Теремок”. Содержание этой

сказки дети хорошо знают, только ещё раз вспомнили, кто в нём жил. Дети

самостоятельно выбирали сюжет из сказки и связывали его с изображением

теремка

на

иллюстрации.

Они

уже

ясно

представляли,

какой

может

быть

сказочная избушка, и изображали её каждый по своему вкусу, проявляя выдумку

и фантазию. На таких занятиях каждый ребёнок старался придумать что-то своё,

дополнить работу чем-то особенным.

После ряда занятий дети уже имели представление и навыки в рисовании не

только животных, но и избушек, могли подобрать такие краски, которые красиво

гармонировали с фоном и одна с другой.

Они знали, какими элементами украсить избушку сказочных героев, могли

нарисовать

сказочные

деревья,

над

изображением

которых

работали

на

занятиях.

Чтобы у детей возникло чёткое представление о том или ином животном из

сказки, мы показывали иллюстрации и подчёркивали при этом характерные

особенности животных, положение туловища, головы.

Детям объяснялось, что в рисунках нужно не только изобразить животное, а

составить композицию, которая объединяет животных. Необходимо увидеть и

осмыслить позу животных, так как расположение фигуры в пространстве и

придаёт сюжетность и сказочность изображения. Передавать взаимоотношения

персонажей, динамику действия.

С

целью

знакомства

детей

с

творческую

манерой

рисования

художником

Ю.А.Васнецова сказочных образов растений, цветов, деревьев было проведено

занятияе .

Детям 4-5 лет недоступно перспективное изображение. Поэтому нашей задачей

было научить правильному построению композиции на плоскости листа.

Выбор композиции всегда был самостоятельным. Детям не давалось прямых

указаний

для

обучения

в

правильной

постановке

композиции,

поэтому

и

применялось моделирование.

С целью закрепления представлений детей об особенностях творческой манеры

художника Ю.А.Васнецова была проведена игра: «Найди рисунки»

Иллюстрации

Ю.А.Васнецова

помогли

своими

и з о б р а з и т е л ь н о -

выразительными

средствами

усилить

в

детских

рисунках

передачу

фантастических элементов.

Заключение

Речь-инструмент развития высших отделов психики дошкольника.

Обучая

ребенка

речи

взрослые

одновременно

способствуют

развитию

его

интеллекта .

В процессе работы мы установили , что иллюстрация в совокупности с текстом

литературного произведения способна быть сильным эмоциональным стимулом,

активно развивающим речь и интелект ребенка.

Интенсивное эмоциональное воздействие, высокий художественный уровень

иллюстраций

способствует

быстрому

совершенствованию

связной

речи

,

формированию

лексических

и

грамматических

навыков,

разнообразят

и

постоянно пополняют словарный запас.

Книга с иллюстрацией служит для ребенка стимулом освоения первых навыков

чтения, а затем и для их совершенствования .

Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации ,учитывающей особенности

детского восприятия , возникает интерес к книге и чтению. Художественно

исполненная иллюстрация воздействует на ребенка дает ему познание жизни,

искусства.

Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга

направляет

его

природную

любознательность

,

развивает

ее

и

углубляет,

отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость

иллюстраций в книге для детей ,их огромная важность ни у кого не вызывает

сомнений.

Именно

стремление

к

синтезу

всех

возможностей

слова

и

изображения определяет характерную черту современной детской книги.

Список используемой литературы

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического

общения. Методическое пособие А.Г. Арушанова- М., Мозайка - Синтез, 2005г.

2. Алексеева М.М. , Яшина В.И. Методика речи и обучение родному языку

дошкольников;

Учебное

пособие

для

студентов

высших

и

средних

педагогических учебных заведений, - М.:Изд. Ценрт «Академия», 2000г.

3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и

методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозайка –

Синтез, 2016г.

4. Гербова В.В . Занятия по развитию речи в старшей группе. Мозайка – Синтез ,

2016г, Москва.

5. Закон «Об образовании в Российской Федерации » 21декабря 2012г.

6. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике – Санкт-Петербург, Детство –

Пресс, 2004.

7. Книга для чтения в детском саду и дома, 5-7 лет: Пособие для воспитателей

детского

сада

и

родителей

/

Сост.

В.В.

Гербова

и

др.-

М.:

Издательство

Оникс,2007г.

8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозайка –

Синтез, 2006г.

9.

«От

рождения

до

школы»,

Примерная

основная

общеобразовательная

программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой, -М.: Мозайка –Синтез, 2014.

10. Ушакова О.С. , Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного

возраста, Владос- Москва, 2010г.

11. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961г.

12.

Федеральный

Государственный

Образовательный

Стандарт

дошкольного

образования (ФГОС ДО). Приказы и письма Мин. Обороны и науки РФ.- М.: ТЦ

,Сфера 2014г.

13. Хрестоматия для маленьких . Составитель : Елисеева Л.Н. , Просвещение,

1982г.

Приложение.

Комплексное занятие

По речевому и эстетическому развитию детей в

старшей группе

Базарно- Сызганского

МКДОУ №2 «Сосенка»

Воспитатель

Суркова Т .Н.

Тема: «Знакомство дошкольников с книжной графикой, с использованием творчества

художника Ю.А.Васнецова»

Цель. Развивать связную речь и эстетическое восприятие детей в ходе беседы о художнике-

иллюстраторе и демонстрации его творчества.

Задача.

1.Воспитывать

уважение

к

труду

художников,

стремление

понять

красоту,

поэтичность, декоративность создаваемых ими образов.

2.Продалжать знакомить с творчеством Ю.А.Васнецова, развивать выразительность речи,

помочь детям понять взаимосвязь текста и иллюстраций художественного произведения.

3.Показать

,

как

художник

с

помощью

средств

выразительности

(форма,

цвет,

декоративность , жесты) передает разные эмоциональные состояния и настроение героев.

Материал.

1.

Иллюстрации Васнецова.

2.

Книги с его работами.

3.

Портреты Ю. А. Васнецова.

4.

Дымковская игрушка- иллюстрации.

5.

Групповая библиотечка.

6.

Биография Васнецова.

7.

Картина на бумаге размер А-2 « Лебедь плывет по реке».

8.

Макеты цветов.

9.

Гуашевые краски.

10.

Ватные палочки.

11.

Дидактическая игра « Назови сказку»

12.

Русская народная мелодия « Калинка»

Подготовка к занятию.

1.

Беседа о книжной графике « Зачем в книжках нужны картинки?»

2.

Создание групповой библиотеки.

3.

Родительское собрание « Растим будущего читателя».

4.

Рисование животных с использованием рисунков Ю. А. Васнецова.

5.

Экскурсия в районную детскую библиотеку.

6.

Рисование « Дымковская слобода»

7.

Лепка « Дымковская игрушка»

8.

Мастер – класс. «Изготовление рукописных книг»

9.

Консультация для родителей. «Что и как читать детям дома? »

10.

Чтение русских народных сказок, песенок, потешек с рассматриванием иллюстраций.

11.

Заучивание потешек.

12.

Памятка для родителей «Воспитывайте будущего читателя.»

Подготовка к занятию.

1.

Беседа о книжной графике « Зачем в книгах нужны картинки?»

2.

Создание групповой библиотеки.

3.

Родительское собрание «Растим будущего читателя».

4.

Рисование животных с иллюстрированием рисунков Ю.А. Васнецова.

5.

Экскурсия в районную детскую библиотеку.

6.

Рисование «Дымковская слобода»

7.

Лепка «Дымковская игрушка»

8.

Мастер – класс «Изготовление рукописных книг»

9.

Консультация для родителей. «Что и как читать детям дома?»

10. Чтение русских народных сказок, песенок , потешек с рассматриванием иллюстраций.

11. Заучивание потешек.

12. Памятка для родителей «Воспитывайте будущего читателя»

Ход занятия

Часть 1

-Ребята , какое у вас сегодня настроение ? (ответы детей: хорошее, радостное, веселое…)

- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

«Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.»

- Ребята , а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

Слушайте загадку:

« Не куст , а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает» (книга)

(дети отвечают)

- Молодцы, правильно отгадали.

(Демонстрирую книгу с яркими иллюстрациями)

- А сейчас, проходите в группу и займите свои места за столами. ( проходят и садятся)

- Ребята, посмотрите на эти красивые издания и скажите, зачем нужны книги? (отвечают)

- А вы любите рассматривать картинки в книгах?

- Как вы думаете, для чего нужны картинки ? (ответы детей)

- Действительно, они помогают быстрее запомнить содержание произведения, понять смысл,

характеры героев.

- Как называются картинки в книгах ? (ответы-иллюстрации)

- А кто же создает иллюстрации ? (ответы детей –художники)

- Верно, художники – иллюстраторы, а сами иллюстрации еще называют графикой. Кроме

того художников – иллюстраторов называют художниками- графиками, а тех кто рисует

иллюстрации к сказочным произведениям , художниками – сказочниками.

-

Какими

материалами

рисуют

художники

?

(ответы

детей:

акварель,

гуашь,

пастель,

карандаши, масляные краски и т. п.)

-

Какими

средствами

художественной

выразительности

пользуются

художники,

чтобы

сделать рисунки ярче, интереснее, привлекательнее.

(ответы: цвет, колорит, композиция, ритм…)

Часть 2

- На портрете изображен Ю. А. Васнецов . Его по праву называют одним из самых первых,

лучших художников - сказочников.

Родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе Вятке. Название этого города вы уже

слышали – там живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки и

расписывают их яркими красками. Мы с вами недавно лепили и рисовали по мотивам их

росписи. Как называются эти игрушки? (ответы детей – дымковские)

(Вывешиваю изображение дымковских игрушек или образцы из глины).

- Когда Юра Васнецов был маленьким , он очень любил ходить на веселые ярмарки, которые

каждой

весной

устраивались

на

его

родине.

Там

продавали

разные

товары

и

эти

замечательные игрушки. (Вятка- это север , холодно, топятся часто в деревне печи, идет дым

из всех труб , вот и Дымково, а игрушка дымковская)

Очень пригодились Юрию Васнецову воспоминания детства, когда он стал художником –

сказочником.

«Я очень люблю вспоминать детство. Когда пишу, рисую, все живу тем, что запомнил и видел

в детстве,»- говорил Юрий Алексеевич Васнецов. И если внимательно посмотреть на его

рисунки

и

на

дымковские

игрушки,

можно

заметить

много

общего.

(Вывешиваю

иллюстрацию из потешки «Конь» и изображение дымковского коня)

-Давайте сравним эти два рисунка. Что у них общего, чем они отличаются? (ответы детей)

-Да, они почти одинаковы по форме, цвету, орнаменту. Даже хвостики и гривки у коней

одинаковые.

Тысячи разных рисунков к сказкам, потешкам, прибауткам подарил нам добрый сказочник Ю.

А.

Васнецов.

Самые

известные

книги,

оформленные

им

«Ладушки»

и

«

Радуга-дуга»

(Вывешиваю иллюстрации)

Посмотрите , какие они яркие, притягательные. Юрий Алексеевич иллюстрировал множество

произведений: «Путаница», «Краденое солнце» К. Чуковского, « Три медведя» Л. Н. Толстого,

«Конек- горбунок» Ершова и многие другие. (Выставляю перечисленные иллюстрации).

Каждый раз встреча с Васнецовым для нас – радость. Его работы наполнены сказкой, они

притягивают к себе ,излучая доброту и радость.

Особенно яркими , нарядными получились рисунки для книг со стихами – потешками.

Название «потешки» от слова «потешать», « забавлять». И события в потешках происходят

удивительные, невероятные ( сорока кашу варит, кот зерно в ступе толчет…).

Давайте посмотрим , какие замечательные рисунки к потешкам нарисовал Ю. Васнецов.

(вывешиваю иллюстрацию к потешке « Сорока – белобока».

В этой потешке по крестьянски хозяйственно и справедливо распределяются обязанности и

награды.

Ребенок читает потешку:

« Сорока- белобока. Печку топила.

Кашу варила. На порог скакала.

Гостей созывала. Гости не бывали.

Каши не едали. Всю свою кашу

Сорока- белобока Деткам отдала,

Этому дала, Этому дала,

А этому не дала. Зачем дров не пилил

Зачем воду не носил!»

Так игры – потешки учат ребятишек добру, труду, справедливости в веселой форме.

-

Замечательные

избы

рисовал

Ю.

А.

Васнецов

для

своих

героев,

расписные,

уютные,

гостеприимные. (Вывешиваю иллюстрации с избами-2-3 изображения, иллюстрация « У

зимы в лесу» (к сборнику стихов А. А. Прокофьева « Шутки прибаутки)

- Среди заснеженного леса, переливаясь и искрясь, стоит избушка. Бежали зайчата, увидали

избушку, остановились: « Как красиво! А кто там живет?- подумали зайчата.

-А вы, ребята, как думаете, кто там живет? ( дети высказывают)

- А вот сейчас, Арсений, нам расскажет о ее хозяйке. (ребенок читает потешку)

« У зимы в лесу изба –

На все стороны резьба!

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить приставлены,

Ледяные окна скрыты

Ледяными ставнями.

- Видите, какие добрые и веселые герои изображены художником! Все рисунки Васнецова

яркие, праздничные.

Давайте послушаем русскую народную мелодию « Калинка» и представим себя на веселой

ярмарке.

(Дети слушают музыку).

-

Как

много

иллюстраций

создано

Юрием

Алексеевичем

и

среди

них

нет

ни

одной

одинаковой. Все персонажи разные, у каждого свой характер, своя манера поведения, свой

стиль в одежде. А теперь мы рассмотрим иллюстрации Васнецова. А лучше всего мы с ними

поиграем.

Дидактическая игра «Назови сказку правильно»

(Дети делятся на две команды «Знатоки» и « Знайки ». Поочередно команды называют сказку

по представленной иллюстрации Ю. Васнецова.

За каждую правильно названную сказку команда получает фишку. Выигрывает команда,

набравшая больше фишек.)

Затем дети оформляют выставку иллюстраций.

Часть 3

Открываю картинку на мольберте с изображением лебедя на реке.

- Посмотрите, юный художник нарисовал картину, но у него закончились краски, что он не

успел раскрасить? ( цветы)

- Поможем ему? Хотите сами стать художниками? Предлагаю нарисовать красивые цветы и

добавить их на картину, но сначала разогреем пальчики гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний

Сам мизинчик – малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья-

Друг без друга им нельзя

Наши пальцы мастера,

За работу им пора.

(Дети украшают силуэты затонированных цветов. Звучит музыка)

- Молодцы, справились с заданием.

(Дети

приклеивают

цветы

на

картинку.

Получилась

иллюстрация

к

русской

народной

песенке.)

Вдоль по реченьке лебедушка плывет

Выше бережка головушку несет

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Часть 4

Итог.

С

творчеством

какого

художника-

иллюстратора

вы

познакомились

(ответы).

Вам

понравились

его

работы?

Что

именно

вам

понравилось?

Элементы

какой

росписи

вы

использовали при украшении волшебных цветов?



В раздел образования




Яндекс.Метрика