Автор: Калямова Римма Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 65
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Организация проектной деятельности
в условиях реализации ФГОС ДО
С
введением
ФГОС
дошкольное
образование
является
первой
ступенью
общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической
деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в
социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно
обдумывать
принимаемые
решения,
четко
планировать
свои
действия,
развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка
чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание
учиться. В связи с этим пред дошкольной организацией встаёт задача найти
такие
технологии,
приёмы,
средства
и
формы
работы,
чтобы
выполнить
основную миссию ФГОС. И вот одной из таких педагогических технологий,
и даже направлением в инновационной деятельности, которые позволяют
развивать
познавательные
навыки
детей,
умение
самостоятельно
конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления
является метод проектной деятельности.
Именно, метод проектной деятельности является актуальным для решения
некоторых пунктов документа ФГОС, которые направлены на содействие и
сотрудничество
детей
и
взрослых
(родителей
и
воспитателей,
признание
ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержку
инициативы
детей
в
различных
видах
деятельности,
формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребенка,
создание
условий
для
его
развития,
творческих
способностей,
соответствующим
возрасту видам деятельности.
Проектная
деятельность
–
это
дидактическое
средство
активизации
познавательного
и
творческого
развития
ребенка
и
одновременно
формирование личностных качеств ребенка.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый
детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти
знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода
проектов.
Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности
детей и взрослых, воспитатель организует воспитательно-образовательную
деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают
знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся
практических заданий - проектов. Основной тезис современного понимания
метода
проектов,
который
привлекает
к
себе
многие
образовательные
системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые
знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
• Проблема;
• Проектирование или планирование;
• Поиск информации;
• Продукт;
• Презентация.
Педагогами нашего детского сада было реализовано множество проектов
различного типа: «Здоровьесберегающий проект для детей и родителей»,
«Формула здоровья», «Мастерская Деда Мороза», «Кто самый главный в
детском саду», «Самая лучшая мама – моя», по сказкам В. Сутеева и многие
другие.
Внедрение
метода
проектирования
в
работу
дошкольной
организации
позволило сделать следующие выводы:
Метод
проектов
успешно
реализуется
в
сочетании
с
основной
образовательной программой ДОУ.
Метод
проектов
формирует
мотивационную
готовность
у
всех
участников бразовательного процесса к апробации новых форм, видов
и содержания детской деятельности.
Метод проектов совершенствует профессиональный уровень педагогов
через
использование
творческих
форм
активизации
и
осмысления
своей
педагогической
деятельности,
стимулирует
и
поддерживает
инновационную педагогическую деятельность ДОО.
М е т од
п р о е к т о в
п о м о г а е т
у с т а н о в л е н и ю
п а р т н е р с к и х
взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом
путем
объединения
усилий
для
развития
и
воспитания
детей.
Происходит
активное
развитие,
обогащение,
совершенствование
материально-технической базы ДОО.
Проектная
деятельность
способствует
развитию
профессиональной
компетентности педагога.
Проанализировав
работу
педагогического
коллектива
за
прошедший
учебный год, мы поставили перед собой задачу: повысить профессиональное
мастерство педагогов, ориентированных на применение проектного метода в
различных областях.
Для решения этой задачи была проведена консультация для педагогов по
данной теме, конкурсы на лучшие проекты среди педагогов, запланирован
педсовет
«Проектная
деятельность
в
ДОО
как
вид
деятельности,
помогающий успешной реализации ФГОС ДО» и семинар.
Работая
над
проектной
деятельностью,
мы
сталкивались
с
определёнными трудностями. Но методом проб и ошибок мы выстроили
цепочку советов воспитателям по работе над проектами:
• Глубоко изучить тематику проекта.
•
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его
любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
•
Создавать
игровую
мотивацию,
опираясь
на
интересы
детей
и
их
эмоциональный отклик
.• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с
опорой на детский личный опыт.
•
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения
проблемы:
ребенок
должен
иметь
право
на
ошибку
и
не
бояться
высказываться
•
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над
проектом.
• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком,
используя индивидуальный подход.
• Вовлекать в участие проекта не только активных воспитанников группы.
•
Творчески
подходить
к
реализации
проекта;
ориентировать
детей
на
использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
•
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом,
создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
• Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в
виде презентации, шоу, театрализованного действия и т. п.
Педагоги
нашего
детского
сада
сами
отмечают,
что
проектная
деятельность способствует развитию и совершенствованию у них умений:
- увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
-
работать
с
различными
источниками
информации
(книги,
электронные
СМИ, Интернет);
- находить информацию, в том числе в сети Интернет (правильно создавать
запросы
на
поиск
информации,
осуществлять
отбор
информации
по
значимости);
- оформлять найденный материал, с учетом его специфики;
- представлять материал с использованием мультимедиа технологий;
- искать и находить нестандартные решения для стандартных задач.
Считая метод проектов актуальным и очень эффективным, педагоги
детского
сада
запланировали
для
себя
проекты
различного
типа
.
В
соответствии
с
циклограммой,
планами
проектной
деятельности
воспитателями реализовываются проекты с детьми и родителями.
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать
полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные
навыки,
что
позволяет
ему
успешно
адаптироваться
к
изменившейся
ситуации школьного обучения.
Таким образом, проектная деятельность в условиях реализации ФГОС
ДО - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с
реализацией
стандарта.
Проектная
деятельность
поддерживает
детскую
познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный
позитивный
опыт
реализации
собственных
замыслов,
требует
поиска
нестандартных
действий
в
разнообразных
обстоятельствах,
помогает
оформить замысел в виде культурно-значимого продукта. И конечно, самое
главное, помогает ребенку стремиться получать новые знания в дальнейшем
в школе.
Проект: «Кто работает в детском саду?»
Категория проекта: педагогический.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой.
Автор проекта: воспитатель Калямова Римма Рашитовна
Продолжительность проекта: краткосрочный, февраль 2020г.
Участники проекта (взрослые, дети): воспитатель, родители, дети среднего
возраста.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность проекта.
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее
радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе
– сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень
важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных
качествах, которые требует та или иная профессия.
Мои наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где
работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на
своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети четырехлетнего
возраста мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках,
содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду
взрослых.
В детском саду дети проводят много времени, поэтому важно, чтобы дети
знали о своём «втором доме» как можно больше полезного и интересного.
Каждый день ребят встречают взрослые, которые стараются, чтобы малышам
в детском саду было уютно и весело. Поэтому важно, чтобы ребята знали, кто
их
ждёт
в
детском
саду
и
как
эти
люди
готовятся
к
их
приходу,
чем
занимаются и могут помочь малышам.
Ценность и значимость знакомства детей с профессиями детского сада
заключается в том, что малыши приобретают коммуникативные навыки и
уважение к труду взрослых.
Цель:
сформировать
представление
детей
среднего
возраста
о
труде
сотрудников детского сада.
Задачи:
Для детей:
познакомить детей с названиями профессий детского сада;
дать представления об основных функциях, которые выполняют работники
учреждения;
воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада;
развивать коммуникативные способности, кругозор, логическое мышление у
детей
через
совместное
речевое
творчество,
чтение
художественной
литературы и дидактические игры;
воспитывать гуманное отношение к окружающему миру посредством чтения
литературы, бесед;
воспитывать у детей дружеские отношения и умения совместно работать в
коллективе,
побуждать
обращаться
к
взрослым
с
вопросами,
суждениями,
высказываниями;
поощрять стремление находить пути решения в различных ситуациях.
Для педагогов:
создать предметно-пространственную среду;
организовать в уголке родителей рубрики «Играют наши дети»;
формировать коммуникативные навыки через игровую деятельность;
вызвать у детей интерес к сотворчеству с родителями при создании работ по
художественно-творческой деятельности;
организовать оформление выставки «Играем в детский сад».
Для родителей:
Активно участвовать в проектной деятельности:
Чтение
художественной
литературы
по
рекомендации
педагогов
согласно
возрасту ребёнка.
Продукты проекта:
для детей:
альбом «Профессии детского сада», «Пословицы и поговорки,
стихи о труде»
для
педагогов:
пополнение
уголков
«Семья»,
«Поликлиника»,
создание
проекта по
профессиям детского сада, создание проекта «Кто работает в
детском саду?» .
для
родителей:
создание
папки
–
передвижки
«Работники
детского
сада
глазами детей».
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
-получение
знаний
детьми,
информации
о
профессиях:
помощник
воспитателя, медсестра, повар, дворник, кастелянша, прачка;
-понимание значения слова «профессия»;
-умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе
имеющихся знаний о профессиях;
-сформированы элементарные представления о профессиях детского сада;
вызван интерес к труду взрослых;
-обогащение
словарного
запаса,
развитие
связной
речи,
памяти,
коммуникативных навыков;
-реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;
-развитие индивидуальных нравственных качеств, накопление и обогащение
игрового опыта.
Для педагогов:
создание проекта «Кто работает в детском саду?», презентации «Кто работает
в детском саду?»
Для родителей:
активное участие в образовательном процессе; пополнение знаний о работе
сотрудников детского сада.
Формы работы:
-экскурсии
-игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры, театрализованные игры)
-НОД – познание, коммуникация, художественная литература
-продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация, лепка, ручной
труд
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (накопление знаний).
II этап – основной (совместная деятельность детей и сотрудников детского
сада)
III этап – заключительный (результат).
Подготовительный этап:
(формулировка
проблемы,
планирование,
прогнозирование
результатов
/
продуктов проекта)
– разработать плана реализации проекта;
– подобрать методическую литературу для реализации проекта;
–подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу,
репродукции картин, иллюстраций.
- организация развивающей среды в группе
- наблюдение за работой помощника воспитателя, медсестры, дворника во
время прогулок, кастелянши, поваров.
- участие в дежурстве по столовой;
- участие в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Поликлиника», «Детский сад».
- участие в сезонных работах на территории участка;
- помощь в сборе материала о профессиях с использованием ИКТ;
- совместное со своими детьми приготовление простых блюд для всей семьи.
Основной этап:
(непосредственная
деятельность
по
проекту,
поэтапная
оценка)
-Знакомство с профессией Помощник воспитателя
-Беседа «Чем занимается помощник воспитателя?».
-Рассказ
помощника
воспитателя
о
своей
профессии,
её
важности
и
необходимости в детском саду
-Беседа «Предметы – помощники».
-Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», И. Деемьянов «Я
теперь большая», А. Кузнецова «Кто умеет», Е. Груданов «Наша нянечка»
-Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
-Дидактические игры: «Что нужно для работы помощника воспитателя?»,
«Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку»
-Экскурсия
по
группам
детского
сада,
знакомство
с
помощниками
воспитателей
-Рассматривание посуды. Рисование «Украсим чайную чашку и тарелку»
-Лепка «Посуда»
-Аппликация «Чашки большие и маленькие», «Красивый фартук для няни»,
«Поможем расставить тарелочки на стол»
- придумать домашнее поручение для ребёнка соответствующее возрасту
(полить
любимый
комнатный
цветок,
поставить
салфетницу
во
время
сервировки стола, собрать игрушки, покормить домашнего питомца)
Знакомство с профессией Медсестра
-Рассматривание иллюстраций о труде медицинской сестры
-Экскурсия в медицинский кабинет.
-Рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в
детском саду. Показ «предметов – помощников».
-Беседы «Что такое витамины», «Если ты заболел».
-Чтение художественной литературы: А. Барто «Мы с Тамарой», «Очки», О.
Емельянова «Врач», «Тигр», К. Чуковский «Айболит».
-Труд: сервировка стола с помощником воспитателя, полив цветов, влажная
уборка
-Дидактические
игры:
«Что
нужно
для
работы
медсестре»,
«Можно
и
нельзя», «Что должно быть в аптечке»
-Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукольный доктор»
-Д/и «Счет медицинских инструментов», «Счет витаминок».
-Игровые ситуации «Опасные лекарства», «Будь осторожен на прогулке».
Хранить домашнюю аптечку в недоступном для ребёнка месте.
Знакомство с профессией Повар.
-Беседа «Кто нам вкусно так готовит?»
-Рассказ повара о своей профессии.
-Чтение художественной литературы: О. Емельянова «Повар», С. Беляева
«Спасибо
поварам»,
В.
Мирясова
«Стихотворение
про
повара»,
Лика
Разумова «Повар»
-Рассматривание иллюстраций о профессии повар.
-Экскурсия на пищеблок. Знакомство с поварами.
-Рассматривание посуды на кухне,
Рассматривание предметов – помощников: мясорубка, дуршлаг, половник.
-Настольно – печатная игра «Кем быть?»
-Д.И.: «Сварим борщ и компот», «Угадай на вкус», «Принадлежности повара»
-Лепка «Угощение для куклы», «Фрукты и овощи для повара», «Чашка с
блюдцем»
-Аппликация «Консервируем овощи»
-Рисование «Овощи и фрукты»
-Приготовление детьми совместно с родителями салата из фруктов
Знакомство с профессией Дворник.
-Беседа «Труд дворника».
-Рассказ дворника о своей профессии.
-Чтение художественной литературы: С. Севрикова «Про дворника», Лика
Разумова «Дворник»
-Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
-Рассматривание иллюстраций «Труд дворника в разное время года»
-Наблюдение за работой дворника во время прогулок
-Знакомство с дворником. Знакомство с рабочим инвентарем дворника, его
назначением.
-Дидактические игры: «Рабочие инструменты дворника», «Что за чем».
-Аппликация «Лопата и грабли для дворника»
-Игровая ситуация «Осторожно, гололед!»
-Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
-Участие в уборке территории участка от снега.
Знакомство с профессией кастелянша
-Беседа о профессии кастелянша.
-Рассказ кастелянши о своей профессии.
-Чтение
художественной
литературы:
П.
Синявский
«Кастелянша»,
К.
-Чуковский «Мойдодыр».
-Рассматривание иллюстраций.
-Экскурсия в кабинет кастелянши. Знакомство с ней.
-Игровое задание «складывание кукольного белья, его глажение игрушечным
утюгом»
-Труд: совместное складывание чистого белья, наблюдение за глажением.
-Дидактические игры: «Смотай все нитки в клубок», «Вставь нитку в иголку»
-Рисование «Красивый платочек»
-Аппликация «Украсим мамино платье», «Костюм для клоуна»
-Ручной труд «Цветы для сотрудников детского сада»
-Совместный просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Заключительный этап:
(презентация продуктов проекта и рефлексия- размышление над
списком
профессий для дальнейшего знакомства с ними)
-Открытие фотовыставки «Играем в детский сад».
-Изготовление альбома «Сотрудники детского сада глазами детей»
-Участие в открытии фотовыставки, отзывы о работе сотрудников.
Список использованной литературы:
Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя
детского сада. М.: Просвещение, 1983.
Захаров
Н.Н.
Профессиональная
ориентация
дошкольников.
М.:
Просвещение, 1988.
Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера», 2012.
Кондрашов
В.П.
Введение
дошкольников
в
мир
профессий:
Учебно-
методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004.
Нефёдова
К.П.
Инструменты.
Какие
они?
Пособие
для
воспитателей,
родителей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Деркунская
В.А.
Проектная
деятельность
дошкольников.
Учебно-
методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012.-144
с.
Краснощекова
Н.В.
«Сюжетно-ролевые
игры
для
детей
дошкольного
возраста», Издание 2-е – Ростов, Н.Д.: Феникс, 2007.
Методическое пособие «Обучение и игра», М.: Мозайка – Синтез, 2004.
Морозова И.И., Пушкарева В.А. «Ознакомление с окружающим миром Из-во
«Мозайка – Синтез», 2011.
Потакова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.: Творческий
центр, 2005.