Напоминание

Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Калямова Римма Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 65
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация проектной деятельности

в условиях реализации ФГОС ДО

С

введением

ФГОС

дошкольное

образование

является

первой

ступенью

общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической

деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в

социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и

применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно

обдумывать

принимаемые

решения,

четко

планировать

свои

действия,

развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка

чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание

учиться. В связи с этим пред дошкольной организацией встаёт задача найти

такие

технологии,

приёмы,

средства

и

формы

работы,

чтобы

выполнить

основную миссию ФГОС. И вот одной из таких педагогических технологий,

и даже направлением в инновационной деятельности, которые позволяют

развивать

познавательные

навыки

детей,

умение

самостоятельно

конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления

является метод проектной деятельности.

Именно, метод проектной деятельности является актуальным для решения

некоторых пунктов документа ФГОС, которые направлены на содействие и

сотрудничество

детей

и

взрослых

(родителей

и

воспитателей,

признание

ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержку

инициативы

детей

в

различных

видах

деятельности,

формирование

познавательных

интересов

и

познавательных

действий

ребенка,

создание

условий

для

его

развития,

творческих

способностей,

соответствующим

возрасту видам деятельности.

Проектная

деятельность

это

дидактическое

средство

активизации

познавательного

и

творческого

развития

ребенка

и

одновременно

формирование личностных качеств ребенка.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый

детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти

знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода

проектов.

Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности

детей и взрослых, воспитатель организует воспитательно-образовательную

деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают

знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся

практических заданий - проектов. Основной тезис современного понимания

метода

проектов,

который

привлекает

к

себе

многие

образовательные

системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые

знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

• Проблема;

• Проектирование или планирование;

• Поиск информации;

• Продукт;

• Презентация.

Педагогами нашего детского сада было реализовано множество проектов

различного типа: «Здоровьесберегающий проект для детей и родителей»,

«Формула здоровья», «Мастерская Деда Мороза», «Кто самый главный в

детском саду», «Самая лучшая мама – моя», по сказкам В. Сутеева и многие

другие.

Внедрение

метода

проектирования

в

работу

дошкольной

организации

позволило сделать следующие выводы:

Метод

проектов

успешно

реализуется

в

сочетании

с

основной

образовательной программой ДОУ.

Метод

проектов

формирует

мотивационную

готовность

у

всех

участников бразовательного процесса к апробации новых форм, видов

и содержания детской деятельности.

Метод проектов совершенствует профессиональный уровень педагогов

через

использование

творческих

форм

активизации

и

осмысления

своей

педагогической

деятельности,

стимулирует

и

поддерживает

инновационную педагогическую деятельность ДОО.

М е т од

п р о е к т о в

п о м о г а е т

у с т а н о в л е н и ю

п а р т н е р с к и х

взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом

путем

объединения

усилий

для

развития

и

воспитания

детей.

Происходит

активное

развитие,

обогащение,

совершенствование

материально-технической базы ДОО.

Проектная

деятельность

способствует

развитию

профессиональной

компетентности педагога.

Проанализировав

работу

педагогического

коллектива

за

прошедший

учебный год, мы поставили перед собой задачу: повысить профессиональное

мастерство педагогов, ориентированных на применение проектного метода в

различных областях.

Для решения этой задачи была проведена консультация для педагогов по

данной теме, конкурсы на лучшие проекты среди педагогов, запланирован

педсовет

«Проектная

деятельность

в

ДОО

как

вид

деятельности,

помогающий успешной реализации ФГОС ДО» и семинар.

Работая

над

проектной

деятельностью,

мы

сталкивались

с

определёнными трудностями. Но методом проб и ошибок мы выстроили

цепочку советов воспитателям по работе над проектами:

• Глубоко изучить тематику проекта.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его

любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Создавать

игровую

мотивацию,

опираясь

на

интересы

детей

и

их

эмоциональный отклик

.• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с

опорой на детский личный опыт.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения

проблемы:

ребенок

должен

иметь

право

на

ошибку

и

не

бояться

высказываться

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над

проектом.

• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком,

используя индивидуальный подход.

• Вовлекать в участие проекта не только активных воспитанников группы.

Творчески

подходить

к

реализации

проекта;

ориентировать

детей

на

использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом,

создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

• Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в

виде презентации, шоу, театрализованного действия и т. п.

Педагоги

нашего

детского

сада

сами

отмечают,

что

проектная

деятельность способствует развитию и совершенствованию у них умений:

- увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

-

работать

с

различными

источниками

информации

(книги,

электронные

СМИ, Интернет);

- находить информацию, в том числе в сети Интернет (правильно создавать

запросы

на

поиск

информации,

осуществлять

отбор

информации

по

значимости);

- оформлять найденный материал, с учетом его специфики;

- представлять материал с использованием мультимедиа технологий;

- искать и находить нестандартные решения для стандартных задач.

Считая метод проектов актуальным и очень эффективным, педагоги

детского

сада

запланировали

для

себя

проекты

различного

типа

.

В

соответствии

с

циклограммой,

планами

проектной

деятельности

воспитателями реализовываются проекты с детьми и родителями.

Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать

полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные

навыки,

что

позволяет

ему

успешно

адаптироваться

к

изменившейся

ситуации школьного обучения.

Таким образом, проектная деятельность в условиях реализации ФГОС

ДО - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с

реализацией

стандарта.

Проектная

деятельность

поддерживает

детскую

познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный

позитивный

опыт

реализации

собственных

замыслов,

требует

поиска

нестандартных

действий

в

разнообразных

обстоятельствах,

помогает

оформить замысел в виде культурно-значимого продукта. И конечно, самое

главное, помогает ребенку стремиться получать новые знания в дальнейшем

в школе.

Проект: «Кто работает в детском саду?»

Категория проекта: педагогический.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой.

Автор проекта: воспитатель Калямова Римма Рашитовна

Продолжительность проекта: краткосрочный, февраль 2020г.

Участники проекта  (взрослые, дети):  воспитатель, родители, дети  среднего

возраста.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность проекта.

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее

радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе

– сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень

важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных

качествах, которые требует та или иная профессия.

Мои наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где

работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на

своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети четырехлетнего

возраста мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках,

содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду

взрослых.

В детском саду дети проводят много времени, поэтому важно, чтобы дети

знали о своём «втором доме» как можно больше полезного и интересного.

Каждый день ребят встречают взрослые, которые стараются, чтобы малышам

в детском саду было уютно и весело. Поэтому важно, чтобы ребята знали, кто

их

ждёт

в

детском

саду

и

как

эти

люди

готовятся

к

их

приходу,

чем

занимаются и могут помочь малышам.

Ценность и значимость знакомства детей с  профессиями детского сада

заключается в том, что малыши приобретают коммуникативные навыки и

уважение к труду взрослых.

Цель:

сформировать

представление

детей

среднего

возраста

о

труде

сотрудников детского сада.

Задачи:

Для детей:

познакомить детей с названиями профессий детского сада;

дать представления об основных функциях, которые выполняют работники

учреждения;

воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада;

развивать коммуникативные способности, кругозор, логическое мышление у

детей

через

совместное

речевое

творчество,

чтение

художественной

литературы и дидактические игры;

воспитывать гуманное отношение к окружающему миру посредством чтения

литературы, бесед;

воспитывать у детей дружеские отношения и умения совместно работать в

коллективе,

побуждать

обращаться

к

взрослым

с

вопросами,

суждениями,

высказываниями;

поощрять стремление находить пути решения в различных ситуациях.

Для педагогов:

создать предметно-пространственную среду;

организовать в уголке родителей рубрики «Играют наши дети»;

формировать коммуникативные навыки через игровую деятельность;

вызвать у детей интерес к сотворчеству с родителями при создании работ по

художественно-творческой деятельности;

организовать оформление выставки «Играем в детский сад».

Для родителей:

Активно участвовать в проектной деятельности:

Чтение

художественной

литературы

по

рекомендации

педагогов

согласно

возрасту ребёнка.

Продукты проекта:

для детей: 

альбом «Профессии детского сада», «Пословицы и поговорки,

стихи о труде»

для

педагогов:

пополнение

уголков

«Семья»,

«Поликлиника»,

создание

проекта по 

профессиям детского сада, создание проекта «Кто работает в

детском саду?» .

для

родителей:

создание

папки

передвижки

«Работники

детского

сада

глазами детей».

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

-получение

знаний

детьми,

информации

о

профессиях:

помощник

воспитателя, медсестра, повар, дворник, кастелянша, прачка;

-понимание значения слова «профессия»;

-умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе

имеющихся знаний о профессиях;

-сформированы элементарные представления о профессиях детского сада;

вызван интерес к труду взрослых;

-обогащение

словарного

запаса,

развитие

связной

речи,

памяти,

коммуникативных навыков;

-реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;

-развитие индивидуальных нравственных качеств, накопление и обогащение

игрового опыта.

Для педагогов: 

создание проекта «Кто работает в детском саду?», презентации «Кто работает

в детском саду?»

Для родителей:

активное участие в образовательном процессе; пополнение знаний о  работе

сотрудников детского сада.

Формы работы:

-экскурсии

-игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры,

дидактические игры, театрализованные игры)

-НОД – познание, коммуникация, художественная литература

-продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация, лепка, ручной

труд

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (накопление знаний).

II этап – основной (совместная деятельность детей и сотрудников детского

сада)

III этап – заключительный (результат).

Подготовительный этап:

(формулировка

проблемы,

планирование,

прогнозирование

результатов

/

продуктов проекта)

– разработать плана реализации проекта;

– подобрать методическую литературу для реализации проекта;

–подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу,

репродукции картин, иллюстраций.

- организация развивающей среды в группе

- наблюдение за работой помощника воспитателя, медсестры, дворника во

время прогулок, кастелянши, поваров.

- участие в дежурстве по столовой;

- участие в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Поликлиника», «Детский сад».

- участие в сезонных работах на территории участка;

- помощь в сборе материала о профессиях с использованием ИКТ;

- совместное со своими детьми приготовление простых блюд для всей семьи.

Основной этап:

(непосредственная

деятельность

по

проекту,

поэтапная

оценка)

-Знакомство с профессией Помощник воспитателя

-Беседа «Чем занимается помощник воспитателя?».

-Рассказ

помощника

воспитателя

о

своей

профессии,

её

важности

и

необходимости в детском саду

-Беседа «Предметы – помощники».

-Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», И. Деемьянов «Я

теперь большая», А. Кузнецова «Кто умеет», Е. Груданов «Наша нянечка»

-Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

-Дидактические игры: «Что нужно для работы помощника воспитателя?»,

«Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку»

-Экскурсия

по

группам

детского

сада,

знакомство

с

помощниками

воспитателей

-Рассматривание посуды. Рисование «Украсим чайную чашку и тарелку»

-Лепка «Посуда»

-Аппликация «Чашки большие и маленькие», «Красивый фартук для няни»,

«Поможем расставить тарелочки на стол»

- придумать домашнее поручение для ребёнка соответствующее возрасту

(полить

любимый

комнатный

цветок,

поставить

салфетницу

во

время

сервировки стола, собрать игрушки, покормить домашнего питомца)

Знакомство с профессией Медсестра

-Рассматривание иллюстраций о труде медицинской сестры

-Экскурсия в медицинский кабинет.

-Рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в

детском саду. Показ «предметов – помощников».

-Беседы «Что такое витамины», «Если ты заболел».

-Чтение художественной литературы: А. Барто «Мы с Тамарой», «Очки», О.

Емельянова «Врач», «Тигр», К. Чуковский «Айболит».

-Труд: сервировка стола с помощником воспитателя, полив цветов, влажная

уборка

-Дидактические

игры:

«Что

нужно

для

работы

медсестре»,

«Можно

и

нельзя», «Что должно быть в аптечке»

-Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукольный доктор»

-Д/и «Счет медицинских инструментов», «Счет витаминок».

-Игровые ситуации «Опасные лекарства», «Будь осторожен на прогулке».

Хранить домашнюю аптечку в недоступном для ребёнка месте.

Знакомство с профессией Повар.

-Беседа «Кто нам вкусно так готовит?»

-Рассказ повара о своей профессии.

-Чтение художественной литературы: О. Емельянова «Повар», С. Беляева

«Спасибо

поварам»,

В.

Мирясова

«Стихотворение

про

повара»,

Лика

Разумова «Повар»

-Рассматривание иллюстраций о профессии повар.

-Экскурсия на пищеблок. Знакомство с поварами.

-Рассматривание посуды на кухне,

Рассматривание предметов – помощников: мясорубка, дуршлаг, половник.

-Настольно – печатная игра «Кем быть?»

-Д.И.: «Сварим борщ и компот», «Угадай на вкус», «Принадлежности повара»

-Лепка «Угощение для куклы», «Фрукты и овощи для повара», «Чашка с

блюдцем»

-Аппликация «Консервируем овощи»

-Рисование «Овощи и фрукты»

-Приготовление детьми совместно с родителями салата из фруктов

Знакомство с профессией Дворник.

-Беседа «Труд дворника».

-Рассказ дворника о своей профессии.

-Чтение художественной литературы: С. Севрикова «Про дворника», Лика

Разумова «Дворник»

-Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

-Рассматривание иллюстраций «Труд дворника в разное время года»

-Наблюдение за работой дворника во время прогулок

-Знакомство с дворником. Знакомство с рабочим инвентарем дворника, его

назначением.

-Дидактические игры: «Рабочие инструменты дворника», «Что за чем».

-Аппликация «Лопата и грабли для дворника»

-Игровая ситуация «Осторожно, гололед!»

-Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

-Участие в уборке территории участка от снега.

Знакомство с профессией кастелянша

-Беседа о профессии кастелянша.

-Рассказ кастелянши о своей профессии.

-Чтение

художественной

литературы:

П.

Синявский

«Кастелянша»,

К.

-Чуковский «Мойдодыр».

-Рассматривание иллюстраций.

-Экскурсия в кабинет кастелянши. Знакомство с ней.

-Игровое задание «складывание кукольного белья, его глажение игрушечным

утюгом»

-Труд: совместное складывание чистого белья, наблюдение за глажением.

-Дидактические игры: «Смотай все нитки в клубок», «Вставь нитку в иголку»

-Рисование «Красивый платочек»

-Аппликация «Украсим мамино платье», «Костюм для клоуна»

-Ручной труд «Цветы для сотрудников детского сада»

-Совместный просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Заключительный этап:

(презентация продуктов проекта и рефлексия- размышление над 

списком

профессий для дальнейшего знакомства с ними)

-Открытие фотовыставки «Играем в детский сад».

-Изготовление альбома «Сотрудники детского сада глазами детей»

-Участие в открытии фотовыставки, отзывы о работе сотрудников.

Список использованной литературы:

Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя

детского сада. М.: Просвещение, 1983.

Захаров

Н.Н.

Профессиональная

ориентация

дошкольников.

М.:

Просвещение, 1988.

Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера», 2012.

Кондрашов

В.П.

Введение

дошкольников

в

мир

профессий:

Учебно-

методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004.

Нефёдова

К.П.

Инструменты.

Какие

они?

Пособие

для

воспитателей,

родителей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Деркунская

В.А.

Проектная

деятельность

дошкольников.

Учебно-

методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012.-144

с.

Краснощекова

Н.В.

«Сюжетно-ролевые

игры

для

детей

дошкольного

возраста», Издание 2-е – Ростов, Н.Д.: Феникс, 2007.

Методическое пособие «Обучение и игра», М.: Мозайка – Синтез, 2004.

Морозова И.И., Пушкарева В.А. «Ознакомление с окружающим миром Из-во

«Мозайка – Синтез», 2011.

Потакова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.: Творческий

центр, 2005.



В раздел образования




Яндекс.Метрика