Автор: Евшукова Олеся Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Тематические карточки как метод индивидуализации в решении задач развития ребенка»
Раздел: дошкольное образование
Консультация
на тему: «Тематические карточки как метод индивидуализации в решении за-
дач развития ребенка»
автор-составитель:
Евшукова Олеся Леонидовна
воспитатель МБДОУ №34 г.Новороссийск
Одним из основных принципов дошкольного образования, провозглашенных
в ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе инди-
видуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образо-
вания. (далее – индивидуализации дошкольного образования); на создание разви-
вающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий со-
циализации и индивидуализации детей.
Что такое индивидуализация?
Индивидуализация - Социально культурный процесс накопления личностью
особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, уни-
версальности, самостоятельности свободы и ответственности. (…………………..)
Индивидуализация связана с познанием, исследованием, пробой, проверкой и
выбором. Учет и развитие индивидуальных особенностей детей во всех формах
взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания, обусловлена потребно-
стью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с
особенностям каждого конкретного ребенка.
Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет принци-
пиально нового метода использования раздаточных материалов – тема-
тических комплектов карточек с заданиями.
Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методиче-
ски и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках вне-
дряемого в группе проекта или темы недели.
Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребе-
нок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскры-
вающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в
символах, в цифрах.
Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно
дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.
Основные требования к карточке:
Содержание должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого.
Должно быть место для «договорных пометок», которые разрабатываются
самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми
Каждый лист может иметь «рабочую рамку», которую можно дорисовывать и
раскрашивать
Компоновка заданий на карточке оставляет возможность выбора – рисовать,
считать, рассматривать, обсуждать, писать и т.п.
«Индивидуальность» карточки подчеркивается тем, что каждый ребенок само-
стоятельно подписывает свою карточку – печатает имя или рисует значок марки-
ровки.
На карточке может появиться метка о времени работы, о партнерствах, о помо-
щи взрослых, о сложности выполнения работы, о том, где можно искать нужную
информацию, где можно получить подсказку и т.п. Эта часть предназначена для
тренинга у детей навыка самоопределения, саморегуляции, развития рефлексии,
умения использовать различные источники информации и пр.
Каждый лист может иметь рамочку, которая придаст работе ребенка эстетич-
ный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно
дорисовывать, раскрашивать.
Не сшитые (не брошюрованные) листы создадут возможность многовариант-
ного выбора как для детей, так и для педагога. Их можно:
- повесить на стену (в уголке достижений и пр.);
- вложить в портфолио ребенка;
- выдать родителям для работы с ребенком дома;
- с карточками можно работать, не испортив последующие листы.
Целесообразно по каждой теме готовить более 30 карточек – из расчета по 1-2
на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается
реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и макси-
мальное разнообразие заданий.
Задания в карточках направлены на ознакомление с окружающим и формирова-
ние элементарных естественнонаучных знаний; математических представлений и
действий с цифрами, знаками; развитие речи и основы грамотности; стимулирова-
ние мыслительной активности и развитие мелкой моторики.
Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковал-
ся в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках долж-
ны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и
пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на
разном, интересном для них содержании.
При всей похожести на традиционные рабочие тетради и альбомы-раскраски
у карточек есть несколько особенностей.
- Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку возможность выбора – рисо-
вать, считать, рассматривать, обсуждать, писать.
- Продуманы задания, основанные на работе в команде (формирование навыков
сотрудничества).
- Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект – общий. В этом случае у
детей формируется представление о личном вкладе в общее дело: каждый, выби-
рая карточку, выполняет свое задание, а все вместе работают над одной темой. В
результате появляется целостный образ темы и персонифицированный вклад в
нее. У всех карточек разное содержание, что стимулирует детей к использованию
всего комплекта – «иначе не узнаем, пропустим что-то важное, интересное».
Применение карточек
Комплект тематических карточек обеспечивает интегрированность содержания
и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интере-
сов и потребностей. Так как в комплекте карточек много, появляется необходи -
мость длительной работы с темой, постепенного освоения содержания – основа
тематического блока или проекта, в ходе которого завершенность темы достигает-
ся только совместными усилиями и не одномоментно.
Если дети не умеют писать, используется метод копирования – предлагаются гото-
вые таблички с именами, датами. Индивидуализация образования предполагает
индивидуальный темп и последовательность работы с заданиями, получение свое-
го результата, вернуться к последующей неделе. Не следует говорить ребенку, что
ему нужно сделать.
В последующем, можно привлечь для помощи затрудняющимся детям , само-
проверки и проверки детских работ, ребят группы.
Фиксация и предъявление результатов
Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми ре-
зультатов своей деятельности. Это может быть, например, обсуждение: «Какую
карточку ты выбрал? Почему ты решил выполнить эти задания (чем они тебя при-
влекли)? Что успел сделать? С чего ты начал? Когда ты планируешь завершить ра-
боту?» и т. п.
И обязательно, вопросы для общего обсуждения: «Что мы вместе узнали о
птицах (домах, транспорте)? Что мы вместе сделали сегодня (нарисовали и закра-
сили животных, написали названия, сосчитали животных в зоопарке)» и т.п.
Так как содержание карточек предполагает задания различной направленности,
может сложиться такая ситуация, когда ребенок, переходя от темы к теме, выпол-
няет что-то одно, близкое и понятное ему (интересное, легкое в исполнении).
Отличие карточек от рабочих тетрадей, альбомов-раскрасок
Как правило, тетрадь воспринимается педагогом и ребенком (детьми) как пер-
сональный игровой или учебный материал и подразумевает индивидуальную ра-
боту. Дети весьма ревностно относятся к попыткам других оставить в их тетради
хотя бы одну линию.
Практическая деятельность с педагогами:
Педагогов разделить на несколько подгрупп. Каждая подгруппа получает несколь-
ко тематических карточек. Это могут быть отличающиеся наборы карточек из од-
ной темы; одинаковые наборы карточек из одной темы; наборы карточек из
разных тем.
1. Педагогам предлагается рассмотреть карточки (если карточки для работы подо-
браны из разных тематических комплектов, предлагается определить тему), а за-
тем придумать и записать свои варианты заданий для работы по карточке.
2. Представители групп рассказывают о своих вариантах заданий. Вместе участ-
ники отмечают уровень сложности предложенных заданий (на какую возрастную
группу могут быть ориентированы задания).
3. Предлагается определить формы использования карточек (на занятиях, в сов-
местной и самостоятельной деятельности), а также способы поддержки детей в
процессе самостоятельной работы с карточками.
4. Обратить внимание участников на то, что на каждой карточке могут быть вы-
полнены задания разной сложности