Напоминание

«Тематические карточки как метод индивидуализации в решении задач развития ребенка»


Автор: Евшукова Олеся Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Тематические карточки как метод индивидуализации в решении задач развития ребенка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

на тему: «Тематические карточки как метод индивидуализации в решении за-

дач развития ребенка»

автор-составитель:

Евшукова Олеся Леонидовна

воспитатель МБДОУ №34 г.Новороссийск

Одним из основных принципов дошкольного образования, провозглашенных

в ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе инди-

видуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится

активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образо-

вания. (далее – индивидуализации дошкольного образования); на создание разви-

вающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий со-

циализации и индивидуализации детей.

Что такое индивидуализация?

Индивидуализация - Социально культурный процесс накопления личностью

особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, уни-

версальности, самостоятельности свободы и ответственности. (…………………..)

Индивидуализация связана с познанием, исследованием, пробой, проверкой и

выбором. Учет и развитие индивидуальных особенностей детей во всех формах

взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания, обусловлена потребно-

стью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с

особенностям каждого конкретного ребенка.

Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет принци-

пиально нового метода использования раздаточных материалов – тема-

тических комплектов карточек с заданиями.

Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методиче-

ски и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках вне-

дряемого в группе проекта или темы недели.

Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребе-

нок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскры-

вающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в

символах, в цифрах.

Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно

дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.

Основные требования к карточке:

Содержание должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого.

Должно быть место для «договорных пометок», которые разрабатываются

самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми

Каждый лист может иметь «рабочую рамку», которую можно дорисовывать и

раскрашивать

Компоновка заданий на карточке оставляет возможность выбора – рисовать,

считать, рассматривать, обсуждать, писать и т.п.

«Индивидуальность» карточки подчеркивается тем, что каждый ребенок само-

стоятельно подписывает свою карточку – печатает имя или рисует значок марки-

ровки.

На карточке может появиться метка о времени работы, о партнерствах, о помо-

щи взрослых, о сложности выполнения работы, о том, где можно искать нужную

информацию, где можно получить подсказку и т.п. Эта часть предназначена для

тренинга у детей навыка самоопределения, саморегуляции, развития рефлексии,

умения использовать различные источники информации и пр.

Каждый лист может иметь рамочку, которая придаст работе ребенка эстетич-

ный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно

дорисовывать, раскрашивать.

Не сшитые (не брошюрованные) листы создадут возможность многовариант-

ного выбора как для детей, так и для педагога. Их можно:

- повесить на стену (в уголке достижений и пр.);

- вложить в портфолио ребенка;

- выдать родителям для работы с ребенком дома;

- с карточками можно работать, не испортив последующие листы.

Целесообразно по каждой теме готовить более 30 карточек – из расчета по 1-2

на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается

реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и макси-

мальное разнообразие заданий.

Задания в карточках направлены на ознакомление с окружающим и формирова-

ние элементарных естественнонаучных знаний; математических представлений и

действий с цифрами, знаками; развитие речи и основы грамотности; стимулирова-

ние мыслительной активности и развитие мелкой моторики.

Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковал-

ся в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках долж-

ны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и

пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на

разном, интересном для них содержании.

При всей похожести на традиционные рабочие тетради и альбомы-раскраски

у карточек есть несколько особенностей.

- Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку возможность выбора – рисо-

вать, считать, рассматривать, обсуждать, писать.

- Продуманы задания, основанные на работе в команде (формирование навыков

сотрудничества).

- Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект – общий. В этом случае у

детей формируется представление о личном вкладе в общее дело: каждый, выби-

рая карточку, выполняет свое задание, а все вместе работают над одной темой. В

результате появляется целостный образ темы и персонифицированный вклад в

нее. У всех карточек разное содержание, что стимулирует детей к использованию

всего комплекта – «иначе не узнаем, пропустим что-то важное, интересное».

Применение карточек

Комплект тематических карточек обеспечивает интегрированность содержания

и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интере-

сов и потребностей. Так как в комплекте карточек много, появляется необходи -

мость длительной работы с темой, постепенного освоения содержания – основа

тематического блока или проекта, в ходе которого завершенность темы достигает-

ся только совместными усилиями и не одномоментно.

Если дети не умеют писать, используется метод копирования – предлагаются гото-

вые таблички с именами, датами. Индивидуализация образования предполагает

индивидуальный темп и последовательность работы с заданиями, получение свое-

го результата, вернуться к последующей неделе. Не следует говорить ребенку, что

ему нужно сделать.

В последующем, можно привлечь для помощи затрудняющимся детям , само-

проверки и проверки детских работ, ребят группы.

Фиксация и предъявление результатов

Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми ре-

зультатов своей деятельности. Это может быть, например, обсуждение: «Какую

карточку ты выбрал? Почему ты решил выполнить эти задания (чем они тебя при-

влекли)? Что успел сделать? С чего ты начал? Когда ты планируешь завершить ра-

боту?» и т. п.

И обязательно, вопросы для общего обсуждения: «Что мы вместе узнали о

птицах (домах, транспорте)? Что мы вместе сделали сегодня (нарисовали и закра-

сили животных, написали названия, сосчитали животных в зоопарке)» и т.п.

Так как содержание карточек предполагает задания различной направленности,

может сложиться такая ситуация, когда ребенок, переходя от темы к теме, выпол-

няет что-то одно, близкое и понятное ему (интересное, легкое в исполнении).

Отличие карточек от рабочих тетрадей, альбомов-раскрасок

Как правило, тетрадь воспринимается педагогом и ребенком (детьми) как пер-

сональный игровой или учебный материал и подразумевает индивидуальную ра-

боту. Дети весьма ревностно относятся к попыткам других оставить в их тетради

хотя бы одну линию.

Практическая деятельность с педагогами:

Педагогов разделить на несколько подгрупп. Каждая подгруппа получает несколь-

ко тематических карточек. Это могут быть отличающиеся наборы карточек из од-

ной темы; одинаковые наборы карточек из одной темы; наборы карточек из

разных тем.

1. Педагогам предлагается рассмотреть карточки (если карточки для работы подо-

браны из разных тематических комплектов, предлагается определить тему), а за-

тем придумать и записать свои варианты заданий для работы по карточке.

2. Представители групп рассказывают о своих вариантах заданий. Вместе участ-

ники отмечают уровень сложности предложенных заданий (на какую возрастную

группу могут быть ориентированы задания).

3. Предлагается определить формы использования карточек (на занятиях, в сов-

местной и самостоятельной деятельности), а также способы поддержки детей в

процессе самостоятельной работы с карточками.

4. Обратить внимание участников на то, что на каждой карточке могут быть вы-

полнены задания разной сложности



В раздел образования




Яндекс.Метрика