Автор: Ганган Ольга Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Виды, типы, алгоритм разработки занятия"
Раздел: дополнительное образование
Как организовать занятие в дополнительном образовании.
Виды, типы, алгоритм разработки занятия.
Для педагога, работающего в области дополнительного образования,
недостаточно
владеть
знанием
предмета.
Педагог
дополнительного
образования,
не
имеющий
навыков
практической
работы,
испытывает
затруднения
в
организации
занятий
с
детьми
и
написании
конспектов
занятий.
Кроме
того,
он
должен
обладать
практическими
навыками
в
педагогической психологии.
Сегодняшнее мое выступление поможет вам ориентироваться в видах и
типах занятий. Надеюсь, полученные знания вы сможете успешно применить
в своей практической деятельности.
В
дополнительном
образовании
ребенок
самостоятельно
выбирает
наиболее
интересный
для
него
вид
занятий,
поэтому
образовательный
процесс должен:
принимать
во
внимание
потребности
общества,
учитывать
региональные и национальные традиции,
иметь
ярко
выраженный
развивающий
характер
и
основываться
на
выявлении природных способностей и интересов ребенка,
включать разнообразные формы и типы занятий,
использовать
инновационные
развивающие
технологии
в
работе
с
детьми,
опираться
на
существующие
сертифицированные
образовательные
программы и санитарные требования.
Виды (формы) занятий в дополнительном образовании
Педагог дополнительного образования может организовать занятие по
привычным и нетрадиционным моделям.
К классическим видам относятся:
- лекции - изложение преподавателем предметной информации;
- семинары и коллоквиумы - заранее подготовленные сообщения и
выступления в группе и их обсуждение;
- дискуссии - постановка спорных вопросов с целью отработки умения
отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
-
конференции
-
совещания
для
обсуждения
различных
тем
и
выработки решений;
- экскурсии, научные экспедиции - поездки с ознакомительными и
информационными задачами;
- туристические походы - выработка спортивных и познавательных
навыков, оздоровление;
-
обучающие
игры
-
моделирование
различных
жизненных
обстоятельств
с
дидактической
целью
(деловая
игра,
путешествие
во
времени, игра-путешествие, игра-сказка).
-
соревнование,
конкурс,
праздник,
концерт,
выставка,
репетиция,
тренировка,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
встреча
с
интересными людьми
К нетрадиционным (нестандартным) формам учебных занятий можно
отнести:
-
презентацию
-
публичное
представление
определенной
темы
или
интересного предмета, объекта;
- проект и его защита - (проецирование изменений действительности,
предложение новых идей, обоснование проделанной работы);
- круглый стол - неформальное обсуждение выбранной темы;
- мозговую атаку - коллективное решение нестандартных задач;
- ролевые игры - предложение стать на место персонажа и действовать
от его имени в моделируемой ситуации.
Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов
занятий - все зависит от фантазии и таланта педагога. Как вариант предлагаю
вам следующие формы занятий:
-
социодрама
(сюжетно-ролевая
игра,
предопределенная
позицией
главных героев).
- ситуация выбора.
-
философский
стол
(коллективный
поиск
социального
значения
и
личностного смысла явлений жизни).
- День добрых дел (практика оказания внимания).
-
Вечер
вопросов
(свободный
обмен
мнениями
в
дружеской
обстановке).
-
выпускной
ринг
(отчет
выпускников
творческих
коллективов,
создание атмосферы дружбы, ретроспектива и перспектива).
Классификация занятий в дополнительном образовании по трудоемкости
Наиболее трудоемкие (игры, КВН, концерты, соревнования, экскурсии,
выставки, клубные встречи)
Относительно
трудоемкие
(занятия,
аналогичные
школьному
уроку,
тренировки,
практические
занятия,
участие
в
концертах,
выставках,
родительское
собрание
с
выступлением
детей,
индивидуальная
работа,
работа с ансамблем, анализ выступления (похода, экскурсии)
Менее трудоемкие (посиделки, чаепития, упражнения, самостоятельная
работа, участие в мастер-классах и творческих делах по приглашению других
УДОД)
Типы занятий в дополнительном образовании.
В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая
классификация занятий:
-
комбинированные
-
проверка
изученного
материала
и
домашнего
задания, изложение и введение нового материала, закрепление полученных
знаний;
- подача нового материала - изложение и введение нового материала;
- повторение и усвоение пройденного – проверочные работы (тестовые,
мониторинговые карты), анализ полученных результатов;
-
закрепление
знаний,
умений
и
навыков
-
постановка
задачи
и
самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
-
применение
полученных
знаний
и
навыков
-
прикладная
(практическая) деятельность ребенка, использующего приобретенные знания;
- интегрированные занятия – подразумевают межпредметные связи,
проводятся
2-3
педагогами
с
использованием
различных
способов
воздействия на учащегося: видео-, аудио-, музыкальный ряд, декламация,
пресса, театр, чтение и показ документов эпохи.
Наиболее
устоявшимся,
традиционным
в
системе
дополнительного
образования
является
тематическое
учебное
занятие,
в
ходе
которого
изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Составление плана-конспекта занятия - обязательное требование. Без
тщательной
разработки
процесса
обучения
нельзя
достичь
желаемого
результата. Прежде чем приступить к написанию конспекта занятия педагог
должен четко представлять алгоритм работы над конспектом и требования к
современному занятию.
Алгоритм разработки занятия.
- место занятия в учебно-тематическом плане;
- определение типа и вида занятия;
- определение структуры занятия;
- формулирование темы, целей, задач;
- специфика и логика построения занятия;
- содержание, объем и распределение материала по этапам;
-
выбор
организационных
форм
работы
с
содержанием
и
педагогических технологий;
- подготовка УМК (раздаточный материал, аудио, видеотека и т.д.);
- определение самостоятельных и индивидуальных заданий;
- определение результативности занятия.
Требования к современному занятию в дополнительном образовании по
С.В. Кульневич:
- постановка и решение задач, развитие мотивации детей;
- инновационные формы занятия;
- реализация содержания образовательной программы;
- реализация современных педагогических технологий;
- здоровьесбережение;
- педагогическая этика и профессионализм.
В плане-конспекте занятия педагогом отражаются следующие важные
моменты:
- цель и задачи занятия;
- методы и приемы работы с детьми;
- задания, упражнения, вопросы, наглядные пособия, которые будут
использованы на занятии;
- структура занятия;
-
список
необходимой
литературы,
дополнительные
обучающие
материалы.
- проверка эффективности занятия и анализ его результатов.
Хорошо когда педагог в конспекте прописывает ожидаемые трудности
и способы их преодоления;
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
I этап – организация;
II этап – теоретическая часть;
III этап – практическая часть;
IV этап – окончание занятия.
Организация занятия.
Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого
ряда организационных действий: сбор детей, приветствие, подготовка их к
занятию, подготовка рабочих мест учащихся, настрой детей на продуктивную
деятельность во время занятия.
Завершается
организационная
часть
объявлением
темы
занятия
и
постановкой учебных задач.
Теоретическая часть занятия.
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
- правила техники безопасности на занятии,
- изложение исторических данных по теме занятия;
-
устное
описание
объекта
практической
работы
(раскрытие
его
исторического
и
практического
назначения,
взаимосвязи
с
другими
элементами данной деятельности);
- объяснение специальных терминов по теме занятия;
-
описание
и
показ
основных
технических
приемов
выполнения
практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому
педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы
изложения теоретического материала. Сделать теоретическую часть занятия
максимально содержательной и интенсивной позволят:
- использование наглядного и раздаточного материала;
- использование технических средств обучения;
- привлечение к подготовке и изложению теоретического материала
самих
обучающихся
детского
объединения
(начиная
со
второго
года
обучения);
- использование игровых и других интересных технологий и методов
обучения.
Практическая часть занятия.
Педагог
должен
разделить
практическую
работу
на
определенные
этапы,
каждый
из
которых
будет
выполняться
последовательно
и
представляет собой некую законченную часть работы.
Заключительная часть занятия.
Педагог
подводит
итог
занятия,
отмечает
лучших
учащихся,
стимулирует и мотивирует детей на дальнейшую эффективную работу, если
есть домашнее задание, доводит его до сведения учащихся, прощается.
Условия достижения эффективности занятия.
Педагог
сможет
достигнуть
хорошего
результата
при
соблюдении
следующих условий:
-
ко м п л е кс н о с т ь
ц е л е й
( о бу ч а ю щ и е ,
в о с п и т а т е л ь н ы е ,
общеразвивающие задачи);
-
адекватность
содержания
поставленным
целям,
а
также
их
соответствие особенностям детского коллектива;
- соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
- четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную
деятельность;
- наличие благоприятной психологической атмосферы;
- наличие активной позиции ребенка (активизация познавательной и
практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
-
полное
методическое
обеспечение
и
материально-техническое
оснащение занятия.
Кроме того, педагог дополнительного образования обязан выполнять
все государственные санитарно-гигиенические нормы, соблюдать временной
режим занятия для различных возрастных категорий детей, применять и
совершенствовать
в
своей
педагогической
деятельности
методики
здоровьесберегающих систем.
Использованная литература:
В.М. Лизинский. О методической работе в школе.