Напоминание

"Виды, типы, алгоритм разработки занятия"


Автор: Ганган Ольга Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Виды, типы, алгоритм разработки занятия"
Дата публикации: 24.03.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




Как организовать занятие в дополнительном образовании.

Виды, типы, алгоритм разработки занятия.

Для педагога, работающего в области дополнительного образования,

недостаточно

владеть

знанием

предмета.

Педагог

дополнительного

образования,

не

имеющий

навыков

практической

работы,

испытывает

затруднения

в

организации

занятий

с

детьми

и

написании

конспектов

занятий.

Кроме

того,

он

должен

обладать

практическими

навыками

в

педагогической психологии.

Сегодняшнее мое выступление поможет вам ориентироваться в видах и

типах занятий. Надеюсь, полученные знания вы сможете успешно применить

в своей практической деятельности.

В

дополнительном

образовании

ребенок

самостоятельно

выбирает

наиболее

интересный

для

него

вид

занятий,

поэтому

образовательный

процесс должен:

принимать

во

внимание

потребности

общества,

учитывать

региональные и национальные традиции,

иметь

ярко

выраженный

развивающий

характер

и

основываться

на

выявлении природных способностей и интересов ребенка,

включать разнообразные формы и типы занятий,

использовать

инновационные

развивающие

технологии

в

работе

с

детьми,

опираться

на

существующие

сертифицированные

образовательные

программы и санитарные требования.

Виды (формы) занятий в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования может организовать занятие по

привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

- лекции - изложение преподавателем предметной информации;

- семинары и коллоквиумы - заранее подготовленные сообщения и

выступления в группе и их обсуждение;

- дискуссии - постановка спорных вопросов с целью отработки умения

отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

-

конференции

-

совещания

для

обсуждения

различных

тем

и

выработки решений;

- экскурсии, научные экспедиции - поездки с ознакомительными и

информационными задачами;

- туристические походы - выработка спортивных и познавательных

навыков, оздоровление;

-

обучающие

игры

-

моделирование

различных

жизненных

обстоятельств

с

дидактической

целью

(деловая

игра,

путешествие

во

времени, игра-путешествие, игра-сказка).

-

соревнование,

конкурс,

праздник,

концерт,

выставка,

репетиция,

тренировка,

практическая

работа,

самостоятельная

работа,

встреча

с

интересными людьми

К нетрадиционным (нестандартным) формам учебных занятий можно

отнести:

-

презентацию

-

публичное

представление

определенной

темы

или

интересного предмета, объекта;

- проект и его защита - (проецирование изменений действительности,

предложение новых идей, обоснование проделанной работы);

- круглый стол - неформальное обсуждение выбранной темы;

- мозговую атаку - коллективное решение нестандартных задач;

- ролевые игры - предложение стать на место персонажа и действовать

от его имени в моделируемой ситуации.

Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов

занятий - все зависит от фантазии и таланта педагога. Как вариант предлагаю

вам следующие формы занятий:

-

социодрама

(сюжетно-ролевая

игра,

предопределенная

позицией

главных героев).

- ситуация выбора.

-

философский

стол

(коллективный

поиск

социального

значения

и

личностного смысла явлений жизни).

- День добрых дел (практика оказания внимания).

-

Вечер

вопросов

(свободный

обмен

мнениями

в

дружеской

обстановке).

-

выпускной

ринг

(отчет

выпускников

творческих

коллективов,

создание атмосферы дружбы, ретроспектива и перспектива).

Классификация занятий в дополнительном образовании по трудоемкости

Наиболее трудоемкие (игры, КВН, концерты, соревнования, экскурсии,

выставки, клубные встречи)

Относительно

трудоемкие

(занятия,

аналогичные

школьному

уроку,

тренировки,

практические

занятия,

участие

в

концертах,

выставках,

родительское

собрание

с

выступлением

детей,

индивидуальная

работа,

работа с ансамблем, анализ выступления (похода, экскурсии)

Менее трудоемкие (посиделки, чаепития, упражнения, самостоятельная

работа, участие в мастер-классах и творческих делах по приглашению других

УДОД)

Типы занятий в дополнительном образовании.

В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая

классификация занятий:

-

комбинированные

-

проверка

изученного

материала

и

домашнего

задания, изложение и введение нового материала, закрепление полученных

знаний;

- подача нового материала - изложение и введение нового материала;

- повторение и усвоение пройденного – проверочные работы (тестовые,

мониторинговые карты), анализ полученных результатов;

-

закрепление

знаний,

умений

и

навыков

-

постановка

задачи

и

самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

-

применение

полученных

знаний

и

навыков

-

прикладная

(практическая) деятельность ребенка, использующего приобретенные знания;

- интегрированные занятия – подразумевают межпредметные связи,

проводятся

2-3

педагогами

с

использованием

различных

способов

воздействия на учащегося: видео-, аудио-, музыкальный ряд, декламация,

пресса, театр, чтение и показ документов эпохи.

Наиболее

устоявшимся,

традиционным

в

системе

дополнительного

образования

является

тематическое

учебное

занятие,

в

ходе

которого

изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Составление плана-конспекта занятия - обязательное требование. Без

тщательной

разработки

процесса

обучения

нельзя

достичь

желаемого

результата. Прежде чем приступить к написанию конспекта занятия педагог

должен четко представлять алгоритм работы над конспектом и требования к

современному занятию.

Алгоритм разработки занятия.

- место занятия в учебно-тематическом плане;

- определение типа и вида занятия;

- определение структуры занятия;

- формулирование темы, целей, задач;

- специфика и логика построения занятия;

- содержание, объем и распределение материала по этапам;

-

выбор

организационных

форм

работы

с

содержанием

и

педагогических технологий;

- подготовка УМК (раздаточный материал, аудио, видеотека и т.д.);

- определение самостоятельных и индивидуальных заданий;

- определение результативности занятия.

Требования к современному занятию в дополнительном образовании по

С.В. Кульневич:

- постановка и решение задач, развитие мотивации детей;

- инновационные формы занятия;

- реализация содержания образовательной программы;

- реализация современных педагогических технологий;

- здоровьесбережение;

- педагогическая этика и профессионализм.

В плане-конспекте занятия педагогом отражаются следующие важные

моменты:

- цель и задачи занятия;

- методы и приемы работы с детьми;

- задания, упражнения, вопросы, наглядные пособия, которые будут

использованы на занятии;

- структура занятия;

-

список

необходимой

литературы,

дополнительные

обучающие

материалы.

- проверка эффективности занятия и анализ его результатов.

Хорошо когда педагог в конспекте прописывает ожидаемые трудности

и способы их преодоления;

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

I этап – организация;

II этап – теоретическая часть;

III этап – практическая часть;

IV этап – окончание занятия.

Организация занятия.

Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого

ряда организационных действий: сбор детей, приветствие, подготовка их к

занятию, подготовка рабочих мест учащихся, настрой детей на продуктивную

деятельность во время занятия.

Завершается

организационная

часть

объявлением

темы

занятия

и

постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия.

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

- правила техники безопасности на занятии,

- изложение исторических данных по теме занятия;

-

устное

описание

объекта

практической

работы

(раскрытие

его

исторического

и

практического

назначения,

взаимосвязи

с

другими

элементами данной деятельности);

- объяснение специальных терминов по теме занятия;

-

описание

и

показ

основных

технических

приемов

выполнения

практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому

педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы

изложения теоретического материала. Сделать теоретическую часть занятия

максимально содержательной и интенсивной позволят:

- использование наглядного и раздаточного материала;

- использование технических средств обучения;

- привлечение к подготовке и изложению теоретического материала

самих

обучающихся

детского

объединения

(начиная

со

второго

года

обучения);

- использование игровых и других интересных технологий и методов

обучения.

Практическая часть занятия.

Педагог

должен

разделить

практическую

работу

на

определенные

этапы,

каждый

из

которых

будет

выполняться

последовательно

и

представляет собой некую законченную часть работы.

Заключительная часть занятия.

Педагог

подводит

итог

занятия,

отмечает

лучших

учащихся,

стимулирует и мотивирует детей на дальнейшую эффективную работу, если

есть домашнее задание, доводит его до сведения учащихся, прощается.

Условия достижения эффективности занятия.

Педагог

сможет

достигнуть

хорошего

результата

при

соблюдении

следующих условий:

-

ко м п л е кс н о с т ь

ц е л е й

( о бу ч а ю щ и е ,

в о с п и т а т е л ь н ы е ,

общеразвивающие задачи);

-

адекватность

содержания

поставленным

целям,

а

также

их

соответствие особенностям детского коллектива;

- соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

- четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную

деятельность;

- наличие благоприятной психологической атмосферы;

- наличие активной позиции ребенка (активизация познавательной и

практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

-

полное

методическое

обеспечение

и

материально-техническое

оснащение занятия.

Кроме того, педагог дополнительного образования обязан выполнять

все государственные санитарно-гигиенические нормы, соблюдать временной

режим занятия для различных возрастных категорий детей, применять и

совершенствовать

в

своей

педагогической

деятельности

методики

здоровьесберегающих систем.

Использованная литература:

В.М. Лизинский. О методической работе в школе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика