Автор: Шаимова Райля Файзулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: д. Яраткулова Челябинская область, Аргаяшский раЙон
Наименование материала: ООД по изучению башкирской культуры в старшей группе "В гостях у Айгуль"
Тема: Региональный компонент по программе "Наш дом - Южный Урал"
Раздел: дошкольное образование
Организованная образовательная деятельность по изучению
башкирской культуры в старшей группе «В гостях у Айгуль»
Шаимова Райля Файзулловна
Цель:
Формировать чувства глубокого уважения к культурным и
национальным традициям башкирского народа.
Задачи:
1. Познакомить с убранством юрты - башкирского жилья, с
орнаментом, с башкирским национальным костюмом.
2.Продолжать расширять и уточнять знания детей о культуре и
традициях башкирского народа.
3. Развивать речь, воображение, память.
2. Воспитывать чувство симпатии уважения к взрослому человеку,
воспитывать любовь к Родине, к родному краю, родному языку,
толерантности.
4. Обучить приему работы с пластилином из шприца. Развивать,
творческие способности, эстетический вкус. Воспитывать
усидчивость, аккуратность.
Материал: башкирская юрта, кухонная утварь (самовар, чашки,
ложки, коврики на полу, маленькие подушки, пиала, платки для
башкирской народной игры «Юрты», башкирская национальная
выпечка, башкирские национальные костюмы, пластилин, шприцы,
силуэт юрты, музыкальное сопровождение, кукла Айгуль.
Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, загадывание
загадок, сюрпризный момент.
Сюрпризный момент
Дети под звуки курая входят в группу их встречает воспитатель,
одетый в башкирский национальный костюм.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята!
Хаумыхыгыз балалар. Балалар, безгэ буген кунактар килгэн.
Айзагез, улар менэн хаулашайык.
-Хаумыхыгыз кунактар
Хаумыхыгыз балалар
Минэ якын килегез
Кулдарыгыззы бирегез
Йылмайыгыз бергалэп
Хэм ултырайык иплэп.
-Какие вы сегодня все нарядные, красивые.
Посмотрите на меня я тоже оделась необычно
Красивый у меня костюм?
Дети - да.
Воспитатель: а сейчас ответьте, костюм какого народа я одела?
(отв.детей- башкирский костюм)
Какого цвета платье? ( отв.детей).
Правильно.
-А где мы с вами живем?
- на Южном Урале. Молодцы ребята.
Стихи про «Урал» (на башкирском языке)
рассказывают Эмир, Вильдан.
-А сейчас я вам загадаю загадку.
В этом доме нет угла,
До чего она кругла,
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отышешь!
Дети: юрта.
Юрта - это древнее жилище башкир. Материал, из которого она
изготовлена называется войлок. Он очень мягкий, теплый. Юрта -
легко разбирается и собирается, в разобранном виде ее легко
перевозить с места на место. Поэтому юрта была и есть удобным
жилищем. У каждого человека есть дом, у каждого народа - дом
называется по – разному, у русского - изба, украинцев - хата, у
якутов - чум.
Посмотрите, у нас в группе есть юрта. (В юрте - колыбель, стол,
самовар, пиалы для чая, башкирскя выпечка «чак- чак», «йыуаса».
А кто же в ней живет? Давайте посмотрим.
Кукла Айгуль: « Здравствуйте, ребята!Я Айгуль, приглашаю вас в
гости.
-А вы любите пить чай? Какие блюда башкирской кухни вы знаете?
ответы детей
Физкультминутка
Айгуль, ребята знают про твой дом стишок.
Юрта, юрта, круглый дом
Побывайте в доме том
Гости явятся едва,
В печку прыгает дрова
Печка жарко топится
Ладушки, ладушки
Круглые оладушки.
Айгуль - Ой ребята, какие молодцы!
Воспитатель - Айгуль, а почему ты загрустила?
Айгуль – я украсила юрту внутри, а снаружи не успела.
Воспитатель: - не переживай, ребята поможем Айгуль украсить
юрту? (ответы детей)
Айгуль – Ой! Как я рада!Нужно, чтобы юрты были не только
внутри красивы, но и снаружи. У меня есть юрты (показывает
силуэт юрты). Но они все одинаковые. А это так скучно! Давайте
разукрасим юрту башкирским орнаментом с помощью пластилина.
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю не просто пластилином. Чтобы
получились красивые и ровные полоски воспользоваться шприцом
и горячей водой, это называется пластилиновая живопись из
шприца. Попробуем! (ответы детей)
Воспитатель: вот из этих элементов мы будем составлять орнамент
для украшения юрты, но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«
В домике»
Стол стоит на толстой ножке, («стол»)
Рядом стульчик у окошка, («стул»)
Два бочонка под столом, («бочонок»)
Вот такой я видел дом. («дом»)
Начинаем коллективную работу украшать юрту.
Айгуль- какая красивая получилась юрта.
А вас ребята, за вашу работу, за ваши знания я угощу а вас чаем с
башкирским национальным блюдом «Чак- чак»
Итог занятия
-Вам занятие понравилось?
-Чем сегодня занимались мы?
-Стихи про юрту. Стихи про Урал!
Угощение для гостей и подарки от группы.