Автор: Кузакова Людмила Михайловна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ 5 г. Киренска
Населённый пункт: Город Киренск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Как и почему изменяется рельеф России
Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»
Как и почему изменяется рельеф России
Автор работы : Кузакова Людмила Михайловна
Тема урока: Как и почему изменяется рельеф России
География 8 класс.
Место урока: третий в теме "Геологическое строение, рельеф и полезные
ископаемые".
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представлений о влиянии внутренних и внешних факторов,
влияющих на формирование рельефа;
- систематизация знаний о причинах изменения рельефа;
Метапредметные:
- развитие критического мышления, коммуникативных умений при работе в
группах, в парах и с учебным текстом;
- совершенствование навыков самостоятельной работы;
Личностные:
- осознание социальной и практической значимости информации о развитии
рельефа России.
Оборудование:
карта "физическая",
раздаточный материал "«Верные – неверные утверждения»",
листы бумаги А-3
презентация к уроку
Структура урока:
1 этап - Организационный
2 этап - Вызов
3 этап - Осмысление
4 этап - Рефлексия
Ход урока
I этап - организационный
Создание комфортной обстановки и положительной мотивации.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
"Добрый день! Я рада нашей встречи. Я надеюсь, что у вас
хорошее настроение, и мы плодотворно поработаем на уроке".
Сегодня на уроке мы будем работать индивидуально, в парах,
Слушают.
группами. Вам понадобятся тетради, учебники, атласы, лист А-
3. А теперь проверяет готовность к уроку.
О чем сегодня на
уроке пойдет речь? Урок начинается со стихотворения:
« Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя»
И так тема урок
«Как и почему изменяется рельеф России»
Записывают в
тетрадь тему
урока.
I I этап - вызов
Методические приемы: «Верные – неверные утверждения», «Корзина идей».
Цели этапа: активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес
к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
«Верные – неверные утверждения» (на листочках вопросы).Работая
в парах,
вы должны ответить на вопросы и обосновать один из
них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)
«Верные – неверные утверждения»
1.Причина землетрясений – сильный ветер.
2.Вулканы формируют новые формы рельефа, больших и средних
по размеру.
3.Текучие воды формируют овраги.
4.Под воздействием ветра образуются барханы.
5.Ледник сформировал формы рельефа на территории Иркутской
области.
6.Вертикальные неотектонические движения ощущает человек.
Читают,
осмысливают,
рассуждают.
Время
обсуждения 2
минуты.
Готовим ответ.
«Корзина идей». Каким образом, как изменяется рельеф? Что Вам
известно (ключевые слова)? Учитель фиксирует слова на доске. Это
позволит сформировать кластер «Как и почему изменяется рельеф
России»
Ученики
высказывают
мнение.
Учитель на доске записывает все предложения, в том числе и не правильные.
Затем в ходе обсуждения при составлении кластера неверные ответы
исключаются.
III этап - осмысление
Методический приём: "Составление кластера".
Цели этапа: происходит непосредственная, направленная, осмысленная
работа с текстом ученика.
Процессы
Внутренние (эндогенные)
Внешние
(экзогенные)
вулканы
медленные движения
деятельность морей
землетрясение
сланцевая
ледник
ветер
текучие воды
Деятельность учителя
Деятельнос
ть учащихся
1.Прочитать в течение 5 минут п. 14 самостоятельно (1-2 группа
внутренние процессы; 4-3 группа –внешние процессы). Работа по
составлению кластера по теме урока в тетради. Обсуждение.
Представление своего кластера на формате А-4 (карандаш,
фломастер).Сверка кластера на доске учителем.
Читают
самостоятел
ьно. Пишут
в тетрадях.
Обсуждают
в группах и
чертят на
листах.
2. Из раздаточного материала (на столах листы с текстами):
выбрать информацию, подписать в кластер(формы ,рельефа,
созданные различными процессами)
1.
Морена - геологическое тело, сложенное ледниковыми
отложениями. Валуны в
моренах состоят главным образом из
гранитов и гнейсов. Представляет собой несортированную
смесь обломочного материала самого разного размера.
2.
Конечные моренные гряды - это граница движения ледника,
представляет собой принесенный обломочный материал.
3.
Бараньи лбы - выступ магматических и метаморфических
пород с царапинами и шрамами на поверхности; склоны
обращены навстречу движению ледника, - пологие,
противоположные - крутые.
4.
Оз. (хребет, гряда)- это гряда с довольно крупными склонами
(30-45
0
), напоминающие дорожную насыпь. Сложены обычно
песком, нередко с галькой и гравием. Высота может достигать
нескольких десятков метров. На поверхности растут сосны.
Особенность: они совершенно не считаются с рельефом:
озовая гряда может протягиваться по водоразделу, потом
опускаться по склону, уходить в озеро, образуя длинный
полуостров, нырять и снова выныривать на другом берегу.
Читают,
вписывают
в кластер
5.
Кам. - это холм, слагающий материал сортирован, слоист.
6.
Зандр - поверхности на которых распространены пески,
принесенные талыми ледниковыми водами.
7.
Озера в ледниковых котловинах - (процесс экзарация)
котловины образованы вследствие тектонических прогибов в
результате движения ледника.
8.
Кары (горные цирки) - оледенение в горах: кары -
чашеобразные ниши со склонами, крутыми верхними частями
и более пологими выше. Образуются под действием
морозного выветривания, служат местом накопления снега и
образования ледников.
9. Барханы - разновидность дюн, рельефные подвижные
образования из песка в пустынях, навеваемые ветром и не
закрепленные корнями растений. Достигают в высоту 0,5-100 м. По
форме напоминают подкову или серп. Будучи не закрепленными
могут перемещаться со скоростью от нескольких см до сонет метров
в год.
10. Морозное пучение - характерно для районов холодного
пояса. Небольшие бугры могут возникать непосредственно за
счет увеличения объема замерзающей воды в грунте.
11.Каменные кольца и многоугольники - формируются в
неоднородных по составу рыхлых породах, содержащих
включения каменных обломков (щебня, гальки…). В
результате многократного промерзания и протаивания
происходит выталкивание из породы крупного обломочного
материала на поверхность и его перемещение в сторону
трещинных зон.
12.Солифлюкция - медленное течение по склонам рыхлых
сильно переувлажненных дисперсных отложений.
13.Курумы - каменные подвижные россыпи в горах и
плоскогорьях.
14.Термокарст - процесс вытаивания подземных льдов,
сопровождающийся просадкой поверхности земли,
образованием западин и неглубоких карстовых озер.
IV этап - рефлексия
Методические приемы: " Толстые и тонкие вопросы»
Цели этапа: развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос
является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.
Деятельность учителя
Деятельност
ь учащихся
Слайд 1-3 . Новые формы рельефа. Карты неотектонических
колебаний.
Готовят
вопросы и
СЛАЙД 4. На экране показана таблица. Каждая группа по
одному тонкому вопросу задаёт другой группе.
? тонкие
? толстые
назовите
перечислите
где
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет,
если...
что, если...
На стадии рефлексии возвращаемся к приёму «Верные –
неверные утверждения», чтобы выяснить, какие из
утверждений были верными.Подведение итогов урока.
задают друг
другу.
Домашнее задание
Деятельность учителя
Деятельност
ь учащихся
Параграф 14.
1.От фразы «Человек», попробуйте закончить кластер
«Влияние человека на рельеф»
2 « Толстый вопрос».
Записывают
задание,
задают
вопросы.
Заключительный этап.
Цели: Подведение итогов работы на уроке. Рефлексия эмоционального
состояния, настроения и отношения к изучаемой проблеме
.