Напоминание

Как и почему изменяется рельеф России


Автор: Кузакова Людмила Михайловна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ 5 г. Киренска
Населённый пункт: Город Киренск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Как и почему изменяется рельеф России
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска»

Как и почему изменяется рельеф России

Автор работы : Кузакова Людмила Михайловна

Тема урока: Как и почему изменяется рельеф России

География 8 класс.

Место урока: третий в теме "Геологическое строение, рельеф и полезные

ископаемые".

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование представлений о влиянии внутренних и внешних факторов,

влияющих на формирование рельефа;

- систематизация знаний о причинах изменения рельефа;

Метапредметные:

- развитие критического мышления, коммуникативных умений при работе в

группах, в парах и с учебным текстом;

- совершенствование навыков самостоятельной работы;

Личностные:

- осознание социальной и практической значимости информации о развитии

рельефа России.

Оборудование:

карта "физическая",

раздаточный материал "«Верные – неверные утверждения»",

листы бумаги А-3

презентация к уроку

Структура урока:

1 этап - Организационный

2 этап - Вызов

3 этап - Осмысление

4 этап - Рефлексия

Ход урока

I этап - организационный

Создание комфортной обстановки и положительной мотивации.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

"Добрый день! Я рада нашей встречи. Я надеюсь, что у вас

хорошее настроение, и мы плодотворно поработаем на уроке".

Сегодня на уроке мы будем работать индивидуально, в парах,

Слушают.

группами. Вам понадобятся тетради, учебники, атласы, лист А-

3. А теперь проверяет готовность к уроку.

О чем сегодня на

уроке пойдет речь? Урок начинается со стихотворения:

« Хребтами горбились породы,

Взрывались, плавились, кипя.

И миллионы лет природа

Лепила самое себя»

И так тема урок

«Как и почему изменяется рельеф России»

Записывают в

тетрадь тему

урока.

I I этап - вызов

Методические приемы: «Верные – неверные утверждения», «Корзина идей».

Цели этапа: активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес

к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

«Верные – неверные утверждения» (на листочках вопросы).Работая

в парах,

вы должны ответить на вопросы и обосновать один из

них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)

«Верные – неверные утверждения»

1.Причина землетрясений – сильный ветер.

2.Вулканы формируют новые формы рельефа, больших и средних

по размеру.

3.Текучие воды формируют овраги.

4.Под воздействием ветра образуются барханы.

5.Ледник сформировал формы рельефа на территории Иркутской

области.

6.Вертикальные неотектонические движения ощущает человек.

Читают,

осмысливают,

рассуждают.

Время

обсуждения 2

минуты.

Готовим ответ.

«Корзина идей». Каким образом, как изменяется рельеф? Что Вам

известно (ключевые слова)? Учитель фиксирует слова на доске. Это

позволит сформировать кластер «Как и почему изменяется рельеф

России»

Ученики

высказывают

мнение.

Учитель на доске записывает все предложения, в том числе и не правильные.

Затем в ходе обсуждения при составлении кластера неверные ответы

исключаются.

III этап - осмысление

Методический приём: "Составление кластера".

Цели этапа: происходит непосредственная, направленная, осмысленная

работа с текстом ученика.

Процессы

Внутренние (эндогенные)

Внешние

(экзогенные)

вулканы

медленные движения

деятельность морей

землетрясение

сланцевая

ледник

ветер

текучие воды

Деятельность учителя

Деятельнос

ть учащихся

1.Прочитать в течение 5 минут п. 14 самостоятельно (1-2 группа

внутренние процессы; 4-3 группа –внешние процессы). Работа по

составлению кластера по теме урока в тетради. Обсуждение.

Представление своего кластера на формате А-4 (карандаш,

фломастер).Сверка кластера на доске учителем.

Читают

самостоятел

ьно. Пишут

в тетрадях.

Обсуждают

в группах и

чертят на

листах.

2. Из раздаточного материала (на столах листы с текстами):

выбрать информацию, подписать в кластер(формы ,рельефа,

созданные различными процессами)

1.

Морена - геологическое тело, сложенное ледниковыми

отложениями. Валуны в

моренах состоят главным образом из

гранитов и гнейсов. Представляет собой несортированную

смесь обломочного материала самого разного размера.

2.

Конечные моренные гряды - это граница движения ледника,

представляет собой принесенный обломочный материал.

3.

Бараньи лбы - выступ магматических и метаморфических

пород с царапинами и шрамами на поверхности; склоны

обращены навстречу движению ледника, - пологие,

противоположные - крутые.

4.

Оз. (хребет, гряда)- это гряда с довольно крупными склонами

(30-45

0

), напоминающие дорожную насыпь. Сложены обычно

песком, нередко с галькой и гравием. Высота может достигать

нескольких десятков метров. На поверхности растут сосны.

Особенность: они совершенно не считаются с рельефом:

озовая гряда может протягиваться по водоразделу, потом

опускаться по склону, уходить в озеро, образуя длинный

полуостров, нырять и снова выныривать на другом берегу.

Читают,

вписывают

в кластер

5.

Кам. - это холм, слагающий материал сортирован, слоист.

6.

Зандр - поверхности на которых распространены пески,

принесенные талыми ледниковыми водами.

7.

Озера в ледниковых котловинах - (процесс экзарация)

котловины образованы вследствие тектонических прогибов в

результате движения ледника.

8.

Кары (горные цирки) - оледенение в горах: кары -

чашеобразные ниши со склонами, крутыми верхними частями

и более пологими выше. Образуются под действием

морозного выветривания, служат местом накопления снега и

образования ледников.

9. Барханы - разновидность дюн, рельефные подвижные

образования из песка в пустынях, навеваемые ветром и не

закрепленные корнями растений. Достигают в высоту 0,5-100 м. По

форме напоминают подкову или серп. Будучи не закрепленными

могут перемещаться со скоростью от нескольких см до сонет метров

в год.

10. Морозное пучение - характерно для районов холодного

пояса. Небольшие бугры могут возникать непосредственно за

счет увеличения объема замерзающей воды в грунте.

11.Каменные кольца и многоугольники - формируются в

неоднородных по составу рыхлых породах, содержащих

включения каменных обломков (щебня, гальки…). В

результате многократного промерзания и протаивания

происходит выталкивание из породы крупного обломочного

материала на поверхность и его перемещение в сторону

трещинных зон.

12.Солифлюкция - медленное течение по склонам рыхлых

сильно переувлажненных дисперсных отложений.

13.Курумы - каменные подвижные россыпи в горах и

плоскогорьях.

14.Термокарст - процесс вытаивания подземных льдов,

сопровождающийся просадкой поверхности земли,

образованием западин и неглубоких карстовых озер.

IV этап - рефлексия

Методические приемы: " Толстые и тонкие вопросы»

Цели этапа: развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос

является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.

Деятельность учителя

Деятельност

ь учащихся

Слайд 1-3 . Новые формы рельефа. Карты неотектонических

колебаний.

Готовят

вопросы и

СЛАЙД 4. На экране показана таблица. Каждая группа по

одному тонкому вопросу задаёт другой группе.

? тонкие

? толстые

назовите

перечислите

где

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет,

если...

что, если...

На стадии рефлексии возвращаемся к приёму «Верные –

неверные утверждения», чтобы выяснить, какие из

утверждений были верными.Подведение итогов урока.

задают друг

другу.

Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельност

ь учащихся

Параграф 14.

1.От фразы «Человек», попробуйте закончить кластер

«Влияние человека на рельеф»

2 « Толстый вопрос».

Записывают

задание,

задают

вопросы.

Заключительный этап.

Цели: Подведение итогов работы на уроке. Рефлексия эмоционального

состояния, настроения и отношения к изучаемой проблеме

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика