Автор: Кищина Нина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ ООШ№1
Населённый пункт: г. Чусовой Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ФОРМА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Раздел: среднее образование
ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОД-
РОСТКОВ КАК ФОРМА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Н.Н. Кищина
г.Чусовой, МБОУ ООШ№1
На психологов, работающих в образовательных учреждениях, возла-
гают большие надежды в вопросах профилактики деструктивного поведе-
ния подрастающего поколения.
В школе подростки проводят большую часть дня, поэтому она яв-
ляется идеальной средой для проведения программы по профилактике и
коррекции развития личности ребенка. Я ознакомилась с Порядком межве-
домственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и
суицидов
среди
несовершеннолетних.
утвержденным
Постановлением
КДН и ЗП Пермского края от 03.12.2014 года и с планом мероприятий по
профилактике суицидальной активности на 2015-2016 учебный год управ-
ления образования г.Чусовой. Составила программу по теме: «Деструктив-
ное поведение подростков»
Профилактической работой необходимо охватить все уровни фор-
мирования отклонений в поведении несовершеннолетних. Основная цель
моей работы по данной теме – способствовать формированию позитивного
отношения к жизни у участников образовательного процесса.
Профилактические мероприятия состоят из пяти этапов.
Первый этап – просвещение. С педагогами проводится просветитель-
ская и консультативная работа по вопросам деструктивного поведения де-
тей и подростков, в том числе суицидального, сообщается информация о
мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родителей знаком-
лю с формами авитальной активности; причинами, факторами, динамикой
суицидального поведения. Подготовила рекомендации о том, как заметить
надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки су-
ицидального поведения, куда можно обратиться с данной проблемой
.
Для
изучения этой темы использовала литературу:
1.
А.В. Волков, Л.А. Шилова, Методы профилактики авитального пове-
дения подростков, Пермь,2013год
2.
О.А. Митина, лекции семинара «Профилактика деструктивных форм
поведения детей и подростков.
3.
Корнетов А.Н., Шелехов И.Л., Силаева А.В., Толстолес Е.С., Морева
С.А., Линок Е.А. Профилактика суицидального поведения в учебных за-
ведениях. Томск:2013год и другие источники.
Второй
этап – общая профилактика.
Задачи педагога-психолога на
данном этапе: изучение психолого-педагогических особенностей и статуса
каждого обучающегося с целью проведения своевременной профилактики
и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии,
общении, развитии и обучении.
Третий этап - первичная профилактика
.
Формирование системы пси-
холого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных кате-
горий в воспитательно-образовательном процессе, а так же в период труд-
ной жизненной ситуации.
Четвертый этап - диагностика суицидального поведения. Цель: выде-
ление детей группы суицидального
риска; сопровождение детей и их семей
с целью предупреждения суицида.
Пятый этап – индивидуальная работа с обучающимися группы риска.
Составление индивидуальной программы психологического сопровожде-
ния с целью коррекции эмоционального состояния подростка Индивиду-
альные и групповые занятия, направленные на формирование умения регу-
лировать своё поведение; воспитание у ребёнка чувства защищённости, его
способности быть счастливым; поиска социальной поддержки, принятие
её, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собствен-
ной личности, эмпатии. Задачи педагога-психолога на данном этапе:
1. Сопровождение подростков группы риска. Цель- предупреждение
суицида:
терапия
кризисных
состояний,
формирование
адаптивных
ко-
пинг-стратегий,
способствующих
позитивному
принятию
подростками
себя и позволяющих эффективно преодолевать напряжённые ситуации.
2. Работа с семьей ребенка, находящегося в трудной жизненной ситу-
ацию или в кризисном состоянии.
Результатом профилактической работы будет: ознакомление учителей
и родителей с системой знаний о детерминантах суицидального поведения
(авитальной активности) детей; о причинах суицидального поведения под-
ростков; снижение количества детей с деструктивным поведением и ис-
ключение суицидальных попыток, организация работы по оптимизации
детско-родительских взаимоотношений
.
В своей работе я использую принцип ценности личности, включаю-
щий в себя ценность каждого участника образовательного процесса; прин-
цип уникальности личности – признание индивидуальности каждого чело-
века; принцип приоритета личностного развития, заключающегося в том,
что обучение является не самоцелью, а средством развития личности каж-
дого ребенка; принцип ориентации на зону ближнего развития каждого
обучающегося; принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-
воспитательного процесса.