Автор: Кищина Нина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ ООШ№1
Населённый пункт: г. Чусовой Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Модель психологического сопровождения первоклассников МБОУ ООШ№1 г. Чусовой при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
Раздел: среднее образование
Модель психологического сопровождения
первоклассников МБОУ ООШ№1 г. Чусовой
при реализации Федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения
педагог –психолог
Кищина Нина Никлаевна
Главными задачами современной школы становятся раскрытие способностей
каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, лич –
ности, готовой к жизни в современном мире. Образование, полученное в
начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения
Свою работу по сопровождению первоклассников я спланировала с учетом
особенностей современных детей.
Цель: создание социально – психологических условий для развития личности
обучающихся и их успешного обучения
Задачи:
систематически отслеживать психолого – педагогический статус
ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного
обучения; формировать у обучающихся способности к самопознанию,
саморазвитию и самоопределению; создавать специальные социально –
психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в
психологическом развитии, обучении.
С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного
психолога . как полноценного участника образовательного процесса,
становится обязательной, конкретной и измеряемой. Важной задачей
психологического сопровождения является выявление, устранение и
предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей в
соответствии с их образовательными потребностями.
Еще до начала школьного обучения можно прогнозировать возможные
проблемы в обучении и скоординировать работу учителя, родителей и
психолога. Первичная диагностика будущего первоклассника помогает
вовремя выявить, низкий уровень школьной готовности,
несформированность навыков общения и элементов произвольного
поведения.
Я определила обязательные методики для диагностики всех
первоклассников: комплекс диагностических методик на изучение
особенностей развития познавательных процессов, моторики; стандартные
прогрессивные матрицы Дж. Равена; методика « рисунок семьи»; методика
по определению мотивации Н.Г.Лускановой.
Результаты диагностики анализирую. Совместно с учителем сопоставляем
результаты диагностики с результатами обучения. Сотрудничество учителя и
психолога в начальной школе состоит в создании возрастной «зоны
ближайшего развития» младшего школьника. По результатам анализа
диагностики приглашаю детей на коррекционные занятия с согласия
родителей.
Родители не должны перекладывать ответственность за успеваемость и
соблюдение дисциплины на педагогов. Только совместная работа поможет
достичь положительного результата.
Развивающие
занятия
с
детьми,
направлены
на
укрепление
позиции
школьника,
развития
положительной
самооценки,
учебной
мотивации,
познавательных процессов, необходимых для успешного овладения учебной
программой.
Решать эти задачи мне помогают занятия в рамках внеурочной деятельности.
Для первоклассников я провожу два кружка. Программа: Юным умникам и
умницам»
(автор
-
О.Холодова)
создает
условия
для
развития
у
детей
познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и
поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего
коллектива. Программа: « Веселый Этикет»,( автор – Н.Е. Болуславская) это
интенсивная
методика,
обеспечивающая
развитие
коммуникативных
способностей
младших
школьников,
содержит
систему
занятий,
формирующих
умение
свободно
общаться
в
типовых
ситуациях
повседневности.
В
соответствии
со
стандартом,
психолого-педагогические
условия
реализации
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования в нашей школе обеспечиваются:
вариативностью форм
психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного
процесса,
учётом
индивидуальных
возрастных
и
психологических особенностей обучающихся; формированием установок на
здоровый и безопасный образ жизни, учетом особенностей развития каждого
ребенка
в
процессе
обучения,
соответствие
этого
процесса
его
индивидуальным возможностям; взаимодействием школы и семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение образования – это конкретная
работа, напрямую связанная с эффективным введением стандарта и
направленная на обеспечение психолого-педагогических условий реализации
основной образовательной программы