Автор: Кищина Нина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ ООШ№1
Населённый пункт: г. Чусовой Пермский край
Наименование материала: презентация
Тема: Современный пятиклассник
Раздел: среднее образование
Современный пятиклассник
Кищина
Нина Николаевна
педагог – психолог
МБОУ ООШ№1
Пятиклассник - это
•
Человек, которому больше нравиться
развлекаться, не думая о будущем;
•
Ребенок, который считает себя взрослым,
хотя на самом деле им не считается;
•
Человек, который может понимать
окружающих, хранить секреты;
•
Человек, который имеет свое мнение на
жизнь, которое часто не совпадает с
мнением родителей;
Универсальный учебные действия
•
УУД - это как совокупность способов
действия учащегося (а также связанных с
ними навыков учебной работы),
обеспечивающих самостоятельное
усвоение новых знаний, формирование
умений, включая организацию этого
процесса.
Четыре основных блоков
универсальных учебных действий
1) личностный
2) регулятивный (включающий также
действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Критерии оценки сформированности
универсальных учебных действий
у обучающихся
•
соответствие возрастно-психологическим нормативным
требованиям;
•
соответствие свойств универсальных действий заранее
заданным требованиям;
•
сформированность учебной деятельности у учащихся,
отражающая уровень развития метапредметных действий,
выполняющих функцию управления познавательной
деятельностью учащихся.
•
Возрастно-психологические нормативы формулируются
для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их
развития.
Личностные результаты должны отражать:
1.Усвоение традиционных ценностей
многонационального российского
общества;
2. Формирование уважительного и
доброжелательного отношения к другому
человеку;
3. Освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной
жизни;
Личностные результаты должны
отражать:
•
Формирование коммуникативной компетентности
в общении
•
Формирование ценности здорового и безопасного
образа жизни
•
Соблюдение правил поведения на транспорте и на
дорогах
•
Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
Ожидаемые результаты
•
00
Оценкой личностных результатов являются
три основных блока:
•
Самоопределение — сформированность
внутренней позиции обучающегося —
принятие и освоение новой социальной
роли обучающегося;
•
Смыслоообразование т.е. значение для
себя учения( мотивация);
•
Развитие этических чувств — стыда, вины,
совести как регуляторов морального
поведения;
Регулятивные УУД должны отражать
:
•
Умение самостоятельно планировать пути
достижения целей;
•
Умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
•
Владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений;
Познавательные УУД должны отражать
•
Умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии,
устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение;
•
Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
•
Смысловое чтение.
Коммуникативные УУД должны отражать:
•
Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;
•
Работать индивидуально и в группе:
находить общее
решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций;
•
Умение использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
•
Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ- компетенции);
Ожидаемые результаты
•
Основным объектом оценки метапредметных
результатов служит сформированность
у обучающегося указанных выше регулятивных,
коммуникативных и познавательных
универсальных
действий, т. е. таких умственных действий
обучающихся, которые направлены на анализ
своей познавательной деятельности и
управление ею.
Оценка метапредметных результатов
•
Способность обучающегося принимать и
сохранять учебную цель и задачи;
•
Умение контролировать и оценивать
свои действия, вносить коррективы
в их выполнение на основе оценки и
учёта характера ошибок, проявлять
инициативу и самостоятельность в
обучении;
Оценка метапредметных результатов
•
Умение использовать знаково-символические
средства для создания моделей изучаемых объектов
и процессов, схем решения учебно-познавательных и
практических задач;
•
Способность к осуществлению логических
операций сравнения, анализа,
обобщения отнесению к известным понятиям;
•
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками
при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты
своих действий.
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
к методике Э.М. Александровской и Ст.
Громбах
(модифицированная Еськиной Е.С, Больбот
Т.Л.)
№ Критерии
Бал-лы Поведенческие
индикаторы
сформированности
критерия
1.Критерии эффективности учебной
деятельности
1.1.Учебная активность
1.2.Целеполагание
1.3.Самоконтроль
1.4.Усвоение знаний, успеваемость
БАЛ
ЛЫ
Поведенческие индикаторы сформированности
критерия – УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ
0
1
2
3
4
5
активность отсутствует;
пассивен на уроке, часто дает неправильные
ответы или не отвечает совсем, переписывает
готовое с доски;
активность кратковременная, часто отвлекается, не
слушает;
редко поднимает руку, но отвечает
преимущественно верно;
стремится отвечать, работает со всем классом,
чередуются положительные и отрицательные
ответы;
активно работает на всех уроках, часто поднимает
руку, отвечает преимущественно верно, стремится
отвечать.
Бал
лы
Поведенческие индикаторы сформированности критерия –
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
0
1
2
3
4
5
плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция
на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны
учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или
собирается сделать;
осознает, что надо делать в процессе решения практической
задачи, в теоретических задачах не ориентируется;
принимает и выполняет только практические задачи, в
отношении теоретических задач не может осуществлять
целенаправленные действия;
охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует
процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях
после принятого решения;
столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно
формулирует познавательную цель и строит деятельность в
соответствии с ней;
самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за
пределы требований программы, выдвигает содержательные
гипотезы.
Бал
лы
Поведенческие индикаторы сформированности
критерия – Самоконтроль
0
1
2
3
4
5
не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе
учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих
работах и не замечает ошибок других учеников;
контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив
ошибку, не может обосновать своих действий;
осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные
действия и контролировать их не может, после выполнения может
найти и исправить ошибки;
ошибки в многократно повторенных действиях исправляет
самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий
другими, но при решении новой задачи теряется;
задачи, соответствующие усвоенному способу контроля
выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить
неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;
контролирует соответствие выполняемых действий способу, при
изменении условий вносит коррективы до начала решения.
Ба
лл
ы
Поведенческие индикаторы сформированности
критерия – усвоение знаний, успеваемость
1
2
3
3;4
4
5
плохое усвоение материала по всем темам и
предметам, большое количество грубых ошибок;
частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных
заданий;
плохое усвоение материала по отдельным темам и
предметам;
редкие ошибки, чаще связанные с
невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;
единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;
правильное и безошибочное выполнение практически
всех учебных заданий.
2.Критерии усвоения нравственно-
этических норм и школьных норм
поведения
2.1.Нравственно-этическая готовность
2.2.Поведение на уроке
2.3.Поведение вне урока
Бал
лы
Усвоение нравственно-этических норм и школьных
норм поведения-нравственно-этическая готовность
1
2
3
3;4
4
5
Не умеет выделять моральное содержание ситуации
(нарушение/следование моральной норме);
Ориентируется на моральную норму (справедливое
распределение, правдивость, взаимопомощь);
Понимает, что нарушение моральных норм
оценивается как серьезное и недопустимое;
Учитывает при принятии решения объективные
последствия нарушения моральной нормы;
Адекватно оценивает свои действия и действия
других с точки зрения нарушения/соблюдения
моральной нормы;
Умеет аргументировать необходимость выполнения
моральной нормы.
Бал
лы
Усвоение нравственно-этических норм и
школьных норм поведения - поведение на
уроке
1
2
3
3;4
4
5
Не выполняет элементарных требований, большую
часть урока занимается посторонним делом, играет;
Часто отвлекается на посторонние предметы,
вертится, постоянно отвлекается;
На уроке скован, напряжен или часто отвлекается;
Иногда поворачивается, обменивается мнениями с
товарищами, но отвлекается редко;
Выполняет требования учителя, но иногда
отвлекается;
Сидит спокойно, внимателен, добросовестно
выполняет все требования учителя.
Бал
лы
Усвоение нравственно-этических норм и
школьных норм поведения - поведение вне
урока
1
2
3
3;4
4
5
Часто нарушает нормы поведения, мешает
окружающим;
Пассивен, движения скованы, избегает общения вне
урока;
Не может найти себе занятие на перемене, переходит
от одной группы детей к другой;
Активность ограничена занятиями, связанными с
подготовкой к другому уроку или мероприятию;
Активность выражена в меньшей степени,
предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.;
Высокая активность, с удовольствием участвует в
общих делах.
Успешность социальных контактов
3.1.Взаимоотношения с одноклассниками
3.2.Отношение к учителю
Бал
лы
Успешность социальных контактов -
взаимоотношения с одноклассниками
1
2
3
3;4
4
5
Негативизм по отношению к сверстникам, постоянно
ссорится, одноклассники его не любят;
Замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие
ребята к нему равнодушны;
Предпочитает находиться рядом с одноклассниками,
но не вступает с ними в контакт;
Сфера общения ограничена, контакт только с
некоторыми сверстниками;
Мало активен, но легко вступает в контакт, когда к
нему обращаются;
Общительный, коммуникативный, сверстники его
любят, часто общаются.
Баллы Успешность социальных контактов - отношение к
учителю
1
2
3
3;4
4
5
Общение с учителем приводит к отрицательным
эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет;
Избегает контактов с учителем, при контакте
тревожен, замыкается;
Выполняет требования формально, не
заинтересован в общении, старается быть
незаметным;
Старательно выполняет все требования учителя, но
от контакта с учителем уклоняется, за помощью
обращается к сверстникам;
Дорожит хорошим мнением учителя о себе,
стремится выполнять все требования, в случае
необходимости обращается за помощью;
Проявляет дружелюбие, стремится понравиться,
часто подходит после урока.
Бал
лы
Эмоциональное благополучие
1
2
3
3;4
4
5
Преобладает
агрессия
или
д е п р е с с и я ;
Выражены
депрессивные
проявления
без
причин, агрессивные реакции, часто ссорится
с
о д н о к л а с с н и к а м и ;
Отрицательные
эмоции
превалируют
( т р е в о ж н о с т ь ,
о г о р ч е н и е ,
с т р а х и ,
в с п ы л ь ч и в о с т ь ,
о б и д ч и в о с т ь ) ;
Эмоциональные проявления снижены, часто
б ы в а е т
в
п од а в л е н н о м
н а с т р о е н и и ;
Спокойное
эмоциона льно е
с о с т о я н и е ;
Находится
преимущественно
в
хорошем
настроении, часто улыбается, смеется
.
Уровни адаптации
•
Высокий уровень – 44-50 баллов
•
Уровень выше среднего – 36-43 балла
•
Средний уровень – 26-35 баллов
•
Уровень ниже среднего – 21-25 баллов
•
Низкий уровень – менее 20 баллов
Спасибо за внимание!