Напоминание

Профилактика стресса у педагогов.


Автор: Кищина Нина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ ООШ№1
Населённый пункт: г. Чусовой Пермский край
Наименование материала: презентация
Тема: Профилактика стресса у педагогов.
Раздел: среднее образование





Назад




Профилактика стресса у педагогов

Кищина Нина Николаевна

Педагог –психолог

МБОУ ООШ№1

Цель:

Снижение психоэмоционального напряжение

педагогов, актуализировать знания о приемах

саморегуляции.

Задачи:

Дать понятие стресса и влияние его на

организм человека.

Обучение способам управления своим

эмоциональным состоянием.

Обучение способам психологической

самопомощи в ситуации стресса.

Обучение педагогов способам снижения

стрессовых реакций организма.

Стресс

– общее напряжение организма,

возникающее под воздействием чрезвычайного

раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три

профессиональные сферы: здравоохранение,

правоохранительные органы и образование.

Основные признаки стресса:

- физические (бессонница, боли в груди, в

животе, в спине, головные боли,

головокружение, хроническая усталость, частые

простуды и т. д.);

- эмоциональные (излишняя агрессивность,

повышенная возбудимость, депрессия,

импульсивное поведение, нарушения памяти и

концентрации внимания, ночные кошмары,

раздражительность и т. д.);

- поведенческие (постоянный поиск у себя

различных заболеваний, потеря интереса к

своему внешнему облику, притопывание ногой

или постукивание пальцем, и т. д.).

Причины возникновения стресса.

Стрессовые ситуации:

-

неорганизованность и, как следствие, неправильное

распределение времени, нехватка его для

выполнения важных дел, спешка;

- конфликты с коллегами;

- чувство перегруженности работой,

переутомляемость; психологическая напряженность

труда, постоянное оценивание со стороны разными

людьми;

- слишком высокая ответственность;

- тенденция агрессивного отношения со стороны

родителей и учащихся.

Упражнения на избавление от отрицательной

энергии

"Психоэнергетический зонтик"

Упражнение проводится в первые минуты урока или

периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед ребятами, желательно в центре

классной комнаты, и в процессе объяснения урока

старается представить, что над классом образуется

своеобразный "зонтик", накрывающий всех

учеников. Цель учителя: уверенно и крепко держать

ручку этого "зонтика"на протяжении всего урока.

Упражнение “Резервуар”.

В беседе с родителем трудного ребенка,

например, сыграйте роль “пустой формы”,

резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”,

“закладывает” свои слова, состояния, мысли,

чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего

состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не

реагируете на внешние воздействия, а только

принимаете их в свое внутреннее пространство.

Отбросьте свои личные оценки, - Вас как бы нет в

реальности, есть только пустая форма!”.

Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится,

можно приступать к беседе.

Упражнение “Нейтрализация”.

Для этого следует обрести нейтральное состояние

“резервуара”. Не включайтесь эмоционально в ситуацию

Вашего разговора, будьте психологически

отстраненными от нее, поддерживайте в себе

спокойный и охлажденный нейтралитет. Вам

необходимо “продержаться” примерно 10 – 15 минут, в

течение которых родитель в форме монолога будет либо

высказывать свои претензии к школе и лично к Вам,

либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании.

Почувствовав Вашу нейтральную позицию и

эмоциональную отстраненность, родитель начнёт

“остывать”, его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце

концов, он успокоится, в нем будет формироваться

психологическая готовность к конструктивному

разговору с Вами.

Упражнение "Настроение"

Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый

лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать

абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры.

Важно при этом полностью погрузиться в свои

переживания, выбрать цвет и провести линии так, как

хочется, в полном соответствии с настроением. Затем

надо попробовать "перенести"свое грустное настроение

на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок

закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7

слов, отражающих настроение. После этого нужно

посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое

состояние, перечитать слова и эмоционально, с

удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно

эмоциональное состояние переносится на рисунок.

Упражнения на снятие психомышечного

напряжения

Упражнение "Гора с плеч"

Выполняется стоя или сидя. Максимально резко

поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Упражнение "Замок"

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на

коленях, сомкнуты в "замок". Вдох – поднять руки в

"замке"над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–

3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки

падают на колени

.

Упражнение «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать

ладошки «зрителю», при этом локти

опустить, руки далеко от тела не уводить -

поза «экстрасенса».

Делайте короткий, шумный, активный вдох

носом и одновременно сжимайте ладошки в

кулачки (хватательное движение). Руки

неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит

свободно и легко через нос или рот. В это

время кулачки разжимаем.

Притча

Жил мудрец, который знал все. Один человек

захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав

в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец,

какая бабочка у меня в руках: мертвая или

живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее

умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец,

подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту

притчу я взяла не случайно. В наших руках

возможность создать в такую атмосферу, в

которой вы будут чувствовать себя комфортно,

вы на 100% ответственны за все события в своей

жизни и за плохие и за хорошие.



В раздел образования




Яндекс.Метрика