Напоминание

"Удивительные музыкальные произведения"


Автор: Юлина Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ им. П.И.Чайковского"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Классный час
Тема: "Удивительные музыкальные произведения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУ ДО «Детская школа искусств им.П.И.Чайковского»

г. Ноябрьск

Классный час

«Удивительные музыкальные произведения»

Преподаватель, концертмейстер

Юлина И.С.

2020 год

Цель: повысить

уровень

музыкальных

знаний,

стимулировать

интерес

к

музыке.

Задачи: развитие творческих, познавательных способностей и эстетического

вкуса учащихся.

Оборудование: фортепиано, ноутбук (компьютер).

Ход классного часа:

I

Добрый день, юные музыканты!

Порой, мы даже не задумываемся о том, что широко известные и горячо

любимые

нами

музыкальные

произведения

имеют

подчас

непростую

историю и их появление окутывает множество тайн и загадок. Это может

быть связано с историей написания, с внезапной находкой давно утерянной

рукописи, а иногда и с названием. Одно из таких произведений знакомо

буквально

каждому

из

вас

это

фортепианная

пьеса Людвига

ван

Бетховена «К Элизе».

К слову сказать, это не единственный подобный

случай в творчестве композитора. «Лунная соната» вовсе не лунная и сам

Бетховен наверняка очень удивился, узнав, что произведение носит такое

название. Да что там удивился, зная его взрывной характер! Сам маэстро

задумал

написать

«Сонату

в

духе

фантазии»

и

посвятить

ее

очередной

возлюбленной Джульетте Гвиччарди. Название «Лунная» ей присвоил его

друг Людвиг Рельштаб.

Примечательно, что фортепианную миниатюру «К Элизе» можно по

праву назвать самым известным произведением Бетховена. Первоначально

композитор озаглавил ее как «Багатель» № 25 ля минор. Опубликована пьеса

была

в

1867

году,

только

спустя

40

лет

после

смерти

самого Бетховена

исследователем его творчества.

Обнаружил эту пьесу музыковед Людвиг Ноль, который занимался

изучением

биографии

композитора.

На

листочке

виднелась

загадочная

надпись

-

посвящение

некой

Элизе

от

Л.В.

Бетховена.

Но

кто

эта

таинственная незнакомка и какую роль она играла в жизни гения?

Канадская

исследовательница

Рита

Стеблин,

которая

изучив

имеющийся материал, пришла к выводу, что речь идет об ученице Терезе

Малфатт – Элизе Баренсфельд. Она обладала удивительными вокальными

данными и начала рано давать концерты, а Бетховен, чтобы угодить Терезе

посвятил этой ученице пьесу.

Если

это

действительно

так,

то

все

многочисленные

ученики

всех

детских

музыкальных

школ,

в

программы

которых

входит

«К

Элизе»

получили еще один стимул к изучению этого произведения, ведь пьеса была

написана и посвящена их сверстнице.

Крупнейший виртуоз, который потрясал всех своих современников

мощью импровизации, Бетховен отлично владел фортепиано. Примечательно,

что

если

симфоническое

творчество

для

композитора

было

сферой

в

основном

монументальных,

величественных

замыслов,

то

в

своих

фортепианных

произведениях

Бетховен

старался

отразить

внутреннюю

жизнь человека, по-особому проникнув в мир его чувств и переживаний,

пусть и самых тайных. Именно в этих произведениях практически отрыто

маэстро выражал то, что чувствовал. Фортепианную музыку композитора

можно

назвать

его

дневником,

в

который

он

старательно

записывал

жизненные наблюдения и конечно же переживания.

Давайте попробуем разобрать его, так, чтобы было понятно, о чем

именно хотел сказать Бетховен.

В моём исполнении звучит произведение «К Элизе».

Прежде всего стоит отметить, что форма пьесы – рондо (от итал. - круг)

В этом случае, главная тема (рефрен) чередуется с эпизодами, которые в

основном всегда носят несколько иной характер. Теперь подумайте, какое

слово охарактеризовало бы в полной мере главную тему? Прислушайтесь,

может быть любовь? Возможно именно так лирично, нежно композитор

представлял себе, как признается в чувствах своей далекой возлюбленной. А

что же вторая тема, эпизод? Она уже носит несколько иной характер и ее

более уместно было сравнить с надеждой на взаимность или радостью от

предчувствия скорой встречи с любимой.

Третья

тема

врывается

с

совершенно

новыми

интонациями

и

настроением. Это уже не прежняя лирика, а мучения, душевные терзания

композитора и неизбежное расставание. Заканчивается пьеса возвращением

главной темы – любви, но только воспринимается она уже несколько иначе.

Удивительно,

но

если

проникнуться

этим

произведением,

можно

погрузиться в тайные страницы жизни Бетховена, «услышать» его чувства,

которые он питал к своей возлюбленной и ощутить личные переживания

композитора о его безответной любви.

Безусловно, такое популярнейшее произведение постоянно привлекало

исполнителей

разных

стран

и

эпох.

Сохранилось

большое

количество

интересных исполнений и оригинальных обработок.

Интересную

хэви-метал-обработку

выполнил

немецкий

коллектив

Accept, который презентовал ее в 1985 году.

Звучит «К Элизе» в обработке Accept Fur Elise (Metal Heart).

Многим

меломанам

полюбилась

блюзовая

версия

«К

Элизе»,

записанная Вольфом Хоффманном в 1997 году.

000

Звучит «К Элизе» в обработке Вольфа Хоффманна.

Среди классических версий, большую популярность среди любителей

музыки получило исполнение пьесы американской пианисткой украинского

происхождения Валентиной Лисицей.

Нельзя

обойти

вниманием

и

исполнение

«К

Элизе»

Александром

Малкусом.

Звучат

фрагменты

пьесы

«К

Элизе»

в

исполнении

Валентины

Лисицы и Александра Малкуса.

Только обратите внимание, одно и то же произведение, в котором не

изменили

ни

одной

ноты,

звучит

совершенно

по-разному,

показывая

совершенно новые стороны души великого маэстро!

Далеко

не

каждый

композитор

может

похвастаться

подобным

произведением, которое известно буквально в каждом уголке планеты. Эту

небольшую фортепианную пьесу можно смело назвать визитной карточкой

Бетховена,

которая

показывает

нам

совсем

другого

композитора,

не

реформатора,

а

более

чуткого

романтика.

Согласитесь,

ведь

многие

выпускники музыкальных школ, на каком бы инструменте они не играли, с

удовольствием

наигрывают

первые

такты

этой

пьесы,

но

не

все

из

них

подозревают, какая глубина чувств и личная драма композитора скрывается за

каждой нотой багатели.

II

Что

вы

знаете

о

необычных

произведениях?

Возможно,

они

исполняются на диковинном инструменте или композитор зашифровал в нем

тайный смысл? А что если в произведении принимают участие не только

музыканты, но и вертолеты? Как вам такой поворот событий!

Такая

шокирующая

на

первый

взгляд

идея

пришла

в

голову

замечательному

композитору,

представителю

музыкального

авангардизма

Карлхайнцу Штокхаузену. Он сразу выделился среди современников своим

неординарным мышлением и смелыми, новаторскими идеями. Музыкально-

акустические

задачи

вот,

что

его

волнует

больше

всего.

Именно

это

побуждает его на различные эксперименты с источниками звука.

В 2002 году в Амстердаме впервые исполнили Струнно-вертолетный

квартет. Все действие разворачивалось на военном аэродроме, неподалеку от

городской черты. В небо поднялись четыре вертолета, в которых сидели вовсе

не

офицеры,

а

музыканты!

На

такое

необыкновенное

и

зрелищное

шоу

отважились

участники

струнного

квартета

Arditti.

Пилоты

воздушной

команды также участвовали в исполнении, у них была схожая партия с

музыкантами. Как же это все выглядело? Вертолеты следовали точно за

рисунком

музыкальной

композиции,

они

то

поднимались

в

высь,

то

опускались

стремительно

вниз,

увеличивали

скорость

либо

замирали.

С

землей связь велась посредством радио и видео-сообщения. Весь необычный

концерт транслировался в актовый зал, где собралась публика. Композитор

тоже присутствовал в зале, он находился за звукорежиссерским пультом,

расположенном прямо по центру зала и микшировал звучание струнных и рев

вертолетных

моторов.

Собственно,

это

и

было

той

самой

гениальной

задумкой Штокхаузена. По окончании произведения, машины садились на

летном поле и музыканты, сняв с себя шлемы с наушниками, направились в

зал, где их ждали восторженные и ошеломленные зрители.

Звучит фрагмент Струнно-вертолетного квартета.

Наверняка

не

стоит

говорить

о

том,

что

премьера

прошла

просто

великолепно.

Каждое

печатное

издание

Европы

поспешило

осветить

это

грандиозное событие в мире искусства. А что же все-таки исполнялось? Это

всего

лишь

часть

огромнейшего

замысла

композитора.

Как

он

сам

признается,

все

его

творчество

направлено

на

работу

над

этим

одним

произведением.

Еще

бы,

ведь

это

оперный

цикл,

рассчитанный

на

семидневное

исполнение,

для

оркестра,

балета,

невидимого

хора,

электронной музыки, солистов и других участников. Такого масштабного и

грандиозного замысла не было еще за всю историю музыкального искусства.

Подошло к концу наше мероприятие. Сегодня я хотела показать вам,

насколько интересен мир музыкальных произведений. Этот мир безбрежен

как океан.

Впереди

у

вас

целая

жизнь.

Будьте

пытливы,

настойчивы,

любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет

вам свои тайны.

Всего вам доброго, дорогие друзья!



В раздел образования




Яндекс.Метрика