Автор: Павлова Светлана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Коми г.Вуктыл
Наименование материала: Гендерная компетентность педагогов
Тема: Ориентировка в возрастном периоде ребёнка на основе гендерных типов
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад «Сказка» г. Вуктыл
Воспитатель: Павлова С.Г.
«Гендерная компетентность педагогов».
Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника реализуется по
средством внедрения в систему образования гендерного подхода. При разработки
своего плана работы с детьми каждому педагогу необходимо изучить
существующие гендерные типы.
Мускулинный гендерный тип. Данный тип ориентирован на авторитет силы и
независимость поведения, имеет высокие индивидуальные достижения, отдаёт
предпочтение мужскому авторитету, нуждается в мужском общении и нетерпим к
возражениям. Отстаивает своё мнение и занимает позиции лидера, воспроизводит
соревновательный стиль поведения. У таких детей взаимоотношения со
сверстниками носит авторитарный характер.
Феминный гендерный тип. Представители данной группы предпочитают
зависимое, подчинённое поведение, отличаются осторожностью, не любят
проявлять инициативу и самостоятельность, сознательно ограничивают своё
«исследовательское пространство». Такие дети нуждаются в постоянной моральной
поддержке со стороны. Во время игры избегают контактов с детьми мускулинного
типа. Зачастую проявляются трудности в общении с окружающими.
Андрогинный гендерный тип. Данный тип свободен от жестокой половой
типизации , способны реально осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно
преодолевать трудности. Имеют высокий уровень контактности и социальной
активности. Умеют активно и позитивно взаимодействовать с детьми и взрослыми
любого пола, обладают хорошими организаторскими способностями и
личностными качествами конструктивного характера (защита, помощь) и поэтому
имеют высокий уровень достижений.
Недифференцированный гендерный тип. Представители данного типа отвергают и
мужской и женский стиль поведения, плохо ориентируются в традиционных
нормах полового поведения, социально пассивны, поэтому обладают низкими
реальными достижениями, сознательно избегают контактов со сверстниками и
взрослыми и как правило в коллективе сверстников не пользуются авторитетом.
В природе не существует «плохих» или «хороших» типов. Дети каждого
гендерного типа требуют индивидуального подхода. Например, девочкам для игры
достаточно ограниченного пространства, мальчики же во время игры осваивают
доступные горизонтальную и вертикальную территории. Игры мальчиков более
предметны и рассчитаны на «дальнее зрение», зато игры девочек носят
коммуникативный, вербальный характер и отражают отношения между людьми и
во время проведения сюжетных игр отражают традиционный взгляд на роль
мужчины и женщины в обществе.
Для мускулинной группы детей (это в основном мальчики) игровой материал
должен иметь немного агрессивный, хаосный вид и сложную конструкцию,
способствующую развитию пространственных ориентаций. Эти дети лучше
усваивают материал если проявляют способность выявлять и реализовывать все
свойства предметов, подвергнув их различным действиям с ними.
Для феминной группы детей (это в основном девочки) следует подбирать
эмоциональный, яркий, красочный материал создающий условия для
использования имён прилагательных, а игрушки располагать близко друг от друга.
Эти дети хорошо поймут и запомнят то, что смогут потрогать руками.
Андрогинная группа справится с игровыми атрибутами в виде дидактических игр,
настольно – печатных, игры развивающие мелкую моторику рук. Такие дети
считаются условно одарёнными, их познавательные способности выше средних и
позволяют решать умственные задачи в любой деятельности.
Для детей недифференцированной группы нужны потешки, стихи, проблемные
игровые ситуации в которых показывается образец стереотипного мужского и
женского поведения.