Напоминание

«Дороги Победы: подвиг куйбышевских железнодорожников в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.»


Авторы: Солопова Марина Владимировна, Орзаева Светлана Александровна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДЮТ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: «Дороги Победы: подвиг куйбышевских железнодорожников в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Раздел: дополнительное образование





Назад




тема

«Дороги Победы: подвиг куйбышевских

железнодорожников в Великой отечественной войне

1941-1945 г.г.»

Выполнила

обучающаяся Образцового детского

театра моды «Виктория»

Севостьянова Софья, 16 лет

Педагог:

Солопова Марина Владимировна

педагог дополнительного образования;

Орзаева Светлана Александровна

методист ИМС

Самара,2020

1

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Введение.

Цели, задачи, актуальность темы……………………3 стр.

II.

Основная часть. Вклад Куйбышевской железной дороги

в великую Победу;………………………………………………….5 стр.

1.1 Военно-политическое значение железнодорожного

транспорта во время Великой Отечественной

войны 1941-1945 годов……………………………………………5 стр.

1.2 Куйбышевская железная дорога в начале войны.………………..7 стр.

1.3 Куйбышевская железная дорога –в разгар военных действий…10 стр.

1.4 За особые заслуги………………………………………………..12 стр.

III.

Заключение. Не сотрется в памяти война………………………….14стр.

Список литературы…………………………………………… ……15 стр.

2

I.

Введение.

Цели, задачи, актуальность

Самая страшная война в

XX веке осталась в прошлом, но день 9 мая

1945 года не отдаляется от нас. Год от года растет его объединяющая сила.

День Победы был и остается священным днем для всех людей нашей страны.

С приходом этой знаменательной даты мы вспоминаем о событиях военных

лет и о тех людях, которые завоевали для нас мир на земле.

О войне написано много книг, снято много фильмов, много написано

песен. Просматривая ленты художественных фильмов о войне, я обратила

внимание на то, что практически в каждом фильме есть кадры, в которых

военные поезда, точнее военные эшелоны, везли на фронт военную технику,

солдат, другие грузы. Я задумалась, действительно, какую огромную роль в

Победе имели железные дороги. Как кровь по артериям и венам шли и шли

военные

поезда

в

самую

гущу

сражений,

подвозя

нашим

героическим

войскам оружие, снаряды и продовольствие. Мне стало интересно узнать о

Куйбышевской

железной

дороге,

о

вкладе

в

великую

Победу. Захотелось

больше узнать о людях, трудившихся в то суровое время, об огромном боевом

и трудовом вкладе моих земляков в великую Победу. Своей работой я хотела

познакомить

одноклассников с полученной информацией, но, если работа

будет использоваться, например, на классном часе или другом мероприятии,

посвященном Великой Отечественной войне, это будет очень будет уместным

и принесет пользу.

Тема

знакомства

с

событиями

и

героями

особенно актуальна

именно

сегодня, в год празднования 75-летия со дня великой Победы. Да, от тех

событий нас отделяют много лет,

и практически не осталось ветеранов,

которые с гордостью бы надевали боевые ордена и медали. Но мы должны

относиться к ним с благодарностью и помнить, каким боевым мужеством и

самоотверженным

трудом

далась

Победа.

Своей

работой

я

постаралась

внести свой вклад в достижение следующих целей и задач:

3

Цель

Формирование гражданско-патриотических качеств в сознании детей

и подростков, на основе изучения историко-культурных корней,

осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с

ней.

формировать

у

подрастающего

поколения

осознанное

отношение

к

Отечеству,

его

прошлому,

настоящему

и

будущему

на

основе

исторических ценностей России.

Задачи

Изучить краеведческий материал по теме исследовательской работы;

развивать

навыки работы

с

историческими

документами,

с

краеведческим материалом;

пропагандировать и изучать российскую военную историю, военные и

трудовые подвиги своих земляков в Отечественных войнах ;

способствовать воспитанию чувства гордости героическими подвигами

участников

войны,

уважительному

отношению

к

живым

и

павшим

героям.

4

II.

Основная часть

. Вклад Куйбышевской железной дороги в

великую Победу.

1.1Военно-политическое значение железнодорожного

транспорта во время Великой Отечественной войны 1941-

1945 годов

Великая Отечественная война стала одним их самых тяжелых периодов

в

истории

страны.

Вопросам

защиты

Отечества

руководство

страны

постоянно уделяло большое внимание, придавая при этом особое значение

железным

дорогам.

Подчеркивалось,

что

железнодорожный

транспорт

является

важнейшим

материальным

фактором

войны.

Только

хорошо

развитый, четко и бесперебойно работающий транспорт дает возможность

быстро

осуществлять

сосредоточение

войск,

обеспечивать

их

высокую

маневренность,

своевременно

снабжать

фронт

всем

необходимым,

удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках,

укреплять единство фронта и тыла. Расчет у гитлеровской Германии был

другим. Планируя

нападение

на

нашу

страну,

нацисты

рассчитывали

на

слабость экономики страны. При этом гитлеровское командование считало,

что

железнодорожный

транспорт

является

самым

уязвимым

местом

советского хозяйства.

Действительно,

с

началом

Великой

Отечественной

войны

перед

железнодорожниками встала труднейшая задача – подчинить организацию

перевозок

потребностям

фронта.

Железные

дороги

осуществляли

мобилизационные

перевозки

из

пунктов

сбора

в

воинские

части

и

по

сосредоточению

войск,

а

также

эвакуации

населения

и

предприятий

в

тыловые районы страны. Уже 24 июня 1941 года на железных дорогах был

введен воинский график движения поездов, обеспечивающий первоочередное

продвижение воинских эшелонов, максимальное использование пропускной

способности линий и четкую работу станций. Производилось сдваивание

составов,

применялась

принудительная

выгрузка

несрочных

грузов.

5

Одновременно

осуществлялся

комплекс

мероприятий

по

бесперебойной

обработке поездов на сортировочных и участковых станциях. Энергичные

действия по перестройке работы осуществлялись на прифронтовых железных

дорогах.

Не оправдались расчеты врага на расстройство работы наших железных

дорог во время войны, на разрыв связи между фронтом и тылом, хотя они

сделали все, чтобы парализовать их работу. Вражеская авиация произвела

почти

20

тыс.

налетов

на

крупные

железнодорожные

объекты,

сбросила

сотни

тысяч

бомб.

Но

и

под

обстрелами

и

бомбардировками

железнодорожники обеспечивали перевозки для фронта и тыла.

Только за первую половину ноября 1941 г. Западный фронт получил в общей

сложности 100 тыс. человек, 300 танков и 2 тыс. орудий. В сжатые сроки в

конце ноября к Москве по железным дорогам было переброшено пять армий,

хорошо

оснащенных

боевой

техникой.

Для

повышения

пропускной

способности железных дорог, прилегающих к Москве, эксплуатационниками

были найдены новые способы организации движения: на ограниченный срок

вводилось

одностороннее

движение

поездов

сразу

по

обоим

путям

двухпутных

линий;

удлинялись

пути

на

промежуточных

станциях

однопутных участков для пропуска длинносоставных и сдвоенных поездов;

использовались

пути

и

ветви

в

пределах

станций

для

отстоя

поездов

и

вагонов

с

целью

повышения

емкости

узлов

и

большей

маневренности

составов, а также «живая автоблокировка» в пределах видимости. На всех

этапах

священной

всенародной

борьбы

с

фашистскими

агрессорами

доблестно

трудились

советские

железнодорожники.

Они

с

честью

несли

звание «родного брата Красной Армии». В условиях подготовки к сражению

под

Москвой

осенью

1941

г.

по

стальным

магистралям

продвигались

эшелоны с уральскими, сибирскими и дальневосточными дивизиями. Чудеса

мужества проявили железнодорожники, доставляя оружие и продовольствие

к подступам блокадного Ленинграда. Под вражеским огнем шли поезда с

войсками и боеприпасами для разгрома вражеских войск под Сталинградом.

6

Огромные

размеры

воинских

перевозок

были

осуществлены

при

наступательных операциях 1943 и 1944 г., а также в дни завершающих боев в

1945 году. За годы Великой Отечественной войны было доставлено на фронт

более

443

тыс.

поездов,

в

составе

которых

находилось

20

млн.

вагонов

Железнодорожный транспорт в трудных условиях удовлетворял потребности

экономики страны в перевозках.

1.2Куйбышевская железная дорога в начале войны.

Сообщение

о

начале

войны

прозвучало

как

набат,

как

колокол

вселенской беды. Уже через два-три часа на многих предприятиях железной

дороги имени Куйбышева (как тогда она называлась) состоялись митинги и

собрания, на которых железнодорожники заявили, что отдадут все силы для

разгрома

врага.

В

паровозном

депо

Куйбышева,

например,

известный

машинист

Н.

Нуянзин

сказал:

«Наша

бригада

обязуется

обеспечить

бесперебойную

доставку

фронту

воинских

грузов,

будем

работать

с

удвоенной и утроенной энергией! Текущий ремонт паровоза будем делать

своими силами!»

Вскоре куйбышевские железнодорожники сполна почувствовали гигантскую

нагрузку, которая легла на их плечи. Значение нашей магистрали в системе

транспортных

коммуникаций

было

поистине

стратегическим.

Ведь

она

связывала центр и юг страны с Уралом, Сибирью и Средней Азией. К началу

войны развернутая длина нашей дороги составляла более 4000 километров.

Район тяготения превышал 500 тысяч квадратных километров. Это в полтора

раза

больше

территории

таких

стран,

как

Англия,

Голландия,

Дания,

Швейцария, вместе взятых. Пересечение магистрали с Волгой усиливало

роль

дороги

в

системе

путей

сообщения

страны.

Плечом

к

плечу

с

Куйбышевской

самоотверженно

работали

коллективы

фронтовой

Приволжской

дороги

(тогда

она

называлась

Сталинградской)

и

Южно-

Уральской

магистрали,

которая

обеспечивала

перевозками

крупнейший

танковый арсенал страны в Челябинске и другие оборонные заводы.

7

С началом войны усложнились и изменились задачи, стоящие перед

железнодорожным транспортом. В военных условиях изменился не только

тип

перевозимых

грузов,

но

и

резко

возросла

дальность

перевозки.

Изменились пункты погрузки и выгрузки, для этих целей стали использовать

неприспособленные станции, где не было ни специального оборудования, ни

механизмов. Значительно возросла срочность доставки грузов, появились

требования к скрытности и необходимости проведения маскировочных работ.

В сложнейших условиях происходила перестройка работы железной дороги

им.

В.В.

Куйбышева. Естественно, увеличение грузовых потоков, идущих

через Куйбышевскую дорогу, приводило к затруднениям и

простоям в

продвижении

составов

:

перенасыщенность

дороги

парком

вагонов,

забитость

путей

прибывающими

составами

и

невозможности

их

своевременной

разгрузки.

Кроме

того,

работа

Куйбышевской

железной

дороги серьёзно

осложнялась

эвакуацией.

Первые

эвакопоезда

начали

прибывать в Куйбышев уже в конце июня 1941г. Особенно интенсивным

поток эвакоэшелонов был в июне-ноябре 1941г.

Нашему городу суждено было стать запасной столицей Советского Союза. На

случай, если падет Москва... Немцам уже грезились в окулярах кремлевские

башни, а в генштабе вермахта разрабатывался план парада гитлеровских

войск на Красной площади. Но история решила все по-своему...

И вот уже с 18 октября в Куйбышев начинают прибывать специальные

поезда.

Приехал

аппарат

Президиума

Верховного

Совета

во

главе

с

его

председателем

М.

Калининым.

Приехала

часть

Совнаркома

во

главе

с

заместителем председателя СНК Н. Вознесенским, некоторые отделы ЦК

ВКП (б) во главе с секретарем ЦК А. Андреевым. Спецпоездом прибыл

наркомат иностранных дел, который привез с собой все аккредитованные в

Москве посольства и зарубежных корреспондентов.

Куйбышев в течение 22 месяцев являлся фактически второй столицей страны.

Здесь решались многие политические, экономические, военные и

8

дипломатические проблемы общегосударственного и международного

масштаба.

Утром 7 ноября 1941 года город Куйбышев содрогнулся от рокота танков и

бронемашин.

На

площади

имени

Куйбышева

начался

военный

парад,

который принимал маршал К. Ворошилов. Рядом стояли М. Калинин, другие

государственные деятели, а с гостевых трибун во все монокли и бинокли

глазели удивленные зарубежные дипломаты и журналисты. Они не знали, что

прямо

с

площади

войска

отправляются

под

Москву.

“У

русских

свежие

резервы, они неистощимы”, - писали потом газеты на всех континентах.

Парады в Москве и в Куйбышеве произвели тогда огромный политический

резонанс в мире. Это была идея Сталина – нанести психологический удар

врагу.

Однако обстановка на фронте осложнялась. 10 ноября в городе был

введен режим светомаскировки. Запасная столица готовилась к отражению

налетов вражеской авиации. Особенно “интересовал” ее железнодорожный

мост через Волгу в районе Сызрани. Однако ни одна попытка прорваться

сюда фашистским самолетам не удалась.

В это тяжелое время на Куйбышевской железной дороге осваивались новые

методы

труда:

скоростное

формирование

поездов,

безотцепочный

ремонт

вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов.

Для повышения пропускной способности участков с октября 1941 года на

дороге была введена "живая блокировка": пропуском составов управляли

люди,

расставленные

на

расстоянии

видимости.

Применялась

также

ступенчатая

маршрутизация

-

метод

превращения

сборных

поездов

в

маршруты дальнего следования, которая позволяла сжигать меньше топлива,

доставлять груз в 6 раз быстрее.

В короткие сроки по Куйбышевской железной дороге на Урал, в Западную

Сибирь, Поволжье и другие районы страны было перевезено оборудование

1360 крупных промышленных предприятий, эвакуировано свыше 10 млн.

9

человек. Во время сражения под Москвой зимой 1941 к линии фронта было

доставлено 315 тыс. вагонов с войсками и военными грузами.

В

начале

войны

наша

дорога

получила

правительственное

задание

подготовить 20 военно-санитарных составов, передвижных бань. Все эти

р а б о т ы

б ы л и

в ы п о л н е н ы

в

с р о к .

В 1942 году поступило новое важное задание — сформировать из числа

куйбышевских

железнодорожников

Военно-эксплуатационное

отделение

(ВЭО-35). Это было передвижное спецформирование, в которое входили все

службы (паровозная, вагонная, связи, пути и строительства и т. д.). Короче

говоря, это было предприятие на колесах, которое двигалось вслед за частями

Красной Армии и восстанавливало разрушенное врагом железнодорожное

хозяйство, открывало движение поездов к линии фронта. Отделение прошло

большой ратный путь от Керчи до Берлина. Были и потери в личном составе

этого

подразделения,

но

боевую

задачу

ВЭО-35

выполнило

с

честью,

несмотря на артобстрелы и бомбежки врага.

1.3Куйбышевская железная дорога – в разгар военных действий

Куйбышевскую

железнодорожную

магистраль,

принявшую

на

себя

огромный груз войны, следует назвать главной артерией войны.

Если до войны центром индустрии Поволжья являлся Сталинград, то в ходе

ее стал Куйбышев. По темпам и по объему производства Куйбышев оставил

позади

себя

все

областные

центры

экономического

района.

Его

доминирующее положение было связано с развитием военно-промышленного

комплекса,

особенно

авиапромышленности,

резким

возрастанием

нефтедобычи

и

нефтепереработки,

стратегическим

положением

и

превращением города в первый период войны во вторую столицу страны.

Куйбышев правомерно назвать главным арсеналом Поволжья.

Именно Куйбышевская железная дорога во время Великой Отечественной

войны связала тыл с фронтом. За 1941-1945 годы по ее стальной колее

10

перевезено 19 миллионов вагонов с грузами, в том числе около 1 миллиона

цистерн.

Ее

работники

не

только

доставляли

грузы

фронту,

но

были

задействованы на многих прифронтовых магистралях.

Куйбышевская железная дорога - крупнейшая магистраль, обеспечивающая

связь

центра

и

запада

страны

с

важнейшими

экономическими

районами

Урала, Сибири и Средней Азии.

По

инициативе

молодёжи

дороги

было

построено

и

передано

в

действующую армию 3 бронепоезда, в фонд обороны внесено более 140 млн.

руб.

В

годы

войны

не

прекращалось

техническое

перевооружение

магистрали. В 1943 электрифицирован первый участок дороги Куйбышев –

Безымянка.

Внедрение

новых

методов

организации

перевозок,

воинская

дисциплина

и

невероятный

патриотизм

железнодорожников

позволили

повернуть ситуацию в нужное русло. В сентябре и декабре 1943 года за

выполнение государственного плана перевозок и бесперебойное движение

поездов в зимних условиях коллектив дороги получил переходящее Красное

знамя НКПС

.

В

каждой

масштабной

операции

Великой

Отечественной

войны

роль

Куйбышевской железной дороги была значительной. И в разгроме немцев под

Москвой, и (особенно!) в Сталинградском сражении. Недаром за успешное

выполнение

заданий

ГКО

по

организации

воинских

перевозок

для

Сталинградской

операции

Верховный

Главнокомандующий

И.В.

Сталин

объявил

благодарность

начальнику

Куйбышевской

дороги

Б.П.

Бещеву

.

Как говорил маршал Советского Союза В.И. Чуйков: «Героические усилия

прилагали

наши

советские

железнодорожники,

чтобы

наладить

бесперебойное снабжение фронта <…> Когда мне приходилось встретить

человека в железнодорожной форме, я смотрел на него <…> как на бойца с

передовой».

Героизм и самоотверженность

наших железнодорожников проявлялись с

разных сторон. Они оказывали и моральную и материальную поддержку

11

Красной

Армии.

В

Фонд

обороны

коллектив

дороги

внес

более

140

миллионов

рублей

своих

личных

сбережений.

Жены,

сестры

и

матери

железнодорожников

принимали

активное

участие

в

сборе

теплых

вещей

бойцам и командирам Красной Армии, работали в госпиталях.

Самоотверженный

труд

железнодорожников

Куйбышевской

магистрали

высоко оценен Родиной. Многие награждены орденами и медалями, а 37

тысяч

человек

удостоены

очень

уважаемой

награды

медали

«За

доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».

Подвиг куйбышевских железнодорожников, сделавших для Победы все

возможное в организации перевозок в годы войны, останется навсегда в

народной памяти.

1.4 За особые заслуги

Благодарная Родина не забыла своих героев.

В

целях

поощрения

особо

отличившихся

лиц

начальствующего

и

рядового состава железнодорожного транспорта 22 сентября 1943 года вышел

Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении нагрудных

знаков «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец»,

«Отличный

связист»,

«Отличный

вагонник»,

«Отличный

строитель»,

«Отличный восстановитель», «Отличный административный работник».

28 сентября 1943 года нарком путей сообщения СССР Лазарь Каганович

подписал приказ №740/Ц «О нагрудных знаках для особо отличившихся лиц

начальствующего

и

рядового

состава

железнодорожного

транспорта».

Согласно пункту 1 данного приказа с 1 октября 1943 года устанавливалось

награждение

наряду

с

существующими

знаками

«Почётному

железнодорожнику»,

«Ударнику

Сталинского

призыва»

новыми

нагрудными

знаками

и

перечислялись

профессии

8

специальностей,

отмеченных Указом Президиума Верховного Совета СССР. Также в приказе

было изложено положение о нагрудных знаках всем вышеперечисленным

профессиям железнодорожного транспорта и их описание.

12

Введение

новых

знаков

поощрения

вызвало

небывалый

энтузиазм

у

железнодорожников.

Знаки

вручались

на

собраниях

коллективов

в

торжественной обстановке.

Сотни работников нашей дороги были удостоены этой награды. Среди них

начальник

службы

движения

Леонид

Савченко,

начальник

паровозной

службы Георгий Даниленко, вагонной службы Николай Янский и многие

другие.

За

самоотверженный

труд

в

Великой

Отечественной

войне

тысячи

Куйбышевских железнодорожников были награждены орденами и медалями

Родины. Только медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне

1941-1945г. г. » получили 37414 тружеников магистрали.

Высшую трудовую награду – звание Героя Социалистического Труда тогда

первому в Мордовии присвоили машинисту паровозного депо Рузаевка А. Ф.

Лескину.

«За

особые

заслуги

в

обеспечении

перевозок

для

фронта

и

народного

хозяйства

и

выдающиеся

достижения

в

восстановлении

железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».

За разработку и внедрение ступенчатой маршрутизации такой же награды

был удостоен заместитель начальника службы движения дороги В.Т.Осипов.

А

бывший

начальник

Ульяновской

дистанции

пути

М.Л.

Бондаренко

получил Звезду Героя за успехи в строительстве стратегической Волжской

рокады Свияжск-Сызрань-Саратов-Сталинград.

1

От тех событий нас отделяют 75 лет. Практически не осталось ветеранов,

которые

с

гордостью

надевали

нагрудные

знаки,

медали

и

ордена.

Мы

должны

относиться

к

ним

с

благодарностью

и

помнить,

каким

самоотверженным

трудом

дались

Победа

и

восстановление

народного

хозяйства.

1

13

III.Заключение. Не сотрется в памяти война.

1.

Трагические события военных лет оказали колоссальное влияние на

жизнь

сотен

и

тысяч

людей,

на

жизнь

государства

в

целом.

Об

этом

свидетельствует

рост

промышленного

производства,

развитие

военно-

оборонного

комплекса.

В

годы

войны

все

промышленные

предприятия

перешли

на

производство

военной

продукции.

Сильный

патриотический

подъем породил трудовой героизм. Работа велась под лозунгами «Все для

фронта», «Все для победы!». Возникло даже движение двухсотников, которое

заключалось

в

выполнении

работ

не

только

за

себя,

но

и

за

товарища,

ушедшего на фронт.

2.

С началом Великой Отечественной войны перед железнодорожниками

встала труднейшая задача – подчинить организацию перевозок потребностям

фронта.

Железные

дороги

осуществляли

мобилизационные

перевозки

из

пунктов сбора в воинские части и по сосредоточению войск, а

также эвакуации населения и предприятий в тыловые районы страны. Только

хорошо

развитый,

четко

и

бесперебойно

работающий

транспорт

дает

возможность быстро осуществлять сосредоточение войск, обеспечивать их

высокую маневренность, своевременно снабжать фронт всем необходимым,

удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках,

укреплять единство фронта и тыла.

3.

Куйбышевскую

железнодорожную

магистраль,

принявшую

на

себя

огромный груз войны, следует назвать главной артерией войны. Именно

Куйбышевская

железная

дорога

во

время

Великой

Отечественной

войны

связала тыл с фронтом. Внедрение новых методов организации перевозок,

воинская

дисциплина

и

невероятный

патриотизм

железнодорожников

позволили наладить бесперебойное движение воинских поездов.

4.

Приближается

великий

праздник

9

Мая.

Нам,

новому

поколению,

недостаточно известно о том, как воевали и трудились наши прадеды. Мы не

способны в полной мере осознать ужасные события тех дней, ведь не видели

14

войны собственными глазами. А тех, кто выдерживал на себе ее тяготы, с

каждым годом становится всё меньше и меньше.

воздать дань уважения тем,

кто

защищал

Родину,

ощутить

и

себя

причастными

к

великому

делу,

продемонстрировать единство народного духа, патриотизм.

И,

если

я

своей

работой

вызвала

интерес

к

этой

теме,

то

свой

труд

я

выполнила не напрасно, ведь мы все должны быть благодарны поколению

Победителей, и как можно больше знать о тех суровых годах.

Мы всегда

должны хранить верность вашему героическому наследию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Аксёненко, Н. Е. Железные дроги России: от реформы к реформе / Н. Е.

Аксёненко, Б. М. Лапидус, А. С. Мишарин. – М. : Транспорт, 2001. – 335 с.

2.

Еркин В. Сохранить частичку Родины / В. Еркин // Куйбышев.

железнодорожник. - 2008. - № 35(12-18 сент.). - С. 11.

3.

Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / под

ред. министра путей сообщения Н. С. Конарева. – 2-е изд., доп. – М. :

Транспорт, 1987. – 591 с.

4. Жуков, Г. К. Воспоминания и размышления / Г. К. Жуков. – М. : АПН,

1970. – 736 с.

5.

Куликов С. Куйбышевцы - на фронте и в тылу / С. Куликов //

Куликов С. Куйбышевцы - на фронте и в тылу / С. Куликов //

Куйбышев. железнодорожник. - 2008. - 16 мая.

Куйбышев. железнодорожник. - 2008. - 16 мая.

6. Луц Е. Станционных колоколов памятный звон / Е. Луц // Куйбышев.

6. Луц Е. Станционных колоколов памятный звон / Е. Луц // Куйбышев.

железнодорожник. - 2007. - № 24(22 июня). - С. 6.

железнодорожник. - 2007. - № 24(22 июня). - С. 6.

7.

7. Спевачевский Г. Шли поезда к Победе : [железнодорожники сумели

выдержать и одолеть объемы перевозок военного времени] / Г.

Спевачевский // Куйбышев. железнодорожник. - 2009. - № 17(8-14 мая). - С.

11.

15

8. Чепикова М. С гордостью за героическое прошлое / М. Чепикова //

Куйбышев. железнодорожник. - 2005. - N15(апр. 22). - С. .4.

16



В раздел образования




Яндекс.Метрика