Авторы: Любезнова Олеся Валерьевна, Антропова Елена Михайловна
Должность: логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Balashiha
Наименование материала: конспект ДОД
Тема: "Фитнес клуб для ума"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа
Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 19 «Лесная сказка»
КОНСПЕКТ ДОД
«ФИТНЕС КЛУБ ДЛЯ УМА»
Подготовили:
учитель-логопед Любезнова О.В.
педагог-психолог Антропова Е.М.
Балашиха, 2020
План – конспект
ДОД учителя-логопеда и педагога-психолога
для детей старшей логопедической группы
с элементами нейропсихологического подхода
«Фитнес клуб для ума»
Цель: Коррекция и развитие психических процессов и эмоционально-
волевой
сферы
у
детей
с
ОНР
старшего
дошкольного
возраста
с
применением нейропсихологических методов.
Задачи:
1.
Развитие высших психических функции.
2.
Стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение
пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
3.
Функциональная активация подкорковых образований мозга.
4.
Формирование волевой и поведенческой регуляции.
5.
Регуляция и нормализация мышечного тонуса с помощью растяжек,
реципрокных упражнений.
6.
Развитие мелкой моторики.
7.
Нормализация тонуса мышц и моторики органов артикуляции.
8.
Нормализация голоса, речевого дыхания.
9.
Автоматизация звуков «ЛЬ» с использованием лексического материала
на тему «зима», на материале предложений и стихотворного текста с
адекватным просодическим оформлением.
10.Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за
счет усвоения им новых навыков.
11.Формирование познавательной мотивации, стремления качественно
выполнять задания и получать удовольствие от результатов
собственного труда.
Форма занятия: фронтальная.
Тип занятия: интегрированное
Количество детей – 8 детей старшей логопедической группы
Продолжительность занятия - 25 минут
Предварительная
работа:
проведение
подгрупповых
и
индивидуальных
упражнений
с
применением
методов
и
приёмов
нейропсихологической
коррекции; беседы с детьми о необходимости тренировать свой мозг.
Материалы
и
оборудование: мультимедийная установка, экран, столы и
стулья по количеству детей; подносы с песком, камушки, балансировочные
платформы, тазики с теплой водой, льдинки и салфетки; ткань два на два
метра с прорезями; бейджи с эмблемой по количеству детей, указка, мяч,
мультимедийная презентация, звукозапись и др.
Конспект занятия:
Дети в сопровождении воспитателя входят в зал в спортивной форме, у
каждого на груди бейдж с эмблемой «Фитнес клуба для ума».
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами снова пришли в «Фитнес клуб для
ума».
И
нас
встречает
главный
администратор
–
наш
психолог
Елена
Михайловна. (воспитатель оставляет детей и уходит)
Психолог: Здравствуйте, дети!
Предполагаемые ответы детей: Здравствуйте, Елена Михайловна!
Психолог: Рада видеть вас в нашем «Фитнес клубе для ума».
Я, как обычно, хочу задать вам свой любимый вопрос: (приветствие)
Как живешь?
Дети: Вот так! (сопровождают слова движениями)
Как идешь?
Дети: Вот так! (сопровождают слова движениями)
Как бежишь?
Дети: Вот так! (сопровождают слова движениями)
Как летишь?
Дети: Вот так! (сопровождают слова движениями)
Как плывешь?
Дети: Вот так! (сопровождают слова движениями)
Вдаль глядишь?
Дети: Вот так! (сопровождают слова движениями)
А шалишь?
Дети: Вот так! (сопровождают слова движениями)
Психолог: Знаете, дети, так много друзей появилось у нашего фитнес клуба
для ума, так много детей хотят развивать и тренировать свой мозг, что я
совершенно не справляюсь одна. Вот решила пригласить к нам опытного
фитнес тренера для ума. Сегодня позвонила девушка, обещала прийти и
провести пробное занятие. Вот жду ее с минуты на минуту.
Появляется Логопед: Приветствую вас! Я по объявлению. Вам требуется
опытный фитнес тренер для ума? Это Я. Меня зовут Ириска!
Психолог: Доброе утро, Ириска!
Предполагаемые ответы детей: Здравствуй, Ириска!
Психолог: Добро
пожаловать
в
наш
«Фитнес
клуб
для
ума».
Нам
действительно требуется опытный тренер. А ты готова провести пробное
занятие?
Логопед: Конечно!
Психолог: Отлично! Эти дети - члены нашего клуба. Дети, вы готовы начать
занятие?
Предполагаемые ответы детей: Да!
Психолог: Вот тебе, Ириска, бейдж с эмблемой нашего клуба! Начинаем
тренировку!
Логопед: Хочу предложить вам свой самый современный, самый модный
комплекс упражнений для ума. Но сначала, скажите мне, что вы знаете о
мозге?
Психолог: Ой, боюсь, что немного. Но это легко поправить. Сейчас запрошу
информацию в Интернете. Так, набираю: Что мы знаем о мозге? (делает вид,
что ищет информацию в ноутбуке). Вот, нашла. Сейчас выведу на экран.
Присаживайтесь на ковер и смотрите. (на экране презентация о мозге)
Психолог: Один
из
самых
главных органов
человека
—
мозг.
О н
как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. В него, как
по проводам, приходят сигналы из внешнего мира, а он отдает приказы
всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мы слышим – сигнал
поступает в мозг, мы видим – сигнал поступает в мозг, мы нюхаем, ощущаем,
- сигнал поступает в мозг.
Головной
мозг
состоит
из
двух
полушарий:
левого
и
правого.
Левое
полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое полушарие
мозга - левой, то есть, когда мы действуем правой рукой или моргаем правым
глазом, работает левое полушарие, а когда двигаем левой рукой или ногой, то
активно
правое
полушарие.
(Помашите
правой
рукой.
Какое
полушарие
сейчас работает? – Левое. А теперь помашите левой рукой. Как полушарие
активно? – Правое.) Когда мы думаем, считаем и говорим, то более активно
работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим –
активно правое полушарие. Важно, чтобы оба полушария работали дружно.
Каждый из нас может помочь своему мозгу работать в полную силу! А
лучшая
тренировка
для
мозга
-
это
специальные
упражнения,
которые
называются «Гимнастика для ума».
Логопед: Да, мозг – это самый главный для нас орган. Но без тренировки
мозг может облениться и перестать думать. Поэтому очень важно всегда
держать
его
в
тонусе,
развивать
и
тренировать.
А
любая
тренировка
начитается с разогрева и разминки.
Логопед: Чтобы наш мозг проснулся и взбодрился устроим себе водные
процедуры.
Психолог: А у нас все готово. Я помогу тебе, Ириска. Вот льдинки, а вот
мисочки с теплой водой. Дети, вставайте вокруг стола. Возьмите льдинки по
одной в каждую ладошку.
Ледышки-горошки
Сжимаю в ладошке
И капельки-крошки
Текут по ладошке
Ледышки в ведерко скорей положу
И ручки в водичке чуть-чуть подержу
(Дети берут льдинки в ладоши, перекладывают их из ладошки в ладошку,
сжимают-разжимают примерно 0,5-1 мин, затем опускают в миску с теплой
водой
ледышки
и
ладошки,
затем
можно
достать
ледышки
из
воды,
подержать в ладошках и опять опустить руки в теплую воду и подержать в
течение 0,5-1 мин, затем вытереть заранее приготовленной салфеткой.
Психолог: После
таких
контрастных
ванн
неплохо
бы
и
разогреться.
(Показывает движения, сопровождаемые стихами, дети повторяют)
(самомассаж рук)
Разотру ладошки сильно, Растирание ладоней;
Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы в «замок»;
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, Пальцы расцепить и перебирать ими;
Пусть бегут как зайчики.
(самомассаж лица)
Здесь живет Хмурилка, Потереть брови
Здесь живет Дразнилка, Потереть нос
Здесь живет Смешилка, Потереть уголки губ
Здесь живет Страшилка. Потереть щеки
Это носик Бибка! Дотронуться пальцем до кончика носа.
А где твоя улыбка? Приподнять пальцами уголки губ
Логопед:
Переходим
к
дыхательным
упражнениям.
Повторяйте
за
мной
(логопед показывает - дети повторяют)
(Звучит спокойная музыка)
«Ракета»
И.п. – стоя. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны
вверх,
ладони
вместе,
плотно
прижать
друг
к
другу,
потянуться
вверх,
задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [а], одновременно
опустить руки вниз через стороны.1раз.
повторить еще раз с сильным,
резким выдохом. Руки также резко опустить вниз. 1раз
«Фигуры»
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч. Медленный глубокий вдох через нос. Руки
вытянуты вперед ладонями вверх. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть
со звуком О, одновременно руками рисуем круг. Снова глубокий медленный
вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком А, руками рисуя
треугольник. По 1 разу каждая фигура.
Логопед: А теперь потренируем язычок.
Артикуляционные упражнения для звуков Л и Ль – 2мин.
«Улыбка-трубочка»
И.П. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями
вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть губы и произнести длительно И,
одновременно разводя руки
и пальцы в стороны. Длительно и протяжно
произнести звук У, вытягивая губы трубочкой. При этом ладони соединяем
перед грудью, пальцы рук щепотью, локти в стороны. Выполнить 5 раз
«Месим тесто»
И.п. – стоя, прямые руки над головой, губы в улыбке. Пошлепывать губами
широкий язык, при этом с силой сжимая и разжимая поочередно пальцы рук.
Выполняем в течение 10сек.
«Качели»
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях перед грудью, пальцы плотно прижаты
друг к другу, рот широко открыт. Двигать высунутым языком вверх-вниз,
сопровождая синхронными движениями кистей рук и глазами. голова
неподвижна. 5 раз.
«Запасливый хомяк»
И.п. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Прямая правая рука вытянута
в сторону, пальцы с силой разведены, левая рука согнута в локте, ладонь на
животе, надуть правую щеку 3-5 сек. Левая рука в сторону, правая на животе,
надуть левую щеку 3-5сек. Выполнить 5 раз.
«Часики»
И.п. – стоя, прямые руки вытянуты вперед ладонями вперед, пальцы плотно
прижаты друг к другу. (ладошка-«дощечка») . движения языка с открытым
ртом вправо-влево сопровождаются одновременными движениями кистей рук
и глаз вправо-влево. Голова неподвижна. Выполнить 5 раз
«Змея»
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях, правая кисть охватывает правое плечо,
левая кисть-левое плечо, рот закрыт, веки опущены, язык лежит свободно.
Руки резко выбросить вперед вместе с языком, пальцы сжать в щепотки, глаза
широко открыть. Затем медленно вернуть руки и язык на место, глаза
закрыть. 5 раз
«Звуковые ряды»
И.п. – стоя. Произнесение каждого звука сопровождается движением: О –
хлопок ладонями по бедрам, звук А – хлопок в ладоши пред грудью, звук У –
удар кулака о кулак горизонтально, звук И – хлопок над головой. 4 раза с
ускорением.
Психолог: А
как
насчет
упражнений
для
левого
и
правого
полушария.
Логопед: Хочу предложить вам прекрасную подборку суперсовременных
движений. Внимание на экран! Выполнять движения важно очень точно,
иначе
не
получите
пользы
от
упражнения.
(Дети
вместе
с
логопедом
выполняют
упражнения
на
межполушарное
взаимодействие,
которые
показаны на экране)
Логопед: Молодцы! После такой замечательной разминки требуется хорошая
растяжка. Повторяйте за мной! Руки прямые, пальцы в замок, вывернуть руки
ладонями вперед, потянуться вперед, затем наверх, расцепить руки, сцепить
их за спиной, наклониться, поднять руки вверх.
Психолог: Разминка получилась превосходная. А что дальше, Ириска?
Логопед: А дальше….. А вот догадайтесь:
Снегу валом навалило,
Всё вокруг преобразило,
С горки я слетаю «Оп!»
В снежный падаю …. (сугроб)
Предполагаемые ответы детей: сугроб
Логопед: Да! (достает голубую ткань с дырками)
Ай да, лазать по сугробам!
Повторяйте за мной (Расстилает ткань, показывает, как надо пролезать через
дыры. Дети выполняют движения за логопедом).
Психолог: Как у вас ловко получается!
Логопед: То ли еще будет! Мы не только по сугробам лазать можем, но и
через
тоннель
легко
проползём!
Встаньте
в
одну
линейку.
А
теперь
наклонитесь и сделайте «мостик». Получился тоннель. А теперь ты, Маша
(крайний ребенок), проползи сквозь этот тоннель, чтобы не задеть его стенки,
и
займи
крайнее
место.
(Дети
один
за
другим
проползают
в
тоннель,
образованный детскими телами).
Психолог: На первый взгляд, обычная игра. Но как надо напрячь ум, чтобы
проползти
ровно,
не
задев
остальных
детей.
Ириска,
а
нет
ли
в
твоём
комплексе упражнения на равновесие. Вот что еще не менее важно для
нашего мозга. (Надевает Алёше шапочку с буквой «Л».
Логопед: Конечно, я все предусмотрела. И сейчас мы воспользуемся вот
этими
балансирами.
Помогите
мне,
дети.
(Логопед
и
дети
достают
и
расставляют балансировочные доски). (Упражнения на равновесие).
Дети встают на балансиры, Алёша читает стихотворение, затем встает на
балансир:
Всем привет! А вот и Я!
Звуком «Л» зовут меня!
Про меня не забывайте,
Громко чётко называйте!
По моей команде нужно:
Встаньте на балансиры. Ноги на ширине плеч.
Выполняйте перекрёстные движения – локоть – колено:
Ла-Ля
Лэ-Ле
Ло-Лё
Лу-Лю
Лы-Ли
Сидя на корточках, выполняйте повороты головой влево – вправо.
Сидя на корточках, выполнять круговые вращения руками.
Стоя, ноги на ширине плеч, хлопок ладонями перед грудью, двумя
руками по коленям, снова перед грудью, левой ладонью хлопок по
правой коленке, хлопок перед грудью,
правой ладонью хлопок по
левой коленке. Повторить несколько раз с речевым сопровождением:
Метели летели, метели мели,
Метели свистели у белой земли.
Метели хватали за ветки дубки,
Метели мотали из снега клубки.
Метели летели, метели мели,
Метели из снега сугробы плели.
Логопед: Молодцы! Справились!
Логопед: А я приглашаю вас встать в круг и поиграть с мячом в игру, в
которой надо быть очень внимательным, услышать и исправить ошибки:
Елка сидит на белке.
Стол поставили на лампу.
Флажок махал Павлом.
Стул укатился под клубок.
Леденцы купили Полину.
Листья сидели на улитках.
В пеленке лежит коляска.
Психолог:
В нашем фитнес клубе есть песочницы, упражнения с песком
тоже очень способствуют развитию мышления.
Логопед: Покажете?
Психолог: Конечно. Дети, приглашаю вас за столы. (на столах подносы с
песком и набор камешков по количеству детей)
Предлагаю вам превратиться в волшебников. И сейчас мы с вами этот песок
превратим… А вот отгадайте, во что мы его превратим.
Отгадайте загадку:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Предполагаемые ответы детей: снежинка
Психолог: Снежинка. И мы, волшебники, можем превратить песок в снег.
И вот перед вами снежная поляна. Повторяйте за мной: большая снежная
поляна, налетела вьюга, разравняла снежок, проехали сани, за ними лыжи,
прискакали на полянку зайки, волки бродили кругами, пробежала лисичка,
хвостиком все подмела, пришел медведь, лапами снежок утоптал. Собрались
звери вместе и подумали, а не слепить ли нам снежный колобок. Он от нас
точно не укатится. Стали звери лепить колобок. (Двумя руками одновременно
берите камушки и выложите колобка как на образце – дети выкладывают
колобка). Вот колобок и готов! Устали звери и пошли спать. А тут вдруг
потеплело, стал колобок таять, таять и растаял. (двумя руками одновременно
берите камушки и складывайте их обратно в баночку) А медведю не спится,
бродил он, бродил и пришел посмотреть на колобка. А колобка нет. Удивился
медведь, а потом сделал себе берлогу (песок сгребается в кучку) и лег спать.
(Отодвиньте подносы на край стола, закройте глаза, расположитесь удобно,
можно даже прилечь на руки вот так (показывает, как можно прилечь на
руки) звучит тихая музыка).
Обошел весь мишка лес
И в берлогу спать залез,
Лапу в пасть засунул он,
И увидел сладкий сон,
Дети тоже спать легли,
Сладкие им снятся сны!
Тише, тише, не шумите,
Деток наших не будите!
Птички будут щебетать, (щебечет птичка)
Будем глазки открывать!
Мы проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись!
Логопед: Дети, вам понравилось тренировать мозг?
Предполагаемые ответы детей: Да!
Логопед: А какое упражнение вам особенно понравилось и почему?
Предполагаемые
ответы
детей: с песком, с льдинками, с сугробом, на
балансирах и др. Было весело.
Психолог: Вот видите, гимнастика для ума и веселая и полезная.
Логопед: А мне понравилось быть вашим тренером. Вы очень старались, а в
такой сложной гимнастке старание – это главное. И за старание я хочу
подарить вас сувениры. Жду вас на следующей тренировке!
Список используемой литературы:
1. Горячева
Т.Г.,
Султанова
А.С.
Сенсомоторная
коррекция
при
нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.
2. Деннисон
П.И.,
Деннисон
Г.И.
Образовательная
кинестетика
для
детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и
педагогов,
воспитывающих
детей
разного
возраста:
Пер.
с
англ.
М.:
Восхождение, 1998.
3. Клюева
Н.В.,
Касаткина
Ю.В.
Учим
детей
общению.
Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе
комплексной
реабилитации
детей
со
специальными
образовательными
потребностями. – Новосибирск, 2008.
5. Лютова
Е.К.,
Монина.
Тренинг
эффективного
взаимодействия
с
детьми. – СПб., 2005.
6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.:
Генезис, 2005.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.
9. Сиротюк
А.Л.
Упражнения
для
психомоторного
развития
дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.
10. Сиротюк
А.
Л.
Нейропсихологическое
и
психофизиологическое
сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.