Автор: Сластникова Марина Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Евлантьевка
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Программа внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Программа внеурочной деятельности «Твори, выдумывай, пробуй!»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Твори, выдумывай, пробуй!» для 1-4 классов разработана в соответствии:
Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015г.)
Программа внеурочной деятельности «Твори, выдумывай, пробуй!» ориентирована на реализацию нескольких направлений внеурочной
деятельности: социальное, общекультурное, интеллектуальное.
Программа предполагает разновозрастное взаимодействие обучающихся, наличие деятельностных форм и разработана на основе проектно-
исследовательской технологии обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Суть данной технологии заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем и
умению практически применять полученные знания.
Результатом применения этой технологии является создание собственного интеллектуального продукта, предназначенного для активного
применения в образовательной практике.
Технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов обучения.
Основные направления работы по данной технологии в начальной школе это:
– решение проектных задач;
– проекты;
– исследовательские работы.
Программа «Твори, выдумывай, пробуй!»по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-
познавательной; по форме организации – общедоступной.
Программа
является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших
школьников автора А.И.Савенкова и С.Г. Щербакова.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться –
самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Форма организации внеурочной деятельности: кружок.
Срок реализации программы “Твори, выдумывай, пробуй!”» составляет 4 года (1час в неделю). Программа реализуется с 2019/2020 уч.года.
Продолжительность занятия составляет 35–45 мин. Для занятий используется классная комната со столами для работы в группах. Формы
работы на занятиях преимущественно групповые – 3–5 человек. На занятиях используется компьютерное оборудование.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
1.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс)
Второй уровень результатов (2-3
класс)
Третий уровень результатов
(4 класс)
предполагает приобретение
первоклассниками новых знаний,
опыта решения проектных задач по
различным направлениям. Результат
выражается в понимании детьми сути
проектной деятельности, умении
поэтапно решать проектные задачи.
предполагает позитивное отношение
детей к базовым ценностям общества,
в частности к образованию и
самообразованию. Результат
проявляется в активном использовании
школьниками метода проектов,
самостоятельном выборе тем (подтем)
проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска,
систематизации и оформлении
интересующей информации.
предполагает получение школьниками
самостоятельного социального опыта.
Проявляется в участии школьников в
реализации социальных проектов по
самостоятельно выбранному
направлению.
Итоги реализации программы могут
быть представлены через
презентации проектов, участие в
конкурсах и олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали, чемпионаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи,
понимание
предложений
и
оценок
учителя,
взрослых,
товарищей,
родителей;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования
в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
-оценивать свои действия;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы
в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ владеть основами смыслового чтения текста;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость,
возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения
в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию
партнера в общении и взаимодействии;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• разработать гипотезу
• деятельность по самостоятельному исследованию, выбор методов исследования;
• изложить последовательно исследовательский материал
• зафиксировать полученные знания (сбор и обработка информации);
• проанализировать и обобщить полученный материал;
• подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
• организация публичного выступления и защита с доказательством своей идеи;
• обучение правилам написания исследовательских работ
• формирование представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• активизация интереса учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и
практической работе.
Результаты («выходы») исследовательской деятельности младших школьников:
модель
книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
поделки,
экскурсия
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы «Твори, выдумывай, пробуй» обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися
основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от
творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо,
чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные
связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
В тематическом планировании указываются темы по классам с видами деятельности для каждого класса.
1 класс (33 часа).
Занятия в рамках развития исследовательских способностей начинаются с начала учебного года. Самостоятельная исследовательская
практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Программой предусматриваются часы на
индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии
педагога.
2 класс ( 34 часа)
Во втором классе все дети (не только одарённые), должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок
ведёт тетрадь, где подробно описан каждый шаг пути проведения собственного исследования, и начинает работу. Результаты собственной
исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах
исследовательских работ и творческих проектов.
3 класс (34 часа).
В третьем классе программа предполагает самостоятельный выбор темы, организацию и проведение собственных исследований, подготовки
работ к защите.
Коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл
разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками.
4 класс. (34ч)
В четвёртом классе программа предусматривает накопление опыта учебно-исследовательской деятельности.
Итоги собственной исследовательской работы учащиеся проводят на «защитах по номинациям».
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт,
спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная
презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Эта работа выполняется добровольно. Учитель не
принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Каждая исследовательская работа должна быть доведена до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный
результат. После завершения работы детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и
услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов работы будут присутствовать не только другие дети, но и
родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной
исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и
оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы ; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной
тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Класс
Виды деятельности
Сроки
1
Что такое исследование,
проект.
Что можно исследовать?
Формулирование темы.
Как выбрать тему проекта?
1
Презентация исследовательских работ
Учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска,
анализа информации.
Формулировать собственное мнение и позицию.
1ч
2,3
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на
развитие формулирования темы.
Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших
детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их
результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях,
использующихся в нашей жизни.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для
исследования. Памятка «Как выбрать тему».
4
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия
тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
2
Научные исследования и
наша жизнь. Знания,
1
Коллективное
обсуждение
вопросов
о
наиболее
заинтересовавших
детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их
1ч
умения и навыки,
необходимые в
исследовательской работе.
результатов.
Беседа
о
самых
интересных
научных
открытиях,
использующихся в нашей жизни.
2,3
Коллективное
обсуждение
вопросов
о
наиболее
заинтересовавших
детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их
результатов.
Беседа
о
самых
интересных
научных
открытиях,
использующихся в нашей жизни.
Практические
задания
по
развитию
умений
наблюдать
и
экспериментировать.
Практические задания _ использование методов исследования в ходе
изучения доступных объектов.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание
«Посмотри на мир другими глазами».
4
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
3
Методы исследования.
Научное прогнозирование.
1
Знакомство с методами исследования (подумать самостоятельно,
спросить у другого человека, понаблюдать)
1ч
2,3
Совершенствование
владения
основными
доступными
методами
исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека,
понаблюдать, провести эксперимент и др.).
Практические
задания
-
тренировка
в
использовании
методов
исследования
в
ходе
изучения
доступных
объектов
(вода,
свет,
комнатные растения, животные, люди и т.п.).
4
Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать
суждения»,
«Как
делать
обобщения»,
«Как
классифицировать».
Практические задания по структурированию текстов.
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных
идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
4
Что такое проблема
Наблюдение как способ
выявления проблем.
1
Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки
зрения. Игра “Посмотри на мир чужими глазами,”«Поиск».
Упражнения на развитие умения находить предметы по их описанию,
назначению.
1ч
2,3
Формулировать собственное мнение и позицию.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение
преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные
зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе
наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения
(микроскоп, лупа и др.).
4
Задания на развитие умения выявлять проблему
Практическое
задание
«Как
люди
смотрят
на
мир».
Что
такое
проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование
и исследование».
1
Учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска,
анализа информации.
1ч
5
Умения выявлять проб-
лему. Ассоциации и
аналогии.
2,3
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй
в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”,
“Найди ошибки художника”.
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть
проблемы».
4
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».
Практические
задания
на
выявление
уровня
развития
логического
мышления.
Практические
задания
на
ассоциативное
мышление.
Практические задания на создание аналогий.
6
Познаем мир. Наблюдение
и эксперимент – способы
познания окружающего
мира.
1
Игры на внимание: “Нужно – не нужно”, “Местное радио”, “Зеленый,
красный, зеленый”, “Палочка, остановись!”, “Разложи правильно
картинки”.
Учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска,
анализа информации.
Формулировать собственное мнение и позицию.
1ч
2,3
Работа
с
приборами,
созданными
для
наблюдения
(телескопы,
бинокли,
микроскопы
и
др.).
Практические
задания
по
развитию
наблюдательности.
Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе
(классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
4
Коллективная
беседа
-
как
правильно
проводить
наблюдения
и
эксперименты.
Практическое
занятие
-
проведение
наблюдений
и
экспериментов.
7
Школа «почемучек»
Постановка вопроса
(поиск гипотезы).
Формулировка
предположения (гипотезы)
1
Упражнения
на
обстоятельства
и
упражнения,
предполагающие
обратные действия (“Сходство и различие”). Игра “Найди причину”
Упражнения на развитие умения правильно задавать вопросы.
1ч
2,3
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы.
Практические
задания:
“Давайте
вместе
подумаем”,
“Что
бы
произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания
каждого человека на Земле?”
4
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по
теме исследования
8
Целеполагание,
актуализация проблемы,
выдвижение гипотез.
1
Упражнения на развитие умения правильно задавать вопросы.
1ч
2,3
Практические
задания:“
Придумай
как
можно
больше
гипотез
и
провокационных
идей”
и
др.
Задания:
как
создаются
гипотезы.
Упражнения на умения
создавать и строить гипотезы, различать
провокационную идею от гипотезы.
4
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по
теме исследования
9
Планирование работы.
1
Коллективная
беседа
«Нужен
ли
исследователю
план
работы».
Практическая
работа
«Планируем
и
проводим
собственные
наблюдения».
1ч
2,3
Практическая
работа
«Планируем
и
проводим
собственные
исследования».
Использование методов исследования при решении задач
исследования, умение задавать вопросы, составлять план работы,
находить информацию. Игра «По местам».
4
Составление плана работы
10
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
интервьюированию
1
Знакомство с анкетой и опросом. Проведение опроса по данной теме.
1ч
2,3
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах
4
Составлять анкету, опрос к данной работе
11
Что такое логика.
Основные логические
операции
1
Упражнения и задания на логические операции
1ч
2,3
Практические задания на анализ и синтез.
Практическое
использование
приемов,
сходных
с
определением
понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов
Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование.
Определение понятий.
4
Практические задания на выявление уровня развития логического
мышления. Практические задания на ассоциативное мышление.
Практические задания на создание аналогий. Задания на развитие
логики.
12
Удивительный вопрос
«Искусство задавать
вопросы и отвечать на
них»
1
Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила
совместной работы в парах.
Учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска,
анализа информации.
Допускать
возможность
существования
у
людей
различных
точек
зрения,
в
том
числе
не
совпадающих
с
его
собственной,
и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
1ч
2,3
Коллективная
беседа
«Умные
и
глупые
вопросы».
Практические
занятия
по
тренировке
умений
задавать
вопросы.
Практические
задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
4
Практические
занятия
по
тренировке
умений
задавать
вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать
на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
13
Сбор материала для
исследования
1
Правила и способы сбора материала
1ч
2,3
Правила и способы сбора материала
Находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться
способами фиксации материала.
4
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого
материала для работы. Работа с источниками информации
14
«Искусство делать
сообщения»
1
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в
исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы
по теме исследования.
1ч
2,3
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как
выделить
главное
и
второстепенное.
Как
подготовитьтекст
выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Практические
задания
«Что
сначала,
что
потом»,
«Составление
рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
4
Практические задания « Как правильно спланировать сообщение о
своем исследовании». Как выделить главное и второстепенное.
Правила подготовки сообщения и требования к сообщению.
15
Как подготовиться к
защите»
1
Составление алгоритма выступления
1ч
2,3
Планирование
собственного
выступления
Анализ
полученных
материалов.
Определение
основных
понятий.
Структурирование
полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к
ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей,
схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Коллективное обсуждение
проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как
отвечать на вопросы» и т.п.
Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и
т.п.
4
Индивидуальная
работа
над
подготовкой
к
защите
собственных
исследовательских
работ.
Анализ
полученных
материалов.
Определение
основных
понятий.
Структурирование
материалов.
Подготовка
текста
доклада.
Подготовка
к
ответам
на
вопросы.
Разработка
и
выполнение
рисунков,
чертежей,
схем,
графиков,
макетов, моделей и т.п.
16
Источники информации
«Учимся выделять главное и
второстепенное»
1
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска,
анализа и информации
1ч
2,3
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять
главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
4
Работа с источниками информации для исследования и проекта.
17
Учимся выбирать
дополнительную
литературу, работать с
книгой
1
Экскурсия в библиотеку. Выбор литературы на данную тему.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска
анализа и информации,
1ч
2,3
Составление памятки «Как работать с книгой»
Какие
книги
используют
исследователи,
какие
книги
считаются
научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше
начинать читать научные книги.
Практическая работа по структурированию текстов.
Экскурсия в библиотеку
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого
материала для работы.
4
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить
правильно записывать литературу, используемую в проекте
18
«Как выбрать тему
собственного
исследования»
1
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного
исследования. Индивидуальная работа с учащимися
1ч
2,3
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований.
Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
Индивидуальная работа с учащимися
4
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований.
Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
19
Оформление работы и
презентации
1
Как правильно оформить работу. Индивидуальная работа с
учащимися
1ч
2,3
Как правильно оформить работу. Составление памятки.
4
Как правильно оформить работу. Составление памятки.
Составление презентации
20
Предсказания погоды по
народным приметам
1
Беседа «Что такое народные приметы». Рисунки по теме.
1ч
2,3
Сбор информации. Выявления примет, по которым можно
предсказывать погоду.
4
Исследовательская работа по теме: «Предсказания погоды по
народным приметам».
21
Проект «Я и мое имя»
1
Игра “В поисках своего имени.”
1ч
2,3
Сбор информации. Коллективный проект “Поляна дружных имен”.
4
Исследовательская работа «Почему меня так назвали?»
22
«Я и мое имя»
1
Сообщения о своём имени.
1ч
2,3
Сбор информации. Оформление проекта.
4
Исследовательская работа «Почему меня так назвали?»
Анализируют информацию, оформляют работу. Участвуют в
самоанализе и самооценке работы.
23
«Кормушка
для
птиц».
Птицы нашего края.
1
Просмотр иллюстраций кормушек. Выработка идей и модели
проекта. Разработка рекламы изделия
1ч
2,3
Сбор информации о птицах нашего края. Оформление проекта
4
Исследовательская работа «Какие птицы прилетают на мою
кормушку»
24
Новый год – любимый
праздник.
1
Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Результат: изготовление новогодних игрушек для украшения школы и
класса; изготовление новогодней гирлянды для школьной елки.
Работать в группе и оценивать результат своего труда;
1ч
2,3
Сбор информации по теме: «Новый год – любимый праздник».
История праздника Нового года. Традиции новогоднего праздника в
нашей стране.
4
Исследовательская работа «Новый год – любимый семейный
праздник».
25
«Новый год – любимый
семейный праздник»
1
Выполнение рисунков на тему: «Новый год – семейный праздник».
1ч
2,3
Сбор информации по теме: «Новый год – любимый семейный
праздник». История праздника Нового года. Традиции новогоднего
праздника в моей семье.
4
Исследовательская работа «Новый год – любимый семейный
праздник». Анализируют информацию, оформляют работу. Участвуют
в самоанализе и самооценке работы.
26
Алфавит
История русской азбуки
1
Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Знакомство с
практическим применением алфавита в жизни людей;
1ч
2,3
Сбор информации по теме: «Алфавит». История русской азбуки.
Результат: коллективный проект “Азбука в картинках”.
4
Исследовательская работа «Зачем нужно учить буквы и алфавит»
27
Моя семья
1
Слушание и чтение произведений, в которых описывается семья
известного человека
Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи.
1ч
2,3
Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют
результаты.
Сбор информации. Составление генеалогического древа.
4
Исследовательская работа «Моя родословная».
28
Обычаи и традиции в моей
семье. Я и моя семья.
1
Составление рассказа о своей семье. Выполнение рисунка «Моя
семья»
1ч
2,3
Сбор информации. Обычаи и традиции в моей семье
4
Исследовательская работа «Моя родословная».
Анализируют информацию, оформляют работу. Участвуют в
самоанализе и самооценке работы.
29
Что мы знаем о растениях.
Растения родного края
Комнатные растения
нашего класса.
1
Знакомства с видами растений, редкими и исчезающими растениями,
условиями жизни растений. Выполнение рисунков.
1ч
2,3
Сбор информации по теме. Коллективный проект – выставка работ
“Природа и фантазия”.
4
Исследовательская работа по теме: « Могут ли комнатные растения
быть лекарственными». Анализируют информацию, оформляют
работу. Участвуют в самоанализе и самооценке работы.
30
Что за прелесть эти
сказки!
1
Знакомятся с народными и авторскими сказками. Выполнение
рисунков. Выбор темы коллективного проекта: «Моя любимая
сказка», «Сочиняем сказку»,
1ч
2,3
Выбор темы коллективного проекта: «Сочиняем сказку».
Сбор информации.
4
Исследовательская работа «Почему в сказках добро побеждает зло»
31
Изготовление книжки -
малышки
1
Реализации полученных знаний в практической деятельности.
Результат: книжка - малышка
1ч
2,3
Изготовление книжки – малышки. Оформление работы.
4
Исследовательская работа «Почему в сказках добро побеждает зло».
Оформляют работу.
32
«Создание сборника
сказок об одном из
животных (зайце, лисе,
волке, медведе)
1
Просмотр мультфильма, главными героями в котором являются эти
животные.
Выбор темы для сборника сказок. Сообщение о каком либо животном
из сказок. Выполнение рисунков.
1ч
2,3
Сбор информации по теме. Коллективный проект «Создание сборника
сказок об одном из животных (зайце, лисе, волке, медведе)
4
Исследовательская работа «Почему в сказках добро побеждает зло»
Анализируют информацию. Участвуют в самоанализе и
самооценке работы.
33
Что мы узнали и чему
научились за год
Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Твори,
выдумывай, пробуй». Рефлексия проведенной работы за год. Отбор
лучших работ.
1ч
34
Моя лучшая работа
Презентация работ обучающихся
1ч