Автор: Сайкова Елена Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактическая игра для автоматизации и диференциации звуков Р-Л "Рыбалка"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков
“Рыбалка”
для детей дошкольного возраста (4-7 лет).
Выполнила
учитель-логопед,
первой квалификационной категории
МАДОУ «Синеглазка»
Сайкова Елена Вячеславовна
Коррекционные задачи:
Автоматизировать, дифференцировать поставленные звуки Р-Л.
Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.
Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
Стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Описание игры: данная игра состоит из набора рыбок с картинками, в названии которых
включены слова со звуками Р-Л, 1 аквариум, 1 удочка, 2 маленьких аквариума, каталог
картинок. Количество игроков: 1-2 человека. Данная игра может быть использована как на
индивидуальной, так и на подгрупповой, фронтальной коррекционной деятельности.
Руководство игрой:
1 группа игр.
Коррекционная задача: автоматизировать поставленные звуки (в слове)
Скажи правильно.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её,
правильно произнося поставленный звук в слове. За каждое правильно выполненное задание
кладёт рыбку в аквариум с заданным звуком. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
2 группа игр.
Коррекционная задача: Формировать фонетико-фонематические представления и
слоговой структуры слова (закреплять умение определять положение звука в слове; делить
слова на слоги; совершенствовать навыки звукового анализа)
Определи первый звук в слове.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её.
Затем выделяет первый звук в названии картинки. За каждое правильно выполненное задание
кладёт рыбку в аквариум с заданным звуком. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Назови последний звук в слове.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её.
Затем выделяет последний звук в названии картинки. За каждое правильно выполненное
задание кладёт рыбку в аквариум с заданным звуком. Далее, он передаёт ход следующему
игроку.
Определи, какие гласные звуки спрятались в слове?
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её.
Затем выделяет гласные звуки в названии картинки. За каждое правильно выполненное задание
кладёт рыбку в аквариум с заданным звуком. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Раздели слово.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой,
называет её. Затем определяет количество слогов в слове. За каждое правильно
выполненное задание кладёт рыбку в аквариум с заданным звуком. Далее, он передаёт ход
следующему игроку.
3 группа игр
Коррекционная задача: Развивать лексико-грамматический строй речи (закреплять
умение: образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать
существительные с прилагательными и числительными; составлять предложения с заданным
словом; различать одушевленные и неодушевлённые предметы).
Кто это или что это?
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её.
Затем ставит вопрос “Кто это?” или “Что это?”, определяя живое-неживое. За каждое
правильно выполненное задание кладёт рыбку в аквариум с заданным звуком. Далее, он
передаёт ход следующему игроку.
Один-много.
Дети по очереди берут удочку и начинают “рыбачить”. Ловят рыбку с картинкой, называют её.
Затем называют слово во множественном числе именительного падежа. За каждое правильно
выполненное задание кладут рыбку в аквариум с заданным звуком.
Какой? Какая? Какое?
Каждый по очереди берут удочку и начинают “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет
её. Затем подбирает признаки в соответствии с тем, к какому роду относится предмет
(мужскому, женскому или среднему). За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку
в аквариум с заданным звуком.
Скажи ласково.
Каждый по очереди берут удочку, и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет
её, а затем преобразует слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. За каждое
правильно выполненное задание кладут рыбку в аквариум с заданным звуком, и передаёт ход
следующему игроку.
Посчитай.
После того, как игрок “поймал” рыбку, назвал картинку, он считает предмет от одного до пяти,
согласуя окончания. За каждое правильно выполненное задание кладут рыбку в аквариум с
заданным звуком, и передаёт ход следующему игроку.
4 группа игр.
Коррекционная задача: Развивать связную речь.
Составь предложение с данным словом.
После того, как игрок “поймал” рыбку, назвал картинку, он составляет предложение любой
сложности. За каждое правильно выполненное задание кладут рыбку в аквариум с заданным
звуком и передаёт ход следующему игроку.
Придумай загадку.
Дети по очереди берут удочку и начинают “рыбачить”. Первый игрок ловит рыбку с картинкой,
но ее не называет. Затем он описывает характерные признаки изображённого предмета: форму,
цвет, вкус, действия, которые может совершать сам предмет, и действия, которые можно
совершать с ним. Остальной игрок (игроки) пытаются угадать, о каком предмете идет речь.
Затем к заданию приступает другой ребенок.