Авторы: Леут Елена Вадимовна, Слонов Мурат Тимофеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Краснодарский краевой базовый медицинский колледж МЗКК
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЕВАЯ ИГРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Раздел: среднее профессиональное
РОЛЕВАЯ ИГРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО
КОЛЛЕДЖА
Основным условием формирования устойчивых знаний и умений при
подготовке студентов-акушерок в медицинском колледже является сочетание
знаний
базисных
дисциплин
(анатомия,
физиологическое
акушерство)
со
знаниями и умениями, приобретаемыми на занятиях по патологическому
акушерству и гинекологии.
В обстановке творческой дискуссии проводится обсуждение наиболее
сложных вопросов изучаемого материала в целях углубления и закрепления
знаний студентов, полученных ими на лекциях и в процессе самостоятельной
работы над учебным материалом.
Для достижения высокого качества подготовки студентов по дисциплине
создается
соответствующая
материальная
база,
включающая
муляжи
и
фантомы,
инструментарий,
учебные
фильмы,
схемы,
слайды,
приказы,
инструкции, памятки и др.
Одной из технологий в процессе обучения студентов является ролевая
игра.
Достоинство
ролевой
игры
в
том,
что
она
в
высокой
степени
мотивирует
студентов
и
обеспечивает
им
простую,
непосредственную
и
быструю обратную связь относительно последствий их действий.
При хорошей организации и проведении ролевой игры она неизменно
нравится студентам, так как они втягиваются в нее и долго о ней вспоминают,
когда уже забыты многие другие знания, которые они ранее приобрели.
Цель
применения
ролевых
технологий
в
обучении
–
развитие
устойчивого
познавательного
интереса
у
студентов
через
разнообразные
игровые формы обучения.
Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее
участниками реальной практической деятельности людей, создает условия
реального общения.
Игра – это игровая деятельность, в процессе которой игроки выступают
в разных ролях. Игра также легко трансформируется в различные формы
индивидуальной
активности,
давая
возможность
каждому
студенту
попробовать
себя
в
той
или
иной
роли,
проявить
индивидуальные
способности.
Игра
формирует
способность
принимать
самостоятельные
решения,
оценивать
свои
действия,
действия
других,
побуждает
анализировать свои знания, совершенствовать практические навыки.
Ролевые
игры
являются
сложным
педагогическим
приемом
и
предъявляют определенные требования в первую очередь к группе студентов.
Студенты должны иметь определенный уровень знаний.
При
проведении
ролевой
игры
особое
внимание
уделяется
формированию
мышления
и
привитию
студентам
понятий,
практических
навыков и умений медико-психологической коррекции, необходимых им для
работы по предназначению.
Особенность
этой
методики
заключается
в
следующем:
во
время
проведения
манипуляции,
студент
находится
под
контролем
своих
одногруппников. По окончанию манипуляции, студент выслушивает свои
ошибки.
Ролевые игры представляют собой мощное образовательное средство.
Например,
ролевые
и
деловые
игры
проблемной
направленности
дают
возможность через ролевой сюжет проиграть возможные способы решения
проблем. Это позволяет глубже вникнуть в проблему, пропустить ее как бы
через себя, т. е. через персонаж, роль которого студент исполняет.
Одно дело изучить, например, по учебнику особенности течения той или
иной
болезни,
и
совсем
другое
дело
в
процессе
деловой
игры
принять
патологические роды.
Роль преподавателя в процессе игры постоянно меняется. На начальном
этапе
преподаватель
может
взять
себя
определенную
роль,
однако
не
главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его
руководством.
В
последующем,
на
заключительных
этапах
игры,
преподаватель
становиться
зрителем.
Очень
важен
дифференцированный
подход.
Не все студенты обладают одинаковым уровнем знаний и способностью
к самостоятельной работе и для того, чтобы они не оказались «вне игры» для
них
необходимо
подготовить
индивидуальные
ролевые
карты
с
лексико-
грамматическим
материалом.
Когда
же
ролевая
игра
станет
привычным
упражнением для студентов, роль преподавателя изменится. Он становится
больше
наблюдателем,
чем
ведущим.
Это
неизбежно
связано
с
тем,
что
акцент смещается с активной деятельности преподавателя на активную и
самостоятельную деятельность студентов.
Ролевая игра является перспективной формой обучения, так как она:
способствует созданию благоприятного психологического климата на
занятии;
усиливает мотивацию и активизирует деятельность обучающихся;
позволяет использовать имеющиеся у студента знания, опыт, навыки
общения в профильно-ориентированных ситуациях.
Что дает ролевая игра:
объективно оценить подготовку студента к занятию;
прозрачность в оценки знаний;
развевает навыки публичных выступлений;
развивает
умение
формулировать
мысль
с
использованием
профессиональных терминов;
ролевая игра сокращает время накопления профессионального опыта;
ролевая
игра
устраняет
пропасть
между
обучением
и
реальными
жизненными ситуациями.
Таким
образом,
ролевая
игра
–
решает
задачи
формирования
коммуникативной
составляющей
профессиональной
деятельности,
о п р е д е л е н и е
р ол е в о й
п о з и ц и и ,
ф о рм и р о в а н и е
с т е р е о т и п о в
профессионального поведения и его коррекции в общении с пациентами.