Автор: Плотникова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 110 "Ласточка" города Белово"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе
Тема: "Полезное мыло"
Раздел: дошкольное образование
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во
второй младшей группе «Лучики солнца»
«Полезное мыло»
Воспитатель: Плотникова Е.Ю.
Цель: Научить детей в процессе экспериментальной деятельности различать
и называть свойства мыла; помочь объяснить значение мыла.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в
процессе практической деятельности с мылом.
2. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение
наблюдать, сравнивать и делать умозаключения (мыло пенится, мылится,
отмывает грязь, растворяется в воде).
3. Формировать обобщения о значении мыла.
4.Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования с мылом.
Ход занятия:
Дети сидят в группе на стульчиках, приходит к ним Маша-чумазуля.
Маша чумазуля: Здравствуйте ребята! Со мной приключилась беда. Я шла
на День рождения к своей подружке и упала в лужу, вся перепачкалась.
Пошла домой и попыталась отмыть грязь водой, но ничего не получилось,
только грязь размазала. Не могу же я прийти на День рождения такая грязная.
Что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Маша не смогла отмыть грязь
водой? Как нам ей помочь.
Ответы детей: (Маша не смогла отмыть грязь водой, потому что надо
умываться с мылом)
Маша чумазуля: С мылом? А что такое мыло?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Тогда нам надо отправиться на поиски мыла. В путь.
Физминутка
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.
1 стол
Маша чумазуля: Ой, ребята, посмотрите, какие коробки красивые?
Наверное в них конфеты лежат. Я их так люблю. Сейчас посмотрю.
Воспитатель: Нет, Маша, это волшебные коробки. Чтобы узнать, что в них к
нам на помощь придут наши помощники- органы чувств. А ĸаĸие органы
чувств вы знаете?
Дети: Руки, уши, глаза, нос, язык.
Воспитатель: А сейчас просуньте руку в волшебную ĸоробĸу ощупайте
предмет и опишите его. Какой он?
Дети: Круглый, квадратный, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый.
Воспитатель: Какой помощник нам в этом помог?
Дети: Рука
(Воспитатель вешает карточку на доску)
Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет?
Дети: Яблоком, арбузом, цветами, мёдом, шоколадом.
Воспитатель: Какой помощник нам помог определить запах предмета?
Дети: Нос.
(Воспитатель вешает карточку на доску)
Воспитатель: А теперь послушайте. Издаёт предмет звук?
Дети: Нет, звуки он не издаёт.
Воспитатель: Какой помощник нам это помог узнать?
Дети: Уши.
(Воспитатель вешает карточку на доску)
Воспитатель: Ребята, если предмет не издаёт звук, то какую мы должны
взять карточку?
Дети: Ухо перечеркнутое красными линиями.
(Воспитатель вешает карточку на доску)
Воспитатель: А теперь откройте коробку и скажите, что это.
Дети: Мыло.
Воспитатель: Какой помощник нам помог определить, что это мыло?
Дети: Глаза.
(Воспитатель вешает карточку на доску)
Воспитатель: А язык нам помог?
Дети: Нет. Мыло нельзя брать в рот и лизать языком. Оно несъедобное.
Воспитатель: А если язык нам не помог, то какую карточку вы возьмёте?
Дети: Карточку, где язык перечёркнут красными линиям
(Воспитатель вешает карточку на доску)
Маша чумазуля: Так вот какое оно-мыло… Ребята, а почему у вас все
кусочки мыла разной формы, разного цвета и разного запаха?
Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.
Воспитатель: А вы знаете, что мыло может быть фокусником?
Дети: Нет.
Маша чумазуля: Я обожаю фокусы!!!
Воспитатель: Тогда проходите все к столу.
2 стол
Маша чумазуля: Как всего много.
Воспитатель: Но прежде чем мы начнём, давайте расскажем Маше, что
необходимо помнить при работе с мылом.
Дети занимают рабочие места, воспитатель обращает внимание на воду.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? Каĸая вода? Она грязная, мутная
или чистая?
Дети: Прозрачная, теплая, чистая. (она грязная, мутная или чистая?)
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки мыло и скажите какое оно на ощупь?
Дети: Сухое, гладкое.
Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно
стало?
Дети: Оно стало мокрое, скользкое.
Воспитатель: А теперь давайте размылим мыло.
Маша чумазуля: Ух ты, какие у вас белые перчатки на руках. А для чего они
нужны?
Дети: Белые перчатки на руках нужны чтобы отмыть грязь. Чем белее
перчатки, тем лучше отмывается грязь.
Маша чумазуля: А с водой то что стало? Она же была прозрачная и чистая.
Дети: Она стала мутная, непрозрачная.
Маша чумазуля: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-
разному?
Дети: Потому что мыло растворилось в воде, и вода приобрела запах мыла.
Маша чумазуля: И что, теперь можно этой мутной водой умываться?
Воспитатель: Нет, Маша, ты такая грязная, что нам понадобиться губка.
Воспитатель: А сейчас давайте намочим губĸу, намылим её мылом и
отожмём .
Маша чумазуля: А что это у вас образовалось?
Дети: Образовалась пена.
Воспитатель: А где ещё может пригодиться мыло?
Дети: В стирке, мытье посуды
Воспитатель: Ну что, Маша, отмывай свою грязь
Маша отмывает грязь мылом
Маша чумазуля: Сколько я сегодня интересного узнала, но боюсь забыть.
Напомните мне ребята.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а мыло не только фокусник и обладает волшебными
свойствами, но важно знать правила при работе с ним. Но об этом мы узнаем
на следующем занятии.
Давайте и нашим гостям подарим по мылу.
(Дети дарят гостям мыло)