Автор: Пузикова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г.Коломна, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование семейных ценностей как одна из важнейших составляющих духовно-нравственного воспитания"
Раздел: начальное образование
Формирование семейных ценностей как одна из важнейших составляющих
духовно-нравственного воспитания
В настоящее время интерес общества к семье и браку велик, так как функции
семьи связаны со всеми главными сферами жизнедеятельности общества в
целом. Изучение и рассмотрение ее развития в исторической ретроспективе на
уроках
истории
и
обществознания
как
основной
единицы
воспроизводства
населения
необходимо
и
важно:
во-первых,
чтобы
создать
ясную
картину
демографического
развития,
которую
должно
понимать
современное
подрастающее поколение, во-вторых, чтобы понять социально-нравственные,
духовные
грани
развития
общества,
наметить
пути
преобразования
современного общества.
Семье
и
ее
проблемам
уделялось
не
достаточно
внимания
на
протяжении
предшествующих лет, однако в последнее время интерес к проблемам семьи
возрос на государственном уровне. Вспомним, что 2008 г. был объявлен Годом
семьи. Тогда же появились в законодательстве нововведения, принятые нашим
правительством, для укрепления и сохранения семьи как основной единицы
современного
здорового
общества:
школьные
программы
по
предметам
история, обществознание, основы безопасности и жизнедеятельности содержат
целые разделы, посвященные изучению внутрисемейных отношений.
Актуальность
проблемы
обусловлена,
прежде
всего
тем,
что
в
наш
век
модернизации семья и семейные отношения утратили свои первоначальные
ценностные установки, молодые люди не спешат юридически оформлять свои
отношения, увеличивается количество матерей-одиночек и брошенных детей, а
современные семьи имеют максимум одного ребенка.
Формирование семейных ценностей у современного подрастающего поколения
является
одной
из
важнейших
составляющих
духовно-нравственного
воспитания. В школах ведется работа по разъяснению молодому поколению
значимости слова «СЕМЬЯ», но вся эта работа не возможна без поддержки со
1
стороны
государства.
Отсюда
вытекает
преобладающий
интерес
к
рассматриванию и исследованию семьи
подростками на уроках
истории и
обществознания.
Особое место в изучении историко-демографических проблем и их отношения
проходят под влиянием реформаторских преобразований в нашей стране, что
создаёт
оригинальный
феномен,
если
так
можно
назвать,
определенного
сообщества,
так
называемое
городское
население.
Современная
молодёжь
погружена
в
ритм
города,
стремится
реализовывать
себя
через
изучение
экономических и политических процессов страны. Современные школьники
не совсем ясно видят взаимосвязь данных процессов и аспектов семьи.
Изучение
экономических,
политических
и
социальных
аспектов
адаптации
различных
категорий
городского
населения
в
условиях
реформ
сохраняет
актуальность в современном мире. Проблема бездетных семей, гражданских
браков, матерей-одиночек «глубоко пустила корни»
в нашем веке, и похоже
меняться ситуация не собирается. В нашем современном мире почти исчезли
большие семьи, где за круглым столом можно увидеть ни одно поколение.
Чтобы ситуацию изменить,
надо знать ее причины, а отталкиваясь от этих
знаний
находить
разумное
решение
проблемы,
которая
приняла
уже
государственные масштабы. Кто как ни современные школьники – это наше
будущее, будущее нашей страны.
Авторы
учебников
стали
уделять
огромное
внимание
изучению
именно
наметившейся тенденции изменений ценностных установок населения России
на внутрисемейные отношения, а также религиозных ценностей семьи.
Если обратить свой взгляд на дни сегодняшние и провести параллель между
трансформационными
изменениями
взглядов
на
семейные
ценности
второй
половины ХIХ века и ХХI века, то процесс распада семьи как социального
института повторяется. В наш век преобладают простые семьи, так же остается
предпочтение материального блага духовному.
Население городов, семейные аспекты городского быта можно изучать в русле
этнографических исследований русского города через этнографические очерки
2
посредством
проектной
деятельности.
Неоценимыми
источниками
для
изучения нравственно-этических взглядов населения на брак и семью могут
стать духовные книги ведущих вероисповеданий для России - христианства,
ислама, иудаизма (Библия, Коран. Таро). Данный материал позволит обогатить
и расширить представления школьников о внутреннем мире городской семьи.
Именно
широкий
круг
источников,
которые
педагог
может
использовать
в
урочной и внеурочной деятельности, позволит раскрыть нашим современным
детям семейные отношения с разных сторон,
рассмотреть историю семьи,
социальное положение и роль женщины в российском обществе, статус мужа и
жены
во
внутрисемейных
отношениях.
Историко-демографический
аспект
целесообразно
использовать
как
внепрограммный,
с
целью
углубленного
раскрытия темы «Социально-экономическое развитие России».
Раскрыть значимость семьи более масштабно и ярко, а значит
установить
причинно следственные связи трансформации семейных отношений, позволит
дать
шанс найти выход, опираясь на историю прошлого, из сложившейся
ситуации не популяризации семейных ценностей в современном мире. Век
промышленного
роста,
век
новых
идей,
век
новых
взглядов,
как
и
век
сегодняшний,
изменил
взгляды
на
вечное,
без
чего
все
достижения
человеческого
рода
не
имеют
значения
–
внутрисемейные
отношения,
основанные на уважении и духовном богатстве. Ситуацию необходимо менять.
Список использованной литературы:
1.
Голод С.И. Городская семья: прошлое и настоящее .- М.:Наука, 2000.
2.
Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI — XIX вв.)-СПб.: Изд-во
Фроловой Т.В., 1999. - 394 с.
3.
Светозарская К. Светский человек.-Л.: Ассоциация «Невский проспект»., 1991.-
127 с .
3