Напоминание

"Формирование семейных ценностей как одна из важнейших составляющих духовно-нравственного воспитания"


Автор: Пузикова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г.Коломна, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование семейных ценностей как одна из важнейших составляющих духовно-нравственного воспитания"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование семейных ценностей как одна из важнейших составляющих

духовно-нравственного воспитания

В настоящее время интерес общества к семье и браку велик, так как функции

семьи связаны со всеми главными сферами жизнедеятельности общества в

целом. Изучение и рассмотрение ее развития в исторической ретроспективе на

уроках

истории

и

обществознания

как

основной

единицы

воспроизводства

населения

необходимо

и

важно:

во-первых,

чтобы

создать

ясную

картину

демографического

развития,

которую

должно

понимать

современное

подрастающее поколение, во-вторых, чтобы понять социально-нравственные,

духовные

грани

развития

общества,

наметить

пути

преобразования

современного общества.

Семье

и

ее

проблемам

уделялось

не

достаточно

внимания

на

протяжении

предшествующих лет, однако в последнее время интерес к проблемам семьи

возрос на государственном уровне. Вспомним, что 2008 г. был объявлен Годом

семьи. Тогда же появились в законодательстве нововведения, принятые нашим

правительством, для укрепления и сохранения семьи как основной единицы

современного

здорового

общества:

школьные

программы

по

предметам

история, обществознание, основы безопасности и жизнедеятельности содержат

целые разделы, посвященные изучению внутрисемейных отношений.

Актуальность

проблемы

обусловлена,

прежде

всего

тем,

что

в

наш

век

модернизации семья и семейные отношения утратили свои первоначальные

ценностные установки, молодые люди не спешат юридически оформлять свои

отношения, увеличивается количество матерей-одиночек и брошенных детей, а

современные семьи имеют максимум одного ребенка.

Формирование семейных ценностей у современного подрастающего поколения

является

одной

из

важнейших

составляющих

духовно-нравственного

воспитания. В школах ведется работа по разъяснению молодому поколению

значимости слова «СЕМЬЯ», но вся эта работа не возможна без поддержки со

1

стороны

государства.

Отсюда

вытекает

преобладающий

интерес

к

рассматриванию и исследованию семьи

подростками на уроках

истории и

обществознания.

Особое место в изучении историко-демографических проблем и их отношения

проходят под влиянием реформаторских преобразований в нашей стране, что

создаёт

оригинальный

феномен,

если

так

можно

назвать,

определенного

сообщества,

так

называемое

городское

население.

Современная

молодёжь

погружена

в

ритм

города,

стремится

реализовывать

себя

через

изучение

экономических и политических процессов страны. Современные школьники

не совсем ясно видят взаимосвязь данных процессов и аспектов семьи.

Изучение

экономических,

политических

и

социальных

аспектов

адаптации

различных

категорий

городского

населения

в

условиях

реформ

сохраняет

актуальность в современном мире. Проблема бездетных семей, гражданских

браков, матерей-одиночек «глубоко пустила корни»

в нашем веке, и похоже

меняться ситуация не собирается. В нашем современном мире почти исчезли

большие семьи, где за круглым столом можно увидеть ни одно поколение.

Чтобы ситуацию изменить,

надо знать ее причины, а отталкиваясь от этих

знаний

находить

разумное

решение

проблемы,

которая

приняла

уже

государственные масштабы. Кто как ни современные школьники – это наше

будущее, будущее нашей страны.

Авторы

учебников

стали

уделять

огромное

внимание

изучению

именно

наметившейся тенденции изменений ценностных установок населения России

на внутрисемейные отношения, а также религиозных ценностей семьи.

Если обратить свой взгляд на дни сегодняшние и провести параллель между

трансформационными

изменениями

взглядов

на

семейные

ценности

второй

половины ХIХ века и ХХI века, то процесс распада семьи как социального

института повторяется. В наш век преобладают простые семьи, так же остается

предпочтение материального блага духовному.

Население городов, семейные аспекты городского быта можно изучать в русле

этнографических исследований русского города через этнографические очерки

2

посредством

проектной

деятельности.

Неоценимыми

источниками

для

изучения нравственно-этических взглядов населения на брак и семью могут

стать духовные книги ведущих вероисповеданий для России - христианства,

ислама, иудаизма (Библия, Коран. Таро). Данный материал позволит обогатить

и расширить представления школьников о внутреннем мире городской семьи.

Именно

широкий

круг

источников,

которые

педагог

может

использовать

в

урочной и внеурочной деятельности, позволит раскрыть нашим современным

детям семейные отношения с разных сторон,

рассмотреть историю семьи,

социальное положение и роль женщины в российском обществе, статус мужа и

жены

во

внутрисемейных

отношениях.

Историко-демографический

аспект

целесообразно

использовать

как

внепрограммный,

с

целью

углубленного

раскрытия темы «Социально-экономическое развитие России».

Раскрыть значимость семьи более масштабно и ярко, а значит

установить

причинно следственные связи трансформации семейных отношений, позволит

дать

шанс найти выход, опираясь на историю прошлого, из сложившейся

ситуации не популяризации семейных ценностей в современном мире. Век

промышленного

роста,

век

новых

идей,

век

новых

взглядов,

как

и

век

сегодняшний,

изменил

взгляды

на

вечное,

без

чего

все

достижения

человеческого

рода

не

имеют

значения

внутрисемейные

отношения,

основанные на уважении и духовном богатстве. Ситуацию необходимо менять.

Список использованной литературы:

1.

Голод С.И. Городская семья: прошлое и настоящее .- М.:Наука, 2000.

2.

Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI — XIX вв.)-СПб.: Изд-во

Фроловой Т.В., 1999. - 394 с.

3.

Светозарская К. Светский человек.-Л.: Ассоциация «Невский проспект»., 1991.-

127 с .

3



В раздел образования




Яндекс.Метрика