Автор: Зевина Тамара Андреевна
Должность: учитель математики - физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Адо-Тымово
Населённый пункт: Сахалинская область, Тымовский район, с.Адо-Тымово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа оп внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование
Аннотация
к рабочей программе по внеурочной деятельности
«Удивительный мир физики»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Удивительный мир физики»
составлена
на
основе
программы
по
физике
для
7-9
классов, в
соответствии
государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе
программы И.А. Завершинской: «Введение в физику».
Срок реализации данной программы – 1год
Количество часов в неделю – 1час
Всего часов в год - 34 часа
Формы, приёмы и методы работы
Словесные методы - рассказ, дискуссия, объяснение
Беседа
Лекция
Наглядные методы
Демонстрация опытов
Деятельностный подход
Метод распознавания
Метод наблюдения
Эксперимент, или опыт
Отличительные особенности программы
Несмотря
на
определенные
достоинства
существующих
программ,
у
них
есть
два
существенных недостатка:
- выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-
технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток определяется
данной программой.
Список литературы:
Программы факультативных курсов по физике (2ч), Москва «Просвещение».
М.Е. Тульчинский «Занимательные задачи-парадоксы и софизмы».
А.Е. Марон «Дидактический материал-7-8 класс»; «Задания по физике».
В.А. Буров, А.И. Иванов «Фронтальные экспериментальные задания по физике-7-8
класс».
Пояснительная записка.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Удивительный мир физики»
составлена для обучающихся 9 класса МБОУ СОШ с.Адо-Тымово на основе программы по
физике
для
7-9
классов, в
соответствии
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования, на основе
программы И.А. Завершинской: «Введение в
физику».
Цель:
создание
условий
для
развития
познавательных
и
творческих
способностей
учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Задачи:
- формирование осознанных мотивов учения;
- формирование основополагающих понятий и опорных знаний,
необходимых при изучении физики и в повседневной жизни;
- повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
- формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими
приборами и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных
данных.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от
простейших
явлений
природы
к
сложным
физическим
процессам;
от
микромира
к
макромиру.
Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания
учащихся об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.
Обучающиеся должны знать: строение молекул и атомов, различные состояния вещества,
основные тепловые явления, тепловое расширение тел; что такое волны, поперечные и
продольные волны, как регистрируют волны, роль звука в жизни человека, как записать
звук; происхождение молнии и грома, способы защиты от молнии, тепловое действие тока и
его применение в быту; принципы радиосвязи; природу света, природу миражей, органы
зрения человека и животных, основы гигиены зрения.
Обучающиеся должны уметь: объяснять внутреннее строение тел, выращивать кристаллы
(поваренной соли или медного купороса), объяснять, как возникает звук, как устроены
музыкальные
инструменты,
объяснять
принцип
записи
и
воспроизведения
звука;
наэлектризовывать
различные
тела
и
демонстрировать
взаимодействие
электрических
зарядов, защищаться от молнии в полевых условиях.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении физики;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
Средствами реализации программы курса является
-
создание
атмосферы
заинтересованности
каждого
ученика
в
работе
класса
путем
вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения
заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся
выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов, что значительно усиливает интерес
учеников.
Планируемые результаты освоения курса
1.
Метапредметные результаты:
Овладение
навыками
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
самоконтроля
и
оценки
своей
деятельности,
умениями
предвидеть
возможные результаты своих действий;
Овладение
универсальными
способами
деятельности
на
примерах
использования метода научного познания при изучении явлений природы;
Формирование
умений
воспринимать,
перерабатывать
и
редъявлять
информацию в словесной, образной и символической форме при помощи
таблиц;
Приобретение
опыта
самостоятельного
поиска,
анализа
и
отбора
информации с использованием различных источников;
Развитие монологической и диалектической речи, умения выражать свои
мысли, и способности выслушивать собеседника, признавать право другого
человека на иное мнение;
Освоение приемов и действий в нестандартных ситуациях;
Формирование
умений
работать
в
группе
с
выполнением
различных
социальных ролей, отстаивать сою точку зрения, вести дискуссию.
2.
Личностные результаты:
Сформированность
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих способностей у учащихся;
Убежденность в возможности познания природы;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Формирование ценностных отношений к одноклассникам и учителю;
Приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей
природе и самому себе как части природы, желание познавать природные
объекты и явления;
Приобретение умения ставить перед собой цели, выдвигать предположения,
доказывать свою точку зрения.
Срок реализации данной программы – 1год
Количество часов в неделю – 1час
Всего часов в год - 34 часа
Формы, приёмы и методы работы
Словесные методы - рассказ, дискуссия, объяснение
Беседа
Лекция
Наглядные методы
Демонстрация опытов
Деятельностный подход
Метод распознавания
Метод наблюдения
Эксперимент, или опыт
Отличительные особенности программы
Несмотря
на
определенные
достоинства
существующих
программ,
у
них
есть
два
существенных недостатка:
- выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-
технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток определяется
данной программой.
Содержание учебного материала
№
Наименование раздела
Ко
ли
че
ств
о
час
ов
Наименование темы
Кол
ичес
тво
часо
в
Практические
работы, проекты
1
Из чего все состоит?
4
1.Ох, уж эти молекулы
1
2.Откуда всё взялось?
1
3.Земля, вода, воздух и
огонь.
1
4.Практическая работа №1
«Строение вещества»
1
Практическая
р а б о т а
№ 1
«Строение
вещества»
2
Тепловые фантазии
5
5. Источники тепла
1
6.Тепловое расширение
1
7. Тепло работает
1
8 . З а щ и т а
п р о е к т а
«Тепловые двигатели»
1
З а щ и т а
п р о е к т а
«Тепловые
двигатели»
9. Практическая работа № 2
«Тепловое расширение»
1
Практическая
р а б о т а
№
2
«Тепловое
расши
рение»
3
Волны большие и
маленькие.
4
10. Волны-гиганты.
1
11. Приливы и отливы
1
12.Смерч в бутылке
минеральной воды.
1
1 3 . З а щ и т а
п р о е к т а
«Землетрясение»
1
З а щ и т а
п р о е к т а
«Землетрясение»
4
Загадки звука
5
14.Источники звука
1
15.Приёмники звука
1
16.Эхо. Запись звука
1
1 7 .
З а щ и т а
п р о е к т а
«История радио»
1
Защита
проекта
«История радио»
18.Практическая работа №3
« Источники звука»
1
Практическая
р а б о т а
№ 3
«Источники звука»
5
Кошки, искры и
молнии.
3
19.Электризация.
Виды
молний.
1
2 0 . В и д ы
з а р я д о в .
Взакимодействие.
1
21.работа
электрофорной
машины.
1
6
Электричество в нашем
доме.
2
22.Тепловое действие тока.
1
23.Электрические приборы.
1
7
Почему магнит есть
магнит?
3
24.Магнитное поле Земли.
1
2 5 . К о м п а с ,
е г о
использование
1
26.Практическая работа №4
«Работа с компасом»
1
Практическая
р а б о т а
№ 4
« Р а б о т а
с
компасом»
8
Волны в эфире.
3
27.Что такое радиоволны?
1
28.Радио и телевидение
1
29.Мобильные телефоны
1
9
Свет мой,
зеркальце, скажи…
4
30.Что такое свет?
1
31. «Сломанная ложка»
1
32. Радуга и мираж
1
33.Глаза
братьев
наших
меньших
1
10
Итоговое занятие
1
34.Итоговое занятие
1
ИТОГО :
34
Тематическое планирование
№
Название раздела, темы
Количество
часов
Практические
работы, проекты
1
Из чего все состоит?
4
1
2
Тепловые фантазии
5
2
3
Волны большие и маленькие.
4
1
4
Загадки звука
5
2
5
Кошки, искры и молнии.
3
6
Электричество в нашем доме
2
7
Почему магнит есть магнит?
3
1
8
Волны в эфире.
3
9
Свет мой, зеркальце, скажи…
4
10
Итоговое занятие
1
ИТОГО:
34
7
Список литературы:
Программы факультативных курсов по физике (2ч), Москва «Просвещение».
М.Е. Тульчинский «Занимательные задачи-парадоксы и софизмы».
А.Е. Марон «Дидактический материал-7-8 класс»; «Задания по физике».
В.А. Буров, А.И. Иванов «Фронтальные экспериментальные задания по физике-7-8
класс».