Автор: Захарова Светлана Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с №56
Населённый пункт: г. Глазов, Удмуртская республика
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Из опыта работы по адаптации к программе "Азы финансовой грамотности""
Раздел: дошкольное образование
Сообщение из опыта работы воспитателей старшей группы № 14
по адаптации к программе «Азы финансовой грамотности».
Современные дети с раннего детства сталкиваются с экономическими вопросами.
Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах.
Именно поэтому в дошкольной педагогике появилось направление — экономическое
воспитание, через которое мы помогаем создать у ребенка правильное представление о
деньгах, семейном бюджете, потребностях и прочих важных понятиях.
По программе «Азы финансовой культуры для дошкольников» мы занимаемся с
сентября 2019 года.
Изходя из реализуемой программы, мы решаем следующие цели и задачи
(представлены на экране)
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей
дошкольного возраста.
побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к
посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь
между членами семьи, друзьями, соседями;
воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия,
деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и
самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и
общественной), семейному и общественному достоянию, материальным
ресурсам;
побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в
случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Большую часть времени по реализации содержания программы мы проводим в
процессе организации основной образовательной деятельности. Образовательную
деятельность мы строим на доступных и увлекательных формах работы с детьми,
соответствующих их возрасту.
Ведущим принципом включения экономического воспитания в
образовательную деятельность, мы считаем, интеграцию основных видов деятельности
дошкольников: коммуникативную, познавательно-исследовательскую, художественно-
творческую, двигательную.
Экономическое воспитание целесообразно включать в следующие образовательные
области:
1.
Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ
финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает
возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в
социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное
поведение героев.
2.
Познавательное развитие осуществляем через исследование ребенком себя и
мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие
интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных
представлений об объектах окружающего мира и их свойствах, основных понятиях
(деньги, экономия, сбережения и пр.).
3.
Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является
важнейшим элементом, на наш взгляд, социализации ребенка в мире финансовых
отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными
способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие
предполагает обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи, знакомство с детской литературой и
понимание текстов различных жанров.
4.
Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ
финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к
окружающему миру. Этическое воспитание занимает особое место в системе
образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии
ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических
чувств и ценностей.
5.
В процессе физического развития совершенствуем двигательную деятельность
детей, равновесие, координацию, крупную и мелкую моторику обеих рук, формируем
представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываем основы
здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Технологии экономического воспитания дошкольников.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ
финансовой грамотности мы используем как традиционные, классические формы
(игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная
деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы,
театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер,
позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Краткая характеристика традиционных технологий:
1.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Это одна из самых
предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.
Мы используем такие игры как:
«Хочу-надо», «Профессия – результат труда», «Расход-доход», «Что создается трудом»,
«Что нельзя купить?», сюжетно- ролевые игры «Супермаркет», «Сбербанк»
2.
Беседы-обсуждения, чтение художественной литературы, пословиц о деньгах, о
труде.
Художественные приемы (загадки) используем при реализации всех
образовательных областей.
Примерные темы бесед: «Происхождение денег», «Как можно потратить деньги»,
«Чего в семье должно быть больше доходов или расходов», опираясь на
жизненный опыт ребенка.
беседы с использованием мультфильмов (мультфильмы: «Фиксики-Деньги»,
«Профессор Почемушкин», серия видео - мультфильмов «Уроки тетушки Совы»)
3. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным материалом по различным
вопросам.
Например:
«Торговые предприятия», «Деньги разных стран мира»,
«Деньги СССР»
4. Анкетирование, опрос дошкольников и родителей. Провели анкетирование - опрос
среди родителей, который показал, что экономический аспект в воспитании, по их
мнению, играет важную роль, также была предложена анкета детям «Что они
знают о мире Финансов».
Результаты хотим предложить в видео ролике.
(ролик интервью дошкольников)
5.
Проектная деятельность.
Родителям было предложено принять участие в проектах:
В сентябре был реализован проект «Все профессии хороши - выбирай на
вкус», в рамках которого дети и родители изготовили макеты
сельскохозяйственных угодий. Дети представляли проекты о профессии
своих родителей. Проводилась беседа с приглашением папы Захаровой
Полины. Он рассказал детям о профессии фельдшер.
Также мы начали реализацию проекта «Путешествие в страну денег».
Родители с удовольствием откликнулись. В группе организован музей
старинных вещей (калькуляторы, счеты, кассовые аппараты и т.д.), а также
выставка детско-родительских проектов «Путешествие в страну денег».
Дети представляли свои проекты.
6.
Решение ситуационных задач. В своей работе мы предлагали детям разные виды
ситуаций: проблемные, игровые и практические по интересам детей. Ситуации
для решения задач мы берем из окружающей нас жизни, на основе литературных
произведений, рассказы людей, средства массовой информации и др.
Пример: «Родители подарили на день рождения Ане подарок. Подарком оказался
долгожданный котенок. Папа предупредил девочку, что придется не лениться,
каждый день трудиться и ухаживать за котенком. Сначала Аня вместе с
родителями изучила, как следует ухаживать за питомцем: кормить, поить, играть
с ним, менять лоток и пр. Через некоторое время Аня всему научилась и решила,
что теперь будет самостоятельно ухаживать за котенком».
Вопросы воспитателя детям:
Можно ли сказать, что Аня не только любит котенка, но и любит трудиться?
Как вы думаете, кто должен ухаживать за питомцем: родители или ребенок,
который просил приобрести питомца?
Согласны ли вы, что чтобы иметь питомца, надо быть трудолюбивым человеком?
Какое вознаграждение может получить человек, который ухаживает за своим
питомцем?».
7.
Викторины и конкурсы. Была проведена викторина «Угадай профессию»,
«Угадай вид труда», в рамках проекта «Все профессии хороши». Планируем
провести викторину «Разумные траты сказочных героев», в рамках проекта
«Путешествие в страну денег».
8.
Следующая технология «Мастерская». Эта технология в первую очередь является
формой организации продуктивной деятельности.
Оригами «Кошелек», «Деньги будущего» (планируем сделать рисунки, слепить из
пластилина, теста, глины, вырезать из цветной бумаги)
9.
Технология «Клубный час». Эту технологию мы планируем освоить с детьми в
следующем году, когда дети будут в подготовительной группе, на наш взгляд она
будет интересна и детям и взрослым.
За небольшой промежуток времени мы провели работу с детьми по темам:
1.
Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны;
2.
Труд - основа жизни (продолжаем знакомить с профессиями, знакомим с тем как
называются деньги за труд - зарплата)
3.
Потребности и желания («необходимые покупки» и «желаемые покупки»);
4.
Тратим разумно, сберегаем и экономим (как планировать свои расходы);
5.
Что такое семейный бюджет: составляющие семейного бюджета (зарплата
родителей, пенсия бабушки с дедушкой, стипендия старшей сестры или брата)
Работу проводим в тесном контакте с родителями.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить
детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему
позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные
решения.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не
берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Хочу предложить вашему
вниманию ролик из программы первого канала «Доброе утро»
(Ролик из доброго утра)
Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического
воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.
Для работы с семьей мы используем папки - передвижки. Темы папок могут быть
самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы
планируем», «Мы копим», «Финансы и дошкольник: за и против» и пр. В папках-
передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия
родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного
выполнения.
Перспективы в работе
1.
В группе планируем продолжить оформление мини - музей старинных вещей
(калькуляторы, счеты, кассы и т.д.), оформить альбомы «Деньги разных стран мира»,
«Деньги СССР», а также выставку детско-родительских проектов «Путешествие в
страну денег», изготовить макет сбербанка.
2.
Познакомиться с технологией «Клубный час» и театрализованные интерактивные
мини-постановки и опробировать их на практике.
3.
Подготовить подборку конспектов занятий, разработать перспективное
планирование, оформить папки: «Стихи, пословицы, рассказы, сказки о деньгах»,
«Ситуационные задачи».
Трудности, с которыми мы столкнулись.
В связи с тем что, с информацией по официальному письму «О направлении
методических рекомендаций по экономическому воспитанию дошкольников» мы
ознакомились в июле, у нас было недостаточно времени для разработки полного
перспективного планирования. В связи с этим в учебном году приходится много
времени проводить в интернете, для того что бы подготовиться к занятию,
мероприятию. Хотелось бы повысить свою педагогическую компетентность в вопросах
финансового образования дошкольников. Пока только на занятиях по познавательному
развитию мы чаще используем приемы обучения финансовой грамотности. В
разработке находится оснащение РППС.
Целевые ориентиры экономического воспитания дошкольников( к чему мы стремимся)
(вывести на экран
Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по
итогам изучения основ финансовой грамотности.
Ребенок:
овладел основными культурными способами деятельности, мотивирован в
желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги
зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным
средством обмена;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда;
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно,
бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги
зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным
средством обмена;
обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он
живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических
понятий;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области личных и семейных финансов;
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.
В результате проведенной работы у детей появились элементарные
представления по экономике, познавательный интерес к данной теме. Дети стали
лучше рассуждать, применять в играх слова «бюджет», «купюры», « доход»,
«расход». Больший интерес дети проявляли к темам «Труд», «Что такое деньги,
откуда они берутся и зачем они нужны», «Валюта разных стран»;
Впереди у нас еще год плодотворной работы и мы считаем, что детей подведем
к основным целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования по
итогам изучения основ финансовой грамотности.
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Реализация проекта «Путешествие в страну денег»
Защита детско-родительских проектов