Автор: Нигматзянова Айниза Накифовна
Должность: учитель начальных классов (класс сОВЗ)
Учебное заведение: МБОУ Тюлячинская СОШ
Населённый пункт: Тюлячинский район, село Тюлячи
Наименование материала: статья
Тема: Особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС
Раздел: начальное образование
Особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ в условиях введения
ФГОС
С введением ФГОС в образовательном процессе актуальными становятся такие методы и приёмы
обучения, когда формируется умение самостоятельно добывать знания, предоставлять
доказательства, подводить итог, делать выводы.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания. При умственном
напряжении сразу отказываются работать: я не могу, я не знаю, я не помню. Школа должна стать
не источником информации, а должна учить ориентироваться в информационном пространстве и
добывать нужную информацию. Учитель здесь играет направляющую роль.
Признанным подходом в обучении детей выступает системно-деятельностный подход:
- постоянно идёт поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения –
наблюдение, учебные диалоги;
- развитие рефлексии – оценивание себя и других.
Например, в начале урока активные формы позволяют:
- создать психологический настрой детей,
- сформировать исходную мотивацию (для детей с РАС),
- вовлечь всех обучающихся в учебный процесс,
- создать ситуацию успеха.
Активными методами и приёмами обучения на уроке являются:
- соревновательный момент на уроке (кто быстрее, кто правильно),
- яркие образы в виде современных презентаций облегчают восприятие и запоминание
информации.
Школьные занятия – это не получение отдельных от жизни знаний, а наоборот – необходимая к
жизни подготовка, её узнавание, поиск полезной информации, навыки её применения в жизни.
Контрольная функция на уроке – это постоянная обратная связь «ученик – учитель».
Залог качественного урока заключается в более тщательной подготовке учителя к уроку. На уроке
больше внимания уделяется коррекционно-развивающим задачам.
Нельзя забывать о ведущей деятельности младших школьников – дидактической игре. Именно
используя игровые приёмы в работе с обучающимися учитель даёт возможность «добывать»
знания на уроке.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе можно разбить на три блока.
1 блок – гигиенические требования и условия.
Это организация образовательного процесса. Помимо традиционных условий (температуры
воздуха, освещения, правильной осанки, физкультминутки, пальчиковые и дыхательные
гимнастики) учитель должен чётко заметить тот момент, когда наступает утомление детей и
снижается учебная активность. Необходимо сразу принять меры для смены вида деятельности.
2 блок – обучение и физическая активность.
Формируя коммуникативные навыки, учитель заинтересовывает детей, создаёт познавательную
мотивацию, позволяя не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Таким образом
предотвращается у детей усталость от образовательного процесса. Интересно – значит
неутомительно.
К этому блоку относится и учёт зоны работоспособности (Ложкина В.). Необходимо
стимулировать пики активности и сглаживать спады в работе.
Здесь же надо научиться следить за распределением интенсивности умственной нагрузки (снизить
утомление, поддержать оптимальную работоспособность). Когда не интересно – активность
снижена.
3 блок – психолого-педагогический.
- использовать на уроках элементы, снижающие эмоциональное напряжение;
- вводить на уроке отступления, увлекательные беседы, нотки юмора;
- стимулировать детей к самостоятельной деятельности.