Авторы: Слонов Мурат Тимофеевич, Леут Елена Вадимовна
Должность: Преподаватели
Учебное заведение: ККБМК Краснодарский краевой базовый медицинский колледж
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: МОРАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ.
Раздел: среднее профессиональное
МОРАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ
СЕСТРЫ.
М.Т.Слонов, Е.В.Леут.
«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства
здравоохранения Краснодарского края
Роль медицинской сестры в процессе лечения больного, особенно в
стационаре, трудно переоценить. Прямой обязанностью медицинской сестры
является
выполнения
назначений
врача,
уход
за
тяжелыми
больными,
проведение многих манипуляций в пределах своих компетенций. Она также
участвует
в
обследовании
пациента,
подготовке
его
к
различным
оперативным вмешательствам, наблюдает за больными в отделениях. Все это
предъявляет
высокие
требования
не
только
к
знаниям
и
практическим
навыкам медицинской сестры, но и к ее моральному облику, умению вести
себя в коллективе, при общении с больными и их родственниками, особенно
в детском отделении. Всегда необходимо помнить, что человек обращается к
медицинским работникам за помощью, когда с ними случилась беда, иногда
очень серьезная, угрожающая ему утратой здоровья, трудоспособности, а
подчас и жизни. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны
больному не меньше, а может быть и больше, чем лекарственные препарат.
Недаром
в
недалеком
прошлом
медицинских
сестер
называли
сестрами
милосердия.
Равнодушных,
неуравновешенных
людей,
не
способных
к
сочувствию страдающему человеку, нельзя допускать к работе в медицинских
учреждениях.
При
общении
с
больными,
выполнении
манипуляций
медицинская сестра должна отвлечь пациента от тяжелых мыслей, внушить
ему
бодрость
и
веру
в
выздоровление.
Часто
больные
спрашивают
медицинских сестер о своем диагнозе и прогнозе. Ни в коем случае нельзя
сообщать больному о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно
злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо высказывать
твердую уверенность в благоприятном исходе. Лучше ответить примерно так:
«Да, болезнь у Вас нелегкая и лечиться придется долго, но в конце концов все
будет
хорошо».
Однако
все
сведения,
которые
медицинская
сестра
дает
больным, должны быть согласованы с врачом.
Медицинская
сестра
должна
воспитывать
технический
персонал
отделения,
объясняя
о сновы
медицинской
деонтологии,
т. е .
взаимоотношений
с
больными.
В
общении
с
пациентами,
особенно
нетерпеливым
и
отрицательно
настроенными
к
лечению,
необходимы
терпение и такт. Надо объяснять им необходимость лечебных мероприятий.
Ни в коем случае нельзя упрекать больного за испачканную постель. Как бы
часто не приходилось менять постельное белье, делать это надо так, чтобы
больной не чувствовал себя виноватым. В случае недисциплинированности
больного, нарушений лечебного режима медицинская сестра должна проявит
строгость,
но
не
грубость.
Медицинская
сестра
обязана
всегда
быть
выдержанной, приветливой, способствовать созданию нормальной рабочей
атмосферы в лечебном учреждении. Если она даже чем-то расстроена или
восторженна,
больные
не
должны
замечать
этого.
Поведение
медсестры
должно внушать уважение к ней, создавать у больных уверенность, что она
все знает и все умеет. Большое значение имеет внешний облик медицинской
сестры. Придя на работу, она переодевается в чистый, выглаженный халат
или
форму,
принятую
в
данном
учреждении,
меняет
уличную
обувь
на
тапочки.
Волосы
прикрывает
шапочкой
или
косынкой.
Аккуратная,
подтянутая сотрудница вызывает доверие больного, в ее присутствии он
чувствует
себя
спокойнее
и
увереннее.
Медицинская
сестра
должна
неукоснительно выполнять указания врача, точно соблюдая дозу лекарств и
длительность
процедур.
Небрежность
или
ошибка
могут
оказаться
чрезвычайно
опасными
для
больного
и
привести
к
необратимым
последствиям. При выполнении сложных манипуляций медицинская сестра,
если
она
чувствует
себя
недостаточно
подготовленной
для
этого
или
сомневается в чем-либо, не должна стесняться просить помощи у своих
коллег или врачей. Точно так же медицинская сестра, хорошо владеющая
техникой той или иной манипуляции, обязана помогать осваивать эту технику
своим менее опытным медицинским сестрам. Иногда в состоянии больного
может наступить резкое ухудшение, при этом нельзя допускать паники или
растерянности. Все действия должны быть предельно четкими, собранными
и
уверенными.
Что
бы
не
случилось,
нельзя,
чтобы
больной
видел
испуганные глаза или слышал дрожащий голос. Тишина в отделении должна
соблюдаться постоянно, особенно в ночное время. Никакие лекарства не
помогут больному, если он не может заснуть из-за громких разговоров и
стука каблуков в коридоре. Медицинская сестра нередко вступает в контакт с
родственниками
больных.
Она
должна
в
понятной
и
доступной
форме
сообщить
им
о
наличии
у
больного
неизлечимого
заболевания
или
наступлении
ухудшения
здоровья.
Особенно
осторожно
надо
давать
информацию по телефону, лучше вообще не сообщать каких-либо серьезных
сведений,
а
просить
приехать
в
клинику
и
поговорить
с
врачом
лично.
Подходя
к
телефону,
медицинская
сестра
должна
прежде
всего
назвать
отделение,
свою
фамилию
и
должность.
Обязательным
качеством
медицинской сестры должно быть стремление к постоянному повышению
знаний, приобретению новых навыков. Этому должна способствовать общая
атмосфера лечебного учреждения, играющая важную роль в формировании
высококвалифицированного и ответственного работника, выработке у него
высоких моральных качеств – мужества, гуманизма и умения всем своим
поведением
способствовать
возвращению
здоровья
и
трудоспособности
больному человеку.
Некоторые аспекты оптимизации учебного процесса при
изучении хирургической дисциплины в медицинском
колледже.
М.Т.Слонов
ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Обучение
в
медицинском
колледже
–
сложный
и
многогранный
процесс,
требующий
системного
подхода
и
постоянной
оптимизации.
В
последнее
время
серьезное
внимание
уделяется
самостоятельной
работе
студентов,
которая
основывается
на
глубоком
изучении
программного
материала и является органической частью учебного процесса.
Многолетний
опыт
свидетельствует,
что
самостоятельная
работа
закрепляет
навыки
полученные
на
практических
занятиях,
правильного
подбора
алгоритма
действия
медицинской
сестры
при
различных
патологических
состояниях.
Для
этого
студентам
предлагаются
тестовые
задания
основанные
на
принципах
программирования.
Каждое
задание
содержит 15-20 основных вопросов. На каждый вопрос дается 8-10 ответов,
часть из них правильная. Эти задания предназначены для самоконтроля.
Кроме
того,
студенты
на
учебной
практике
выполняют
различные
хирургические
манипуляции
по
уходу
за
больными
в
пределах
своих
компетенций. При этом вырабатываются навыки выполнения тех или иных
манипуляций и их последовательность.
Предлагаются одноэтапные и многоэтапные ситуационные задачи по
уходу
за
пациентами
при
различных
состояниях
и
заболеваниях,
с
последующим их анализом.
Вторая
форма
самостоятельной
работы
–
решение
простейших
аналитических и диагностических задач на практических занятиях.
Третья форма – решение кроссвордов – проводится для закрепления
знаний по какому-нибудь разделу сестринского ухода в хирургии.
Четвертая форма – учебно-исследовательская работа на занятиях (карты
сестринского процесса).
Определенное внимание уделяется оптимизации учебного процесса на
учебной
практике,
оборудована
и
смоделирована
операционная,
с
необходимыми
оснащением,
где
проводится
имитация
ряда
процессов
медицинской сестры в операционной. Создан демонстрационный стенд с
хирургическим
инструментарием
и
методами
диагностики.
Оптимизация
практических занятий достигается за счет издания методических пособий,
тестов
для
контроля
знаний
и
самоподготовки
студентов,
методических
указаний
к
практическим
занятиям.
На
(УП)
повышение
качества
достигается путем самостоятельного выполнения сестринских манипуляций
на
маникенах,
широкого
использования
учебных
фильмов.
Улучшение
качества
практических
занятий
обеспечивается
так
же
включением
обязательной
самостоятельной
работы
студентов.
На
(УП)
основное
внимание
уделяется
приближению
учебного
процесса
к
практическому
з д р а в о о х р а н е н и ю .
Н а п р и м е р ,
с о гл а с н о
н о в о м у
у ч е б н о м у
плану………………………….
На занятиях (УП) используются следующие формы самостоятельной
работы:
самостоятельный анализ проводимых сестринских манипуляций,
решение ситуационных задач, ………………. показателей заболеваемости и
деятельности лечебно-профилактический учреждений.
Анализ показал положительные стороны этой системы обучения:
1. повысился средний балл успеваемости студентов по результатам
экзаменов хирургической дисциплины, на отделении «сестринское дело» – с
3,9 до 4,1.
2.
3.
полная
обеспеченность
студентов
учебными
и
методическими
пособиями достигается за счет библиотечного фонда.
4. за счет цикловой системы производственной практике у студентов
появляется уверенность к выбранной профессии.
5. почти в 3 раза уменьшилось количество пропусков практических
занятий без уважительных причин.
Опыт внедрения этой системы (УП) на клинической практике показал,
что
приобретеннй
опыт
на
практических
занятиях
придает
будующим
медицинским сестрам уверенность в работе по уходу за больными во время
прохождения производственной практике в ЛПУ.
Таким
образом,
оптимизация
учебного
процесса
хирургической
дисциплины на учебной практике медицинскими сестрами создает условия
для
получения
глубоких
знаний,
развития
логического
мышления,
что
послужит
основой
становления
медицинской
сестры
новой
формации,
способного оказывать различные виды медицинской помощи по уходу за
больными с учетом современных требований.
Некоторые аспекты оптимизации учебного процесса при
изучении хирургической дисциплины в медицинском
колледже.
Учебная практика (УП) как основа оптимизации учебного
процесса при изучении хирургической дисциплины в
медицинском колледже.
М.Т.Слонов
ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Обучение
в
медицинском
колледже
–
сложный
и
многогранный
процесс,
требующий
системного
подхода
и
постоянной
оптимизации.
В
последнее
время
серьезное
внимание
уделяется
самостоятельной
работе
студентов на учебной практике (УП), которая основывается на глубоком
изучении программного материала и является органической частью учебного
процесса.
Многолетний
опыт
свидетельствует,
что
закрепленные
навыки
полученные
на
практических
занятиях
и
(УП),
что
включает
в
основу
правильного подбора алгоритма действия медицинской сестры по уходу, при
различных
патологических
состояниях
больного.
Для
этого
студентам
предлагаются
те стовые
задания
о снованные
на
п р и н ц и п а х
программирования. Каждое задание содержит 15-20 основных вопросов. На
каждый вопрос дается 8-10 ответов, часть из них правильная. Эти задания
предназначены
для
самоконтроля.
Предлагаются
одноэтапные
и
многоэтапные ситуационные задачи по уходу за пациентами при различных
состояниях и заболеваниях, с последующим их анализом.
Кроме
того,
студенты
на
учебной
практике
выполняют
различные
хирургические
манипуляции
по
уходу
за
больными
в
пределах
своих
компетенций. При этом вырабатываются навыки выполнения тех или иных
манипуляций и их последовательность.
Вторая
форма
самостоятельной
работы
–
решение
простейших
аналитических и диагностических задач на практических занятиях.
Третья форма – решение кроссвордов – проводится для закрепления
знаний по какому-нибудь разделу сестринского ухода в хирургии.
Четвертая форма – учебно-исследовательская работа на занятиях (карты
сестринского процесса).
что
способствует
формированию
у
студентов
профессиональных
умений и практических навыков. В соответствии с программой в период
обучения на занятиях по хирургии студент должен освоить 27 практических
навыков
по
уходу
за
больными,
включая
и
подготовку
их
к
различным
хирургическим методам исследования. Для каждого навыка разработаны и
составлены схемы ориентировочной основы действий. Навыки осваиваются
методом
«друг
на
друге»
и
на
фантомах,
такие
как
:
«Кровотечение
и
гемостаз», «Десмургия», и др.. Для повышения эффективности некоторые
манипуляции по темам
«Асептика и антисептика», что включает знание
анисептич средств их назнач, уборка, подгат боль к транспор боль в опер
облачение в хирургический халат, обработку хирургического поля, накрытие
хирургического
стола,
знание
хирургического
инструментария
и
др.,
студенты осваивают с помощью учебно-ролевых игр. Методы реанимации и
внутривенных
инъекций
отрабатываются
на
специальных
фантомах.
Обследование хирургических больных и перевязки выполняются в палатах и
перевязочных. Оценки за практические навыки вносятся в зачетную книжку
практической
подготовки
студентов,
после
чего
подсчитывается
средний
балл.
Определенное внимание уделяется оптимизации учебного процесса на
учебной
практике,
оборудована
и
смоделирована
операционная,
с
необходимыми
оснащением,
где
проводится
имитация
ряда
процессов
медицинской сестры в операционной. Создан демонстрационный стенд с
хирургическим
инструментарием
и
методами
диагностики.
Оптимизация
практических занятий достигается за счет издания методических пособий,
тестов
для
контроля
знаний
и
самоподготовки
студентов,
методических
указаний
к
практическим
занятиям.
На
(УП)
повышение
качества
достигается путем самостоятельного выполнения сестринских манипуляций
на
маникенах,
широкого
использования
учебных
фильмов.
Улучшение
качества
практических
занятий
обеспечивается
так
же
включением
обязательной
самостоятельной
работы
студентов.
На
(УП)
основное
внимание
уделяется
приближению
учебного
процесса
к
практическому
з д р а в о о х р а н е н и ю .
Н а п р и м е р ,
с о гл а с н о
н о в о м у
у ч е б н о м у
плану………………………….
На занятиях (УП) используются следующие формы самостоятельной
работы:
самостоятельный анализ проводимых сестринских манипуляций,
решение ситуационных задач, ………………. показателей заболеваемости и
деятельности лечебно-профилактический учреждений.
Анализ показал положительные стороны этой системы обучения:
1. повысился средний балл успеваемости студентов по результатам
экзаменов хирургической дисциплины, на отделении «сестринское дело» – с
3,9 до 4,1.
2.
3.
полная
обеспеченность
студентов
учебными
и
методическими
пособиями достигается за счет библиотечного фонда.
4. за счет цикловой системы производственной практике у студентов
появляется уверенность к выбранной профессии.
5. почти в 3 раза уменьшилось количество пропусков практических
занятий без уважительных причин.
Опыт внедрения этой системы (УП) на клинической практике показал,
что
приобретеннй
опыт
на
практических
занятиях
придает
будующим
медицинским сестрам уверенность в работе по уходу за больными во время
прохождения производственной практике в ЛПУ.
Таким
образом,
оптимизация
учебного
процесса
хирургической
дисциплины на учебной практике медицинскими сестрами создает условия
для
получения
глубоких
знаний,
развития
логического
мышления,
что
послужит
основой
становления
медицинской
сестры
новой
формации,
способного оказывать различные виды медицинской помощи по уходу за
больными с учетом современных требований.
Третье
направление
рейтинговой
системы
-
формирование
профессиональных
умений
и
практических
навыков.
В
соответствии
с
программой в период обучения на кафедре общей хирургии студент должен
освоить
27
практических
навыков.
Для
каждого
навыка
сотрудниками
кафедры
составлены
схемы
ориентировочной
основы
действий.
Навыки
осваиваются
методом
«друг
на
друге»
и
на
фантомах.
Для
повышения
эффективности некоторые манипуляции по темам «Десмургия», «Асептика и
антисептика» студенты осваивают с помощью учебно-ролевых игр. Методы
реанимации
и
внутривенных
инъекций
отрабатываются
на
специальных
фантомах. Обследование хирургических больных и перевязки выполняются в
палатах и перевязочных. Оценки за практические навыки вносятся в зачетную
книжку
практической
подготовки
студентов,
после
чего
подсчитывается
средний балл.