Автор: Башкова Людмила Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования Детская школа искусств
Населённый пункт: Пензенская область р.п.Лунино
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
Тема: Учебный предмет:" Музыкальный инструмент "Фортепиано".Срок реализации 7(8) лет"
Раздел: дополнительное образование
ти музыкальных произведений׃ пьесы песенного и танцевального характера,
пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также ( для более
подвинутых учащихся ) легкие сонатины и вариации, подбор по слуху.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Этюды
I
Ляховицкая №№ 9-15
Черни-Гермер 1 часть №№ 1-8
Шитте ор.108 №№ 1,2,3,7
13
II
Черни-Гермер 1 часть №№ 9-16
Шитте №№ 4,6,8,10,11,14
III
Ляховицкая №№ 18-31
Черни-Гермер 1 часть №№ 18-23
Шитте ор.108 №№ 18-31
Полифонические произведения
I
Аглинцева « Русская песня »
Тюрк Песенка
II
Владыкина – Бачинская « Волынка »
Моцарт Менуэт F dur
Моцарт Менуэт d moll
Каттинг Куранта а moll
Моцарт Бурре е moll
Нефе Андантино Е dur
III
Бах Бурре а moll
Моцарт Гавот С dur
Телеман Пьеса G dur
Кригер Менуэт а moll
Кларк Марш D dur
Телеман Пьеса D dur
Рамо Старофранцузский танец а moll
Сен-Люк Бурре G dur
Перселл Ария d moll
Произведения крупной формы
I
Литкова Вариации на тему белорусской
народной песни «Савка и Гришка»
Беркович Вариации на тему русской народной
песни «Во саду ли, в огороде»
Вильтон Сонатина С dur
II
Хаслингер Сонатина С dur I часть
Бетховен Сонатина G dur I часть
Рейнеке Сонатина F dur
Ванхал Сонатина F dur I часть
14
Тюрк Сонатина С dur
III
Хаслингер Сонатина С dur II часть
Бетховен G dur II часть
Клементи Сонатина С dur
Гедике Сонатина С dur
Штейбельт Сонатина С dur
Пьесы
I –II
Пьесы из сборников по выбору׃
Николаев «Школа игры на фортепиано»
Ляховицкая «Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей»
Артоболевская «Первая встреча с музыкой» I часть
III
Чайковский «Детский альбом»
- «Старинная французская песенка»
- Полька
- Марш деревянных солдатиков
- Немецкая песенка
Кабалевский «Клоуны»
Глинка Полька
Шуман «Первая утрата»
«Смелый наездник»
Смирнова Аллегро №1, №3 – по выбору
Примерные варианты программ,
рекомендуемые для исполнения учащимися
на академических зачетах в течение года.
2 класс
Примерные варианты программ,
рекомендуемые для исполнения обучающимися
на академических зачетах в течение года:
I полугодие
I
Гнесина Е. Маленькие этюды: №11
Моцарт Л. Менуэт ре минор
II
Гедике А. Соч. 32 Этюд №24
Моцарт Л. Бурре ми минор
III
15
Рамо Ж. Ф. Ригодон ми минор
Черни К.-Гермер Г.Этюд №15
II полугодие
I
Гаджибеков У. «Вечер настал»
Дюбюк А. Русская песня с вариацией
II
Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»
Кабалевский Д. Песенка. Соч. 27 №2
III
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор. Ч. I
Гречанинов А. Соч. 98 Необычное происшествие
3 КЛАСС
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 14
различных музыкальных произведений:
2 полифонических произведения;
2 произведения крупной формы;
5-6 пьес (включая 2 ансамбля);
5 этюдов;
2 подбора по слуху.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.
Этюды
I
Черни - Гермер «Этюды» 1 часть №№ 40,47
Лемуан ор 37 «Этюды» №№ 1,2
Гедике «Этюд» е moll
Ляховицкая «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» 2 часть (по
выбору)
II
Черни- Гермер «Этюды» 1 часть №№ 9-14, 18,19,21,23-29
Лемуан ор37 «Этюды» №№ 4,5
III
Черни-Гермер «Этюды» 1 часть №№ 17,20,31,32,35,42,43,45
2 часть №№ 1,12
Лемуан ор.37 «Этюды» №№ 10,11
Полифонические произведения.
I
Бём «Менуэт» G dur
Пёрселл «Ария» d moll Моцарт «Менуэт» d moll
Корелли «Сарабанда» d moll Моцарт «Бурре» е moll (Ляховицкая Сб.ф-ных
пьес, этюдов и ансамблей)
Бах «Волынка»
«Шорская песня»
II
Бах (Нот. тетрадь А.М.Бах):
16
«Менуэт» G dur, g moll, d moll
«Полонез» g moll
Ляховицкая Сб.ф-ных пьес, этюдов и ансамблей:
Моцарт «Менуэт» F dur, С dur
Циполи «Менуэт» d moll Гендель «Сарабанда» d moll
Моцарт «Менуэт» F dur (сб. Николаева «Ф-ная игра»)
Произведения крупной формы
I
Хаслингер «Сонатина» С dm 1 часть
Беркович Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
Жилинский «Сонатина» D dur 3 часть (сб. «Школа игры»)
Тюрк «Маленькое рондо» (сб. «Музыка для детей» 2 вып.)
II
Бетховен «Сонатина» G dur 1,2 часть
Клементи «Сонатина» С dur 1 часть
Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Гедике «Сонатина» С dur
Хаслингер «Сонатина» С dm (финал)
Любарский Вариации g moll (на тему рус.нар.песни)
III
Диабелли «Сонатина» F dm
Клементи «Сонатина» С dur 2,3 часть
Клементи «Сонатина» G dur 1 часть
Диабелли «Сонатина» G dm
Бетховен «Сонатина» F dm 1,2 часть
Пьесы
I
Градески «Задиристые буги» Шмитц «Караван»
Майкапар «Мотылек»
Беркович «На опушке»
Дварионас «Прелюдия»
Барток «Менуэт»
Укр.нар.песня «Ой, джигуне» (Сб. Ляховицкой) Кабалевский «Старинный
танец»
II
Шуман «Марш», «Мелодия»
Глинка «Полька»
Шмитц «Пляска ковбоев», «Выходной день», «Посмотри какая луна»
Моцарт «Аллегро»
Гречанинов «Колыбельная», «Вальс»
Жербин «Косолапый мишка»
Гайдн «Менуэт»
Любарский «Укр.нар. песня»
Майкапар «Пастушок», «Маленький командир», «Мимолетное видение»(сб.
«Бирюльки») Гречанинов «Первоцвет», «Моя лошадка»
Свиридов «Ласковая просьба» (Ф-ная игра)
17
Сб. Ляховицкой:
Чешская нар.песня «Аннушка»
Жилинский «Латьпнская полька»
Бетховен «Нем.танец»
Бетховен «Контрданс»
Чайковский «Танец лебедей»
Бетховен «Сурок» 2 экоссеза (Музыка для детей 2 вьш.)
Рус.нар.песня «Калинка»
Моцарт «Колыбельная»(обр. Кондратьева)
III
Шуман «Смелый наездник», «Первая утрата»
Чайковский «Детский альбом»:
«Марш деревянных солдатиков»
«Новая кукла»
«Полька»
«Немецкая песенка»
«Хор»
Кабалевский «Токкатина»
Шестакович «Танец»
Шмитц «Микки Маус» (сб. Смирновой)
Косенко «Скерцино» (сб. Милич)
Лак «Тарантелла»
Сб.Ляховицкой:
Майкапар «Детский танец»
Гурилев «Матушка-голубушка» Сб. Музыка для детей 2 вьш.:
Эшпай «Прелюдия»
Вилла-Лобос «Пусть мама баюкает»
Франк «Пьеса»
Майкапар «Тарантелла», «Полька», «Вальс»
Петерсон «Старый автомобиль»
Делло - Джойо «Безделушка»
Примерные варианты программ,
рекомендуемые для исполнения обучающимися
на академических зачетах в течение года
3 класс
I полугодие
I
Л.Моцарт. Бурре ми минор.
Беренс. 50 маленьких этюдов без октав, соч.70, №22.
II
И.С.Бах. Менуэт ре минор.
Черни-Гермер. I часть, этюд №16.
III
18
И.С.Бах. Маленькая прелюдия №2 До мажор из I тетради «Маленьких
прелюдий и фуг».
Черни-Гермер. I часть, этюд №17.
II полугодие
I
Штейбельт. Сонатина До мажор.
Ан.Александров. Новогодняя полька.
II
Бетховен. Сонатина Соль мажор I часть.
Дварионас. Прелюдия.
III
В.А.Моцарт. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».
Чайковский. Итальянская песенка.
4 КЛАСС
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 14
различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления:
2 полифонических произведения;
2 произведения крупной формы;
5-6 пьес (включая 2 ансамбля, 1 самостоятельную пьесу);
5 этюдов;
2 подбора по слуху.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.
Этюды
I
Шитте «25 маленьких этюдов» №№ 23,24 Черни - Гермер 1 часть № 28
Шитте «Этюды» ор68 № 2
Сб. «Этюды» Зкл.:
Дювернуа «Этюд» С dur
Беркович «Маленькие этюды»№№34,35
II
Черни-Гермер 1 часть №№ 17,28-32,35,41-43
Лемуан ор37 №№ 7,10,28-32
III
Черни - Гермер 2 часть №№ 3,5-8,10,12,18 Черни ор 299 №№1-4
Полифонические произведения
I
Сб. «Фортепиано Зкл.» ред.Милича:
Гедике «Инвенция» F dur
Павлюченко «Фугетта» С dur
Скарлатти «Ария» d moll Бах «Нотная тетрадь А.М.Бах»:
«Менуэт» g moll
«Менуэт» d moll
II
19
Бах «Нотная тетрадь А.М.Бах»:
«Менуэт» a moll
«Менуэт» с moll
«Полонез» g moll
«Марш» D dur
«Менуэт» G dur
Бах «Маленькие прелюдии и фуги»:
-
Прелюдии С dur; g moll;
Сб. «Фортепиано Зкл.» ред .Милича:
Арман «Фугетта» С dur
Александров «Кума»
Корелли «Сарабанда»
Бах «Маленькие прелюдии и фуги»:
1 часть №№ 3,5-8
2 часть № 6
Бах «Двухголосные инвенции» С dur; a moll
Произведения крупной формы
I
«Сб. пьес, этюдов и ансамблей» ред.Ляховицкой 2 часть:
Беркович «Вариации на рус. нар. Песню» a moll
Моцарт «Вариации» g moll
Некрасов «Маленькая сонатина» е moll Моцарт «Рондо» С dur
Андре «Сонатина» G dur (1,2 часть) Хаслингер «Сонатина» С dur (3 часть)
II
Бетховен «Сонатина» F dur 1 часть
Бетховен «Сонатина » для мандолины с moll
Клементи «Сонатина» С dur (2,3 часть)
Клементи «Сонатина» G dur (1,3 часть)
Моцарт «Сонатина» F dur (1,2 часть)
Диабелли «Сонатина» G dur (3 часть) - сб. Милич Зкл.
Ванхаль «Рондо» A dur - сб. Ляховицкая 2 часть
III
Бетховен «Сонатина» F dur 2часть
Клементи ор 36 «Сонатина» С dur №3 (1,3 часть) «Сонатина» С dur №4 (3
часть) «Сонатина» G dur №5 (1 часть)
Кулау ор 55 «Сонатина» С dur (1,2 часть)
Дуссек ор 20 «Сонатина» С dur (1,3 часть)
Гайдн «Сонатина» D dur (1 часть)
Пьесы
I
Кабалевский «Медленный вальс»; «Клоуны» Глинка «Полька»
Шестакович «Шарманка»
Градески «Маленький поезд»
Сб. «Музыка для детей» 2 вып.:
Гречанинов «Грустная песня»
Гайдн «Немецкий танец»
20
Майкапар «Осенью»
II
Шуман «Сицилийская песенка» «Веселый крестьянин» «Смелый наездник»
«Первая утрата»
Чайковский «Детский альбом»:
«Итальянская песенка»
«Немецкая песенка»
«Новая кукла»
«В церкви»
Кабалевский «Токкатина»
Хачатурян «Андантино»
Гедике «Пьеса»
Сб. «Музыка для детей 2 вып.»:
Сигмейстер «Солнечный день»
Бетховен «Весело-грустно»
Эшпай «Прелюдия»
Майкапар «Тарантелла»
«Вальс»
«Колыбельная»
«Романс»
Петерсон «Старый автомобиль»
Делло- Джойо «Безделушка»
III
Чайковский «Детский альбом»:
«Песня жаворонка»
«Камаринская»
«Шарманщик поет»
«Утренняя молитва»
«Неаполитанская песенка»
«Сладкая греза»
Шуман «Маленький романс»
Прокофьев «Утро» «Марш» «Прогулка»
Кабалевский «Кавалерийская»
«Рондо-танец»
«Рондо - токкато»
Хачатурян «Этюд»
«Конница»
Григ «Ариетта»
«Танец эльфов»
«Странник»
«Элегия»
Шостакович «Колыбельная» Пахульский «Прелюд»
Лепин «Мальвина»
«Пьеро»
«Полька»
Гречанинов «Звездная ночь»
21
«Русская пляска»
Кюи «Куколки»
Дворжак «Джазовый этюд» №28
Примерные варианты программ,
рекомендуемые для исполнения учащимися
на академических зачетах в течение года
4 класс
I полугодие
I
И.С.Бах. Менуэт соль минор из «Нотной тетради А.М.Бах».
Лемуан. Соч.37, этюд №10.
II
И.С.Бах. Маленькая прелюдия до минор из II тетради «Маленьких прелюдий и
фуг».
Черни-Гермер. I часть, этюд №29.
III
И.С.Бах. Маленькая прелюдия ми минор из I тетради «Маленьких прелюдий и
фуг».
Черни-Гермер. I часть, этюд №50.
II полугодие
I
Чимароза. Соната соль минор на 4/4.
Кабалевский. Медленный вальс.
II
Глиэр. Рондо Соль мажор.
Барток. «Детям», тетрадь I, №5 «Игра».
III
Бетховен. Сонатина Фа мажор I часть.
Чайковский. Полька.
5 КЛАСС
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В течении учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 14
различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления: 2 полифонических произведения;
1
произведения крупной формы;
5-6 пьес (включая 2 ансамбля, 1 самостоятельная пьеса); 5 этюдов;
2 аккомпанемента;
2 подбора по слуху.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.
22
Этюды
I
Лемуан ор 37 №№ 17,24,27-30,33,34
Шитте ор 68 №№ 2,3
II
Черни - Гермер №№ 3,5-8,10,12 Лемуан ор.37 №№ 31,32,36,37,44 Лешгорн ор
66 №№ 1-4
III
Черни - Гермер 2 часть №№ 13-17,20,24-27,29-32 Черни ор 299 №№11,12,14,18
Полифонические произведения
I
Бах «Маленькая прелюдия» №1 С dur (2 часть) Сб. «Ф-но 4 кл» ред.Милича
Моцарт «Ария» g moll
Глинка «Фуга» a moll
Циполи «Фугетты» е moll, F dur
Ф.Э.Бах «Фантазия» d moll
II
Бах «Маленькие прелюдии» №№ 1,3,5-8,11,12 (1 часть)
№№ 1-3,6 (2 часть) сб. «Полифонические пьесы 5 кл.»:
-
Гендель «Сарабанда» d moll
«Аллеманда» d moll
«Куранта» F dur
Бах «Французская сюита» с moll:
-
«Менуэт»
III
Бах «Маленькие прелюдии» №№ 9,11 (1 часть)
№ 4 (2 часть)
Бах «Маленькая двухголосная фуга» с moll
Бах «Двухголосная инвенции» С dur, F dur, В dur
Произведения крупной формы
I
Чимароза «Избранные сонаты»:
«Сонатины» №6 a moll
«Сонатины» №9 gmoll
«Сонатины» №17 d moll
Моцарт «Сонатина» №4 В dur (1 часть)
II
Клементи ор 36 №4 «Сонатина» С dur (1.3 часть) Кулау ор 55№1 «Сонатина» С
dur (1,2 часть) Моцарт «Сонатина» №1 С dur; №4 В dur (1 часть) Дуссек ор 20
№1 «Сонатина» G dur (1 часть)
III
Клементи ор 36 №6 «Сонатина» D dur Кулау ор 55 №2 «Сонатина» G dur
Гайдн «Соната-партита» С dur
Бетховен «Соната» №20 G dur
Моцарт «Соната» №15 С dur
Пьесы.
23
I
Чайковский «Хор» (Сб. Детский альбом) Прокофьев «Сказочка», «Марш»
Гедике соч. 8 Миниатюра №2
Григ соч. 12 «Родная песня»
Сб. Смирновой «Аллегро»
Градеский «По дороге из школы домой», «Мороженое»
Сб.Милич «Фортепиано 4 кл.»
Косенко «Дождик»
Майкапар «Драматический отрывок» Сб. Смирновой «Аллегро №6»
Шмитц «For Linda King»
Дворжак «Розовое облачко»
II
Шуман «Маленький романс»
Сб. Чайковского «Детский альбом»
«Вальс»
«Камаринская»
«Утреннее размышление»
Прокофьев «Прогулка», «Дождь и радуга» Кабалевский «Кавалерийская»
Шостакович «Танец»
Хачатурян «Конница»
Григ «Вальс», «Песня сторожа», «Танец эльфов» (сб. Лирические пьесы)
Сб. Милич «Фортепиано 4 класс»
Пахульский «В мечтах»
Эшпай «Перепелочка»
Даргомыжский «Вальс-табакерка»
Косенко «Петрушка» Лепин «Мальвина», «Пьеро» Глиэр «Утро»
Майкапар «Ариэтта»
III
Шуман «Дед Мороз»
Сб.Чайковского «Детский альбом»
«Игра в лошадки»
«Неаполитанская песенка»
Прокофьев «Тарантелла», «Вальс», «Вечер» Хачатурян «Две смешные тетеньки
поссорились» Григ «Листок из альбома», «Вальс»
Шостакович «Вальс-шутка», «Лирический вальс», «Гавот»
Мендельсон «Песни без слов»: №№ 6,9,12,47
Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник»
Рахманинов «Итальянская полька»
Бетховен «К Элизе»
Калинников «Грустная песенка»
Лепин «Буратино»
Кирнбергер «Прелюдия» е moll (Хрестоматия 5 кл.)
Кюи «Куколки»
Глиэр «Романс», «Ариэтта»
Прокофьев «Мимолетность» №№ 1,10
Шопен «Ноктюрн» cis moll (посмертный)
24
«Юношеские полонезы» №№ 11,12
«Кантабиле»
Дакен «Кукушка»
Аренский «Романс» F dur
Слонимский «Дюймовочка», «Марш Бармалея» Раков «Тарантелла»
Примерные варианты программ,
рекомендуемые для исполнения обучающимися
на академических зачетах в течение года
5 класс
I полугодие
I
Циполи. Фугетта ми минор.
Лемуан. Соч.37, этюд №20.
II
И.С.Бах. Маленькая прелюдия До мажор из II тетради «Маленьких прелюдий и
фуг».
Бертини. Соч.29, этюд №8.
III
И.С.Бах. Ария из французской сюиты до минор.
Черни-Гермер. II часть, этюд №6.
II полугодие
I
Гайдн. Сонатина Ре мажор (Hob. XI: 56), I часть.
Гладковский. Маленькая танцовщица.
II
Кулау. Сонатина До мажор, соч.55 №1, I часть.
Прокофьев. Сказочка.
III
Клементи. Сонатина соч.36 №3 До мажор II-III части.
Глиэр. В полях.
6 КЛАСС
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В течении учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 14
различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления:
2 полифонических произведения;
1
произведения крупной формы;
5-6 пьес (включая 2 ансамбля, 1 самостоятельная пьеса);
5 этюдов;
2
аккомпанемента;
2 подбора по слуху.
25
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.
Этюды
I
Лемуан ор 37 «Этюды» №№ 43,44,49
Шитте ор 68 «Этюды» №№ 5,9
II
Черни - Гермер «Этюды» 2 часть №№ 9-12,15-21,24-32
Лешгорн ор 136 «Школа беглости» т. 1-2 (по выбору)
ор 66 «Этюды» №№6,7,9,12,18-20
III
Черни ор 299 «Этюды» №№5,6,8,11,13,14,15,22
Полифонические произведения
I
Николаев «Легенда»
Гендель «Сарабанда» d moll
«Алеманда» d moll
(Хрестоматия 5 кл.) сб. Милич 5 кл.
Циполи «Фугетта» d moll
Мясковский «В старинном стиле» е moll
Щуровский «Инвенция» a moll
Павлюченко «Фугетта» Es dur
Лядов «Канон» G dur
Маттизон «Менуэт» с moll
II
Бах «Маленькие прелюдии и фуги» Т.2 №4 D dur, №5 Е dur
«Двухголосные инвенции» №2 с moll, №1 С dur, №14 В dur, №13 a moll
«Французские сюиты»: с moll- «Сарабанда», «Ария», «Менуэт»
Гендель «Аллеманда» g moll (Милич 5 кл.)
III
Бах «Инвенции» двухголосные №4 d moll, №3 D dur, №9 f moll, №11 g moll,
№15 h moll трехголосные №11 g moll
Произведения крупной формы.
I
Чимароза «Соната» №2 G dur, №5 a moll
Кулау ор 20 «Сонатины» №1 (1 часть), ор 55 №2 G dur (1 часть) Моцарт
«Сонатины» №2 A dur (1 часть), №3 D dur (3 часть)
II
Клементи ор 36 «Сонатины» №5 G dur (1 часть), №6 D dur
ор 37 «Сонатина» №1 Е dur Кулау «Сонатины» ор 59 №1 (1 часть)
ор 20 №1 (3 часть), №3 F dur (1часть)
ор 55 №3 С dur (1 часть)
Моцарт «Сонатина» №1 С dur (финал), №6 С dur (1 часть) Дуссек ор 20
«Сонатина» №6 Е dur (1 часть)
Бетховен «Соната» №20 (1 часть)
26
Дюбюк Вариации на тему р.н.п. «Вдоль по улице...
III
Гайдн «Сонаты» №17 G dur (1,3 части)
№5 A dur (1 часть)
№ 32 h moll (1 часть)
№36 cis moll (1 часть)
Пьесы
I
Прокофьев «Утро»
Чайковский «Хор»
Кабалевский «Новелла»
Гречанинов «Вальс» f moll
Шмитц «Буги - бой» (сб. Смирновой)
II
Чайковский «Детский альбом»
«Утреннее размышление»
«Сладкая греза»
«Неаполитанская песенка» Прокофьев «Вальс»
Хачатурян «Подражание народному»
Григ ор 38 «Листок из альбома», «Халлинг», «Вальс», «Одинокий странник»
Сб. Смирновой
Шмитц «Тип - топ», «Буги»
Сигмейстер «Блюз» Грибоедов «Вальсы»: Е dur, As dur
Пахульский «Прелюд»
Гречанинов «Осенняя песенка»
Лепин «Кот и лиса», «Карабас Барабас» Шуберт «Утренняя серенада» (Хр.5 кл.)
Вивальди «Сицилиана»
Гурилев «Полька-мазурка» Скултэ «Ариетта»
III
Чайковский «Детский альбом»: «Баба Яга», «Игра в лошадки»
Хачатурян «Токката» d moll
Григ «Кобольд», «Ноктюрн»
Глинка «Детская полька»
Мендельсон «Песни без слов» №№ 2,37,45,47
Чайковский «Баркаролла», «Осенняя песня»
Дебюсси «Кэк-уок»
Шостакович «Полька»
Чайковский ор 40 «Русская пляска»
Глиэр «Вальс»
Крамер «Танцующий скрипач»
Шопен «Ноктюрн» ор 9 №2 Es dur
«Мазурка» ор 67 №4 Гречанинов «Гроза», «Экспромт» Григ «Весной»
27
Примерные варианты программ,
рекомендуемые для исполнения обучающимися
на академических зачетах в течение года
6 класс
I полугодие
I
Гендель. Сарабанда с вариациями ре минор.
Лешгорн. Соч.65, этюд №31.
II
Гендель. Куранта из сюиты №11 ре минор.
Лешгорн. Соч.66, этюд №4.
III
И.С.Бах. Двухголосная инвенция ля минор.
Черни-Гермер. II часть, этюд №27.
II полугодие
I
Грациоли. Соната Соль мажор, I часть.
Грибоедов. Вальс Ля бемоль мажор.
II
Клементи. Сонатина, соч.37 №1 Ми бемоль мажор, I часть.
Дебюсси. Маленький негритенок.
III
В.А.Моцарт. Сонатина №6, I часть.
Григ. Поэтическая картинка №1.
7 КЛАСС
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В течении учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 11
различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления: 2 полифонических произведения;
1
произведения крупной формы;
4-5 пьес (включая 2 ансамбля, 1 самостоятельная пьеса);
4 этюда;
2
аккомпанемента;
2 подбора по слуху.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.
Этюды
I
28
Черни ор 299 №№ 1-4 Лешгорн ор 66 №1 Геллер ор 45 №8
II
Черни ор 299 №№ 5,6,11-15,18
Лешгорн ор 136 (по выбору)
Лешгорн ор 66 №№ 15,17-19,23,25,28
Шитте ор 68 №11
Черни-Гермер (Избр. ф-ные этюды 2 т.) №30-32
III
Черни ор 299 №№ 7,10,20,23,24,27-29,31,33,34,38,40
Полифонические пьесы
I
Милич 6 кл.
Майкапар «Прелюдия и фугетта» е moll
Сб. «12 легких пьес»
Гендель Куранта е moll
Гендель Аллeманда g moll Милич 5 кл.
Мартини Ария с moll
Сб. Полифония 5 кл.
Пахельбель Чакона f moll
Гендель Сарабанда с вариациями d moll
II
Бах «Маленькие прелюдии и фуги»
- Двухголосная фуга с moll
- Фугетта G dur Бах «Инвенции»
- Двухголосные №4 d moll, №6 E dur, №8 F dur, №11 g moll
- Трехголосные №6 E dur
Милич 6 кл.
- Дремлюга Инвенции F dur
Бах «Французские сюиты» h moll
- Алеманда, Сарабанда, Менуэт
III
Бах «Инвенции»
- Двухголосные №5 Es dur
- Трехголосные №1 С dur, №2 с moll, №15 h moll
Произведения крупной формы
I
Клементи «Сонаты» ор 37 №1 Е dur
Сб. Чимароза «Избранные сонаты» №14, №15
Кулау «Сонатины» ор 55 №3 (1 часть) С dur
Моцарт Сонатина №4 (3 часть) В dur
Дуссек «Сонаты» ор 20 №3 (1 часть) F dur
№5 (1 часть) С dur
II
Клементи «Сонаты» ор 38 №3 (1 часть) F dur
Чимароза «Избранные сонаты» №11 с moll, №12 В dur
Гайдн «Сонаты» №2 (3 часть) е moll
29
№7 (3 часть) D dur
№13(3 часть) Е dur
Бетховен «Сонаты» №19 (1 часть) g moll
№20 (1-2 часть) G dur
Бетховен «Сонатина» 1 часть Es dur
Моцарт «Соната» №15(1 часть) D dur
III
Клементи «Соната» ор 38 №2 В dur
Гайдн «Сонаты» №14 (32) 1 часть h moll
№27 (1часть) С dur
№33 (1 часть) D dur
№ 36 (1 часть) cis moll
Моцарт «Сонаты» №5 (1 часть) G dur
№ 19 (1 часть) F dur
Пьесы
I
Шуман «Отзвуки театра»
Глинка «Мазурки» с moll, a moll
Мендельсон «Песни без слов»№9
Дебюсси «Маленький негритенок»
Шостакович «Ноктюрн»
Шуберт «Вальсы» h moll, A dur
Ребиков «Вальс» (Ляховицкая «Альбом ф-ных пьес»)
Мусоргский «Слеза»
Лядов «Прелюдия» op 40 №3
Дворжак «Этюд» №30 (Смирнова Аллегро №3)
Смирнова «Аллегро №6»:
Шмитц «Memory - Rag»
«Free and Easy»
«Lago Minor - Boogie»
Юменс «Чай вдвоем»
II
Шуман «Всадник», «Воспоминания»
Прокофьев «Вечер», «Ходит месяц», «Тарантелла»
Григ «Кобольд»
Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник» («Времена года»)
Дворжак «Этюд №28» (сб. Смирнова Аллегро )
Бетховен «К Элизе»
Огинский «Полонез»
Шопен «Кантабиле», «Мазурка» ор 7 №2
Чайковский ор 40 «Песня без слов», «Грустная песенка»
Глиэр «Прелюдия» ор 43 №1
Гречанинов «Жалоба»
Гендель «Пассакалья»
III
Григ «Минувшие дни»
30
Мендельсон «Песня без слов» №№ 1,23,25,29,31,46
Чайковский «Времена года»
«У камелька»
«Святки»
«Песня косаря»
Дебюсси «Лунный свет»
«Девушка с волосами цвета льна» Чайковский ор 19 Ноктюрн cis-moll Щедрин
«Юмореска»
Шопен «Вальс» ор69 №1 As dur
op 34 №2 a moll, op 64 №2 cis moll Калинников «Элегия»
Прокофьев «Прелюдия» С dur
Лист «Утешение» Е dur
Рахманинов «Прелюдия» ор 3 №2 cis moll
«Мелодия»
Гречанинов «Мазурка» Des dur
Шуберт «Мельник и ручей» обр.Геллера
Примерные варианты программ,
рекомендуемые для исполнения обучающимися
на академических зачетах в течение года
7 класс
I полугодие
I
И.С.Бах. Двухголосная инвенция До мажор.
Черни. Соч.299, этюд №3.
II
И.С.Бах. Двухголосная инвенция ре минор.
Лешгорн. Соч. 136, этюд №3.
III
И.С.Бах Трехголосная инвенция Ми мажор.
Лешгорн. Соч.66, этюд №15.
II полугодие
I
Гайдн. Пасторальная сонатина.
Раков. Легенда из цикла «Новеллетты».
II
Клементи. Соч.36. Сонатина №6 Ре мажор, I часть.
Мендельсон. Песня венецианского гондольера, соч.30 №6 фа# минор.
III
В.А.Моцарт. Легкая соната До мажор К.№545 I часть.
Шуберт. Скерцо Си бемоль мажор.
8 КЛАСС
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
31
В течении учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 10
различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления:
1 полифонических произведения;
1
произведения крупной формы;
4 пьесы (включая 1 самостоятельную пьесу); 3 этюда;
2
аккомпанемента;
2 подбора по слуху
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.
Этюды
I
Черни ор 299 №№11,12 Лешгорн ор 136 (весь сборник) Лешгорн ор 66 №№ 17-
19, 23,28 Геллер ор 46 №18
Шитте ор 68 №21
II
Черни ор 299 №№ 24,29,31,33,34,38,40
Лешгорн ор 66 №№ 25,27,29,32
Геллер сб. «Иэбр.этюды» ор 45 №14, ор 46 № 26
Крамер №№1,6,19
Мошковский ор 91 №7
III
Черни ор 740 №№ 1-6,10-13,17,18,21,23,24,41 Мошковский ор 72 №№ 1,2,4-7,9
Клементи - Таузиг №№ 1,2,9,11,13
Крамер №21
Полифонические пьесы
I
Милич «Фортепиано 7 кл.»
Лядов «Канон» с moll
Сб. «Полифонические пьесы 7 кл.»
Гендель Фугетта D dur
Сб. «Полифонические пьесы 6 кл.»
Кребс «Преамбула» g moll
Милич «Ф-но 6 кл.»
Дремлюга «Инвенция» F dur
Бах «Французская сюита» h moll
Сарабанда
Менуэт
Бах «Французская сюита» es moll
Сарабанда
Ария
Менуэт
32
Сб. «Полифонические пьесы» 7 кл. вып. 2
Скарлатти «Фугетта» С dur
II
Бах «Маленькие прелюдии и фуги» №7,№8
Бах «Трехголосные фуги» №4 С dur, №5 С dur, №6 d moll
Бах «Инвенции» трехголосные
№2 с moll, №3 D dur, №4 d moll, №5 Es dur, №8 F dur, №15 h moll
Гендель «Каприччио» g moll
Бах «Французские сюиты» Е dur, G dur (по выбору)
Бах «Английская сюита» g moll
- Аллеманда
- Сарабанда
- Гавот 1,2
Бах «Английская сюита» a moll
Бурре
Прелюдия
Сарабанда
III
Бах «Инвенции» трехголосные
№4 d moll,№7 e moll,№13 a moll
Бах ХТК 1 том с moll, d moll, g moll, Fis dur, В dur, as moll
Бах ХТК 2 том f moll, d moll, с moll
Произведения крупной формы
I
Ваньхаль «Соната» A dur
Клементи «Сонаты» ор 38 №1 G dur (2 часть), №2 В dur (2 часть), №3 F dur(l
часть)
Чимароза сб. «Избр. сонаты» №1 A dur, №18 A dur
Кулау «Сонаты» ор20 №1 (3 часть), ор 55 №3 С dur (3 часть)
Гайдн «Соната» №13 Е dur (финал)
Бетховен «Сонатина» f moll (1 часть)
II
Клементи «Сонаты» ор 37 №2 D dur, op 38 №№1 G dur,2 В dur
Чимароза «Избр. сонаты» №16
Бетховен Соната№19 g moll (1 часть)
Кулау «Сонаты» ор 20 №2 (1-2 часть), ор 55 №5 D dur (1 часть), ор 55 №6 С
dur(l часть)
Гайдн «Сонаты» №5 A dur (1 часть), №12 G dur (1 часть)
Глинка Вариации «Среди долины ровныя»
III
Гайдн «Сонаты» №2 е moll (1часть),№20 с moll (1часть),№21F dur (1часть),
№37D dur (1часть), №49 Е dur (1часть)
Бетховен «Сонаты» №№1,5,6
Моцарт «Сонаты» №№9 D dur, 10 С dur, 12 F dur, 13 В dur, 16 В dur
33
Пьесы
I
Григ «Элегия»
Глинка «Мелодический вальс»
Гречанинов «Прелюдия» Гендель «Пассакалья»
Сб. Смирновой Аллегро №6:
- Якушенко «Первое знакомство», «Деревенские музыканты»
- Дворжак «Этюд»
- Уорен «Чаттануга чу-чу»
Гречанинов «Звездная ночь»
Шопен «Cantabile», «Largo»
Альбенис «Малагенья»
Прокофьев «Сцена» (из балета «Ромео и Джульетта»)
Сасько «Блюз», «Рэгтайм»
II
Шуман «Незнакомец»
Григ Сб. «Лирические пьесы»:
«Весной», «Бабочки», «Тоска по Родине», «Сердце поэта»
Григ «Поэтические картинки» (по выбору)
Григ «Юморески» ор 6 d moll, с moll
Глинка «Тарантелла», «Разлука»
Мендельсон «Песни без слов» №№ 12,22,29
Шостакович «Адажио»
Григ «Песня Сольвейг»
Шуберт-Лист (ред.1) «Вечерняя серенада»
Глиэр «Мазурка» ор 43 №3
Сб. Смирновой Аллегро №9
Шмиц «Бути», «Зимний вечер», «Джаз- элегия»
Питерсон «Баллада»
Крамер «Танцующий скрипач»
Якушенко «Синематограф»
Дезмонд «Попробуем на пять» (Аллегро №6)
Дворжак «Этюд №3» (Аллегро №6)
Бородин «Ноктюрн»
Шопен «Прелюдии» №4, №6, №15, №20
Шуберт «Экспромт» ор 142
Шопен «Ноктюрн»
Прокофьев «Гавот»
Шуман «Грезы» Бах-Марчелло «Адажио»
III
Григ «Свадебный день в Трольхаугене», «Шествие гномов»
Григ «Импровизация»
Григ «Из карнавала» ор 19
Глинка-Балакирев «Жаворонок»
34
Мендельсон «Песни без слов» №7, №10, №26, №30, №32, №34, №40
Чайковский «Времена года»
«Масленица», «Охота», «На тройке», «Жатва», «Белые ночи» сб. Смирновой
Аллегро №9
Брубек «Bossa-Nova»
Джоплин «Reg - tame»
Шопен «Мазурка» ор 17 №4
Шуберт «Экспромты» op 90 Es dur, op 142 As dur
Мендельсон «Рондо-Капричиозо» op 14
Лист «Грезы любви»
Рахманинов «Прелюдии» ор 23 №4 D dur, №6Es dur
Рахманинов «Этюды - картины» орЗЗ №4Es dur, №5 g moll
Шопен «Полонез» №8 d moll
Рахманинов «Элегия», «Полишинель», «Юмореска»
Рахманинов «Музыкальные моменты» №3 h moll, №4 е moll, №5 Des dur
Шопен «Вальсы» ор64 №1 Des dur, op69 №1 As dur, op70 №2 As dur
Лист «Утешение»
Прокофьев «Джульетта -девочка», «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и
Джульетта
Примерные программы
итоговой аттестации
I
И.С.Бах. Сарабанда из Французской сюиты си минор.
Гайдн. Дивертисмент Ля мажор (WUE №12, Ed.Pet. №29) I часть.
Беренс. Соч.61, этюд №4.
Мендельсон. Песня без слов №9 Ми мажор, соч.30 №3.
II
И.С.Бах. Аллеманда из Французской сюиты до минор.
Бетховен. 6 легких вариаций на собственную тему Соль мажор.
Беренс. Соч.61, этюд №26.
Прокофьев. Гавот, соч.32 №3.
III
И.С.Бах – Кабалевский. Органная прелюдия и фуга соль минор.
Бетховен. Соната №19, II часть.
Черни. Соч.299, этюд №12.
Глинка. Ноктюрн Ми бемоль мажор.
IV
Для учащихся, готовящихся к поступлению в музыкальные училища на
специальность «Фортепиано»
Бах. ХТК I том, Прелюдия и фуга Си бемоль мажор.
Бетховен. Соната №1 I часть.
Черни. Соч. 740, этюды №1 и №2.
Григ. Соч.54. Ноктюрн До мажор
35
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
На зачет выносится 2 гаммы из списка: 1 мажорная, 1 минорная
КЛАСС
ГАММЫ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3-4
До, Соль, Ре, Ля маж. ля,
ми, ре, соль мин
Все на 2 октавы.
-
гамма прямая в октаву, терцию, дециму;
-
гамма расходящаяся;
-
гамма хроматическая в октаву, *терцию;
-
арпеджио Т53 короткие, длинные, * ломаные;
-
аккорды Т53.
5-6
Бемольные до 4-
Х
ЗНАКОВ
Диезные до 4-х знаков,
Все на 4 октавы.
-
гамма прямая в октаву, терцию, дециму,
*сексту;
-
гамма расходящаяся;
-
гамма хроматическая в октаву, терцию, дециму,
*сексту, *расходящаяся;
-
арпеджио Т53 короткие, длинные, * ломаные;
-
*арпеджио Д7 короткие, длинные;
-
аккорды Т53 (*4-х звучные для большой руки).
7-8
Мажоры до 5-ти знаков
Миноры до 5-ти знаков
-
гамма прямая в октаву, терцию, дециму, сексту;
-
гамма расходящаяся;
-
гамма хроматическая в октаву, терцию, дециму,
сексту, расходящаяся;
-
арпеджио Т53 короткие, ломаные, длинные;
-
арпеджио Д7 короткие, *ломаные, длинные;
-
аккорды Т53 4-х звучные;
-
*арпеджио Ум7 - короткие, ломаные, длинные;
-
* 11 арпеджио;
-
*Д7 и Ум7 5-ти звучные аккорды.
- требования, отмеченные звездочкой, рекомендуются для учащихся сильных групп
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРТЕПИАНО»
36
Результатом освоения программы по учебному предмету «Фортепиано»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений;
умений
использовать
выразительные
средства
для
с о зд а н и я
художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-
просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль
знаний,
умений,
навыков
обучающихся
обеспечивает
оперативное
управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные
формы
контроля
успеваемости
учащихся
позволяют
объективно
оценить
успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету
«Фортепиано»
являются:
текущий контроль успеваемости,
промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Текущая аттестация
проводится
с
целью
контроля
за
качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на
поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на
ответственную
организацию
домашних
занятий
и
может
носить
стимулирующий характер.
Текущий
контроль
осуществляется
регулярно
преподавателем,
отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,
так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Промежуточная
аттестация
определяет
успешность
развития
обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее
распространенными
формами
промежуточной
аттестации
являются
зачеты,
академические
концерты,
контрольные
уроки,
а
также
концерты,
тематические
вечера
и
прослушивания
к
ним.
Участие
в
37
концертах
приравнивается
к
выступлению
на
академическом
концерте.
Отметка,
полученная
за
концертное
исполнение,
влияет
на
четвертную,
годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Форма
и
содержание
итоговой
аттестации
по
учебному
предмету
«Фортепиано»
устанавливаются
ДШИ
самостоятельно.
При
проведении
итоговой аттестации может применяться форма экзамена.
Критерии оценки
Критерии
оценки
качества
подготовки
обучающегося
позволяют
определить
уровень
освоения
материала,
предусмотренного
учебной
программой.
Основным
критерием
оценок
учащегося,
осваивающего
общеразвивающую
программу,
является
грамотное
исполнение
авторского
текста, художественная выразительность, владение техническими приемами
игры на инструменте.
При
оценивании
обучающегося,
осваивающегося
общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование
устойчивого
интереса
к
музыкальному
искусству,
к
занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение
практическими
умениями
и
навыками
в
различных
видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента; степень продвижения учащегося,
успешность личностных достижений.
По
итогам
исполнения
программы
на
зачете,
академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
предусматривает
исполнение
программы,
соответствующей
году
обучения,
наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми
техниче скими
п р и е м а м и ,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения; использование
художественно
оправданных
техниче ских
приемов, позволяющих создавать художественный
образ, соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа
соответствует
году
обучения,
грамотное
исполнение
с
наличием
мелких
т е х н и ч е с к и х
н е д о ч е т о в ,
н е б о л ь ш о е
38
несоответствие темпа, недостаточно убедительное
донесение образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно»)
программа не соответствует году обучения, при
исполнении
обнаружено
плохое
знание
нотного
т е кс т а ,
т ех н и ч е с к и е
о ш и б к и ,
х а р а к т е р
произведения не выявлен
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
В а ж н е й ш и е
п ед а го г и ч е с к и е
п р и н ц и п ы
п о с т е п е н н о с т и
и
последовательности
в
изучении
материала
требуют
от
преподавателя
применения различных подходов к обучающимся, учитывающих оценку их
интеллектуальных,
физических,
музыкальных
и
эмоциональных
данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей обучающихся, полнее учитывать индивидуальные возможности
и
личностные
особенности
ребенка
позволяют
следующие
методы
дифференциации и индивидуализации:
разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
вариативность темпа освоения учебного материала;
индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной
задачей
применения
принципов
дифференциации
и
индивидуализации
при
объяснении
материала
является
актуализация
полученных
учениками
знаний.
Важно
вспомнить
именно
то,
что
будет
необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового
материала
учащимся
предлагается
воспользоваться
ранее
полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую
может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
ученика
за в и с ят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко
продуман
выбор
репертуара.
Целесообразно
составленный
индивидуальный
план,
своевременное
его
выполнение
так
же,
как
и
рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют
на успешность развития ученика.
39
Предлагаемые
репертуарные
списки,
программы
к
зачетам
и
контрольным
урокам,
включающие
художественный
и
учебный
материал
различной
степени
трудности,
являются
примерными,
предполагающими
варьирование,
дополнение
в
соответствии
с
творческими
намерениями
преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог
в
работе
над
репертуаром
будет
добиваться
различной
степени
завершенности
исполнения:
некоторые
произведения
должны
быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса,
третьи
–
с
целью
ознакомления.
Все
это
определяет
содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На
заключительном
этапе
ученики
имеют
опыт
исполнения
произведений
классической
и
современной
музыки,
опыт
сольного
музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания,
умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием
практических
умений
и
навыков
учащийся
получает
знания
музыкальной
грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на
слух.
Методы
работы
над
качеством
звука
зависят
от
индивидуальных
способностей
и
возможностей
учащихся,
степени
развития
музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным
элементом
обучения
является
накопление
художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Список рекомендуемой учебной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003
Альбом
легких
переложений
для
ф-но
в
4
руки.
Вып.2/сост.
Э.Денисов,1962
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-
сост. И. Беркович. Киев,1964
Артоболевская
А.
Первая
встреча
с
музыкой:
Учебное
пособие.
М.:
Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо.
СПб: Композитор, 1997
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.
Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
40
Ветлугина
Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-
метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка,
2011
Гедике А.
40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.
пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,
1999
Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VI кл. ДМШ: Уч.
пос.
/
редакторы
–
составители
А.Г.Руббах
и
В.А.Натансон
М.:
Государственное музыкальное издательство, 1962
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч.
пос.
/сост.
А.Руббах
и
В.Натансон.
М.:
Государственное
музыкальное
издательство, 1960
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:
Союз художников, 2008
Лемуан А.
Соч.37.
50
характерных
и
прогрессивных
этюдов.
М.:
Музыка, 2010
Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
Лешгорн
А. Избранные этюды. Соч.65, 66
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994
Милич Б.
Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006
Милич Б.
Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
Милич Б.
Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.
Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008
Музыка
для
детей.
Фортепианные
пьесы:
вып.2,
издание
4.
Сост.
К.С.Сорокина М.: Современный композитор, 1986
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М.,
1972
Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова.
М.: Советский композитор, 1973
Музыкальная
коллекция,
2-3
классы
ДМШ.
Сборник
пьес
для
ф-
но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д:
Феникс, 2008
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост.
Н.Н.Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но:
Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976
41
Путешествие
в
мир
музыки:
Уч.
пособие/сост.
О.В.Бахлацкая.
М.:
Советский композитор, 1990
Парцхаладзе М.
Детский
альбом.
Учебное
пособие.
Педагогическая
редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для
фортепиано, вып. 3. Сост. О.Брыкова, А.Парасаднова, Л.Россик. М., 1973
Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972
Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных
композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993
Педагогический
репертуар
ДМШ.
Этюды
для
ф-но
5
кл./
Ред.
В.Дельновой. М.,1974
Полифонические
пьесы.
Педагогический
репертуар
ДМШ
4-5
кл./
М.,1974
Пьесы
композиторов
20
века
для
ф-но.
Зарубежная
музыка/
Ред.
Ю.Холопова. М.,1996
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель
С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962
Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.
Ф.Розенблюм. М.: Музыка, 1978
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.:
Учеб.
пособие/Сост.
и
редактор
А.Юровский.
М.:
Государственное
музыкальное издательство, 1962
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М.,
Музыка, 1993
Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая.
М., 1961
Таривердиев М.
«Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.
«Классика XXI век». М., 2002
Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.
Киев, Музична Украина, 1973
Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.
Киев: Музична Украина, 1972
Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,
Л.Рощина. М.: Музыка, 1988
Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997
Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост.
М.Копчевский. М.: Музыка, 1978
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,
К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. М.: Музыка, 1983
Хрестоматия
для
ф-но,
1
кл.
ДМШ:
Учебник
/сост.
А.Бакулов,
К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
Хрестоматия
для
ф-но,
2
кл.
ДМШ:
Учебник
/сост.
А.Бакулов,
К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
Хромушин
О.
Джазовые
композиции
в
репертуаре
ДМШ.
Изд.
«Северный олень», СПб, 1994
42
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост.
А.Бакулов, 1992
Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
Шуман Р.
Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011
Школа
игры
на
ф-но:
Учебник/
сост.
А.Николаев,
В.Натансон.
М.:
Музыка, 2011
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.:
Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона. М.: Советский
композитор, 1967
Юному
музыканту-пианисту,
5
кл.:
Хрестоматия
для
уч-ся
ДМШ:
Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д:
Феникс, 2008
2.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка,
1978
2.
Асафьев
Б.
Избранные
статьи
о
музыкальном
просвещении
и
образовании. М.-Л., 1965
3.
Баренбойм
Л.
"Путь
к
музицированию".
2-е
изд.
М,
Советский
композитор,1973
4.
Корто
А.
"О
фортепианном
искусстве".
М.,
Музыка,
1965
5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве".
М., Музыка, 1966
6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной
игре". М., Музыка, 1961
7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004
8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967
9.
Метнер
Н.
"Повседневная
работа
пианиста
и
композитора",
М.,
Музыка, 2011
10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка,
1987
11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008
12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом".
М., 1997
13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974
14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М.,
Музыка, 1975
15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"
43