Напоминание

Учебный предмет:" Музыкальный инструмент "Фортепиано".Срок реализации 7(8) лет"


Автор: Башкова Людмила Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования Детская школа искусств
Населённый пункт: Пензенская область р.п.Лунино
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
Тема: Учебный предмет:" Музыкальный инструмент "Фортепиано".Срок реализации 7(8) лет"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования «Детская школа искусств Лунинского

района Пензенской области»

Принята Утверждаю

педагогическим советом Директор МБОО ДО ДШИ

Протокол Н. Н. Гавриленко___________

№ 1 от «30» 08. 2016 г. Приказ №75 от 01.09.2016

_________







Дополнительная общеразвивающая

программа по учебному предмету

музыкальный инструмент

«Фортепиано»

срок реализации 7(8) лет

Составил: Башкова Л.Ю..,

преподаватель по классу фортепиано

МБОО ДО ДШИ

Лунино 2016 г.


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета


- Учебно-тематический план - Годовые требования
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

-
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.

Формы и методы контроля, система оценок

-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание - Критерии оценки
V.

Методическое обеспечение учебного процесса



VI.

Список учебной и методической литературы


- Список рекомендуемой учебной литературы - Список рекомендуемой методической литературы

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, Примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств». Мин. Культуры СССР, Москва 1991 г., учебно - методического пособия «Методика обучения игре на ф-но» Алексеев А. 3-е изд. М., Музыка, 1978 г., а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств. В данной программе заложены методические основы обучения игре на фортепиано, сформулированы учебно-воспитательные цели предмета, предложены зарекомендовавшие себя формы и методы их реализации, тщательно продуман репертуарный список, определён приблизительный уровень трудности произведений, исполняемый в каждом классе, предложены основные формы учёта успеваемости, намечены те художественные критерии музыкальной педагогики, которые выгодно отличали и отличают детские музыкальные школы и школы искусств от других учреждений дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. Занятия по предмету «Фортепиано» в детской школе искусств проводятся в соответствии с действующими учебными планами 7(8) лет обучения. Анализируя изменившуюся за последнее десятилетие ситуацию, значительно возросшую нагрузку на детей в общеобразовательных школах, программа предлагает некоторые изменения, в том числе количества произведений, исполняемых на переводных экзаменах и зачётах. Особенность данной программы в том, что она пытается учесть возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать, грамотно исполнять на фортепиано произведения из репертуара ДШИ, а также сформировать у него навык чтения с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и аккомпанемента. Основной формой учебной работы является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. 3
На протяжении всех лет обучения должна проводится планомерная и систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития обучающегося. Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение правильных целесообразных игровых движений. Постоянное внимание надо уделять качеству звукоизвлечения- важнейшему для пианиста средству музыкальной выразительности. Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведённого для работы дома. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, даётся в годовых требованиях.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Фортепиано» по ОП Отделение фортепиано со сроком обучения 7-8 лет, продолжительность учебных занятий с первого по восьмой годы обучения составляет 34 недели в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на

реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Фортепиано» при 7-летнем сроке обучения составляет 476 часов, при 8-летнем сроке обучения составляет 544 часов Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:  1 – 7 (8) классы – по 2 часа в неделю. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Всего Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год 6-й год 7-й год 8-й год 7 лет 8 лет Полугодия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 16 Количество недель 16 18 16 18 1 6 18 1 6 18 16 1 8 1 6 1 8 1 6 1 8 1 6 18 Количество уроков 32 36 32 36 3 2 36 3 2 36 32 3 6 3 2 3 6 3 2 3 6 3 2 36 476 544 4

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность урока 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяют преподавателю п о с т р о и т ь п р о ц е с с о бу ч е н и я в с о от в е т с т в и и с п р и н ц и п а м и дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
 обеспечить равноправие элементов образовательной триады: обучения, воспитания, развития – как основы гармоничного становления личности ученика;  сформировать начальный уровень художественно-практической компетентности, который предполагает овладение определённым комплексом средств художественной выразительности данного вида искусства;  обеспечить обучающихся необходимым уровнем грамотности, которая на практике выражается: - в умении грамотно и осмысленно работать с текстом; - в практическом владении инструментом, основанном на сформированности основных технических и пианистических навыков; - в понимании законов музыкальной речи, знаний, характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;  привить умения и навыки, необходимые для сольной исполнительской деятельности;  во спит ать и поощрять у ребёнка интере с и вкус к целенаправленной работе во время обучения и после окончания школы.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;  методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
5
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический (освоение приемов игры на инструменте); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета
Реализация программы учебного предмета « Ф о рт е п и а н о » обеспечивается:  доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;  учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию. В ДШИ должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования
Программа по учебному предмету «Фортепиано» рассчитана на 7(8) лет. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения. Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся. Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. 6

Учебно-тематический план

I год обучения



Название темы

Всего

часов

Количество часов

теория

практика
1. 2. 3. 4. 5 6. 7. 8. Вводное занятие /организационное занятие/ Начальный этап обучения Донотный период. Развитие творческих навыков. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио Динамические и темповые характеристики муз. произведения Штрихи Гаммы, упражнения. Основы аппликатуры. Чтение нот с листа /поочерёдная игра/ Этюды, пьесы /Игра двумя руками/ 1 2 8 16 4 5 8 24 1 1 2 4 1 2 1 2 ----- 1 6 12 3 3 7 22 Всего часов в год 68 14 54
II год обучения
7
№ Название темы Всего часов Количество часов теория практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Вводное занятие /организационное занятие/ Музыкальная грамота и сольфеджио История музыки. Беседы. Гаммы ,упражнения Чтение нот с листа Этюды Педализация произведений Пьесы Крупная форма Полифония Культура поведения на сцене Повторение концертного репертуара Участие в коллективных мероприятиях 1 2 2 2 7 4 5 3 10 10 5 2 10 1 1 1 ----------- 2 1 2 1 2 1 1 1 -------- ----- 1 1 2 5 3 4 2 8 8 4 1 10 Всего часов в год 68 11 57
III
год обучения № Название темы Всего часов Количество часов теория практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Вводное занятие /организационное занятие/ Музыкальная грамота и сольфеджио История музыки. Беседы. Гаммы ,упражнения Чтение нот с листа Этюды Педализация произведений Пьесы Крупная форма Полифония Культура поведения на сцене Повторение концертного 1 2 2 2 8 4 5 4 10 10 8 2 10 1 1 1 ----------- 2 1 2 2 2 2 2 ------------ ----- 1 1 2 6 3 3 2 8 8 6 2 10 8
репертуара Участие в коллективных мероприятиях Всего часов в год 68 12 56
IV
год обучения № Название темы Всего часов Количество часов теория практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Вводное занятие /организационное занятие/ Музыкальная грамота и сольфеджио История музыки. Беседы. Гаммы ,упражнения Чтение нот с листа Этюды Педализация произведений Пьесы Крупная форма Полифония Культура поведения на сцене Повторение концертного репертуара Участие в коллективных мероприятиях 1 2 2 2 4 4 5 4 10 10 10 4 10 1 1 1 ----------- 1 1 1 1 2 2 3 ------------ ----- 1 1 2 2 3 4 3 8 8 7 4 10 Всего часов в год 68 12 56
V
год обучения 9
№ Название темы Всего часов Количество часов теория практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Вводное занятие /организационное занятие/ Музыкальная грамота и сольфеджио История музыки. Беседы. Гаммы ,упражнения Чтение нот с листа Этюды Педализация произведений Пьесы Крупная форма Полифония Культура поведения на сцене Повторение концертного репертуара Участие в коллективных мероприятиях 1 1 1 1 3 4 10 4 10 10 10 1 10 1 ---------- 1 ----------- ----------- 1 2 1 2 2 2 ------------ 1 ----- 1 ------- ------ 3 3 8 3 8 8 8 1 9 Всего часов в год 68 11 57
VI
год обучения № Название темы Всего часов Количество часов теория практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Вводное занятие /организационное занятие/ Музыкальная грамота и сольфеджио История музыки. Беседы. Гаммы ,упражнения Чтение нот с листа Этюды Педализация произведений Пьесы Крупная форма Полифония Культура поведения на сцене Повторение концертного репертуара 1 1 1 1 8 4 6 4 10 10 10 1 10 1 ---------- 1 ----------- 2 1 1 1 2 2 2 ----- 1 ------- 1 6 3 5 3 8 8 8 1 10 10
Участие в коллективных мероприятиях Всего часов в год 68 11 57
VII
год обучения № Название темы Всего часов Количество часов теория практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Вводное занятие /организационное занятие/ Музыкальная грамота и сольфеджио История музыки. Беседы. Гаммы ,упражнения Чтение нот с листа Этюды Педализация произведений Пьесы Крупная форма Полифония Культура поведения на сцене Повторение концертного репертуара Участие в коллективных мероприятиях 1 1 1 1 8 3 6 6 10 10 10 1 10 1 ---------- 1 1 2 1 1 2 2 2 2 ------------ ----------- ----- 1 -------- ---------- 6 2 5 4 8 8 8 1 10 Всего часов в год 68 11 57 11

VIII
год обучения № Название темы Всего часов Количество часов теория практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Вводное занятие /организационное занятие/ Музыкальная грамота и сольфеджио История музыки. Беседы. Гаммы ,упражнения Чтение нот с листа Этюды Педализация произведений Пьесы Крупная форма Полифония Культура поведения на сцене Повторение концертного репертуара Участие в коллективных мероприятиях 1 1 1. 1 6 5 6 6 10 10 10 1 10 1 ---------- 1 1 1 1 1 2 2 2 2 ------------ ----------- ----- 1 ---------- --------- 5 4 5 4 8 8 8 1 10 Всего часов в год 68 11 57
1 класс

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- знакомство с музыкальным инструментом; - знакомство с элементами музыкальной грамоты; - освоение и развитие первоначальных навыков игры (посадка, постановка рук, работа над координацией); Подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа. Освоение основных штрихов: нон легато, легато, стаккато. В течение первого года обучения ученик должен пройти 20-25 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, легкие сонатины и вариации, этюды и ансамбли. 12
В работе с начинающими используются сборники: Николаев Школа игры на фортепиано Гнесина Фортепианная азбука Ляховицкая Сборник пьес этюдов и ансамблей 1 часть Артоболевская Первая встреча с музыкой Геталова В музыку с радостью Игнатьевы Я музыкантом стать хочу т. 1 и 2 Милич Фортепиано 1 класс Шитте 25 маленьких этюдов соч. 108 Королькова Крохе-музыканту Хереско Музыкальные картинки Смирнова Аллегро т. 1 и 3 Черни Избранные фортепианные этюды
Варианты программ

промежуточной аттестации

из первого во второй класс
I Беркович. Маленькие этюды для фортепиано: №4. Кунц. Канон. Руббах. Воробей II Гнесина. Фортепианная азбука: №;15. Аглинцева. Русская песня ля минор. Гедике. Соч.36. Русская народная песня «Заинька». III Николаев. Этюд До мажор. Л. Моцарт. Менуэт ре минор. Салютринская. Сонатина Ре мажор.
2 КЛАСС

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 20-

ти музыкальных произведений׃ пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также ( для более подвинутых учащихся ) легкие сонатины и вариации, подбор по слуху.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Этюды

I
Ляховицкая №№ 9-15 Черни-Гермер 1 часть №№ 1-8 Шитте ор.108 №№ 1,2,3,7 13

II
Черни-Гермер 1 часть №№ 9-16 Шитте №№ 4,6,8,10,11,14
III
Ляховицкая №№ 18-31 Черни-Гермер 1 часть №№ 18-23 Шитте ор.108 №№ 18-31
Полифонические произведения

I
Аглинцева « Русская песня » Тюрк Песенка
II
Владыкина – Бачинская « Волынка » Моцарт Менуэт F dur Моцарт Менуэт d moll Каттинг Куранта а moll Моцарт Бурре е moll Нефе Андантино Е dur
III
Бах Бурре а moll Моцарт Гавот С dur Телеман Пьеса G dur Кригер Менуэт а moll Кларк Марш D dur Телеман Пьеса D dur Рамо Старофранцузский танец а moll Сен-Люк Бурре G dur Перселл Ария d moll
Произведения крупной формы

I
Литкова Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка» Беркович Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде» Вильтон Сонатина С dur
II
Хаслингер Сонатина С dur I часть Бетховен Сонатина G dur I часть Рейнеке Сонатина F dur Ванхал Сонатина F dur I часть 14
Тюрк Сонатина С dur
III
Хаслингер Сонатина С dur II часть Бетховен G dur II часть Клементи Сонатина С dur Гедике Сонатина С dur Штейбельт Сонатина С dur
Пьесы

I –II
Пьесы из сборников по выбору׃ Николаев «Школа игры на фортепиано» Ляховицкая «Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей» Артоболевская «Первая встреча с музыкой» I часть
III
Чайковский «Детский альбом» - «Старинная французская песенка» - Полька - Марш деревянных солдатиков - Немецкая песенка Кабалевский «Клоуны» Глинка Полька Шуман «Первая утрата» «Смелый наездник» Смирнова Аллегро №1, №3 – по выбору Примерные варианты программ, рекомендуемые для исполнения учащимися на академических зачетах в течение года.
2 класс

Примерные варианты программ,

рекомендуемые для исполнения обучающимися

на академических зачетах в течение года:

I полугодие
I Гнесина Е. Маленькие этюды: №11 Моцарт Л. Менуэт ре минор II Гедике А. Соч. 32 Этюд №24 Моцарт Л. Бурре ми минор III 15
Рамо Ж. Ф. Ригодон ми минор Черни К.-Гермер Г.Этюд №15
II полугодие
I Гаджибеков У. «Вечер настал» Дюбюк А. Русская песня с вариацией II Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде» Кабалевский Д. Песенка. Соч. 27 №2 III Бетховен Л. Сонатина Соль мажор. Ч. I Гречанинов А. Соч. 98 Необычное происшествие
3 КЛАСС

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 14 различных музыкальных произведений: 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 5-6 пьес (включая 2 ансамбля); 5 этюдов; 2 подбора по слуху.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.

Этюды

I
Черни - Гермер «Этюды» 1 часть №№ 40,47 Лемуан ор 37 «Этюды» №№ 1,2 Гедике «Этюд» е moll Ляховицкая «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» 2 часть (по выбору)
II
Черни- Гермер «Этюды» 1 часть №№ 9-14, 18,19,21,23-29 Лемуан ор37 «Этюды» №№ 4,5
III
Черни-Гермер «Этюды» 1 часть №№ 17,20,31,32,35,42,43,45 2 часть №№ 1,12 Лемуан ор.37 «Этюды» №№ 10,11
Полифонические произведения.

I
Бём «Менуэт» G dur Пёрселл «Ария» d moll Моцарт «Менуэт» d moll Корелли «Сарабанда» d moll Моцарт «Бурре» е moll (Ляховицкая Сб.ф-ных пьес, этюдов и ансамблей) Бах «Волынка» «Шорская песня»
II
Бах (Нот. тетрадь А.М.Бах): 16
«Менуэт» G dur, g moll, d moll «Полонез» g moll Ляховицкая Сб.ф-ных пьес, этюдов и ансамблей: Моцарт «Менуэт» F dur, С dur Циполи «Менуэт» d moll Гендель «Сарабанда» d moll Моцарт «Менуэт» F dur (сб. Николаева «Ф-ная игра»)
Произведения крупной формы

I
Хаслингер «Сонатина» С dm 1 часть Беркович Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде» Жилинский «Сонатина» D dur 3 часть (сб. «Школа игры») Тюрк «Маленькое рондо» (сб. «Музыка для детей» 2 вып.)
II
Бетховен «Сонатина» G dur 1,2 часть Клементи «Сонатина» С dur 1 часть Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» Гедике «Сонатина» С dur Хаслингер «Сонатина» С dm (финал) Любарский Вариации g moll (на тему рус.нар.песни)
III
Диабелли «Сонатина» F dm Клементи «Сонатина» С dur 2,3 часть Клементи «Сонатина» G dur 1 часть Диабелли «Сонатина» G dm Бетховен «Сонатина» F dm 1,2 часть
Пьесы

I
Градески «Задиристые буги» Шмитц «Караван» Майкапар «Мотылек» Беркович «На опушке» Дварионас «Прелюдия» Барток «Менуэт» Укр.нар.песня «Ой, джигуне» (Сб. Ляховицкой) Кабалевский «Старинный танец»
II
Шуман «Марш», «Мелодия» Глинка «Полька» Шмитц «Пляска ковбоев», «Выходной день», «Посмотри какая луна» Моцарт «Аллегро» Гречанинов «Колыбельная», «Вальс» Жербин «Косолапый мишка» Гайдн «Менуэт» Любарский «Укр.нар. песня» Майкапар «Пастушок», «Маленький командир», «Мимолетное видение»(сб. «Бирюльки») Гречанинов «Первоцвет», «Моя лошадка» Свиридов «Ласковая просьба» (Ф-ная игра) 17
Сб. Ляховицкой: Чешская нар.песня «Аннушка» Жилинский «Латьпнская полька» Бетховен «Нем.танец» Бетховен «Контрданс» Чайковский «Танец лебедей» Бетховен «Сурок» 2 экоссеза (Музыка для детей 2 вьш.) Рус.нар.песня «Калинка» Моцарт «Колыбельная»(обр. Кондратьева)
III
Шуман «Смелый наездник», «Первая утрата» Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков» «Новая кукла» «Полька» «Немецкая песенка» «Хор» Кабалевский «Токкатина» Шестакович «Танец» Шмитц «Микки Маус» (сб. Смирновой) Косенко «Скерцино» (сб. Милич) Лак «Тарантелла» Сб.Ляховицкой: Майкапар «Детский танец» Гурилев «Матушка-голубушка» Сб. Музыка для детей 2 вьш.: Эшпай «Прелюдия» Вилла-Лобос «Пусть мама баюкает» Франк «Пьеса» Майкапар «Тарантелла», «Полька», «Вальс» Петерсон «Старый автомобиль» Делло - Джойо «Безделушка»
Примерные варианты программ,

рекомендуемые для исполнения обучающимися

на академических зачетах в течение года

3 класс

I полугодие

I
Л.Моцарт. Бурре ми минор. Беренс. 50 маленьких этюдов без октав, соч.70, №22.
II
И.С.Бах. Менуэт ре минор. Черни-Гермер. I часть, этюд №16.
III
18
И.С.Бах. Маленькая прелюдия №2 До мажор из I тетради «Маленьких прелюдий и фуг». Черни-Гермер. I часть, этюд №17.
II полугодие

I
Штейбельт. Сонатина До мажор. Ан.Александров. Новогодняя полька.
II
Бетховен. Сонатина Соль мажор I часть. Дварионас. Прелюдия.
III
В.А.Моцарт. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта». Чайковский. Итальянская песенка.
4 КЛАСС

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 14 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 5-6 пьес (включая 2 ансамбля, 1 самостоятельную пьесу); 5 этюдов; 2 подбора по слуху.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.

Этюды

I
Шитте «25 маленьких этюдов» №№ 23,24 Черни - Гермер 1 часть № 28 Шитте «Этюды» ор68 № 2 Сб. «Этюды» Зкл.: Дювернуа «Этюд» С dur Беркович «Маленькие этюды»№№34,35
II
Черни-Гермер 1 часть №№ 17,28-32,35,41-43 Лемуан ор37 №№ 7,10,28-32
III
Черни - Гермер 2 часть №№ 3,5-8,10,12,18 Черни ор 299 №№1-4
Полифонические произведения

I
Сб. «Фортепиано Зкл.» ред.Милича: Гедике «Инвенция» F dur Павлюченко «Фугетта» С dur Скарлатти «Ария» d moll Бах «Нотная тетрадь А.М.Бах»: «Менуэт» g moll «Менуэт» d moll
II
19
Бах «Нотная тетрадь А.М.Бах»: «Менуэт» a moll «Менуэт» с moll «Полонез» g moll «Марш» D dur «Менуэт» G dur Бах «Маленькие прелюдии и фуги»: - Прелюдии С dur; g moll; Сб. «Фортепиано Зкл.» ред .Милича: Арман «Фугетта» С dur Александров «Кума» Корелли «Сарабанда» Бах «Маленькие прелюдии и фуги»: 1 часть №№ 3,5-8 2 часть № 6 Бах «Двухголосные инвенции» С dur; a moll
Произведения крупной формы

I
«Сб. пьес, этюдов и ансамблей» ред.Ляховицкой 2 часть: Беркович «Вариации на рус. нар. Песню» a moll Моцарт «Вариации» g moll Некрасов «Маленькая сонатина» е moll Моцарт «Рондо» С dur Андре «Сонатина» G dur (1,2 часть) Хаслингер «Сонатина» С dur (3 часть)
II
Бетховен «Сонатина» F dur 1 часть Бетховен «Сонатина » для мандолины с moll Клементи «Сонатина» С dur (2,3 часть) Клементи «Сонатина» G dur (1,3 часть) Моцарт «Сонатина» F dur (1,2 часть) Диабелли «Сонатина» G dur (3 часть) - сб. Милич Зкл. Ванхаль «Рондо» A dur - сб. Ляховицкая 2 часть
III
Бетховен «Сонатина» F dur 2часть Клементи ор 36 «Сонатина» С dur №3 (1,3 часть) «Сонатина» С dur №4 (3 часть) «Сонатина» G dur №5 (1 часть) Кулау ор 55 «Сонатина» С dur (1,2 часть) Дуссек ор 20 «Сонатина» С dur (1,3 часть) Гайдн «Сонатина» D dur (1 часть)
Пьесы

I
Кабалевский «Медленный вальс»; «Клоуны» Глинка «Полька» Шестакович «Шарманка» Градески «Маленький поезд» Сб. «Музыка для детей» 2 вып.: Гречанинов «Грустная песня» Гайдн «Немецкий танец» 20
Майкапар «Осенью»
II
Шуман «Сицилийская песенка» «Веселый крестьянин» «Смелый наездник» «Первая утрата» Чайковский «Детский альбом»: «Итальянская песенка» «Немецкая песенка» «Новая кукла» «В церкви» Кабалевский «Токкатина» Хачатурян «Андантино» Гедике «Пьеса» Сб. «Музыка для детей 2 вып.»: Сигмейстер «Солнечный день» Бетховен «Весело-грустно» Эшпай «Прелюдия» Майкапар «Тарантелла» «Вальс» «Колыбельная» «Романс» Петерсон «Старый автомобиль» Делло- Джойо «Безделушка»
III
Чайковский «Детский альбом»: «Песня жаворонка» «Камаринская» «Шарманщик поет» «Утренняя молитва» «Неаполитанская песенка» «Сладкая греза» Шуман «Маленький романс» Прокофьев «Утро» «Марш» «Прогулка» Кабалевский «Кавалерийская» «Рондо-танец» «Рондо - токкато» Хачатурян «Этюд» «Конница» Григ «Ариетта» «Танец эльфов» «Странник» «Элегия» Шостакович «Колыбельная» Пахульский «Прелюд» Лепин «Мальвина» «Пьеро» «Полька» Гречанинов «Звездная ночь» 21
«Русская пляска» Кюи «Куколки» Дворжак «Джазовый этюд» №28
Примерные варианты программ,

рекомендуемые для исполнения учащимися

на академических зачетах в течение года

4 класс

I полугодие

I
И.С.Бах. Менуэт соль минор из «Нотной тетради А.М.Бах». Лемуан. Соч.37, этюд №10.
II
И.С.Бах. Маленькая прелюдия до минор из II тетради «Маленьких прелюдий и фуг». Черни-Гермер. I часть, этюд №29.
III
И.С.Бах. Маленькая прелюдия ми минор из I тетради «Маленьких прелюдий и фуг». Черни-Гермер. I часть, этюд №50.
II полугодие

I
Чимароза. Соната соль минор на 4/4. Кабалевский. Медленный вальс.
II
Глиэр. Рондо Соль мажор. Барток. «Детям», тетрадь I, №5 «Игра».
III
Бетховен. Сонатина Фа мажор I часть. Чайковский. Полька.
5 КЛАСС

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В течении учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 14 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2 полифонических произведения; 1 произведения крупной формы; 5-6 пьес (включая 2 ансамбля, 1 самостоятельная пьеса); 5 этюдов; 2 аккомпанемента; 2 подбора по слуху.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.
22

Этюды

I
Лемуан ор 37 №№ 17,24,27-30,33,34 Шитте ор 68 №№ 2,3
II
Черни - Гермер №№ 3,5-8,10,12 Лемуан ор.37 №№ 31,32,36,37,44 Лешгорн ор 66 №№ 1-4
III
Черни - Гермер 2 часть №№ 13-17,20,24-27,29-32 Черни ор 299 №№11,12,14,18
Полифонические произведения

I
Бах «Маленькая прелюдия» №1 С dur (2 часть) Сб. «Ф-но 4 кл» ред.Милича Моцарт «Ария» g moll Глинка «Фуга» a moll Циполи «Фугетты» е moll, F dur Ф.Э.Бах «Фантазия» d moll
II
Бах «Маленькие прелюдии» №№ 1,3,5-8,11,12 (1 часть) №№ 1-3,6 (2 часть) сб. «Полифонические пьесы 5 кл.»: - Гендель «Сарабанда» d moll «Аллеманда» d moll «Куранта» F dur Бах «Французская сюита» с moll: - «Менуэт»
III
Бах «Маленькие прелюдии» №№ 9,11 (1 часть) № 4 (2 часть) Бах «Маленькая двухголосная фуга» с moll Бах «Двухголосная инвенции» С dur, F dur, В dur
Произведения крупной формы

I
Чимароза «Избранные сонаты»: «Сонатины» №6 a moll «Сонатины» №9 gmoll «Сонатины» №17 d moll Моцарт «Сонатина» №4 В dur (1 часть)
II
Клементи ор 36 №4 «Сонатина» С dur (1.3 часть) Кулау ор 55№1 «Сонатина» С dur (1,2 часть) Моцарт «Сонатина» №1 С dur; №4 В dur (1 часть) Дуссек ор 20 №1 «Сонатина» G dur (1 часть)
III
Клементи ор 36 №6 «Сонатина» D dur Кулау ор 55 №2 «Сонатина» G dur Гайдн «Соната-партита» С dur Бетховен «Соната» №20 G dur Моцарт «Соната» №15 С dur
Пьесы.
23

I
Чайковский «Хор» (Сб. Детский альбом) Прокофьев «Сказочка», «Марш» Гедике соч. 8 Миниатюра №2 Григ соч. 12 «Родная песня» Сб. Смирновой «Аллегро» Градеский «По дороге из школы домой», «Мороженое» Сб.Милич «Фортепиано 4 кл.» Косенко «Дождик» Майкапар «Драматический отрывок» Сб. Смирновой «Аллегро №6» Шмитц «For Linda King» Дворжак «Розовое облачко»
II
Шуман «Маленький романс» Сб. Чайковского «Детский альбом» «Вальс» «Камаринская» «Утреннее размышление» Прокофьев «Прогулка», «Дождь и радуга» Кабалевский «Кавалерийская» Шостакович «Танец» Хачатурян «Конница» Григ «Вальс», «Песня сторожа», «Танец эльфов» (сб. Лирические пьесы) Сб. Милич «Фортепиано 4 класс» Пахульский «В мечтах» Эшпай «Перепелочка» Даргомыжский «Вальс-табакерка» Косенко «Петрушка» Лепин «Мальвина», «Пьеро» Глиэр «Утро» Майкапар «Ариэтта»
III
Шуман «Дед Мороз» Сб.Чайковского «Детский альбом» «Игра в лошадки» «Неаполитанская песенка» Прокофьев «Тарантелла», «Вальс», «Вечер» Хачатурян «Две смешные тетеньки поссорились» Григ «Листок из альбома», «Вальс» Шостакович «Вальс-шутка», «Лирический вальс», «Гавот» Мендельсон «Песни без слов»: №№ 6,9,12,47 Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник» Рахманинов «Итальянская полька» Бетховен «К Элизе» Калинников «Грустная песенка» Лепин «Буратино» Кирнбергер «Прелюдия» е moll (Хрестоматия 5 кл.) Кюи «Куколки» Глиэр «Романс», «Ариэтта» Прокофьев «Мимолетность» №№ 1,10 Шопен «Ноктюрн» cis moll (посмертный) 24
«Юношеские полонезы» №№ 11,12 «Кантабиле» Дакен «Кукушка» Аренский «Романс» F dur Слонимский «Дюймовочка», «Марш Бармалея» Раков «Тарантелла»
Примерные варианты программ,

рекомендуемые для исполнения обучающимися

на академических зачетах в течение года

5 класс

I полугодие

I
Циполи. Фугетта ми минор. Лемуан. Соч.37, этюд №20.
II
И.С.Бах. Маленькая прелюдия До мажор из II тетради «Маленьких прелюдий и фуг». Бертини. Соч.29, этюд №8.
III
И.С.Бах. Ария из французской сюиты до минор. Черни-Гермер. II часть, этюд №6.
II полугодие

I
Гайдн. Сонатина Ре мажор (Hob. XI: 56), I часть. Гладковский. Маленькая танцовщица.
II
Кулау. Сонатина До мажор, соч.55 №1, I часть. Прокофьев. Сказочка.
III
Клементи. Сонатина соч.36 №3 До мажор II-III части. Глиэр. В полях.
6 КЛАСС

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В течении учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 14 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2 полифонических произведения; 1 произведения крупной формы; 5-6 пьес (включая 2 ансамбля, 1 самостоятельная пьеса); 5 этюдов; 2 аккомпанемента; 2 подбора по слуху. 25

РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.

Этюды

I
Лемуан ор 37 «Этюды» №№ 43,44,49 Шитте ор 68 «Этюды» №№ 5,9
II
Черни - Гермер «Этюды» 2 часть №№ 9-12,15-21,24-32 Лешгорн ор 136 «Школа беглости» т. 1-2 (по выбору) ор 66 «Этюды» №№6,7,9,12,18-20
III
Черни ор 299 «Этюды» №№5,6,8,11,13,14,15,22
Полифонические произведения

I
Николаев «Легенда» Гендель «Сарабанда» d moll «Алеманда» d moll (Хрестоматия 5 кл.) сб. Милич 5 кл. Циполи «Фугетта» d moll Мясковский «В старинном стиле» е moll Щуровский «Инвенция» a moll Павлюченко «Фугетта» Es dur Лядов «Канон» G dur Маттизон «Менуэт» с moll
II
Бах «Маленькие прелюдии и фуги» Т.2 №4 D dur, №5 Е dur «Двухголосные инвенции» №2 с moll, №1 С dur, №14 В dur, №13 a moll «Французские сюиты»: с moll- «Сарабанда», «Ария», «Менуэт» Гендель «Аллеманда» g moll (Милич 5 кл.)
III
Бах «Инвенции» двухголосные №4 d moll, №3 D dur, №9 f moll, №11 g moll, №15 h moll трехголосные №11 g moll
Произведения крупной формы.

I
Чимароза «Соната» №2 G dur, №5 a moll Кулау ор 20 «Сонатины» №1 (1 часть), ор 55 №2 G dur (1 часть) Моцарт «Сонатины» №2 A dur (1 часть), №3 D dur (3 часть)
II
Клементи ор 36 «Сонатины» №5 G dur (1 часть), №6 D dur ор 37 «Сонатина» №1 Е dur Кулау «Сонатины» ор 59 №1 (1 часть) ор 20 №1 (3 часть), №3 F dur (1часть) ор 55 №3 С dur (1 часть) Моцарт «Сонатина» №1 С dur (финал), №6 С dur (1 часть) Дуссек ор 20 «Сонатина» №6 Е dur (1 часть) Бетховен «Соната» №20 (1 часть) 26
Дюбюк Вариации на тему р.н.п. «Вдоль по улице...
III
Гайдн «Сонаты» №17 G dur (1,3 части) №5 A dur (1 часть) № 32 h moll (1 часть) №36 cis moll (1 часть)
Пьесы

I
Прокофьев «Утро» Чайковский «Хор» Кабалевский «Новелла» Гречанинов «Вальс» f moll Шмитц «Буги - бой» (сб. Смирновой)
II
Чайковский «Детский альбом» «Утреннее размышление» «Сладкая греза» «Неаполитанская песенка» Прокофьев «Вальс» Хачатурян «Подражание народному» Григ ор 38 «Листок из альбома», «Халлинг», «Вальс», «Одинокий странник» Сб. Смирновой Шмитц «Тип - топ», «Буги» Сигмейстер «Блюз» Грибоедов «Вальсы»: Е dur, As dur Пахульский «Прелюд» Гречанинов «Осенняя песенка» Лепин «Кот и лиса», «Карабас Барабас» Шуберт «Утренняя серенада» (Хр.5 кл.) Вивальди «Сицилиана» Гурилев «Полька-мазурка» Скултэ «Ариетта»
III
Чайковский «Детский альбом»: «Баба Яга», «Игра в лошадки» Хачатурян «Токката» d moll Григ «Кобольд», «Ноктюрн» Глинка «Детская полька» Мендельсон «Песни без слов» №№ 2,37,45,47 Чайковский «Баркаролла», «Осенняя песня» Дебюсси «Кэк-уок» Шостакович «Полька» Чайковский ор 40 «Русская пляска» Глиэр «Вальс» Крамер «Танцующий скрипач» Шопен «Ноктюрн» ор 9 №2 Es dur «Мазурка» ор 67 №4 Гречанинов «Гроза», «Экспромт» Григ «Весной» 27

Примерные варианты программ,

рекомендуемые для исполнения обучающимися

на академических зачетах в течение года

6 класс

I полугодие

I
Гендель. Сарабанда с вариациями ре минор. Лешгорн. Соч.65, этюд №31.
II
Гендель. Куранта из сюиты №11 ре минор. Лешгорн. Соч.66, этюд №4.
III
И.С.Бах. Двухголосная инвенция ля минор. Черни-Гермер. II часть, этюд №27.
II полугодие

I
Грациоли. Соната Соль мажор, I часть. Грибоедов. Вальс Ля бемоль мажор.
II
Клементи. Сонатина, соч.37 №1 Ми бемоль мажор, I часть. Дебюсси. Маленький негритенок.
III
В.А.Моцарт. Сонатина №6, I часть. Григ. Поэтическая картинка №1.
7 КЛАСС

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В течении учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 11 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2 полифонических произведения; 1 произведения крупной формы; 4-5 пьес (включая 2 ансамбля, 1 самостоятельная пьеса); 4 этюда; 2 аккомпанемента; 2 подбора по слуху.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.

Этюды

I
28
Черни ор 299 №№ 1-4 Лешгорн ор 66 №1 Геллер ор 45 №8
II
Черни ор 299 №№ 5,6,11-15,18 Лешгорн ор 136 (по выбору) Лешгорн ор 66 №№ 15,17-19,23,25,28 Шитте ор 68 №11 Черни-Гермер (Избр. ф-ные этюды 2 т.) №30-32
III
Черни ор 299 №№ 7,10,20,23,24,27-29,31,33,34,38,40
Полифонические пьесы

I
Милич 6 кл. Майкапар «Прелюдия и фугетта» е moll Сб. «12 легких пьес» Гендель Куранта е moll Гендель Аллeманда g moll Милич 5 кл. Мартини Ария с moll Сб. Полифония 5 кл. Пахельбель Чакона f moll Гендель Сарабанда с вариациями d moll
II
Бах «Маленькие прелюдии и фуги» - Двухголосная фуга с moll - Фугетта G dur Бах «Инвенции» - Двухголосные №4 d moll, №6 E dur, №8 F dur, №11 g moll - Трехголосные №6 E dur Милич 6 кл. - Дремлюга Инвенции F dur Бах «Французские сюиты» h moll - Алеманда, Сарабанда, Менуэт
III
Бах «Инвенции» - Двухголосные №5 Es dur - Трехголосные №1 С dur, №2 с moll, №15 h moll
Произведения крупной формы

I
Клементи «Сонаты» ор 37 №1 Е dur Сб. Чимароза «Избранные сонаты» №14, №15 Кулау «Сонатины» ор 55 №3 (1 часть) С dur Моцарт Сонатина №4 (3 часть) В dur Дуссек «Сонаты» ор 20 №3 (1 часть) F dur №5 (1 часть) С dur
II
Клементи «Сонаты» ор 38 №3 (1 часть) F dur Чимароза «Избранные сонаты» №11 с moll, №12 В dur Гайдн «Сонаты» №2 (3 часть) е moll 29
№7 (3 часть) D dur №13(3 часть) Е dur Бетховен «Сонаты» №19 (1 часть) g moll №20 (1-2 часть) G dur Бетховен «Сонатина» 1 часть Es dur Моцарт «Соната» №15(1 часть) D dur
III
Клементи «Соната» ор 38 №2 В dur Гайдн «Сонаты» №14 (32) 1 часть h moll №27 (1часть) С dur №33 (1 часть) D dur № 36 (1 часть) cis moll Моцарт «Сонаты» №5 (1 часть) G dur № 19 (1 часть) F dur
Пьесы

I
Шуман «Отзвуки театра» Глинка «Мазурки» с moll, a moll Мендельсон «Песни без слов»№9 Дебюсси «Маленький негритенок» Шостакович «Ноктюрн» Шуберт «Вальсы» h moll, A dur Ребиков «Вальс» (Ляховицкая «Альбом ф-ных пьес») Мусоргский «Слеза» Лядов «Прелюдия» op 40 №3 Дворжак «Этюд» №30 (Смирнова Аллегро №3) Смирнова «Аллегро №6»: Шмитц «Memory - Rag» «Free and Easy» «Lago Minor - Boogie» Юменс «Чай вдвоем»
II
Шуман «Всадник», «Воспоминания» Прокофьев «Вечер», «Ходит месяц», «Тарантелла» Григ «Кобольд» Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник» («Времена года») Дворжак «Этюд №28» (сб. Смирнова Аллегро ) Бетховен «К Элизе» Огинский «Полонез» Шопен «Кантабиле», «Мазурка» ор 7 №2 Чайковский ор 40 «Песня без слов», «Грустная песенка» Глиэр «Прелюдия» ор 43 №1 Гречанинов «Жалоба» Гендель «Пассакалья»
III
Григ «Минувшие дни» 30
Мендельсон «Песня без слов» №№ 1,23,25,29,31,46 Чайковский «Времена года» «У камелька» «Святки» «Песня косаря» Дебюсси «Лунный свет» «Девушка с волосами цвета льна» Чайковский ор 19 Ноктюрн cis-moll Щедрин «Юмореска» Шопен «Вальс» ор69 №1 As dur op 34 №2 a moll, op 64 №2 cis moll Калинников «Элегия» Прокофьев «Прелюдия» С dur Лист «Утешение» Е dur Рахманинов «Прелюдия» ор 3 №2 cis moll «Мелодия» Гречанинов «Мазурка» Des dur Шуберт «Мельник и ручей» обр.Геллера
Примерные варианты программ,

рекомендуемые для исполнения обучающимися

на академических зачетах в течение года

7 класс

I полугодие

I
И.С.Бах. Двухголосная инвенция До мажор. Черни. Соч.299, этюд №3.
II
И.С.Бах. Двухголосная инвенция ре минор. Лешгорн. Соч. 136, этюд №3.
III
И.С.Бах Трехголосная инвенция Ми мажор. Лешгорн. Соч.66, этюд №15.
II полугодие

I
Гайдн. Пасторальная сонатина. Раков. Легенда из цикла «Новеллетты».
II
Клементи. Соч.36. Сонатина №6 Ре мажор, I часть. Мендельсон. Песня венецианского гондольера, соч.30 №6 фа# минор.
III
В.А.Моцарт. Легкая соната До мажор К.№545 I часть. Шуберт. Скерцо Си бемоль мажор.
8 КЛАСС

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
31
В течении учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 10 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1 полифонических произведения; 1 произведения крупной формы; 4 пьесы (включая 1 самостоятельную пьесу); 3 этюда; 2 аккомпанемента; 2 подбора по слуху
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.

Этюды

I
Черни ор 299 №№11,12 Лешгорн ор 136 (весь сборник) Лешгорн ор 66 №№ 17- 19, 23,28 Геллер ор 46 №18 Шитте ор 68 №21
II
Черни ор 299 №№ 24,29,31,33,34,38,40 Лешгорн ор 66 №№ 25,27,29,32 Геллер сб. «Иэбр.этюды» ор 45 №14, ор 46 № 26 Крамер №№1,6,19 Мошковский ор 91 №7
III
Черни ор 740 №№ 1-6,10-13,17,18,21,23,24,41 Мошковский ор 72 №№ 1,2,4-7,9 Клементи - Таузиг №№ 1,2,9,11,13 Крамер №21
Полифонические пьесы

I
Милич «Фортепиано 7 кл.» Лядов «Канон» с moll Сб. «Полифонические пьесы 7 кл.» Гендель Фугетта D dur Сб. «Полифонические пьесы 6 кл.» Кребс «Преамбула» g moll Милич «Ф-но 6 кл.» Дремлюга «Инвенция» F dur Бах «Французская сюита» h moll Сарабанда Менуэт Бах «Французская сюита» es moll Сарабанда Ария Менуэт 32
Сб. «Полифонические пьесы» 7 кл. вып. 2 Скарлатти «Фугетта» С dur
II
Бах «Маленькие прелюдии и фуги» №7,№8 Бах «Трехголосные фуги» №4 С dur, №5 С dur, №6 d moll Бах «Инвенции» трехголосные №2 с moll, №3 D dur, №4 d moll, №5 Es dur, №8 F dur, №15 h moll Гендель «Каприччио» g moll Бах «Французские сюиты» Е dur, G dur (по выбору) Бах «Английская сюита» g moll - Аллеманда - Сарабанда - Гавот 1,2 Бах «Английская сюита» a moll Бурре Прелюдия Сарабанда
III
Бах «Инвенции» трехголосные №4 d moll,№7 e moll,№13 a moll Бах ХТК 1 том с moll, d moll, g moll, Fis dur, В dur, as moll Бах ХТК 2 том f moll, d moll, с moll
Произведения крупной формы

I
Ваньхаль «Соната» A dur Клементи «Сонаты» ор 38 №1 G dur (2 часть), №2 В dur (2 часть), №3 F dur(l часть) Чимароза сб. «Избр. сонаты» №1 A dur, №18 A dur Кулау «Сонаты» ор20 №1 (3 часть), ор 55 №3 С dur (3 часть) Гайдн «Соната» №13 Е dur (финал) Бетховен «Сонатина» f moll (1 часть)
II
Клементи «Сонаты» ор 37 №2 D dur, op 38 №№1 G dur,2 В dur Чимароза «Избр. сонаты» №16 Бетховен Соната№19 g moll (1 часть) Кулау «Сонаты» ор 20 №2 (1-2 часть), ор 55 №5 D dur (1 часть), ор 55 №6 С dur(l часть) Гайдн «Сонаты» №5 A dur (1 часть), №12 G dur (1 часть) Глинка Вариации «Среди долины ровныя»
III
Гайдн «Сонаты» №2 е moll (1часть),№20 с moll (1часть),№21F dur (1часть), №37D dur (1часть), №49 Е dur (1часть) Бетховен «Сонаты» №№1,5,6 Моцарт «Сонаты» №№9 D dur, 10 С dur, 12 F dur, 13 В dur, 16 В dur 33

Пьесы

I
Григ «Элегия» Глинка «Мелодический вальс» Гречанинов «Прелюдия» Гендель «Пассакалья» Сб. Смирновой Аллегро №6: - Якушенко «Первое знакомство», «Деревенские музыканты» - Дворжак «Этюд» - Уорен «Чаттануга чу-чу» Гречанинов «Звездная ночь» Шопен «Cantabile», «Largo» Альбенис «Малагенья» Прокофьев «Сцена» (из балета «Ромео и Джульетта») Сасько «Блюз», «Рэгтайм»
II
Шуман «Незнакомец» Григ Сб. «Лирические пьесы»: «Весной», «Бабочки», «Тоска по Родине», «Сердце поэта» Григ «Поэтические картинки» (по выбору) Григ «Юморески» ор 6 d moll, с moll Глинка «Тарантелла», «Разлука» Мендельсон «Песни без слов» №№ 12,22,29 Шостакович «Адажио» Григ «Песня Сольвейг» Шуберт-Лист (ред.1) «Вечерняя серенада» Глиэр «Мазурка» ор 43 №3 Сб. Смирновой Аллегро №9 Шмиц «Бути», «Зимний вечер», «Джаз- элегия» Питерсон «Баллада» Крамер «Танцующий скрипач» Якушенко «Синематограф» Дезмонд «Попробуем на пять» (Аллегро №6) Дворжак «Этюд №3» (Аллегро №6) Бородин «Ноктюрн» Шопен «Прелюдии» №4, №6, №15, №20 Шуберт «Экспромт» ор 142 Шопен «Ноктюрн» Прокофьев «Гавот» Шуман «Грезы» Бах-Марчелло «Адажио»
III
Григ «Свадебный день в Трольхаугене», «Шествие гномов» Григ «Импровизация» Григ «Из карнавала» ор 19 Глинка-Балакирев «Жаворонок» 34
Мендельсон «Песни без слов» №7, №10, №26, №30, №32, №34, №40 Чайковский «Времена года» «Масленица», «Охота», «На тройке», «Жатва», «Белые ночи» сб. Смирновой Аллегро №9 Брубек «Bossa-Nova» Джоплин «Reg - tame» Шопен «Мазурка» ор 17 №4 Шуберт «Экспромты» op 90 Es dur, op 142 As dur Мендельсон «Рондо-Капричиозо» op 14 Лист «Грезы любви» Рахманинов «Прелюдии» ор 23 №4 D dur, №6Es dur Рахманинов «Этюды - картины» орЗЗ №4Es dur, №5 g moll Шопен «Полонез» №8 d moll Рахманинов «Элегия», «Полишинель», «Юмореска» Рахманинов «Музыкальные моменты» №3 h moll, №4 е moll, №5 Des dur Шопен «Вальсы» ор64 №1 Des dur, op69 №1 As dur, op70 №2 As dur Лист «Утешение» Прокофьев «Джульетта -девочка», «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта
Примерные программы

итоговой аттестации

I
И.С.Бах. Сарабанда из Французской сюиты си минор. Гайдн. Дивертисмент Ля мажор (WUE №12, Ed.Pet. №29) I часть. Беренс. Соч.61, этюд №4. Мендельсон. Песня без слов №9 Ми мажор, соч.30 №3.
II
И.С.Бах. Аллеманда из Французской сюиты до минор. Бетховен. 6 легких вариаций на собственную тему Соль мажор. Беренс. Соч.61, этюд №26. Прокофьев. Гавот, соч.32 №3.
III
И.С.Бах – Кабалевский. Органная прелюдия и фуга соль минор. Бетховен. Соната №19, II часть. Черни. Соч.299, этюд №12. Глинка. Ноктюрн Ми бемоль мажор.
IV
Для учащихся, готовящихся к поступлению в музыкальные училища на специальность «Фортепиано» Бах. ХТК I том, Прелюдия и фуга Си бемоль мажор. Бетховен. Соната №1 I часть. Черни. Соч. 740, этюды №1 и №2. Григ. Соч.54. Ноктюрн До мажор 35

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
На зачет выносится 2 гаммы из списка: 1 мажорная, 1 минорная КЛАСС ГАММЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 3-4 До, Соль, Ре, Ля маж. ля, ми, ре, соль мин Все на 2 октавы. - гамма прямая в октаву, терцию, дециму; - гамма расходящаяся; - гамма хроматическая в октаву, *терцию; - арпеджио Т53 короткие, длинные, * ломаные; - аккорды Т53. 5-6 Бемольные до 4- Х ЗНАКОВ Диезные до 4-х знаков, Все на 4 октавы. - гамма прямая в октаву, терцию, дециму, *сексту; - гамма расходящаяся; - гамма хроматическая в октаву, терцию, дециму, *сексту, *расходящаяся; - арпеджио Т53 короткие, длинные, * ломаные; - *арпеджио Д7 короткие, длинные; - аккорды Т53 (*4-х звучные для большой руки). 7-8 Мажоры до 5-ти знаков Миноры до 5-ти знаков - гамма прямая в октаву, терцию, дециму, сексту; - гамма расходящаяся; - гамма хроматическая в октаву, терцию, дециму, сексту, расходящаяся; - арпеджио Т53 короткие, ломаные, длинные; - арпеджио Д7 короткие, *ломаные, длинные; - аккорды Т53 4-х звучные; - *арпеджио Ум7 - короткие, ломаные, длинные; - * 11 арпеджио; - *Д7 и Ум7 5-ти звучные аккорды. - требования, отмеченные звездочкой, рекомендуются для учащихся сильных групп
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРТЕПИАНО»
36
Результатом освоения программы по учебному предмету «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:  навыков исполнения музыкальных произведений;  умений использовать выразительные средства для с о зд а н и я художественного образа;  умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;  знаний основ музыкальной грамоты;  знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;  знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;  навыков публичных выступлений;  навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально- просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету «Фортепиано» являются:  текущий контроль успеваемости,  промежуточная аттестация,  итоговая аттестация.
Текущая аттестация
проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:  отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;  качество выполнения домашних заданий;  инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;  темпы продвижения. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная

аттестация
определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в 37
концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Фортепиано» устанавливаются ДШИ самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте. При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка

Критерии оценивания выступления
5 («отлично») предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техниче скими п р и е м а м и , штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных техниче ских приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу 4 («хорошо») программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких т е х н и ч е с к и х н е д о ч е т о в , н е б о л ь ш о е 38
несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения 3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного т е кс т а , т ех н и ч е с к и е о ш и б к и , х а р а к т е р произведения не выявлен
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям
В а ж н е й ш и е п ед а го г и ч е с к и е п р и н ц и п ы п о с т е п е н н о с т и и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к обучающимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки. Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:  разработка педагогом заданий различной трудности и объема;  разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;  вариативность темпа освоения учебного материала;  индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика за в и с ят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика. 39
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося. На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Список рекомендуемой учебной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003 Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962 Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.- сост. И. Беркович. Киев,1964 Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996 Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012 Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. СПб: Композитор, 1997 Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005 Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992 Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011 Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991 40
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987 Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно- метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993 Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006 Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005 Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка, 2011 Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003 «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999 Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г.Руббах и В.А.Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962 Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В.Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960 Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз художников, 2008 Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. М.: Музыка, 2010 Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994 Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, 66 Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994 Милич Б. Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006 Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001 Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002 Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008 Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина М.: Современный композитор, 1986 Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972 Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова. М.: Советский композитор, 1973 Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф- но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008 Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н.Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007 Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976 41
Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990 Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963 Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О.Брыкова, А.Парасаднова, Л.Россик. М., 1973 Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972 Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993 Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой. М.,1974 Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974 Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю.Холопова. М.,1996 Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962 Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973 Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм. М.: Музыка, 1978 Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/Сост. и редактор А.Юровский. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962 Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М., Музыка, 1993 Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая. М., 1961 Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век». М., 2002 Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев, Музична Украина, 1973 Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972 Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. М.: Музыка, 1988 Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997 Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост. М.Копчевский. М.: Музыка, 1978 Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. М.: Музыка, 1983 Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989 Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989 Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994 42
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006 Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост. А.Бакулов, 1992 Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160 Шуман Р. Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011 Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.: Музыка, 2011 Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона. М.: Советский композитор, 1967 Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д: Феникс, 2008
2.

Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978 2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965 3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973 4. Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965 5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве". М., Музыка, 1966 6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре". М., Музыка, 1961 7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004 8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967 9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка, 2011 10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987 11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008 12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". М., 1997 13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974 14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975 15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта" 43



В раздел образования




Яндекс.Метрика