Напоминание

Роль семьи и приобщение детей к книге.


Автор: Котляренко Мария Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Роль семьи и приобщение детей к книге.
Дата публикации: 21.05.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация Волжского района муниципального образования

« Город Саратов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

МОУ «СОШ №11»

Роль семьи и приобщение детей к книге

Составила:

Воспитатель

Котляренко М.Г.

2020 г.

Роль семьи и приобщение детей к книге.

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Все дальше в

прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения.

Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению,

сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением

заинтересовать дошкольника сюжетом произведения.

В результате они

оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские

книжки пылятся на полках.

Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как

читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы

воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном

процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные

проводники между ребенком и печатным художественным словом.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является

залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно

строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого,

чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к

познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную

роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются

фонематический слух, память, внимание, воображение.

В прежние времена существовала традиция семейного чтения вслух:

вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал книгу, затем

прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и

сейчас, но, к сожалению, она уходит в прошлое. По силе эмоционального

воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя.

Рекомендации родителям при чтении книг детям.

В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция

семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок

и книга. Как бы ни была неоспорима роль библиотек, воспитателей в

начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем

чтения является семья.

- Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему

ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это

успокаивает их, помогает снять напряжение.

-Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух

еще интереснее, чем маленьким.

- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа

проводят не только у телевизора.

-Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать

поискать ответы в книгах самостоятельно.

-Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней

были разные книги, а не только, например, сказки, фантастика или

приключения.

Правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить

ребенка к чтению.

-Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10

лет.

-Не хочет ребенок читать вслух потому, что это трудно. Но при чтении

вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и

зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки

информации.

-Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему

шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой

полиграфией, книга загадок или оригами.

-Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка.

«Книга- лучший подарок» - эта фраза очень актуальна и сейчас.

- Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где

ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.

- Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у

него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.

-После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и

сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев

документальный фильм о динозаврах или о путешествиях, предложите

ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать

в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.

Семейное чтение, это лучший вид коллективного общения. Возродить

забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло

духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом

определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать,

скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в

этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а

т а к ж е

п о м о г а е т

м а л ы ш у

л у ч ш е

у с в а и в а т ь

с о д е р ж а н и е

прочитанного. Семейное

чтение

один

из

эффективнейших

механизмов

приобщения

детей

к

чтению,

во спроизведения

и

т р а н с л яц и и

общечеловеческих

норм

и

культурных

ценностей,

действенное

средство

сохранения

института

семьи. Родители,

используя

книгу,

начинают

по-

настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием

его нравственности.

Создать

условия

для

познавательной

деятельности

ребенка,

стимулировать

ее,

направлять

его

размышления

вот

главная

задача

родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных

чтений. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о

нравственности,

побудительным

стимулом,

которого

является

совместное

прочтение произведения литературы.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.

2. Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.

3. Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после

полдника, на прогулке или в плохую погоду.

4. Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться

спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход

ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

5. Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у

вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.

6. Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день.

Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также

поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же

произойдет дальше с любимыми героями.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ

*Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

*Не читать во время еды. Не загибать листы, пользоваться закладкой.

*Класть книгу только на чистый стол.

*Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

*Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам.

КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ

*Объясните перед чтением или вовремя его трудные слова.

*Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

*Что нового, интересного узнал?

*Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки,

стихотворения.

*Как описана природа?

*Какие слова и выражения запомнились?

*Чему научила книга?

*Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.

*Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей

произведения.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может

постичь окружающий мир.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к

миру книги. Сейчас, когда дети читают все меньше и меньше, необходимо

искать новые методы привлечения молодежи в библиотеки. Самый простой из

них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он

получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке.

Сегодня неоспорима, роль семьи в формировании отношения к книге,

чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи,

ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления остаются на всю жизнь и

реализуются детьми уже в собственной семье. Открывая ребенку книгу. - Вы

открываете ему мир!



В раздел образования




Яндекс.Метрика