Автор: Ольга Ильинична Овсянникова
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 440
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Семинар - практикум для воспитателей
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Семинар - практикум
для воспитателей МКДОУ №440
Тема:
"Профилактика речевых нарушений у детей
дошкольного возраста".
учитель - логопед: Овсянникова О.И.
Тема: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного
возраста»
ЦЕЛЬ: Повысить профессиональную компетентность педагогов в
эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей
дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя – логопеда и
воспитателей МКДОУ.
2.Создать совместными усилиями условия для своевременного развития
речи детей.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности
ребенка.
Но
в
настоящее
время
возникает
противоречие. С
одной
стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой,
переработанной
с
учетом
ФГОС,
программе «От
рождения
д о
школы» раздел речевое развитие
включает
в себя:
владение
речью
как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры
речи;
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой;
детской
литературой;
понимание
на
слух
текстов
различных
жанров
детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности,
как предпосылки обучения грамоте.
С
другой
стороны,
все
чаще
в
детский
сад
приходят
дети
с
задержкой р е ч е в о г о
р а з в и т и я
и л и
с
н а р у ш е н и е м
р е ч е в о г о
развития. Поэтому в о з р а с т а е т
н е о б х о д и м о с т ь
п о
предупреждению (профилактике) речевых
нарушений
у
дошкольников.
Профилактика
является
одной
из
важнейших
задач
образовательного
учреждения.
Важную
роль
в данном
процессе играет
совместная
работа
воспитателей
и
родителей.
Предупреждать речевые
нарушения
у
детей необходимо с раннего возраста.
В
каждой возрастной
параллели
свои
профилактические
задачи:
ранний возраст (от
1
года
до
3
лет) в
жизни
ребенка
является
наиболее
ответственным
периодом,
когда
развиваются
моторные
функции,
ориентировочно-познавательная
деятельность,
речь,
а
также
формируется
личность.
В
связи
с
увеличением
числа
новорожденных,
имеющих
1
недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми
раннего возраста д о л ж н а
б ы т ь
п р и о р и т е т н о й .
С возрастом теряется
возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия
для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование
отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.
Основные
направления
работы
по профилактики
речевых
нарушений у детей раннего возраста:
1.
Формирование
моторной сферы:
восприятие
схемы
т е л а ,
формирование пространственного чувства, упражнения для развития общей
моторики, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ,
языка,
челюсти.
Развитие
зрительно-моторной
координации;
развитие
навыков самообслуживания.
2.
Развитие
высших
психических функций:
памяти
(речеслуховой,
зрительной,
двигательной),
внимания
(зрительного,
слухового,
двигательного),
восприятия (зрительного,
слухового).
Мыслительной
деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности,
наглядно-действенного
и
наглядно-образного
мышления,
мыслительных
операций), умения действовать целенаправленно, творческих способностей,
формирование
ведущих
видов
деятельности (предметной,
игровой).
Обеспечение
устойчивой
положительной
мотивации
в
различных
видах
деятельности.
3.
Развитие
импрессивной речи:
понимания
слов,
обозначающих
предметы,
действия,
признаки;
грамматических
категорий
и
предложных
конструкций (инструкций, вопросов, несложных текстов);
4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов,
обозначающих
предметы,
признаки,
действия
и
т.
д.);
фразовой
речи,
звукопроизношения,
фонематических
процессов,
активизация
словаря,
совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в
активный
словарь,
формирование речевого и
предметно-практического
общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.
В возрасте 3 - 5
л е т с л е д у е т
о с о б о е
в н и м а н и е
у д е л и т ь
звукопроизно сительной
стороне
речи дошкольников.
Основные
направления профилактической работы на данном этапе будут следующие:
• Формирование фонематического слуха
• Развитие артикуляционной моторики
• Развитие мелкой моторики
• Развитие речевого дыхания
Фонематический слух
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы,
благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию:
рак
–
лак
–
мак.
Хорошо
развитый
фонематический
слух
обеспечивает
правильное
формирование
звукопроизношения,
четкое
и
внятное
произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.
Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:
2
• Развитие слухового внимания:
Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-
шумелочки;
Игры, направленные на восприятие ритма;
• Развитие фонематического восприятия:
Различение
по
высоте,
силе,
тембру
звукокомплексов
–
игра «Три
медведя».
Различение близких по звуковому составу слов (танки - санки, бочка -
дочка, тапки - шапки).
Артикуляционная моторика
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и
чистота
произношения
зависит
от
активной
и
правильной
работы
артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают
специальные упражнения.
С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно,
чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.
Упр. Блинчик / Лопаточка: Открываем рот, широкий расслабленный
язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме
язычок
должен
лежать
спокойно,
без
подергиваний
и
не
отклоняться
в
сторону. Выполнять 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то
сначала
выполняют
упражнение «Замесим
тесто», которое
поможет
расслабить мышцы язычка.
Упр.
Лошадка: Улыбаемся,
открываем
рот.
Необходимо
пощёлкать
кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не
вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а
нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Упр. Вкусное варенье: Рот открываем, широким языком обхватываем
верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим
движения язычком не из стороны в сторону (1 вариант), а вперед-назад (2
вариант). Выполнять 6-8 раз.
В
средней
группе необходимо
следить
за
четкостью
выполнения
движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с
одной позы на другую.
Упр. Хоботок - Заборчик: Сначала губы вытяните вперед трубочкой,
затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую
позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз.
Мелкая моторика
Упражнения
на
развитие
мелкой
моторики
так
же,
как
и
артикуляционные
упражнения
должны,
проводится
систематически.
Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой,
пальчиковые
гимнастики,
выкладывание
узоров
разными
видами
круп,
рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует
развитию мелкой моторики рук.
Речевое дыхание
3
Дыхание
в
процессе
речи,
отличается
от
обычного
дыхания,
более
глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.
Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:
Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение
произнесения длинных фраз;
нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению
плавности речи, недоговариванию слов и фраз;
произнесение фраз на вдохе - к судорожной, нечеткой речи;
неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая.
Нарушение речевого дыхания может быть как следствие:
• аденоидных разрастаний;
• общей физической ослабленности.
Упражнения
на
выработку
длительного
плавного речевого выдоха
необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в
щеки. 1-2 минуты.
Упр. «Фокус»: Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем
кусочек ватки и пытаемся его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к
верхней
губе
таким
образом,
чтобы
боковые
края
его
были
прижаты
к верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и
сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.
Упр.
"Загони
мяч
в
ворота": Вытягиваем
губы
вперед
трубочкой.
Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
Голос
Параллельно
с
развитием
дыхания
идет
работа
по
развитию
голоса. Речевая
интонация,
окрас
фразы
усваивается
ребенком
по
подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.
Необходимо
помнить,
что
в возрасте
3-5
лет
у
детей недостаточно
развиты
тормозные
процессы
в
коре
головного
мозга.
В
это
время
необходимо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.
Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную
речь:
1. «Эхо» Повторите
какой-либо
звук
несколько
раз.
Можно
слегка
постучать
по
стеклу,
пощелкать
языком,
повторить
один
слог
(ла-ла-ла),
потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько
раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам.
2. «Телефон» Ведущий загадывает слово и шепчет его
перому
игроку
так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку
то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так
далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что улышал.
Если слово названо неправильно, то ведущий, опрашивая, выясняет, кто
"испортил телефон". Ведущим становится последний игрок, а все остальные
«сдвигаются»
по
скамейке.
Бывший
ведущий
садится
на
место
первого
игрока.
3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса.
4
Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием
или договариванием междометий.
«Идите с нами играть». Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.
Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей
расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть
одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать
надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку,
лису, зайку, потом играют с ними. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки,
говорили громко, а не кричали.
Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха,
артикуляционной
и
мелкой
моторики, речевого дыхания
создает
благоприятные
условия
для
нормального
развития
звуковой
стороны
речи детей дошкольного возраста.
Немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет работа
с родителями. Она включает в себя:
Ознакомление
с
результатами
обследования,
особенностями
и
возможностями
ребенка,
с
планом
развивающей
работы
с
ребенком;
анкетирование родителей; посещение занятий; консультации для родителей о
причинах,
особенностях речевых
нарушений
у
детей и
способах
их
преодоления;
консультации
для
родителей
по
развитию
моторной,
познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская
работа (подготовка памяток, подбор и распространение литературы).
Е с л и
к
к о н ц у
с р е д н е й
г р у п п ы ,
п о с л е
п р о в е д е н н о й
вами п р о ф и л а к т и ч е с к о й
р а б о т ы ,
в
г р у п п е
о с т а л и с ь
д е т и
с нарушением п р о и з н о ш е н и я
и л и
д р у г и м и речевыми
нарушениями необходимо
порекомендовать
родителям
обратиться
за
консультацией к логопеду.
5