Напоминание

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста


Автор: Ольга Ильинична Овсянникова
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 440
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Семинар - практикум для воспитателей
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар - практикум

для воспитателей МКДОУ №440

Тема:

"Профилактика речевых нарушений у детей

дошкольного возраста".

учитель - логопед: Овсянникова О.И.

Тема: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного

возраста»

ЦЕЛЬ: Повысить профессиональную компетентность педагогов в

эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей

дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя – логопеда и

воспитателей МКДОУ.

2.Создать совместными усилиями условия для своевременного развития

речи детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности

ребенка.

Но

в

настоящее

время

возникает

противоречие. С

одной

стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой,

переработанной

с

учетом

ФГОС,

программе «От

рождения

д о

школы» раздел речевое развитие

включает

в себя:

владение

речью

как

средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие

связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры

речи;

фонематического

слуха;

знакомство

с

книжной

культурой;

детской

литературой;

понимание

на

слух

текстов

различных

жанров

детской

литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности,

как предпосылки обучения грамоте.

С

другой

стороны,

все

чаще

в

детский

сад

приходят

дети

с

задержкой р е ч е в о г о

р а з в и т и я

и л и

с

н а р у ш е н и е м

р е ч е в о г о

развития. Поэтому в о з р а с т а е т

н е о б х о д и м о с т ь

п о

предупреждению (профилактике) речевых

нарушений

у

дошкольников.

Профилактика

является

одной

из

важнейших

задач

образовательного

учреждения.

Важную

роль

в данном

процессе играет

совместная

работа

воспитателей

и

родителей.

Предупреждать речевые

нарушения

у

детей необходимо с раннего возраста.

В

каждой возрастной

параллели

свои

профилактические

задачи:

ранний возраст (от

1

года

до

3

лет) в

жизни

ребенка

является

наиболее

ответственным

периодом,

когда

развиваются

моторные

функции,

ориентировочно-познавательная

деятельность,

речь,

а

также

формируется

личность.

В

связи

с

увеличением

числа

новорожденных,

имеющих

1

недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми

раннего возраста д о л ж н а

б ы т ь

п р и о р и т е т н о й .

С возрастом теряется

возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия

для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование

отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Основные

направления

работы

по профилактики

речевых

нарушений у детей раннего возраста:

1.

Формирование

моторной сферы:

восприятие

схемы

т е л а ,

формирование пространственного чувства, упражнения для развития общей

моторики, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ,

языка,

челюсти.

Развитие

зрительно-моторной

координации;

развитие

навыков самообслуживания.

2.

Развитие

высших

психических функций:

памяти

(речеслуховой,

зрительной,

двигательной),

внимания

(зрительного,

слухового,

двигательного),

восприятия (зрительного,

слухового).

Мыслительной

деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности,

наглядно-действенного

и

наглядно-образного

мышления,

мыслительных

операций), умения действовать целенаправленно, творческих способностей,

формирование

ведущих

видов

деятельности (предметной,

игровой).

Обеспечение

устойчивой

положительной

мотивации

в

различных

видах

деятельности.

3.

Развитие

импрессивной речи:

понимания

слов,

обозначающих

предметы,

действия,

признаки;

грамматических

категорий

и

предложных

конструкций (инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов,

обозначающих

предметы,

признаки,

действия

и

т.

д.);

фразовой

речи,

звукопроизношения,

фонематических

процессов,

активизация

словаря,

совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в

активный

словарь,

формирование речевого и

предметно-практического

общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

В возрасте 3 - 5

л е т с л е д у е т

о с о б о е

в н и м а н и е

у д е л и т ь

звукопроизно сительной

стороне

речи дошкольников.

Основные

направления профилактической работы на данном этапе будут следующие:

• Формирование фонематического слуха

• Развитие артикуляционной моторики

• Развитие мелкой моторики

• Развитие речевого дыхания

Фонематический слух

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы,

благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию:

рак

лак

мак.

Хорошо

развитый

фонематический

слух

обеспечивает

правильное

формирование

звукопроизношения,

четкое

и

внятное

произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:

2

• Развитие слухового внимания:

Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-

шумелочки;

Игры, направленные на восприятие ритма;

• Развитие фонематического восприятия:

Различение

по

высоте,

силе,

тембру

звукокомплексов

игра «Три

медведя».

Различение близких по звуковому составу слов (танки - санки, бочка -

дочка, тапки - шапки).

Артикуляционная моторика

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и

чистота

произношения

зависит

от

активной

и

правильной

работы

артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают

специальные упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно,

чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.

Упр. Блинчик / Лопаточка: Открываем рот, широкий расслабленный

язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме

язычок

должен

лежать

спокойно,

без

подергиваний

и

не

отклоняться

в

сторону. Выполнять 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то

сначала

выполняют

упражнение «Замесим

тесто», которое

поможет

расслабить мышцы язычка.

Упр.

Лошадка: Улыбаемся,

открываем

рот.

Необходимо

пощёлкать

кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не

вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а

нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Упр. Вкусное варенье: Рот открываем, широким языком обхватываем

верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим

движения язычком не из стороны в сторону (1 вариант), а вперед-назад (2

вариант). Выполнять 6-8 раз.

В

средней

группе необходимо

следить

за

четкостью

выполнения

движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с

одной позы на другую.

Упр. Хоботок - Заборчик: Сначала губы вытяните вперед трубочкой,

затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую

позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз.

Мелкая моторика

Упражнения

на

развитие

мелкой

моторики

так

же,

как

и

артикуляционные

упражнения

должны,

проводится

систематически.

Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой,

пальчиковые

гимнастики,

выкладывание

узоров

разными

видами

круп,

рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует

развитию мелкой моторики рук.

Речевое дыхание

3

Дыхание

в

процессе

речи,

отличается

от

обычного

дыхания,

более

глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение

произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению

плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе - к судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая.

Нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• аденоидных разрастаний;

• общей физической ослабленности.

Упражнения

на

выработку

длительного

плавного речевого выдоха

необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в

щеки. 1-2 минуты.

Упр. «Фокус»: Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем

кусочек ватки и пытаемся его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к

верхней

губе

таким

образом,

чтобы

боковые

края

его

были

прижаты

к верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и

сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.

Упр.

"Загони

мяч

в

ворота": Вытягиваем

губы

вперед

трубочкой.

Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Голос

Параллельно

с

развитием

дыхания

идет

работа

по

развитию

голоса. Речевая

интонация,

окрас

фразы

усваивается

ребенком

по

подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо

помнить,

что

в возрасте

3-5

лет

у

детей недостаточно

развиты

тормозные

процессы

в

коре

головного

мозга.

В

это

время

необходимо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную

речь:

1. «Эхо» Повторите

какой-либо

звук

несколько

раз.

Можно

слегка

постучать

по

стеклу,

пощелкать

языком,

повторить

один

слог

(ла-ла-ла),

потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько

раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам.

2. «Телефон» Ведущий загадывает слово и шепчет его

перому

игроку

так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку

то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так

далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что улышал.

Если слово названо неправильно, то ведущий, опрашивая, выясняет, кто

"испортил телефон". Ведущим становится последний игрок, а все остальные

«сдвигаются»

по

скамейке.

Бывший

ведущий

садится

на

место

первого

игрока.

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса.

4

Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием

или договариванием междометий.

«Идите с нами играть». Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей

расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть

одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать

надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку,

лису, зайку, потом играют с ними. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки,

говорили громко, а не кричали.

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха,

артикуляционной

и

мелкой

моторики, речевого дыхания

создает

благоприятные

условия

для

нормального

развития

звуковой

стороны

речи детей дошкольного возраста.

Немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет работа

с родителями. Она включает в себя:

Ознакомление

с

результатами

обследования,

особенностями

и

возможностями

ребенка,

с

планом

развивающей

работы

с

ребенком;

анкетирование родителей; посещение занятий; консультации для родителей о

причинах,

особенностях речевых

нарушений

у

детей и

способах

их

преодоления;

консультации

для

родителей

по

развитию

моторной,

познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская

работа (подготовка памяток, подбор и распространение литературы).

Е с л и

к

к о н ц у

с р е д н е й

г р у п п ы ,

п о с л е

п р о в е д е н н о й

вами п р о ф и л а к т и ч е с к о й

р а б о т ы ,

в

г р у п п е

о с т а л и с ь

д е т и

с нарушением п р о и з н о ш е н и я

и л и

д р у г и м и речевыми

нарушениями необходимо

порекомендовать

родителям

обратиться

за

консультацией к логопеду.

5



В раздел образования




Яндекс.Метрика