Автор: Романова Елена Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 им. С. Соболя
Населённый пункт: Ейск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сирень 45 года"
Раздел: начальное образование
Цель: познакомить учащихся с понятием «сирень – символ Победы»; расширить знания
детей о главных событиях Великой Отечественной войны, о боевых действиях на Кубани, героях –
ейчанах, развивать интерес к истории большой и малой родины; воспитывать чувство
гражданственности и патриотизма, понимание значимости Победы в Великой Отечественной
войне, способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные
годы.
Оборудование: презентация, песни «Главный праздник», «Журавли», плакаты «Великая
Отечественная война на Кубани», для создания детского плаката: краски, гуашь, цветная и белая
бумага, шаблоны голубей, ножницы, клей, тканевая георгиевская лента.
Форма проведения- устный журнал
Ход мероприятия:
1. Вступительная беседа:
- Какое знаменательное событие отмечает весь мир в мае ?
- Какие ваши любимые праздники?
- Какие чувства у вас вызывает слово «праздник»?
- Послушайте песню Н.Мазанова и скажите, о каком главном празднике в ней поётся?
Звучит песня «Главный праздник»
- Как вы думаете, почему мы сегодня заговорили о Дне Победы? (Благодаря этому дню мы можем
мирно учиться, 2020 год – год 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне.)
2. Работа с презентацией и основным содержанием мероприятия.
Слайд 1. Устный журнал «Сирень 1945 года»
- Прочитайте название устного журнала. Как вы думаете, почему он так назван? (Сирень цветёт в
мае, День Победы в мае…)
Слайд 2. Страница 1 «Сирень-символ Победы»
Пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям; букетами сирени встречали
на станциях поезда с возвращающимися из Берлина войсками. Радостная и яркая, ароматная и
нежная майская сирень запомнилась воинам-освободителям на долгие годы.
Слайд 3.
Сирень стала символом Победы. Утвердилась традиция встречать каждый День Победы
цветущими кистями сирени, вручать их ветеранам войны.
- В чём подтвердились ваши предположения о названии журнала? Что узнали нового?
Слайд 4. Страница 2 «Военный словарь»
- Как можно назвать победителя в справедливой войне? (патриот, гражданин, герой…)
- Как понимаете смысл слова «герой»?
Из толкового словаря Ожегова:
1) человек совершивший военные или трудовые подвиги;
2) человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести,
самоотверженности.
Слайд 5.
- Что означает слово «победа»?
В академическом словаре русского языка объясняется так:
1) успех в бою, войне;
2) успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в
результате борьбы, преодоление чего-либо.
- Какое толкование наиболее близко к теме журнала?
- Какими качествами обладали люди, которые принесли победу и свободу своей Родине?
Слайд 6. Страница 3 «Великая Отечественная война»
Ранним утром 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и
снарядов. Началась невиданная по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю
как Великая Отечественная. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за
освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте
помнить об этом.
Слайд 7. Страница 4. «События Великой Отечественной войны»
Ученик 1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста,
ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она война!
Ученик 2. Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70
тысяч сёл и деревень в нашей стране, война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч
километров железнодорожных путей.
Ученик 3. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки.
Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ученик 4. Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота
земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.
Ученик 5. Война… От Бреста до Москвы 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600, итого
2600 км, если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот
перебежками и по-пластунски под огнём противника – 4 года – 1418 дней и ночей.
Ученик 6. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать
фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни одного
из 50 с лишним вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая
столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.
- Какие цифры и факты поразили вас из рассказов детей?
Война была для многих испытанием на верность Родине. Как люди выстояли в той войне,
которая началась так трагически и закончилась победой в сорок пятом? Ответ прост: они любили
свою Родину и не могли не отстоять се.
- Давайте вспомним крупные сражения и важные даты Великой Отечественной войны.
Слайды 8-18.
22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший
гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены
крупные потери гарнизону.
В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого
скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог, и был разбит на несколько отдельных
очагов. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак.
Современные памятные места в Брестской крепости.
Московская битва (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942). В ходе сражения немецкие войска
потерпели ощутимое поражение. В результате контрнаступления и общего наступления они были
отброшены на 100—250 км.
Памятники в Москве.
22 июня 1941 года город подвергся первой бомбардировке немецкой авиации, целью
которых было минировать с воздуха бухты, блокировать флот. План был сорван зенитной и
корабельной артиллерией Черноморского флота. После вторжения немецкой армии в Крым началась
вторая героическая оборона города (30 октября 1941 г. — 4 июля 1942 года), продолжавшаяся 250
дней.
Диорама «Штурм Сапун-горы» поможет вам представить боевое сражение, благодаря
умению группы художников и рассказам очевидцев.
200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась
Сталинградская битва.
Памятники на Мамаевом кургане – дань памяти погибшим воинам.
Блокада Ленинграда длилась 871 день.
Данные официальной статистики о жертвах блокады неоднозначны: от 650 тыс. (согласно
версии первых послевоенных десятилетий) до называемой историками и демографами в последние
годы ХХ века цифры в 1,5 млн. погибших от голода, холода, бомбежек и обстрелов, под
развалинами домов. (Если также учесть количество убитых, попавших в плен при сражениях за
Ленинград, угнанных в Германию, казненных и замученных жителей оккупированных
ленинградских пригородов, то указанная цифра возрастет в 3-5 раз).
Штурм Рейхстага в Берлине. Долгожданная Победа.
Слайд 19. Страница 5 «Великая Отечественная война на Кубани»
- Кого видите на 5-й странице журнала?
- Что знаете о семье Степановых?
- Как вы думаете, почему в этом журнале есть страница, связанная с Кубанью?
С первых дней Великой Отечественной войны на Кубани было подано 17 тысяч добровольных
заявлений на фронт. За первый год войны на фронт с Кубани ушло более 6оо тысяч кубанцев.
Кубанские казаки стали основой 17-го кавалерийского корпуса Красной Армии. Из 1685
предприятий края 1245 давали продукцию для фронта. В сентябре 1942 года была оккупирована
почти вся территория Краснодарского края, а 9 октября 1943 года с завершением боёв на Тамани
территория края была окончательно освобождена.
Слайд 20. Страница 6 «На защите города Ейска»
Более 15 тысяч жителей города Ейска и Ейского района приняли участие в боях с немецко-
фашистскими захватчиками. Тысячи награждены орденами и медалями.
Тридцати ейчанам за храбрость и проявленное мужество в боях за Родину присвоено высокое
звание Героя Советского Союза.
Слайд 21 Страница 7 «Герои-ейчане»
Первым в истории СССР Героем Советского Союза был наш земляк – Анатолий Васильевич
Ляпидевский.
Генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза – Тимофей Тимофеевич
Хрюкин.
Имя Героя Советского союза -Сергея Романа – хорошо известно ейчанам.
Он родился и вырос в Ейске, отсюда ушёл на фронт. Его имя носит одна из улиц города.
Воевал в знаменитой гвардейской Иркутско - Пинской дивизии, в которой служило много ейчан.
Свой подвиг совершил в Белоруссии, возле деревни Пружинищи.
Ценой собственной жизни наш земляк заставил замолчать вражеский пулемёт и тем самым
обеспечил выполнение поставленной командованием задачи.
Виктор Чаленко. Совершил свой подвиг, когда ему было 17 лет.
Учился в средней школе №1 г. Ейска. Успел закончить только 6 классов. Началась Великая
Отечественная война. Шустрый, смышленый паренёк быстро познакомился с моряками 144
батальона морской пехоты. Этот батальон был оставлен для защиты города. Вместе с бойцами в
августе 1942 года, Витя покидает город и участвует в боях под Темрюком, Новороссийском,
Горячим Ключом… С 2018г. нашему классу присвоено почетное имя героя Виктора Чаленко.
Когда на этом месте была Пантелеймоновская церковь - при ней находилось кладбище. На
нём были похоронены бойцы, погибшие во время революции, Гражданской войны и Великой
Отечественной войны. Всего около 200 человек. В 1967г. Площадь была переименована в
пл.Революции. 9 мая 1975 г.на площади Революции состоялось открытие комплекса.
Железобетонная стена с рельефным символическим изображением Родины-Матери и солдат.
Перед стеной-две металлические 20-метровые стелы в форме штыков, между ними-символическая
связка с датами-1918-1922 и 1941-1945.
Слайд 22 Страница 7 «И помнит мир спасенный…»
Документально установлено, что 10292 ейчанина пали смертью храбрых в жестоких
сражениях с врагом и пропали без вести. Их имена занесены в краевую Книгу Памяти (2-ой и 13-й
тома), изданную администрацией Краснодарского края.
Эта цифра растёт в связи с активизацией поисковой работы, и долг живых - сделать всё
возможное, чтобы не были пустым звуком замечательные слова: « Никто не забыт, ничто не
забыто!».
20 томов Книги Памяти Краснодарского края – печатный памятник погибшим.
- Можно ли в один журнал уложить долгие 4 года войны, рассказать обо всех битвах и сражениях,
обо всех военных и трудовых подвигах людей, о тех, кто нам дал мирное небо над головой?
- Как вы можете пополнить свои знания о ВОВ, чтобы рассказать будущим поколениям? (Из книг,
фильмов, из рассказов ветеранов войны…)
- Но миллионы солдат не смогут с вами поделиться живой историей тех дней.
Слайд 23
«Умирают солдаты дважды:
От штыка или пули вражьей.
И спустя много лет, в грядущем
От забывчивости живущих».
Слайд 24. Страница 8 «Творческая мастерская»
- Последняя страница журнала не оформлена.
- Какую творческую работу вы бы хотели поместить в конце журнала под названием «9 мая –День
Победы», 75-ая годовщина Победы в Великой Отечественной войне?
Звучит песня «Журавли»
(Дети под руководством учителя обсуждают проект и выполняют, разделившись на творческие
группы(повторяют правило работы в группах)
1) создаёт фон композиции;
2) аппликация с использованием шаблонов (повторение правил по технике безопасности с
материалами и инструментами).
3. Рефлексия:
- Страницы какого журнала листали?
- Как объяснили его название?
- Какие чувства у вас вызвали страницы журнала?
- Что бы вы хотели в нём изменить, оставить? Почему?
- Интересно ли было вам содержание журнала? Почему?
- Кому бы вы хотели подарить такой журнал или дать посмотреть и прочитать? Почему?
(самооценка -отметка цветом)
Слайд 25
МИР – это Земля, МИР – это люди, МИР – это дети. Нет войны, нет горя и слёз. МИР
нужен всем! Помните об этом, когда вырастите. Ведь тогда Земля будет в ваших руках.