Напоминание

"Сирень 45 года"


Автор: Романова Елена Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 им. С. Соболя
Населённый пункт: Ейск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сирень 45 года"
Раздел: начальное образование





Назад




Цель: познакомить учащихся с понятием «сирень – символ Победы»; расширить знания

детей о главных событиях Великой Отечественной войны, о боевых действиях на Кубани, героях –

ейчанах, развивать интерес к истории большой и малой родины; воспитывать чувство

гражданственности и патриотизма, понимание значимости Победы в Великой Отечественной

войне, способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные

годы.

Оборудование: презентация, песни «Главный праздник», «Журавли», плакаты «Великая

Отечественная война на Кубани», для создания детского плаката: краски, гуашь, цветная и белая

бумага, шаблоны голубей, ножницы, клей, тканевая георгиевская лента.

Форма проведения- устный журнал

Ход мероприятия:

1. Вступительная беседа:

- Какое знаменательное событие отмечает весь мир в мае ?

- Какие ваши любимые праздники?

- Какие чувства у вас вызывает слово «праздник»?

- Послушайте песню Н.Мазанова и скажите, о каком главном празднике в ней поётся?

Звучит песня «Главный праздник»

- Как вы думаете, почему мы сегодня заговорили о Дне Победы? (Благодаря этому дню мы можем

мирно учиться, 2020 год – год 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне.)

2. Работа с презентацией и основным содержанием мероприятия.

Слайд 1. Устный журнал «Сирень 1945 года»

- Прочитайте название устного журнала. Как вы думаете, почему он так назван? (Сирень цветёт в

мае, День Победы в мае…)

Слайд 2. Страница 1 «Сирень-символ Победы»

Пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям; букетами сирени встречали

на станциях поезда с возвращающимися из Берлина войсками. Радостная и яркая, ароматная и

нежная майская сирень запомнилась воинам-освободителям на долгие годы.

Слайд 3.

Сирень стала символом Победы. Утвердилась традиция встречать каждый День Победы

цветущими кистями сирени, вручать их ветеранам войны.

- В чём подтвердились ваши предположения о названии журнала? Что узнали нового?

Слайд 4. Страница 2 «Военный словарь»

- Как можно назвать победителя в справедливой войне? (патриот, гражданин, герой…)

- Как понимаете смысл слова «герой»?

Из толкового словаря Ожегова:

1) человек совершивший военные или трудовые подвиги;

2) человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести,

самоотверженности.

Слайд 5.

- Что означает слово «победа»?

В академическом словаре русского языка объясняется так:

1) успех в бою, войне;

2) успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в

результате борьбы, преодоление чего-либо.

- Какое толкование наиболее близко к теме журнала?

- Какими качествами обладали люди, которые принесли победу и свободу своей Родине?

Слайд 6. Страница 3 «Великая Отечественная война»

Ранним утром 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и

снарядов. Началась невиданная по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю

как Великая Отечественная. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за

освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте

помнить об этом.

Слайд 7. Страница 4. «События Великой Отечественной войны»

Ученик 1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста,

ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она война!

Ученик 2. Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70

тысяч сёл и деревень в нашей стране, война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч

километров железнодорожных путей.

Ученик 3. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки.

Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ученик 4. Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота

земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

Ученик 5. Война… От Бреста до Москвы 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600, итого

2600 км, если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот

перебежками и по-пластунски под огнём противника – 4 года – 1418 дней и ночей.

Ученик 6. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать

фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни одного

из 50 с лишним вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая

столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

- Какие цифры и факты поразили вас из рассказов детей?

Война была для многих испытанием на верность Родине. Как люди выстояли в той войне,

которая началась так трагически и закончилась победой в сорок пятом? Ответ прост: они любили

свою Родину и не могли не отстоять се.

- Давайте вспомним крупные сражения и важные даты Великой Отечественной войны.

Слайды 8-18.

22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший

гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены

крупные потери гарнизону.

В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого

скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог, и был разбит на несколько отдельных

очагов. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак.

Современные памятные места в Брестской крепости.

Московская битва (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942). В ходе сражения немецкие войска

потерпели ощутимое поражение. В результате контрнаступления и общего наступления они были

отброшены на 100—250 км.

Памятники в Москве.

22 июня 1941 года город подвергся первой бомбардировке немецкой авиации, целью

которых было минировать с воздуха бухты, блокировать флот. План был сорван зенитной и

корабельной артиллерией Черноморского флота. После вторжения немецкой армии в Крым началась

вторая героическая оборона города (30 октября 1941 г. — 4 июля 1942 года), продолжавшаяся 250

дней.

Диорама «Штурм Сапун-горы» поможет вам представить боевое сражение, благодаря

умению группы художников и рассказам очевидцев.

200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась

Сталинградская битва.

Памятники на Мамаевом кургане – дань памяти погибшим воинам.

Блокада Ленинграда длилась 871 день.

Данные официальной статистики о жертвах блокады неоднозначны: от 650 тыс. (согласно

версии первых послевоенных десятилетий) до называемой историками и демографами в последние

годы ХХ века цифры в 1,5 млн. погибших от голода, холода, бомбежек и обстрелов, под

развалинами домов. (Если также учесть количество убитых, попавших в плен при сражениях за

Ленинград, угнанных в Германию, казненных и замученных жителей оккупированных

ленинградских пригородов, то указанная цифра возрастет в 3-5 раз).

Штурм Рейхстага в Берлине. Долгожданная Победа.

Слайд 19. Страница 5 «Великая Отечественная война на Кубани»

- Кого видите на 5-й странице журнала?

- Что знаете о семье Степановых?

- Как вы думаете, почему в этом журнале есть страница, связанная с Кубанью?

С первых дней Великой Отечественной войны на Кубани было подано 17 тысяч добровольных

заявлений на фронт. За первый год войны на фронт с Кубани ушло более 6оо тысяч кубанцев.

Кубанские казаки стали основой 17-го кавалерийского корпуса Красной Армии. Из 1685

предприятий края 1245 давали продукцию для фронта. В сентябре 1942 года была оккупирована

почти вся территория Краснодарского края, а 9 октября 1943 года с завершением боёв на Тамани

территория края была окончательно освобождена.

Слайд 20. Страница 6 «На защите города Ейска»

Более 15 тысяч жителей города Ейска и Ейского района приняли участие в боях с немецко-

фашистскими захватчиками. Тысячи награждены орденами и медалями.

Тридцати ейчанам за храбрость и проявленное мужество в боях за Родину присвоено высокое

звание Героя Советского Союза.

Слайд 21 Страница 7 «Герои-ейчане»

Первым в истории СССР Героем Советского Союза был наш земляк – Анатолий Васильевич

Ляпидевский.

Генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза – Тимофей Тимофеевич

Хрюкин.

Имя Героя Советского союза -Сергея Романа – хорошо известно ейчанам.

Он родился и вырос в Ейске, отсюда ушёл на фронт. Его имя носит одна из улиц города.

Воевал в знаменитой гвардейской Иркутско - Пинской дивизии, в которой служило много ейчан.

Свой подвиг совершил в Белоруссии, возле деревни Пружинищи.

Ценой собственной жизни наш земляк заставил замолчать вражеский пулемёт и тем самым

обеспечил выполнение поставленной командованием задачи.

Виктор Чаленко. Совершил свой подвиг, когда ему было 17 лет.

Учился в средней школе №1 г. Ейска. Успел закончить только 6 классов. Началась Великая

Отечественная война. Шустрый, смышленый паренёк быстро познакомился с моряками 144

батальона морской пехоты. Этот батальон был оставлен для защиты города. Вместе с бойцами в

августе 1942 года, Витя покидает город и участвует в боях под Темрюком, Новороссийском,

Горячим Ключом… С 2018г. нашему классу присвоено почетное имя героя Виктора Чаленко.

Когда на этом месте была Пантелеймоновская церковь - при ней находилось кладбище. На

нём были похоронены бойцы, погибшие во время революции, Гражданской войны и Великой

Отечественной войны. Всего около 200 человек. В 1967г. Площадь была переименована в

пл.Революции. 9 мая 1975 г.на площади Революции состоялось открытие комплекса.

Железобетонная стена с рельефным символическим изображением Родины-Матери и солдат.

Перед стеной-две металлические 20-метровые стелы в форме штыков, между ними-символическая

связка с датами-1918-1922 и 1941-1945.

Слайд 22 Страница 7 «И помнит мир спасенный…»

Документально установлено, что 10292 ейчанина пали смертью храбрых в жестоких

сражениях с врагом и пропали без вести. Их имена занесены в краевую Книгу Памяти (2-ой и 13-й

тома), изданную администрацией Краснодарского края.

Эта цифра растёт в связи с активизацией поисковой работы, и долг живых - сделать всё

возможное, чтобы не были пустым звуком замечательные слова: « Никто не забыт, ничто не

забыто!».

20 томов Книги Памяти Краснодарского края – печатный памятник погибшим.

- Можно ли в один журнал уложить долгие 4 года войны, рассказать обо всех битвах и сражениях,

обо всех военных и трудовых подвигах людей, о тех, кто нам дал мирное небо над головой?

- Как вы можете пополнить свои знания о ВОВ, чтобы рассказать будущим поколениям? (Из книг,

фильмов, из рассказов ветеранов войны…)

- Но миллионы солдат не смогут с вами поделиться живой историей тех дней.

Слайд 23

«Умирают солдаты дважды:

От штыка или пули вражьей.

И спустя много лет, в грядущем

От забывчивости живущих».

Слайд 24. Страница 8 «Творческая мастерская»

- Последняя страница журнала не оформлена.

- Какую творческую работу вы бы хотели поместить в конце журнала под названием «9 мая –День

Победы», 75-ая годовщина Победы в Великой Отечественной войне?

Звучит песня «Журавли»

(Дети под руководством учителя обсуждают проект и выполняют, разделившись на творческие

группы(повторяют правило работы в группах)

1) создаёт фон композиции;

2) аппликация с использованием шаблонов (повторение правил по технике безопасности с

материалами и инструментами).

3. Рефлексия:

- Страницы какого журнала листали?

- Как объяснили его название?

- Какие чувства у вас вызвали страницы журнала?

- Что бы вы хотели в нём изменить, оставить? Почему?

- Интересно ли было вам содержание журнала? Почему?

- Кому бы вы хотели подарить такой журнал или дать посмотреть и прочитать? Почему?

(самооценка -отметка цветом)

Слайд 25

МИР – это Земля, МИР – это люди, МИР – это дети. Нет войны, нет горя и слёз. МИР

нужен всем! Помните об этом, когда вырастите. Ведь тогда Земля будет в ваших руках.



В раздел образования




Яндекс.Метрика