Напоминание

Научная публикация


Автор: Никитюк Сергей Павлович
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 78 г Челябинска
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Понимание текста как фактор успешной работы учащегося в школе
Тема: Научная публикация
Раздел: среднее образование





Назад




С.П. Никитюк, доцент

учитель истории и обществознания

Понимание текста как фактор успешной работы учащегося в школе

Проблема

понимания

достаточно

давно

и

плодотворно

исследуется.

Являясь

элементом

раппорта

информации

(процесс

установления

связи

между имеющейся и вновь поступающей информацией), понимание является

результатом

формирования

логической

связи

между

предметами

путем

использования имеющихся знаний. При уяснении информации понимание

как бы сливается с восприятием - мы мгновенно вспоминаем полученные

ранее

знания

(осознаем

известное

значение

слов)

или

отбираем

из

имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми

впечатлениями.

Для понимания текста необходимо не только быть внимательным при

восприятии получаемых знаний, иметь образовательные навыки, но и уметь

их реализовывать, сформировать определенный интерес к воспринимаемой

информации.

Деление информации на части - смысловая группировка приводит к

выделению

смысловых

опорных

пунктов,

углубляющих

понимание

и

облегчающих

последующее

запоминание

материала.

Опорой

понимания

может быть все, с чем мы связываем то, что запоминается или, что само

«всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные

слова, дополнительные детали, определения и т.п. Любая ассоциация может

быть в этом смысле опорой. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в

получаемых

знаниях

основные

идеи,

значимые

слова,

короткие

фразы,

которые предопределяют развитие указанного процесса. Свести содержание

информации к коротким и существенным логическим формулам, отметить в

каждой формуле центральное по смыслу понятие, сравнить понятия между

собой

и

образовать

таким

путем

единую

логическую

цепь

идей

-

вот

алгоритм понимания текста. Прием выделения смысловых опорных пунктов

представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери

основы.

Другой прием, используемый для дальнейшего понимания усваиваемой

информации,

называется

антиципацией

или

предвосхищением,

т.е.

смысловой

догадкой.

Антиципация

это

процесс

ориентации

на

предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития события, ус-

воении

результатов

анализа

признаков,

предварительно

осуществленного

оперативным

мышлением.

Антиципация

обеспечивается

так

называемой

скрытой

реакцией

ожидания,

настраивающей

читателя

на

определенные

действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных

оснований.

Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление

активно работает в продуктивном режиме. Главное - это осмысление идеи

содержания, выявление основного замысла автора информации.

Третьим приемом, который используют для понимания текста, является

мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых идей, возникших в

процессе

чтения.

Этот

прием

следует

отличать

от

регрессии,

так

как

регрессия - непроизвольный повтор, который слабо способствует пониманию

воспринимаемой

информации.

Однако

очень

часто,

изучив

какое-либо

положение, индивид, мысленно возвращаясь к предыдущим высказываниям

автора, связывает их с новыми данными, получаемыми в данный момент. Что

положительно влияет на понимание изучаемого текста.

Понимание текста - сложный процесс. Вместе с тем он подчиняется

определенным

законам,

обусловленным

феноменальными

особенностями

работы человеческого мозга. Чтобы найти пути решения этой проблемы,

необходимо

вначале

решить

вопрос

о

том,

что

следует

понимать

в

воспринимаемом

тексте.

Очевидно,

сам

вопрос

может

показаться

бессмысленным: понимать нужно все, что содержится в тексте. И вот здесь

нас

ожидает

интересное

открытие:

человек

полностью

не

воспринимает

(усваивает) текст. Чтобы понять его, достаточно усвоить только некоторую

его часть, которую можно условно назвать «золотым ядром» содержания. Это

именно те 25% содержания текста, которые остаются после исключения

избыточности.

Согласно имеющейся теории индивид, изучая информацию, сравнивает

ее с тем объемом знаний, которым он располагает в данный момент, и дает

оценку поступающей информации. Это означает, что если курсант не понял

основных идей текста, то текст не несет для него никакой информации. Если

затем,

спустя

даже

длительное

время,

получив

новые

знания,

курсант

вторично обращается к этому же тексту, то он уже извлекает из него нужную

информацию.

Как мы уже знаем, интегральный алгоритм восприятия текста облегчает

поиск

нужной

информации

в

тексте

в

целом.

Для

каждого

отдельного

предложения подобную программу, конечно, составить нельзя. Однако для

активизации восприятия информации нужно заранее знать, что, прежде всего,

следует

отыскивать

в

каждом

смысловом

отрезке

текста.

Для

этого

и

разработан дифференциальный алгоритм восприятия информации.

С его помощью можно разбивать каждый формально самостоятельный

фрагмент текста на логические отдельные элементы (потому алгоритм и на-

зван дифференциальным). Под отдельным логическим отрезком текста в дан-

ном случае мы понимаем каждый смысловой его абзац. Следует помнить, что

печатный и смысловой абзацы могут не совпадать. Для облегчения после-

дующей работы рассмотрим каждый из блоков алгоритма отдельно (см. рис.

1).

1. Ключевые слова

2.Смысловые ряды

3.Доминанта

Рис 1. Три блока дифференциального алгоритма восприятия текста

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают

признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся

предлоги,

союзы,

междометия.

Очень

редко

выступают

в

этой

роли

и

местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте

предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловой абзац текста в целом

является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

Смысловые ряды. Это пары слов, они состоят из комбинаций ключевых

слов и некоторых и вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде

понять истинное содержание текста. Именно смысловые ряды являются

основой «золотого ядра» содержания текста.

Таким

образом,

при

понимании

любого

текста

сознание

соединяет

ключевые

слова

в

лаконичные,

свернутые

выражения

смысловых

рядов,

несущие

основной

замысел

автора.

Текст

как

бы

мгновенно

сжимается,

мысленно конспектируется. В нем остаются только зерна мысли, «золотое

ядро» на уровне непрерывных цепочек пар слов.

Но это только промежуточный этап. Ключевые слова и смысловые ряды

выявляются в самом тексте, который пока претерпевает как бы количествен-

ные преобразования - сжимается, прессуется. Однако, кроме количественного

анализа, сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию.

Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма -

выявлению доминанты.

Замечено,

что

содержание

прочитанного

при

пересказе

люди

почти

никогда

не

излагают

слово

в

слово.

Мозг

перекодирует

воспринятое

сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой.

Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения. Этим как

раз и отличается активное, осмысленное восприятие текста от механической

зубрежки.

На основе смысловых рядов мозг как бы формулирует сообщение самому

себе,

придавая

ему

собственную,

наиболее

удобную

и

понятную

форму.

Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс

перекодирования

-

выявление

значения

содержания

текста.

Решить

эту

задачу - значит сформулировать и усвоить действительное значение того, что

хотел сказать автор в конкретном отрывке.

Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими

словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки

текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями

личности при выявлении основного замысла автора. Таким образом, в тексте

встречаются слова, которые как бы «подталкивают» вас воспринимать его

дальше.

Блоки алгоритма составляют основу анализа текста, который наш мозг

выполняет в процессе восприятия информации в значительной степени под-

сознательно. Есть основания полагать, что эффективность такого анализа у

большинства из нас не всегда высока. В самом деле, знание определенной

программы еще не означает умение ею воспользоваться. Эту задачу и решает

дифференциальный алгоритм восприятия текста.

Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда,

когда процесс автоматизирован, т. е. действие не осознается, осмысление

текста происходит как бы само собой.

Реализация указанных приемов понимания текста является важнейшим

фактором

успешной

самостоятельной

работы

курсантов

военного

вуза.

Понять текст - значит не только усвоить его содержание, но и запомнить его.

Литература:

1.Каган В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско –

социологическийе очерки. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1991.

2.Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Ювента, 1999.

3.Хакен

Г.

Тайны

природы:

синергетика:

учение

о

взаимодействии.

М.:

Гардарики, 2003.

4.Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных

процессов и технологий микро- и макромирах. – М.: Радио и связь, 1996.



В раздел образования




Яндекс.Метрика