Напоминание

Использование элементов дуального обучения в учебном процессе БУ "Нижневартовский медицинский колледж"


Автор: Исупов Павел Владимирович
Должность: директор
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский медицинский колледж"
Населённый пункт: Город Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование элементов дуального обучения в учебном процессе БУ "Нижневартовский медицинский колледж"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Исупов Павел Владимирович,

директор, БУ «Нижневартовский медицинский колледж»,

г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ БУ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ

КОЛЛЕДЖ»

Аннотация.

БУ

«Нижневартовский

медицинский

колледж»

в

учебном

процессе активно использует элементы дуальной системы обучения. Элементы

дуального

обучения

способствуют

повышению

качества

профессиональной

подготовки

будущих

медицинских

работников

и

обеспечивают

высокий

процент их трудоустройства.

Ключевые

слова: дуальное

обучение,

ЛПУ,

социальное

партнерство,

студенты.

Переход

на

стандарты

нового

поколения

требует

от

медицинских

образовательных организаций перестройки взглядов на процесс обучения –

акцентирование

внимания

на

профессионализме

будущего

медицинского

работника,

его

профессиональных

компетенциях.

В

этой

связи,

главным

направлением в сфере профессионального медицинского образования является

необходимость значительного усиления практической подготовки студентов.

Сегодня одной из проблем качества подготовки специалистов является

разрыв

между

подготовкой

выпускника

в

образовательной

организации

и

требованиями

практического

здравоохранения. Но

качество

подготовки

сестринского персонала зависит не только от образовательной организации, но и

от

лечебных

учреждений,

на

базе

которых

осуществляется

практическая

подготовка, т.к.

большая

часть

учебного

времени

отводится

практическим

занятиям. Только

там,

где

есть

понимание,

что

лечебно-профилактическое

учреждение

участвует

в

подготовке

будущего

специалиста

для

себя,

организация практического обучения будет отвечать необходимым требованиям.

Одним

из

эффективных

способов

решения

данной

проблемы

является

дуальная

система

подготовки,

когда

образование

студентов

по

признанной

профессии

происходит

в

двух

организациях:

с

одной

стороны

это

образовательная организация, а с другой стороны – обучающее предприятие

(ЛПУ).

Дуальное

обучение

заключается

в

том,

что

вся

учеба

делится

на

практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в

течение всего периода обучения, и предполагает прямое участие лечебных

учреждений в профессиональном образовании студентов-медиков и отвечает

интересам всех участвующих в ней сторон.

Нижневартовский

медицинский

колледж

в

учебном

процессе

активно

использует элементы дуальной системы обучения. Администрация колледжа,

ориентируясь на требования рынка труда города и округа, успешно реализует

задачу

обеспечения

условий

для

трудовой

адаптации

студентов

через

использование возможности проведения практических занятий, прохождения

учебной,

производственной

и

преддипломной

практики

в

лечебных

учреждениях бюджетной сферы.

Взаимодействие с лечебными учреждениями города осуществляется на

основе прямых договоров «О взаимном сотрудничестве». Нижневартовским

медицинским

колледжем

заключены

договоры

с

двенадцатью

лечебно-

профилактическими учреждениями города. В колледже апробирован и успешно

действует механизм проведения практических занятий и всех видов практик.

Учебный

план

составлен

таким

образом,

что

изначально

изучается

теоретический

материал,

затем

практические

занятия, учебная

и

производственная

(профессиональная)

практика,

составляющая

70-80%

учебного времени. Практические занятия и учебная практика проводятся в виде

доклинического,

фантомного

курса

в

специально

оборудованных

манипуляционных

кабинетах

колледжа

и

в

лечебно-профилактических

учреждениях, являющихся

базами

практического

обучения

студентов,

что

способствует более быстрой и лучшей адаптации студентов к практической

д е я т е л ь н о с т и . Лечебно-профилактическое

учреждение

предоставляет

возможность

студентам

под

руководством

непосредственного

руководителя

практики пользоваться оборудованием, инструментами, приборами, предметами

ухода, осуществлять уход за пациентами на рабочем месте, выполнять лечебно-

диагностические

мероприятия.

У

обучающихся

появляется

более

высокая

мотивация

в

получении

знаний.

Студенты

учатся

более

осознанно

и

заинтересовано и раньше адаптируются к производственным отношениям в

коллективе.

Для

разработки

рабочих

программ

профессиональных

модулей

привлекаются ведущие специалисты практического здравоохранения города,

которые

определяют

требования

работодателя

к

знаниям,

умениям

и

компетенциям

выпускников.

Таким

образом,

потенциальный

работодатель,

имеющий

собственное

представление

о

специалисте

имеет

возможность

«вмешаться»

в

процесс

обучения,

дополняя

содержание

обучения

необходимыми компетенциями.

Практические

занятия

проводятся

в

отделениях

ЛПУ

соответственно

профилю преподаваемой дисциплины. К преподаванию практических занятий

части

профильных

междисциплинарных

курсов

профессиональных

модулей

привлекаются и наиболее квалифицированные специалисты ЛПУ. Практическое

занятие выстраивается так, что после проверки уровня теоретических знаний,

решения

ситуационных

задач,

преподаватель

демонстрирует

пациентов

с

заболеваниями по данной теме, студенты проводят сбор анамнеза, выявляют

проблемы пациента, изучают методы диагностики заболевания, осуществляют

наблюдение и уход за больным.

На производственной практике под руководством наставников студенты

отрабатывают

практические

манипуляции,

выполняя

функциональные

обязанности

медицинской

сестры

отделения,

в

котором

они

работают.

Обучающие проводят: в/мышечные и в/венные инъекции, подготовку больных к

диагностическим процедурам (рентгеноскопия желудка, холецистография, УЗИ

и др.), наблюдение и уход за больными различного профиля.

Таким образом, уже на ранних стадиях обучения студенты приобретают

профессиональные и общие компетенции, предусмотренные ФГОС (умение

работать

в

команде,

осуществлять

лечебно-диагностические

вмешательства,

участвовать в проведении профилактических мероприятий и т.д.).

После проведения практических занятий и учебной практики по каждому

модулю студенты проходят производственную практику по профилю модуля.

Согласно

ФГОС

производственная

практика

проводится

в

учреждениях,

направление

деятельности

которых

соответствует

профилю

подготовки

обучающихся.

Поскольку

область

профессиональной

деятельности

выпускников – оказание населению квалифицированной сестринской помощи,

обучающиеся проходят практику во всех профильных лечебных учреждениях

города,

где

осваивают

профессиональные

компетенции

соответствующим

основным

видам

профессиональной

деятельности.

Содержание

учебных

программ практик обсуждается и согласовывается работодателями.

Качество обучения зависит и от квалификации преподавательского состава,

то

есть,

от

наличия

постоянного

пополнения

и

обновления,

необходимых

профессионально-педагогических

компетенций

преподавателей.

Все

преподаватели

колледжа

прошли

стажировку

в

лечебно-профилактических

учреждениях города, которая имела практико-ориентированный характер.

После

успешного

освоения

учебных

дисциплин

и

профессиональных

модулей, в том числе, учебной практики и практики по профилю специальности

проводится

преддипломная

практика

(стажировка).

Данный

вид

практики

направлен на углубление обучающимися первоначального профессионального

опыта,

развитие

общих

и

формирование

профессиональных

компетенций,

проверку

его

готовности

к

самостоятельной

трудовой

деятельности.

Обучающийся

может

быть

направлен

на

преддипломную

практику

в

организацию по месту последующего трудоустройства.

В последние годы работодатели все активнее участвуют в оценке качества

выпускников

медицинского

колледжа.

Только

в

тесном

контакте

с

работодателями

возможна

эффективная

реализация

основной

функции

-

обеспечение

рынка

труда

специалистами,

обладающими

соответствующими

профессиональными

компетенциями,

востребованными

данным

сектором

экономики.

Социальное

партнёрство

позволяет

подготовить

кадры

для

лечебного

учреждения

точно

«под

заказ»,

обеспечив

их

максимальное

соответствие всем своим требованиям. Медицинский колледж заинтересован в

деловом партнерстве с учреждениями здравоохранения, т.к. получает доступ к

оперативной информации о текущем состоянии практического здравоохранения

и позволяет внести коррективы в обучающие программы. Элементы дуального

обучения,

применяемые

в

БУ

«Нижневартовский

медицинский

колледж»,

способствуют

повышению

качества

профессиональной

подготовки

будущих

медицинских работников и обеспечивают высокий процент их трудоустройства.

Список литературы

1 . Равен

Джон.

Компетентность

в

современном

обществе.

Выявление,

развитие и реализация.//М., 2002.

2. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки

специалиста//Высшее образование сегодня, №5, 2004 - С.20-27.



В раздел образования




Яндекс.Метрика