Автор: Пестрякова Анастасия Семеновна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ РС(Я) "Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва имени Д. П. Коркина".
Населённый пункт: Республика саха (Якутия), Чурапчинский район с. Чурапча
Наименование материала: статья
Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ ОСУОХАЙ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: начальное образование
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ ОСУОХАЙ
КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной
из
ключевых
идей
и
основных
принципов
современной
системы
образования
является
положение
о
приобщении
подрастающего
поколения
к
национальной
культуре,
обычаям
и
традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим
ценностям
в
детских
учреждениях,
национальных
учебно-
воспитательных
заведениях
в
сочетании
с
национальной
и
общественной культурой.
Использование
народных
средств
в
процессе
физического
воспитания
должно
иметь
приоритетное
значение,
поскольку
их
отсутствие – это нарушение сложившихся традиций, уклада, которое не
только чревато негативным отношением к национальным физическим
упражнениям и играм, но и отрицательно сказывается на физическом
развитии детей и подростков.
Танцевальная
культура
народа
саха
–
неотъемлемая
часть
его
духовного универсума; она имеет глубокие древние истоки. Сложные
перипетии
исторической
судьбы
народа
с
его
переселением
на
протяжении
длительного
периода,
с
контактами
с
другими
сопредельными
народами,
взаимопроникновением
и
взаимовлиянием
культур
своеобразно
повлияли
на
формирование
различных
видов
искусства, в том числе и танцевального.
Поиск
новых
путей,
средств
и
методов
совершенствования
физкультурных занятий с подрастающим поколением, привлечение их к
занятиям
самобытными
средствами
двигательной
активности
для
формирования всесторонне развитого человека являются актуальными
проблемами современности. Исходя из выше сказанного, мы в рамках
нашей работы решили внести свой вклад в решении данной проблемы
посредством внедрения в процесс физического воспитания школьников
элементов национального танцевального искусства.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся
младшего школьного возраста.
Предмет исследования: национальный танец осуохай как средство
физического воспитания учащихся.
Цель заключается во внедрении движений национального танца
осуохай в процесс физического воспитания младших школьников, что
является
фактором
привлечения
детей
к
традициям
и
культурным
ценностям своего народа и средством их двигательной активности.
Задачи:
I.Проанализировать
литературные
источники
по
специфике
национального танцевального искусства народа саха.
II. Разобрать методические приемы внедрения национального танца
осуохай в процесс физического воспитания младших школьников.
III.
Экспериментальным
путем
обосновать
эффективность
использования
танцевальных
движений
в
физическом
воспитании
учащихся.
Гипотеза
исследования
основывается
на
предположении,
что
внедрение
в
процесс
физического
воспитания
учащихся
элементов
национального танца осуохай позволит:
приобщить и сформировать интерес учащихся к национальной
культуре саха;
повысить уровень двигательной активности учащихся;
улучшить
показатели
физиче ской
п од го т о в л е н н о с т и
занимающихся.
Н о в и з н а
и с с л ед о ва н и я :
Г БОУ
Р С ( Я )
" Ч у р а п ч и н с к а я
республиканская
спортивная
средняя
школа-интернат
олимпийского
резерва
имени
Д.
П.
Коркина"
рассмотрены
и
практически
апробированы методические аспекты внедрения национального танца
осуохай на уроке физической культуры младших школьников.
Методы:
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование
двигательной
подготовленности
учащихся,
принимающих участие в педагогическом эксперименте.
4. Анкетирование (таблица).
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической обработки количественных показателей.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в
сборе
материала
по
вопросам
физического
воспитания
и
этнокультурного наследия народа саха и попытке экспериментального
обоснования
эффективности
использования
народного
танца
как
средства
физического
воспитания
учащихся
младшего
школьного
возраста.
Результаты,
полученные
в
ходе
научно-исследовательской
работы,
могут
найти
применение
в
методико-практиче ской
деятельности специалистов по физической культуре и спорту.
Данные анкетирования
№
Вопросы анкеты
Положи-
тельный
ответ
(кол-во)
Отрица-
тельный
ответ
(кол-во)
1
Раньше вы знали, что такое традиционный
народный танец осуохай?
13
9
2
Раньше вы интересовались анцем осуохай?
11
11
3
После обучения понятен ли вам танец
осуохай?
22
0
4
Вам нравится танец осуохай?
20
2
5
Легко ли вам понять движения танца
осуохай?
17
5
6
Охотно ли вы делаете прыжки в танце
осуохай?
19
3
7
Легко ли вам выполнять танец осуохай?
17
5
8
Легко ли вам выступать на сцене?
16
6
9
Охотно ли вы участвуете на традиционном
народном танце осуохай со взрослыми
людьми во время ысыаха?
19
3
10
Стремитесь ли вы считаться в числе лучших
исполнителей?
11
11
Народный танец осуохай понимается как исторически сложившийся
национальный вид искусства и играет важную роль в целостной системе
художественного и физического воспитания детей.
Всестороннее исследование танцевальной способности показало,
что
факторы
двигательной
подготовленности
являются
основным
обуславливающим звеном для физического развития танцоров.
По
результатам
проведенных
нами
исследований
выявлено,
что
наряду с умелым учетом уровня развития возрастных и физических
особенностей
детей
применение
специальных
упражнений
при
подготовке к танцу осуохай влияет на повышение физических качеств
учащихся.