Напоминание

Обеспечение клеток энергией


Автор: Зыкова Вера Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО - Югра, Тюменская область
Наименование материала: Учебная карта
Тема: Обеспечение клеток энергией
Раздел: среднее образование





Назад




Учебно- тематическая карта

Тема: Обеспечение клеток энергией. §12

Цель урока:

Продолжить формирование знаний об обмене веществ, раскрыв сущность энергетического обмена, сделать вывод о значении АТФ как

универсального аккумулятора энергии в клетке; познакомиться с характерными особенностями трех этапов энергетического обмена.

Учебный материал

Задания и вопросы для проверки полученных знаний

Рекомендации по

выполнению

заданий. Оценка.

Используйте

§9, с. 39-41

Задача: повторить знания об обмене веществ, знать отличие пластического от энергетического обмена .

Задание 1.Ответьте устно:

1.

Дайте определение обмена веществ - метаболизма?

2.

Поясните в каком виде энергия накапливается в клетке?

3.

Зарисуйте схему АТФ. Сколько выделяется энергии при отделении одного концевого фосфата. Как

образуется аденозиндифосфат, аденозинмонофосфат?

4.

В чем состоит отличие пластического обмена от энергетического. Заполните таблицу.

Реакции обмена

Что происходит с молекулами

органических веществ

Что происходит с энергией

Реакции пластического

обмена

Реакции энергетического

обмена

Устно.

Работа в парах

Письменно в рабочей

тетради. Схема АТФ

Письменно в рабочей

тетради.

Оцените свою работу

Критерии оценки:

« 5» — выполнил полностью задание, ответил на все вопросы; «4» - ответил на все вопросы, выполнил задание, но

иногда ошибался; «3» — часто ошибался, выполнил только половину задания; «2» — почти ничего не смог выполнить

правильно; «1» — вообще не выполнил задания и не ответил ни на один вопрос.

Самооценка

Прочитайте раздел

«Стадии

энергетического

обмена»

(§12, с. 49-51)

Задача: отметить характерные особенности этапов энергетического обмена.

Задание 2. Оформите таблицу «Этапы энергетического обмена»:

Подготовительный этап

Бескислородный

этап

Гликолиз

Кислородный этап

Где происходит

расщепление?

Чем активизируется?

До каких веществ

расщепляются

соединения клетки

Сколько выделяется

энергии?

Сколько синтезируется

энергии в виде АТФ?

Индивидуальная

работа

в рабочей тетради.

Оцените свою работу

Критерии оценки:

« 5» — заполнил таблицу самостоятельно, но иногда использовал материал параграфа; «4» - заполнил таблицу, но в

основном опирался на параграф и другие источники; «3» — заполнил таблицу наполовину, не смог применить

информацию в параграфе к вопросам таблицы; «2» — почти ничего не смог выполнить правильно; «1» — вообще не

выполнил задание.

Взаимопроверка в

паре

Оценка ученика

Используйте

полученные знания по

темам: «Обмен веществ

в клетке.

Энергетический обмен

в клетке»

Задача: закрепить знания по теме.

Задание 3. Выполнить работу по вариантам.

1 вариант

А1. Совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции:

1) катаболизм 2)анаболизм 3) метаболизм 4) нейтрализм

А2. Совокупность реакций синтеза органических веществ, идущих с затратами энергии:

П 1) пластический обмен (ассимиляция, или анаболизм)

2) метаболизм

3) энергетический обмен (диссимиляция)

4) катаболизм

АЗ. Все реакции метаболизма осуществляются при участии:

1) ферментов

3)углеводов

2) жиров

4)воды

А4. Второй этап энергетического обмена — это:

1) полное окисление органических веществ до неорганических

2) неполное окисление веществ в цитоплазме клеток

3) расщепление полимеров до мономеров

4) образование крахмала из молекул глюкозы

А5. В результате какого этапа энергетического обмена из одной молекулы глюкозы образуются 2 молекулы

пировиноградной кислоты и 2 молекулы АТФ?

1) подготовительного

2) полного окисления (дыхания)

Работа в парах

Индивидуальная

работа в тетради.

Проверка учителя

3) бескислородного

4) хемосинтеза

А6. Третий этап энергетического обмена происходит в:

1) рибосомах

2) митохондриях

3) аппарате Гольджи

4)ядре

А7. На третьем этапе энергетического обмена образуются:

1) 2 молекулы АТФ

2) 34 молекулы АТФ

3) 36 молекул АТФ

4) 38 молекул АТФ

А8. Анаэробный (бескислородный) окислительно-восстановительный процесс превращения органических

веществ с получением энергии называется:

1) дыхание

2) брожение

3) выделение

4) фагоцитоз

В1.

Выберите три верных ответа и запишите соответствующую последовательность цифр. Синтез АТФ в

клетке происходит в процессе:

1)

гликолиза

2)

репликации

3)

клеточного дыхания

4)

транскрипции

5)

световой фазы фотосинтеза

6)

темновой фазы фотосинтеза

О т в е т :_________________

С1. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на подготовительном этапе энергетического

обмена, в процессе гликолиза и при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 120

остатков глюкозы?

2 вариант

А1. Совокупность химических реакций в клетке:

1) метаболизм

2) энергетический обмен

3) пластический обмен

4) биосинтез

А2. Совокупность реакций окисления органических веществ, идущих с освобождением энергии, запасаемой в

молекулах АТФ:

1) фотосинтез

2) энергетический обмен

3) пластический обмен

4)биосинтез

АЗ. Биологически активное вещество белковой природы, ускоряющее протекание химических реакций в сотни

тысяч и миллионы раз:

1) витамин

3)фермент

2) гормон

4)гуанин

А4. Бескислородное ферментативное расщепление глюкозы в цитоплазме:

1) плазмолиз

3)гликолиз

2) фотосинтез

4)хемосинтез

А5. Третий этап энергетического обмена — процесс полного окисления органических веществ, ведущий к

выделению энергии:

1) транскрипция

2) фотосинтез

3) трансляция

4) дыхание

А6. Освобождение энергии в результате окисления пи- ровиноградной кислоты происходит на внутренней

мембране:

1) рибосом 3) аппарата Гольджи

2) митохондрий

4)

ядра

А7. Полное ферментативное расщепление и окисление одной молекулы глюкозы дает суммарно:

1)2 молекулы АТФ П

2) 34 молекулы АТФ

3) 36 молекул АТФ

4) 38 молекул АТФ

А8. На конечном этапе энергетического обмена образуются молекулы:

1) углекислого газа и воды

2) гормонов

3) ферментов

4) минеральных солей и кислот

В1. Выберите три верных ответа и запишите соответствующую последовательность цифр. Синтез АТФ в

клетке происходит в процессе:

1)

спиртового брожения

2)

трансляции

3)

полного кислородного расщепления

4)

световой фазы фотосинтеза

5)

темновой фазы фотосинтеза

6)

подготовительного этапа

О т в е т :________________

С1. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на подготовительном этапе

энергетического обмена, в процессе гликолиза и при полном окислении фрагмента молекулы крахмала,

состоящего из 310 остатков глюкозы?

4.Оцените свою работу

на уроке

(выставите оценку на

отдельном листе с

указанием Ф.И.

учащегося, класса)

Оцените свою работу:

«5» — выполнил все задания, ответил на все вопросы;

«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался;

«3» — часто ошибался, выполнил только половину заданий;

«2» — почти ничего не смог выполнить правильно;

«1» — вообще не выполнил задания.

Ваша оценка

5.Подведение

итогов

урока.

1.Прочитайте задачи, поставленные перед вами во время самостоятельной работы.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Что помогало и что мешало вашей работе на уроке?

Рефлексия. Устное

подведение итогов

урока

6.Задание на дом.

Выберите домашнее задание по схеме:

А) выполнил все на «5» - творческое задание (по желанию). §12.Повторить §9-11

Б) при работе допускал ошибки, но выполнил все задания - §12, термины и понятия, вопросы к параграфу;

повторить §9-11

В) часто ошибался, работать было трудно- поработайте с учебно-тематической картой еще раз и прочитайте

§12 ответьте на вопросы к параграфу. Выучите основные термины и понятия урока. Повторить §9-11

Самостоятельная

работа дома.



В раздел образования




Яндекс.Метрика