Напоминание

"Первые шаги к успехам в чтении"


Автор: Зыкина Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 312
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Первые шаги к успехам в чтении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕРВЫЕ ШАГИ К УСПЕХАМ В ЧТЕНИ

И

Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет. Перед вами встанет вопрос, как

подготовить ребенка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации

не был трудным.

Вы, конечно, заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые

интересы и запросы: он чаще задает вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить,

неожиданно для вас пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы; просит вас рассказать

сказку, почитать книгу, активно обсуждает со взрослыми увиденные фильмы. Дошкольник

проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что тут написано? Какая эта буква? Как пишется

мое имя?». Зная несколько букв, он пытается самостоятельно читать и писать отдельные слова,

иногда в этом ему помогают старшие братья и сестры.

Все это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и

направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является

повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения

и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения.

Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать

обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в

процессе освоения грамоты. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают с

обучением грамоте, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями.

Чтение связано с предшествующим опытом ребенка. Успехи в овладении чтением зависят от

многого,

в частности,

от

личности

ребенка

в

целом;

отношения

к

книгам;

отношений

с

родителями и педагогами; самостоятельности и уверенности в себе; мышления и чувственного

опыта; уровня развития устной речи.

Все

это

является

результатом

физического,

умственного,

эмоционально-волевого

и

социального развития ребенка.

Чтение — это не просто механическое складывание букв в слова, а слов в предложения. Чем

больше к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с

которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.

Иногда родители советуются с педагогами: готовить ли ребенка к школе, как это делать и учить

ли малыша читать? Порой мнения педагогов разделяются. Одна часть учителей настаивает на

специальной подготовке детей к школе, зная, что это облегчит дальнейшее обучение. Другая

часть учителей советует родителям воздержаться от этого, так как неумелое обучение может

повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма.

Для того чтобы занятия с ребенком не шли вразрез с методическими требованиями школы,

предлагаем придерживаться следующих рекомендаций.

У ИСТОКОВ ЧТЕНИЯ

По мнению М. Коула, а также известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко,

Г. А. Цукерман и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же есте-

ственно, как умение ходить и говорить.

Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие

условия:

родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;

время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и

выбрать интересные для них книги. В читальном зале дети видят читающих взрослых, учащихся и

студентов.

Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка;

- дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр;

- обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть тер-

пеливыми;

- надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рас-

сказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями,

яркими картинками;

- при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных,

цирке, путешественниках;

- используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах,

героях произведений и обо всем остальном;

- для содержательного общения с ребенком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов

в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию

речевого общения;

-

способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, исто-

рии, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;

- сделайте для ребенка карточки «повседневно употребляемыми словами. Время от времени по-

казывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;

- приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изгото-

вить самим или вместе с детьми;

- разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, ли-

нейкой и др.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Освоение математики, биологии,

географии, истории и всех других наук будет основано на умении ребенка понимать написанное,

пользоваться устной и письменной речью, способности выделять смысл письменного текста. В

связи этим мы рассматриваем обучение дошкольника чтению как фундамент его будущей

грамотности.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой

повседневной жизни, он и в школе будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и

содержательной

информации. Только в обстановке, способствующей интеллектуальному и нрав-

ственному развитию, может вырасти увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

Перед вами анкета, работа с которой позволит определить готовность вашего ребенка к чтению.

Показатели готовности к чтению

(Из книги Джералъдины Чейпи «Готовность к школе»)

Да

Иногда

Нет

1. Владеет ли ребенок основными понятиями (правый/левый,

большой/маленький; в/из)?

2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации

(вещи, которые могут катиться, и вещи,

которые катиться не могут)?

3. Может ли ребенок угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как

минимум три указания?

5. Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита

?

БАЗОВЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА

6.

Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в

банк?

7.

Был ли ребенок в библиотеке?

8.

Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, деревне, музее?

9.

Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или

рассказывать ему истории?

10.

Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли

у него какое-либо увлечение?

ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ

11.

Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие

его предметы?

12.

Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

13.

Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи:

щетка, пылесос, холодильник?

14.

Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на сто-

ле, под столом?

15.

В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь

произошедший с ним случай?

16.

Четко ли ребенок выговаривает слова?

17.

Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

18.

Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть

какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

19.

Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

20.

Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который

многое может?

21.

Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном

распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

22.

Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выпол-

нении задания с другими детьми?

ОБЩЕНИЕ

23.

Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

24.

Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25.

Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

26.

Хорошо ли ребенок слышит?

27.

Хорошо ли он видит?

28.

Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

Развита

ли

у

него

координация

моторных

навыков,

например,

может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по

лестнице?

29. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

30.

Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

ЗРИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Зрительное различение

32.

Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы

(например, найти картинку, не похожую на остальные)?

33.

Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (например,

б/п, кот/год)?

Зрительная память

34.

Может ли ребенок заметить отсутствие картинки если ему показать

серию из трех картинок, а затем одну убрать?

35.

Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6—8 названий

предметов, встречающихся в его повседневной жизни.

Зрительное восприятие

36.

Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последо-

вательности) серию картинок?

37.

Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

38.

Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить го-

ловоломку из 15 элементов?

39.

Может ли ребенок интерпретировать картинку: сформулировать главную

мысль,- проследить связи?

СЛУХОВЫЕ СПОСОБНОСТИ

Различение на слух. Запоминание со слуха. Понимание на слух.

40.

Может ли ребенок рифмовать слова?

41.

В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные зву-

ки, например лес /вес?

42.

Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или

цифр?

43.

Способен

ли

ребенок

пересказать историю, сохранив основную

мысль и последовательность действий?

ОТНОШЕНИЕ К КНИГАМ

44.

В о з н и к а е т

л и

у

р е б е н к а

ж е л а н и е посмотреть

книги

самостоятельно?

45.

Внимательно и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают

вслух?

46.

Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?



В раздел образования




Яндекс.Метрика