Автор: Позняк Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Кронштадтский морской кадетский военный корпус
Населённый пункт: Г.Санкт - Петербург, Кронштадт
Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия "Семья и семейные традиции."
Тема: Формирование культуры человеческих отношений
Раздел: полное образование
Представление собственного педагогического опыта (открытое мероприятие)
Уровень образовательного учреждения: КМКВК
Воспитатель: Позняк Ирина Николаевна.
Внеклассное мероприятие: круглый стол «Семья и семейные традиции»
Форма проведения: круглый стол.
Место проведения: 31 класс
Направление воспитательной работы: нравственное.
Цель: Формирование готовности к социальным и межличностным отношениям в семье,
способности ставить цели и строить жизненные планы.
Задачи:
- формирование культуры человеческих отношений, чувство долга и ответственности
перед своей семьей;
- определить ценностные ориентации кадет, связанные с созданием семьи;
-расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
Технология: Технология сотрудничества.
Используемые методы: словесный (чтение стихотворений, рассказ), наглядный (показ
слайдов, презентаций, рассматривание семейных альбомов, схем семейного древа), слуховой
(прослушивание аудиозаписи песен Э. Пьехи и Л. Долиной)
Форма работы: совместная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Межпредметные связи: 1. Литература – использование поэтических произведений И.
Резника, Е. Куменко. 2. Информатика – создание презентации Power Point, подготовка
аудиозаписей. 3.Музыка – песни в исполнении Э. Пьехи и Л. Долиной, подборка
инструментальной музыки.
Подготовительная работа: задания группам кадет по подбору литературного материала,
музыкального сопровождения, создание презентаций в Power Рoint, консультации с психологом
роты.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный центр, интерактивная доска с
программным обеспечением Star Board, компьютер, книжная выставка по теме «Семья и
семейные традиции», семейные альбомы и схемы «Семейного древа», стихи поэтов И. Резника,
Е. Куменко.
№
п/п
Название
современных
образовательных
технологий,
применяемых в УВП
Этапы мероприятия, на которых технология
применяется
1
Технология
сотрудничества
Подготовительный
этап.
Задания
группам
кадет
по
подбору
литературного
материала,
музыка льного
сопровождения,
создание
презентаций
в
Power
Рoint,
Индивидуальные задания по составлению «Истории своего
рода» Изучение ресурсных возможностей по выполнению
проекта.
Основной этап. Целеполагание. Определение цели
мероприятия кадетами. Анализ собранной информации.
Приобретение новых знаний. Анализ понятия «семья»,
«семейные традиции», «семейное древо», «семейные
ценности», «семейная политика», представление кадетами
презентации летописи «Повесть о Петре и Февронии
Муромских».
Осмысление. Ответы кадет на вопросы (дискуссия). Кадеты
комментируют слайды, представляют презентации,
рассказывают о традициях в своих семьях. Работа
кадет
в
группах. Обсуждение степени значимости личных качества
мужа и жены для семейной жизни.
Рефлексия. Ответы на вопросы блиц-опроса, высказывание
мнение о проведенном мероприятии.
Технологическая карта мероприятия
Этап
мероп
рияти
я
Врем
я,
мин.
Деятельность
воспитателя
Деятельность кадет
Формируемые УУД
Подго
товите
льный
Воспитатель обсудил
с кадетами
актуальность темы.
Кадеты объединились
в группы по желанию
для выполнения
общих дел и
приступили к
выполнению заданий.
Воспитатель
подготовил схему
своего «Семейного
древа» и карточки с
заданиями.
Изучают социальную
ситуацию с целью
определения
актуальности.
Формулируют проблему.
1 группа – подбор
литературы по теме.
2 группа - изучили
летопись «Повесть о
Петре и Февронии
Муромских» и
подготовили
презентацию,
3 группа – привезли из
дома семейные альбомы.
Кадет Фадеев Иван
составил «Историю
моего рода».
4 группа- музыкальное
сопровождение.
Познавательные УУД:
-умение осуществлять
расширенный поиск
информации ;
-осуществлять выбор
наиболее эффективных
способов решения задач;
Регулятивные УУД:
-устанавливать целевые
приоритеты
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы,
необходимые для
организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнерами,
устанавливать рабочие
отношения.
Этап
мероп
рияти
я
Врем
я,
мин.
Деятельность
воспитателя
Деятельность кадет
Формируемые УУД
Основн
ой этап
Приветствие
участников и зрителей
мероприятия.
Целеполагание
Участники и зрители
рассматривают семейные
альбомы. Звучит
инструментальная
музыка Поля Мориа,
Френсиса Гойи
Кадеты определяют тему
круглого стола.
Рассказывают, как
понимают слово «семья»
и отвечают на вопросы
воспитателя.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы,
необходимые для
организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнерами.
Регулятивные УУД:
целеполагание, включая
постановку новых целей,
преобразование
практической задачи в
познавательную.
35
Координирует
деятельность групп
кадет, подготовивших
презентации и
представляющих
устную информацию
Воспитатель
представляет схему
своего «Семейного
древа».
2 группа делает обзор
древнерусской летописи
«Повесть о Петре и
Февронии Муромских» и
демонстрируют
презентацию к ней.
комментируют слайды,
раскрывают их
содержание. Кадет
Фадеев Иван
представляет свою
презентацию «История
моего рода»
Кадеты рассказывают о
своих близких, слушают
запись песни Э. Пьехи
«Семейный альбом». В
группах обсуждают
степень значимости
личных качеств для
семейной жизни,
обмениваются мнениями
с другими группами,
доказывают свою точку
зрения. Звучит песня
«Погода в доме».
КоммуникативныеУУД:
освоение основ
социально-критического
мышления; реализации
потребности в
самовыражении и
самореализации,
социальном признании.
Личностные УУД:
способность решения
моральных дилем;
Регулятивные УУД:
основы саморегуляции
эмоциональных
состояний.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных задач,
-владеть устной речью.
-строить
монологические
контекстные
высказывания;
- формулировать
собственное мнение,
- аргументировать свою
точку зрения и позицию.
Этап
мероп
рияти
я
Врем
я,
мин.
Деятельность
воспитателя
Деятельность кадет
Формируемые УУД
Рефлек
сия
10
Воспитатель
предлагает работу в
группах. Проводит
блиц-опрос.
Подводит итоги.
Пожелания кадетам.
Отвечают на вопросы
блиц-опроса,
обмениваются
несходными
убеждениями,
расспрашивают об
отличных от их
собственных точках
зрения. Кадеты делятся
впечатлениями о
мероприятии,
высказывают мнение о
важности темы.
Коммуникативные УУД:
- научиться основам
коммуникативной
рефлексии,
- вступать в диалог,
участвовать в
обсуждении.
Личностные УУД: -
умение строить
жизненные планы с
учетом конкретных
социально-исторических
и экономических
условий.
Ход мероприятия. Приветствие участников и зрителей мероприятия. Участники и
зрители рассматривают семейные альбомы. Звучит инструментальная музыка Поля Мориа,
Френсиса Гойи.
Слайд №1
Основной этап. Целеполагание. Указом президента Российской Федерации от 1 июня
2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен
безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной
семейной политики.
На слайде № 2
«Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.»
И. Резник
Воспитатель: А как вы понимаете слово «семья»?
Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Воспитатель: Семья похожа на маленькую вселенную, она полна загадок. Многие
семейные загадки человечество решает до сих пор. Наш сегодняшний разговор действительно о
семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от
рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как
личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы
поведения.
Слайд № 3 (на слайде вопросы)
Почему именно этот человек становится спутником жизни?
Почему пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться?
Почему приходит и уходит любовь - чувство, которое считается началом семейной
жизни? Почему это чувство так необходимо в семье?
Ответы кадет.
Воспитатель: Семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и
будут радоваться твоим успехам больше всех на свете, среди них мы найдем сочувствие,
теплоту, взаимопонимание, добрый совет. Каждая семья - уникальное объединение людей
разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть
желание жить в благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и
взрослых.
Приобретение новых знаний.
Воспитатель: Семья - священный союз людей, раньше браки заключались в церкви.
Считается, что у семьи есть небесные, святые покровители. В православии олицетворением
супружеской любви и верности, покровителями семейного благополучия стали святые Петр и
Феврония.
Презентация «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Кадеты представляют историю святых Петра и Февронии.
Кадет 1: Князь Петр был сыном Муромского князя Юрия Владимировича. За несколько
лет до княжения он заболел проказой, и во сне ему было открыто, что излечить его сможет
только дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни в Рязанской земле. Феврония была
красива, благочестива и добра, к тому же умела лечить недуги с помощью трав. Она спасла
князя, и он должен был женится на исцелительнице. Но слово свое не сдержал. Тогда болезнь
снова вернулась. Февронья снова пришла на помощь. Князь полюбил Февронью и женился на
ней.
Унаследовав княжение, Петр вынужден был отказаться от власти, когда узнал, что бояре
хотят разлучить его с любимой женой. Петр и Феврония удалились вместе в изгнание. Но
вскоре в Муроме началась смута, и бояре, опомнившись, решили звать князя Петра обратно.
После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах
приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали
похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Кадет 2: Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час - 8 июля
(по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в
разных обителях в разных гробах. Но произошло чудо: уже на следующий день они оказались
вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к
лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
8 июля у православных верующих принято молиться Петру и Февронии, которые
считаются покровителями семейного благополучия. В своих молитвах молодые люди просят
Бога об искренней любви, а люди постарше - о семейном согласии.
Осмысление.
Воспитатель: Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками,
укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Человек рождается на свет, растёт, задумывается: « Кто я? Откуда корни моего рода?» Кадет
Фадеев Иван знает историю своего рода.
Презентация Фадеева Ивана «История моего рода»
Воспитатель: Человек рождается, получает имя. Существует традиция называть детей в
честь кого–то из членов семьи.
Кадеты, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.
Воспитатель: Издавна в русских семьях была традиция узнавать о своих предках,
составлять свою родословную, древо рода. Незнание своих предков прежде приравнивалось к
отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не
только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д.
Схема «Семейного древа» воспитателя Позняк И.Н.
Воспитатель: Пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто
хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Кадеты рассказывают о своих близких.
Воспитатель:
На Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом
деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных,
строителей, артистов, учителей…
Кадеты рассказывают о династиях в своих семьях.
Слайд № 4, 5, 6
Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного
времени.
Кадеты рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
Воспитатель: Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в
наших семьях.
Слайд № 7, 8, 9
Воспитатель: Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию,
традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье
есть такие альбомы.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда
люди были вынуждены покидать свои дома, надолго оставлять близких, брали с собой только
самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Звучит запись песни Э. Пьехи «Семейный альбом». Кадеты рассматривают семейные
альбомы. Задают друг другу вопросы.
Воспитатель: Вы станете взрослыми, будете создавать свои семьи.
Есть качества, черты характера, которые считаются присущими хорошей жене и
хорошему мужу. Выделите те качества, которые имеют нравственную ценность для вас.
Присвойте каждой из характеристик порядковый номер по степени значимого для вас. Самая
значимая характеристика получает (1) порядковый номер и т. д. Одна группа будет
анализировать качества хорошей жены, а вторая – мужа.
Слайд 13
Кадеты в группах обсуждают степень значимости личных качества мужа и жены
для семейной жизни, приходят к общему мнению.
Жены Мужа
Работящая Щедрый
Послушная Добрый
Скромная Умный
Любящая Ласковый
Весёлая Сильный
Заботливая мать Любящий
Умеющая вкусно готовить Верный
Уважающая родителей мужа Работящий
Преданная Заботливый отец
Умная Весёлый
Красивая Трезвенник
Ласковая Спортивный
Выявить три наиболее часто встречающиеся характеристики, обсудить их.
Этап рефлексии.
Воспитатель: Семья и дом – эти понятия взаимосвязаны.
Слайд № 14, 15, 16
Кадет читает стихотворение Е. Куменко «Дом».
Текла река, плыли куда-то облака.
Шёл человек, была дорога нелегка.
А человек мечтал о том, что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме одном.
Дом, как известно всем давно, это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом -это не дом.
Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь
Радостным, добрым, нежным и злым, еле живым…
Дом – это там, где нас поймут, там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –это твой дом.
Вопросы
кадетам:
В каком доме вы хотели бы жить?
Как сохранить тепло дома?
Какая семья считается счастливой?
Главное в доме – атмосфера, его особый уклад отношений, умение помогать друг другу,
утешать и радоваться.
Звучит песня Л. Долиной «Погода в доме»
«Рецепт семейного счастья»
Слайд 17
«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти
щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры.
Всё очень хорошо перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на
своём пути».
Кадет: Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Кадет: Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Воспитатель: А теперь мы проведем блиц-опрос:
Слайд № 18
Мои отношения с родителями станут лучше, если...
Моих родителей можно перевоспитать, для чего...
Я больше не буду ссориться с родителями из-за...
Нельзя допускать в отношениях с родителями...
Родители никогда не должны...
Идеальными родителями я считаю…
Воспитатель: Вы слышали выражение «Мой дом - моя крепость». У каждого человека
должен быть дом, и не просто крыша над головой. ДОМ - МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ,
ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ
ТЕПЛО И УЮТНО.
Слайд № 19