Напоминание

«Дружба и товарищество – основа кадетского братства»


Автор: Бабкина Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Кронштадтский морской кадетский военный корпус МО РФ"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, Кронштадт
Наименование материала: Сценарий мероприятия
Тема: «Дружба и товарищество – основа кадетского братства»
Дата публикации: 09.06.2020
Раздел: полное образование





Назад




Уровень образовательного учреждения: КМКВК

Внеклассное мероприятие: «Дружба и товарищество – основа кадетского братства»

Цель:

Способствовать

формированию

гражданского

самосознания

чере з

преемственность поколений, создание условий для закрепления этических и нравственных

норм.

Задачи:

- способствовать развитию коммуникативных, творческих и дискуссионных навыков;

- создавать условия для формирования исторического самосознания.

- способствовать сплочению коллектива взвода;

- раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества.

Технология: технология критического мышления

Используемые методы: беседа, рассказ, дискусcия, анкетирование.

Форма работы: работа в группах, индивидуадьная работа.

Межпредметные

связи:

1.

История

личность

великого

князя

К.

Романова.

2.

Литература – знакомство с литературным наследием К. Романова. 3. Информатика – создание

презентации Power Point. 4. Музыка – творчество В. Высоцкого.

Подготовительная работа: подбор литературы, задания по группам, консультации со

специалистами, поиск музыкального сопровождения, создание презентации в Power Рoint.

Оборудование:

компьютер,

интерактивная

доска

с

программным

обеспечением Star

Board, толковые словари.

Ход классного часа

Основной этап. Целеполагание.

Воспитатель: Рада

видеть

вас

на

нашем

классном

часе.

Поиск

друга

-

самая

примечательная пора юности. В ранней юности появляется потребность утвердить себя, быть

самостоятельным, глубже познать себя, других людей, определить свое будущее. Поэтому особо

важными

для

юности

становится

дружба

и

товарищество.

Это

школа

обмена

мнениями,

обсуждения смысла жизни и планов на будущее, выработки взглядов и убеждений

Звучит песня «О друге» В. Высоцкого.

Слайд № 1

Воспитатель: Продолжите предложение: «Друг – это тот, кто…» (Кадеты высказывают

свое мнение, каким должен быть друг).

Воспитатель: Из услышанного в песне, да и вообще из жизни, мы знаем, что дружба

познается в беде. Однако, дружба познается и в радости. Если человек искренне рад вашей

удаче, если он счастлив, когда счастливы вы - значит этот человек ваш настоящий друг. Как же

определить: кто тебе друг? Для этого существуют нравственные законы, суть которых – не

причинять зла, вреда ни себе, ни другим.

Работа в группах. Воспитатель раздает группам карточки с описанием ситуации.

Задание:

1.Рассмотрите проблемные ситуации.

2.Обозначьте свою позицию в данной ситуации.

3.Оцените и проанализируйте данную ситуацию с точки зрения своей нравственной

позиции.

(Все ситуации выдуманные)

I группа. Ситуация 1. Во взводе происходит ЧП: кто-то разбивает стекло на камбузе, где

вы обедаете. Воспитатели ставят условие: если виновный признается в своем проступке, то

увольнение для вашего взвода состоится, если не признается, то весь взвод будет наказан. Один

из вас знает виновного, но вы близкие друзья. Ваши действия.

Анализ ситуации.

II

группа.

Ситуация

2.

Воспитатель

приказал

старшине

взвода

составить

список

нарушителей дисциплины на уроке литературы. Как поступить старшине?

Анализ ситуации.

III

группа.

Ситуация

3.

Ваш

одноклассник

решил

устроить

праздник

для

своих

товарищей – пригласить на свой день рождения в кафе. Для него было очень важно, чтобы это

мероприятие удалось, иначе среди товарищей он прослывет, как хвастун и лгун. День рождения

приближался, но средств на его проведение не было. И тогда кадет решается на отчаянный

поступок: прячет сотовый телефон. Он устраивает для своих друзей праздник. Обещание он

свое сдержал, и никто не посмеет теперь назвать лгуном и хвастуном. Можно назвать поступок

кадета честным?

Анализ ситуации.

IV

группа.

Ситуация:

в

училище

ЧП:

пропал

журнал

11

класса.

Вскоре

нашелся

виновник пропажи. Это был кадет 5-го класса. Только при более тщательном расследовании

удалось установить, что истинный виновник ЧП – кадет 11 класса, который таким образом

хотел решить свои проблемы с учебой. А обучающегося 5-го класса он убедил взять вину на

себя. Проанализируйте ситуацию и дайте свою оценку.

Приобретение новых знаний

Воспитатель:

В

ходе

человеческих

взаимоотношений

выработался

так

называемый

«Кодекс дружбы». Трое кадет собрали материал по этой теме и познакомят вас с этими

правилами.

Презентация «Кодекс дружбы»

Каждый из кадет зачитывает пункт из «Кодекса дружбы»

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

-Делись своими успехами, неудачами и новостями.

-Умей слушать.

-Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

-Доверяй другу и будь уверенным в нем.

-Сохраняй тайны своего друга.

-Не критикуй друга публично.

-Не будь назойливым и не поучай.

-Не обсуждай друга в его отсутствие.

-Не ревнуй друга к другим его друзьям.

-Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

-Возвращай долги.

-Радуйся успехам своего друга

Воспитатель: Нравственность – совокупность реальных отношений, которые возникают

между людьми, согласно общепринятым нормам, оцениваемые с позиции добра и зла). Поэтому

и возникли в человеческой жизни заповеди, охраняющие его душу от зла. Великий Князь

Романов Константин Константинович разработал «Заповеди товарищества». Группа нахимовцев

подготовили презентацию о князе Константине и созданным им «Заповедях»

Презентация «Великий Князь Романов Константин Константинович»

Кадет1: В 1913 г. Главный начальник военно-учебных заведений России Великий Князь

Романов Константин Константинович разослал по кадетским корпусам и военным училищам,

созданные им «Заповеди товарищества». «Заповеди» Великого Князя с восторгом были приняты

и воспитателями, и кадетами, потому что товарищество было в основе всех кадетских традиций.

Неслучайно,

Великий

Князь

Константин,

человек

глубоко

верующий,

разработанные

им

правила основывал по примеру библейских заповедей. Они являются нравственным ориентиром

формирования тех качеств личности кадета, которые необходимы для верного и преданного

служению Отечеству.

Кадет2: Великий Князь Константин Константинович, с 1900 года Главный инспектор

военно-учебных заведений позаботился о создании в корпусах условий, в которых мальчик,

подросток,

юноша

мог

бы

взять

образцы

Доблести,

Добра

и

Красоты

из

повседневной

корпусной жизни. Новый дух, внесенный в воспитание военного юношества незабвенным

Великим Князем, сделал свое дело: во время революции и в течение гражданской войны

кадетская семья без колебаний честно исполнила своей долг в рядах Белых армий. В 1913 году

Великий Князь разослал по кадетским корпусам и военным училищам сформулированные им

«Заповеди товарищества». Вот они:

Кадеты по очереди зачитывают заповеди.

1.

Товариществом

называются

добрые

взаимные

отношения

вместе

живущих

или

работающих, основанные на доверии и самопожертвовании.

2. Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью.

3. На службе дружба желательна, товарищество обязательно.

4. Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества.

5. Долг товарищества преклоняется перед долгом службы.

6. Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным.

7. Подчиненность не исключает взаимного товарищества.

8. Подвод товарища под ответственность за свои поступки - измена товариществу.

9. Товарищество прав собственности не уменьшает.

10. Отношения товарищей должны выражать их взаимное уважение.

11. Честь товарищей нераздельна.

12. Оскорбление своего товарища - оскорбление товарищества.

Воспитатель: «Заповеди»

были

с

энтузиазмом

восприняты

воспитателями

и

воспитанниками.

Задание: Найдите значения слов «дружба», «заповедь» и «товарищество». Работа со

словарями.

Слайд № 2

Кадет3: Заповедь – правило, положение, служащие руководством, указанием для кого-

нибудь (Ожегов С.И.)

Слайд № 3

Кадет4: Заповедь – это духовное завещание одного поколения другому.

Слайд № 4

Кадет5:

Товарищество – близость, основанная на общности взглядов, условий жизни,

деятельности. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания и уважения друг

к другу.

Воспитатель: Товарищество отвергает неуважение друг к другу, эгоизм, высокомерие,

доносительство.

Там,

где

в

коллективе

есть

товарищество,

не

может

быть

унижения

человеческого достоинства, господства сильного над слабым. «Дедовщина» развивается там, где

нет

товарищества.

Все

кадетские

традиции

основаны

на

чувстве

товарищества,

которое

вырабатывается в кадетских корпусах с детских лет и не притупляется в течение всей жизни.

Очень

метко

наш

народ

выразил

сущность

товарищества

и

дружбы

в

пословицах,

поговорках. Кадеты собрали поговорки о воинской дружбе и подготовили слайды.

Презентация «Военные поговорки»

«Дружба да братство дороже любого богатства»;

«Один за всех, и все за одного»;

«Нет службы без дружбы»;

«Дружба службе помогает»;

«Чем крепче дружба, тем легче (лучше) служба»;

«Солдат солдату друг и брат»;

«Сила воина крепкой дружбой удвоена»

Осмысление.

Воспитатель. Товарищество сильно желанием и умением увидеть и подчеркнуть в

человеке все ценное, доброе. Хорошее. Основной смысл товарищества - во взаимопомощи.

Товарищество

-

благородное

чувство,

большая

ценность.

Оно

надежный

фундамент

для

подлинной дружбы.

Задание

группам

подготовиться

к

дискуссии

по

проблемным

ситуациям

по

следующим заповедям:

1.Подчиненность не исключает взаимного товарищества.

2.Товарищество прав собственности не уменьшает.

3.Честь товарищей нераздельна.

4.Отношение товарищей должны выражать их взаимное уважение.

Воспитатель: Можно ли считать заповеди, написанные 100 лет назад, актуальными для

современных кадет и нахимовцев?

Аргументируйте свой ответ. (Ответы кадет)

Воспитатель: Возникнув

в

силу

практической

необходимости,

чувство

дружбы

постепенно превратилось в одну из благородных потребностей человека. Именно дружеские

отношения помогают людям объединяться, побеждать, развивать культуру. Однако дружба не

возникает стихийно. Этим отношениям тоже нужно учиться. Большое начинается с малого.

Жизнь

постоянно

ставит

нас

перед

нравственным

выбором:

дома,

в

стенах

корпуса,

в

общественных местах и т.д. Можно спрятаться за чью-то спину, а можно, даже в ущерб себе

поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, лесть, малодушие,

оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идем на сделки со своей совестью, роняем свое

достоинство, разрушая себя.

Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе.

Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Без друзей человек не может быть

счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком.

Заступиться

за

слабого,

помочь

старику,

уступить

место

пожилому

человеку

-

все

это

проявления

порядочности.

Лишь

у

порядочного

человека

могут

быть

настоящие,

верные,

надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Этап рефлексиии.

Сейчас проведем самооценку потребности в общении и дружбе. Для этого вы заполните

анкету. Если вы согласны с утверждением: «Это ко мне относится», то рядом с номером

утверждения напишите «да», если нет, то пишите «нет». Отвечайте быстро, дайте первый ответ,

который

придет

вам

в

голову.

Отвечайте

по

порядку

и

обязательно

на

каждый

вопрос.

Возможно,

некоторые

высказывания

будет

трудно

отнести

к

самому

себе.

Если

хотите

правильно оценить себя - будьте искренни. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов не

бывает — есть ответы искренние или надуманные.

Анкета

Воспитатель раздает анкеты, и кадеты отвечают на вопросы.

1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различных мероприятиях.

2. Если мне чего-то не хочется, но этого хотят мои товарищи, то я могу подавить свои

желания.

3. Мне нравится показывать кому-то, что он мне симпатичен и приятен.

4. Для меня важнее дружба, чем мой авторитет среди товарищей.

5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше обязанностей, чем прав.

6. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня улучшается настроение.

7. Чтобы быть довольным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.

8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по взводу.

9. Мои друзья мне основательно надоели.

10. Когда я занят важным делом, присутствие людей меня раздражает.

11. Если нет другого выхода и надо отвечать, я говорю лишь ту долю правды, которая, по

моему мнению, не повредит моим друзьям.

12. В трудных случаях я думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.

13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.

14. Мне приятно помогать другим, даже если это приносит мне большие трудности.

15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он ошибается.

16. Мне больше нравятся рассказы о дружбе и любви, чем приключенческие рассказы.

17. Мне неприятны в кино сцены жестокого отношения людей друг к другу.

18. Когда я один, я испытываю беспокойство и тревогу в большей степени, чем когда я

нахожусь среди людей.

19. Я считаю, что основной радостью является общение.

20. Мне жалко бездомных собак и кошек

21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато верных и близких.

22. Я люблю бывать среди людей.

23. Я долго переживаю ссору с товарищем.

24. У меня, конечно, больше друзей, чем у многих других людей.

25. Я стремлюсь к достижению успеха в каком-либо деле, а не к дружбе.

26. Я больше доверяю личному мнению и о человеке, чем мнению о них других людей.

27. Для меня важно завоевать высокий авторитет.

28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

29. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.

30. Меня ценят окружающие люди.

31. Ради друга я могу пожертвовать собственными интересами.

32. В детстве я входил в компанию, которая держалась вместе.

33. Если бы я был журналистом, то с удовольствием бы писал о силе дружбы.

Далее кадеты подсчитывают итоговый балл анкеты:

--Ответ «Да» оценивается одним баллом

Все полученные баллы суммируются в общий результат, чем выше балл, тем выше

уровень потребности в общении.

Низкий уровень: 3 — 20 баллов.

Средний уровень: 21-23 балла.

Высокий уровень: 24-33 балла.

Воспитатель: Сформулируйте, кто по вашему пониманию «друг», а кто «товарищ»?

Ответы: Друг - человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем

положиться.

Товарищ — человек, близкий по роду деятельности, занятий, по условиям жизни.

Слайд № 5

Кадет5: Великий князь К. Романов написал замечательное стихотворенье. Оно актуально

было в царской России и соответствует нашему времени.

Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая

Родство с великой воинской семьей,

Гордишься ей принадлежать душой.

Ты не один – орлиная вы стая.

Настанет день и, крылья расправляя,

Счастливые пожертвовать собой,

Вы ринитесь отважно в смертный бой…

Завидна смерть за честь родного края!

Но подвиги и славные дела

Свершать лишь тем, в ком доблесть расцвела.

Ей нужны труд, и знанья, и усилья.

Чтоб мог и ты, святым огнем горя,

Стать головой за Русь и за Царя,

Пускай твои растут и крепнут крылья!

Литература:

1.Йордан А.Б. Честь родного погона. М., 2003 г.

2.Исаков Е.П. Военная быль: О доблести, добре и красоте. М., 2000 г.

3.Исаков Е.П. К завещанной доблести. М., 2002 г.

4.Классный руководитель, № 8. 2008 г.

5.Классный руководитель, №1. 2007 г.

6.Классный руководитель, № 2. 2004 г.

7.Воспитание школьников, №1. 1998 г.

8.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М, 1987 г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика