Автор: Фалеева Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лицей №9
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основные правила орфографии"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4 классе
Учитель: Фалеева Любовь Владимировна
Место проведения: Лицей №9 каб.2-8
Уровень: школьный уровень
Тема урока: Основные правила орфографии.
Тип урока: Комбинированный урок.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цели: Дать понятие орфографии; выработать навык нахождения орфограмм в словах и применения алгоритма их проверки.
Развивать наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: учащиеся узнают понятие «орфография», научаться находить орфограммы в словах, подбирать проверочные
слова, получат возможность научиться аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, делать выводы, сравнивать, понимать причины
успеха (неуспеха) учебной деятельности, умение включаться в обсуждение проблем поискового характера.
Оборудование: электронное приложение к учебнику «Русский язык» 4 класс, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь, карточки,
сигнальная лента «Светофор».
УУД
Регулятивные:
1.
Волевая саморегуляция
2.
Постановка учебной задачи
3.
Целеполагание
4.
Контроль
5.
Оценка
Познавательные:
1.
постановка и решение проблем
2.
поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения
объектов
3.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
4.
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
5.
построение логической цепочки,
6.
структурирование знаний,
7.
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
1.
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к дружбе.
2.
развитие познавательных интересов, способность связывать успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
3.
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
4.
формирование установки на здоровый образ жизни.
5.
развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Коммуникативные:
1. умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
2. эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.
3. умение договариваться, находить общее решение.
4. умение аргументировать свое мнение, убеждать, умение слушать собеседника.
Этапы урока
Содержание учебного материала
Деятельность учащихся
Формы работы
УУД
I.Организационный
момент
Ну-ка, всё проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Приветствуют учителя,
проверяют свою
готовность к уроку.
Самоконтроль готовности.
-слушай внимательно не
перебивая;
-уважай собеседника;
-приди к единому мнению;
-добивайся успеха.
индивидуальная
Р: 1
Л 1.
К: 2
II.Актуализация
опорных знаний
1.Орфографическая минутка.
На доске записаны слова:
Семья, въехал, бульон, вьёт,
въезжать, вьюга, почтальон, вьюн, съёжился,
объявление, ручьи, Илья, ружьё, Демьян, изъян.
- На какие группы мы можем разделить слова?
- Запишите слова в два столбика в тетрадь.
2. Работа по карточкам.
У каждого учащегося карточка с заданием.
-
Выбери
подходящий
тебе
уровень
и
выполни
задание.
Базовый уровень.
- Выпишите слова, в которых есть и орфограмма
«Твердый знак», и проверяемый безударный гласный в
корне слова.
Под...езд, жил..ё, об..явление, раз..ясненье, певун..я,
об..явление, весел..е, раз..яренный, об..единить,
пред..явить.
Уровень повышенной сложности.
- Спишите, заменяя выделенные слова словами с ъ,
противоположными по значению.
Соединить концы, приезд гостей, выехать из города,
въехать на
гору, причёсанный
мальчик, успокоить
Списывают слова с доски в
тетради, производят
взаимопроверку. Два
ученика работают у доски.
(Предполагаемые ответы:
-Слова можно разделить на
2 группы:
1) слова с разделительным
Ь;
2) слова с разделительным
Ъ.)
Выбирают подходящий
уровень задания,
выполняют, производят
взаимопроверку. Два
ученика работают у доски.
индивидуальная
Р: 2
П:1.
Л: 2
К: 1
медведя. (Разъединить концы, отъезд гостей, въехать в
город,
съехать
с
горы,
взъерошенный
мальчик,
разъярить медведя).
III.Сообщение темы и
цели урока
Организация подводящего диалога. Работа с диском.
На интерактивной доске слова:
жир
мясной
местный
сальто
шипы
корова
- Прочитайте слова.
- Укажите транскрипцию каждого слова.
- Одинаково ли написание одних и тех же слов в обоих
столбиках?
- Чем мы руководствуемся, чтобы писать слова
правильно?
- Что такое орфограммы?
- Какие задачи перед собой поставим?
- Что мы сегодня будем повторять? (Сегодня на уроке
мы вспомним основные правила орфографии).
Записывают слова,
составляют их
транскрипцию. Выявляют
закономерность, что
произносятся и пишутся
слова не всегда одинаково,
обосновывают свой выбор,
формулируют выводы
наблюдений, формулируют
тему урока.
индивидуальная
П: 2,3,4
Р: 3,1
Л: 2
К: 3
IV.
Работа
по
теме
урока
Физминутка. (для
глаз)
1. Работа с диском и интерактивной доской.
Прослушивание сообщения профессора Самоварова.
- Для чего нужна система правил?
- Как вы понимаете слово «единообразие»?
- Придумайте сказку о волшебнице-орфографии.
- Какие правила орфографии вы знаете?
-
Приведите
примеры
на
каждую
орфограмму
и
назовите способ проверки.
Работают с интерактивной
доской, в парах составляют
сказки, выявляют
закономерность,
анализируют,
формулируют выводы
наблюдений.
коллективная
П: 5,6,7
Л: 2
Р: 1,4
К: 4
2.Применение
полученных
знаний.
Работа
с
учебником и интерактивной доской.
С.46 упр.65. Определить, каким правилам подчиняется
написание выделенных букв в каждой группе слов.
Подобрать проверочные слова, где это возможно.
-
К словам с какими орфограммами не смогли
подобрать проверочные слова? Почему?
-
Как узнать правописание этих слов?
- Давайте послушаем профессора Самовара о
правописании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-
ЩУ.
- Что интересного вы узнали из сообщения?
Записывают слова с
изученными
орфограммами,
обосновывают выбор
написания, анализируют,
формулируют выводы
наблюдений.
Индивидуальна
я
коллективаня
П: 5,2
Р: 1,5
Л: 3
V.Физкультминутка
Хомка , хомка , хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает
Щечки моет, ушки трет.
Повторяют слова и
движения.
Коллективная,
групповая,
индивидуальная
Р: 1
Л: 4
К: 2,3
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку
Раз,
два,
три,
четыре
пять
–
хомка
сильным
хочет
стать.
VI.Закрепление
изученного материала
-Теперь мы будем работать в рабочей тетради.
1. С.29, у. 40.Вставить пропущенные буквы, объяснить
их написание, указать номера строк, где во всех словах
пропущена одна и та же буква.
2. С.29, у. 41. Подобрать к словам с непроизносимыми
согласными проверочные слова.
Самостоятельная работа,
производят по ответам в
конце тетради работу
соседа поп парте,
самооценка с помощью
сигнальной ленты
«Светофор».
Самостоятельная работа,
производят самопроверку,
один человек объясняет
выбор, самооценка с
помощью сигнальной
ленты «Светофор».
Индивидуальна
я
групповая
П: 6,7
Р: 1,5
Л: 2
К: 3,4
VII.Итог урока
- С каким понятием познакомились?
- Что обозначает словосочетание «единообразное
написание»?
- Какие правила орфографии повторили?
- Как не ошибиться в написании слов?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Кого из ребят вы можете сегодня похвалить?
Проговаривают тему,
правила орфографии,
анализируют усвоение
материала (что получилось
и что не получилось,
почему?).
коллективная
П: 4,6
Р: 1,5
Л: 5
К: 3,4
VIII.Домашнее
задание
С.47-48, у. 68. Составить текст диктанта на любой вид
из 9 известных орфограмм.
Записывают в дневник.
дифференциров
анный
Р: 1