Автор: Гусманов Ильсур Глусович
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад №70 "
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Социально коммуникативное развитие дошкольников
Тема: Метод песочной терапии как технология позитивной социализации детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Цель каждого педагога– не только дать ребенку необходимые знания, но и
научить его общаться со сверстниками, понимать социальные и этические
нормы, войти в социальную среду. Для этого существует множество методик
игровой деятельности с детьми. Одна из них – песочная терапия.
Индивидуальная работа за песочным столом помогает воспитателю познать
картину мира, которую видит ребенок, обратить внимание на тревожные
моменты. Он вовремя сможет подсказать малышу решение в какой-либо
ситуации, рассказать о методах ее преодоления. Воспитатель сможет в
игровой форме дать ребенку модели поведения в обществе, показать
основные ориентиры, социальные и нравственные. Командная работа
детей с песочным столом дает возможность педагогу вовремя распознавать
конфликты между ними, помочь их решить в игровой форме, научить
взаимодействовать и согласовывать свои действия.
Возьмем, к примеру, распространенную ситуацию. Практически в каждой
группе есть «проблемный» ребенок – он дерется, капризничает, не слушает
ни воспитателя, ни родителей, конфликтует с детьми. Малыш воспринимает
мир негативно, все воспитательные меры и попытки пойти на контакт
встречаются в штыки. Чем больше усиливается натиск со стороны взрослых
– тем большее отторжение это вызывает. Чаще всего, ребенок просто не
знает, как поступить в той или иной ситуации, и не имеет четкого алгоритма
поведения. И поэтому, потерявшись, отвечает единственной возможной для
него реакцией – агрессией. Необходим мягкий и осторожный подход к
решению этой проблемы. Как раз здесь и пригождается песочная терапия.
Сама по себе игра с песком для малыша привычна. Мягкий, струящийся
материал убирает стресс и помогает ему расслабиться. Педагогу не
приходится «давить» на ребенка, пытаясь найти первопричину его
поведения. Он сам в процессе рисования заостряет внимание на том, что
его волнует – такова работа подсознания. Моделируя ситуацию на песочном
столе, опытный психолог или педагог смогут мягко направить ребенка в
сторону правильного решения конфликта, дать «точку опоры». Увидев
положительное решение своей проблемы в игре, малыш переносит
накопленный опыт уже в реальную жизнь.
Аналогично происходит решение конфликтов и в групповой работе. Обычно
дети задирают друг друга, не понимая, как правильно себя вести, не умея
договариваться и строить межличностные отношения. Совместная задача
вынуждает их договариваться во время игры, идти на уступки. Отлично
заметны становятся и всевозможные конфликты между ребятишками.
Раскрыть их поможет нарисованная сказка с взаимодействующими
персонажами. Педагог в нужный момент подсказывает, как они должны себя
вести, и эта модель отношений успешно переносится детьми в общение уже
друг с другом.
Начинать групповую работу с детьми стоит с простейших заданий –
сравнить размеры отпечатков на песке, совместно нарисовать дождик,
поляну с цветами, украсить стол узорами. Далее можно переходить к
народным сказкам, не сложным историям, распределив между ребятами
роли. В старшем возрасте дети уже способны сами придумать историю, и
даже показать их перед всей группой.
В песочной терапии заложен огромный потенциал для работы с детьми в
детском саду