Автор: Лиджиева Саглара Витальевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ "Промысловская ООШ"
Населённый пункт: Астраханская область, Лиманский район
Наименование материала: научная статья
Тема: Особенности социально-коммуникативных навыков школьников в условиях цифровизации
Раздел: среднее образование
«Особенности социально-коммуникативных навыков школьников в
условиях цифровизации»
В современный век информации человек начинает свое знакомство с
такими
устройствами
как
компьютер,
планшет,
смартфон
уже
в
раннем
детстве. Большой
интерес
вызывает
вопрос,
в
какой
степени
цифровые
технологии
оказывают
влияние
на
развитие
социально-коммуникативных
навыков детей. Эксперты считают, что компьютер становится не средством
получения информации, а источником сенсорных впечатлений, потребление
которых превращается в самостоятельный род занятий. Компьютерный экран
все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную
деятельность, игру, общение с близкими взрослыми.
В литературе представлены диаметрально противоположные мнения по
поводу роли цифровых технологий в развитии социально-коммуникативных
навыков ребенка-дошкольника: одни исследователи видят риски, другие –
акцентируют
внимание
на
новых
возможностях,
которые
открываются
благодаря
ранней
цифровой
активности
детей.
Данное
противоречие
определяет
проблему
исследования
и
обосновывает
актуальность
темы
выпускной квалификационной работы.
Цель
исследования
–
в ы я в и т ь рост
о с о б е н н о с т и социально-
коммуникативных навыков школьников в условиях цифровизации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
проанализировать условия и специфику формирования социально-
коммуникативных навыков у детей;
проследить
последствия
влияние
цифровой
среды
на
развитие
социально-коммуникативных навыков школьников;
э м п и р и ч е с к и м
п у т е м
в ы я в и т ь
о с о б е н н о с т и социально-
коммуникативных
навыков
школьников,
обусловленные
использованием
цифровых технологий и гаджетов;
разработать
методические
рекомендации
по
развитию социально-
коммуникативных навыков школьников в условиях цифровизации.
Для решения поставленных задач был использован комплексный метод
исследования,
который
включал
в
себя:
теоретический
анализ
научной
литературы
по
теме
исследования;
эмпирические
методы
и
методики:
наблюдение
и
беседа
с
родителями
школьников
(методика
«Карта
наблюдения
для
родителей»),
наблюдение
и
экспертное
оценивание
воспитателями, работающими в группе, и педагогом-психологом проявлений
обследуемых
качеств
у
школьников
(опросник
«Характер
проявлений
эмпатических
реакций
и
поведения
у
детей»
А.
М.
Щетининой;
«Карта
наблюдений
за
проявлениями
коммуникативных
способностей
у
школьников» А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой; проективная методика
«Неоконченные рассказы» (в модификации Т. П. Гавриловой); диагностика
способностей детей к партнерскому диалогу; методика «Лесенка» В. Г. Щур,
а также методы статистической обработки данных (критерий Пирсона и U-
критерий Манна-Уитни).
Перейдем к результатам исследования. Результаты методики «Характер
проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» представлены на
рисунке.
Исследование
показало,
что
в
группе
детей
с
предпочтением
неролевых игр преобладает эгоцентрический тип эмпатии (61,5%). 27,2%
испытуемых с предпочтением ролевых игр так же имеют эгоцентрический
тип
эмпатии.
Немного
большее
количество
детей
из
этой
группы
демонстрируют
гуманистический
тип
эмпатии
–
36,4%.
Они
проявляют
интерес
к
состоянию
другого,
ярко
и
эмоционально
на
него
реагируют,
активно включаются в ситуацию, пытаются помочь, даже если потом не будет
похвалы от взрослого. Из детей с предпочтением неролевых игр к этому типу
относятся всего 7,7%. Смешанный тип эмпатии, который в зависимости от
ситуации
проявляется
как
гуманистический,
или
как
эгоцентрический,
проявляется у 30,8% испытуемых в группе детей с предпочтением неролевых
игр и 36,4% в группе детей с предпочтением ролевых игр. В целом, следует
отметить, что, несмотря на разные типы проявления эмпатии, у обеих групп
наблюдается низкий уровень её проявления.
Результаты
методики
«Неоконченные
рассказы»
представлены
на
рисунке.
По
результатам
видим,
что
в
группе
детей
с
предпочтением
неролевых игр преобладает эгоцентрический тип эмпатии (69,2%). А в другой
группе преобладает гуманистический тип эмпатии (54,5%). Однако заметим,
что
в
группе
детей
с
предпочтением
ролевых
игр
гуманистический
и
эгоцентрический
тип
эмпатии
проявляется
примерно
в
равных
(54,5%
и
45,5% соответственно), когда в первой группе разница заметнее: 69,2% -
эгоцентрический тип эмпатии и 30,8% - гуманистический тип эмпатии.
Результаты методики «Способность детей к партнерскому диалогу»
представлены на рисунке.
Высокий уровень способности к партнёрскому диалогу обнаружился у
27,3% испытуемых в группе детей с предпочтением ролевых игр и у 15,3%
испытуемых в группе детей с предпочтением неролевых игр. При высоком
уровне способности к партнёрскому диалогу ребенок спокойно, терпеливо
слушает партнера, легко с ним договаривается и адекватно эмоционально
пристраивается.
На среднем уровне способности к партнёрскому диалогу находятся
54,5% испытуемых в группе детей с предпочтением ролевых игр и 38,5%
испытуемых
в
группе
детей
с
предпочтением
неролевых
игр.
Средний
уровень может характеризоваться рядом вариантов: а) ребенок умеет слушать
и
договариваться,
но
не
обнаруживает
способности
эмоционально
пристраиваться к партнеру; б) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет
недостаточно
терпения
при
слушании
партнера,
не
вполне
адекватно
понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним.
Низкий
уровень
заметно
преобладает
у
детей
в
группе
с
предпочтением неролевых игр – 46,2%. А в другой группе этот показатель
составил
18,2%.
На
этом
уровне
только
иногда
проявляется
одно
из
вышеуказанных свойств. В основном это способность слушать партнёра.
Результаты
методики
«Карта
наблюдений
за
проявлениями
коммуникативных способностей у дошкольников» представлены на рис.
Очень
высокий
уровень
коммуникативных
с п о с о б н о с т е й
продемонстрировал только один испытуемый – из группы с предпочтением
ролевых
игр,
это
составило
9%.
Высокий
уровень
отмечается
у
7,7%
испытуемых в группе с предпочтением неролевых игр и значительно больше
– 45,5% – в группе с предпочтением ролевых игр. В последней группе такое
же количество испытуемых находятся на среднем уровне. А в группе с
предпочтением неролевых игр это самый большой показатель – 76,9%. И
наконец,
низкий
уровень
обнаружен
только
в
группе
с
предпочтением
неролевых
игр
–
15,4%.
Таким
образом,
уже
в
количественном
анализе
наблюдается значительные расхождения по данному показателю.
Рассмотрим результаты методики «Лесенка».
По
этой
методике
у
обеих
группе
преобладает
высокий
уровень
самооценки, что вполне естественно для детей этого возраста: 53,8% в группе
с предпочтением неролевых игр и 63,6% в группе с предпочтением ролевых
игр. У одного испытуемого в первой группе из названных зафиксирована
низкая
самооценка
(7,7%)
и
примерно
одинаковое
число
испытуемых
продемонстрировали
средний
уровень:
38,5%
в
группе
с
предпочтением
неролевых игр и 36,4% в группе с предпочтением ролевых игр.
•
Расчет U-критерия Манна-Уитни показал, что различия уровня
признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р >0,05).
•
Коэффициент
корреляции
Пирсона
между
с т е п е н ь ю
вовлеченности
в использование
компьютеров
и
цифровых
гаджетов
и
уровнем самооценки равен 0,732. Связь между исследуемыми признаками -
прямая, теснота связи по шкале Чеддока – высокая. Число степеней свободы
(f) составляет 22, t-критерий Стьюдента равен 5.042. Критическое значение t-
критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.074
(t
набл
> t
крит
), зависимость признаков статистически значима (p≈0,0005).
•
Таким образом, можно утверждать, что существует тесная связь
между
вовлеченностью
дошкольников
в использование
компьютеров
и
цифровых гаджетов и уровнем самооценки дошкольников.
•
Из полученных данных мы можем заключить, что выдвинутая
гипотеза о том, что в условиях цифровизации социально-коммуникативные
навыки школьников претерпевают изменения в части проявления эмпатии,
коммуникативных
способностей,
способностей
к
взаимодействию
и
сотрудничеству, а также в самооценке, подтвердилась частично.
•
Проведенное
эмпирическое
исследование
дало
основание
для
разработки
ряда
методических
рекомендаций
для
развития
у
детей
социально-коммуникативных навыков.