Напоминание

Особенности социально-коммуникативных навыков школьников в условиях цифровизации


Автор: Лиджиева Саглара Витальевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ "Промысловская ООШ"
Населённый пункт: Астраханская область, Лиманский район
Наименование материала: научная статья
Тема: Особенности социально-коммуникативных навыков школьников в условиях цифровизации
Дата публикации: 21.06.2020
Раздел: среднее образование





Назад




«Особенности социально-коммуникативных навыков школьников в

условиях цифровизации»

В современный век информации человек начинает свое знакомство с

такими

устройствами

как

компьютер,

планшет,

смартфон

уже

в

раннем

детстве. Большой

интерес

вызывает

вопрос,

в

какой

степени

цифровые

технологии

оказывают

влияние

на

развитие

социально-коммуникативных

навыков детей. Эксперты считают, что компьютер становится не средством

получения информации, а источником сенсорных впечатлений, потребление

которых превращается в самостоятельный род занятий. Компьютерный экран

все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную

деятельность, игру, общение с близкими взрослыми.

В литературе представлены диаметрально противоположные мнения по

поводу роли цифровых технологий в развитии социально-коммуникативных

навыков ребенка-дошкольника: одни исследователи видят риски, другие –

акцентируют

внимание

на

новых

возможностях,

которые

открываются

благодаря

ранней

цифровой

активности

детей.

Данное

противоречие

определяет

проблему

исследования

и

обосновывает

актуальность

темы

выпускной квалификационной работы.

Цель

исследования

в ы я в и т ь рост

о с о б е н н о с т и социально-

коммуникативных навыков школьников в условиях цифровизации.

В ходе исследования решались следующие задачи:

проанализировать условия и специфику формирования социально-

коммуникативных навыков у детей;

проследить

последствия

влияние

цифровой

среды

на

развитие

социально-коммуникативных навыков школьников;

э м п и р и ч е с к и м

п у т е м

в ы я в и т ь

о с о б е н н о с т и социально-

коммуникативных

навыков

школьников,

обусловленные

использованием

цифровых технологий и гаджетов;

разработать

методические

рекомендации

по

развитию социально-

коммуникативных навыков школьников в условиях цифровизации.

Для решения поставленных задач был использован комплексный метод

исследования,

который

включал

в

себя:

теоретический

анализ

научной

литературы

по

теме

исследования;

эмпирические

методы

и

методики:

наблюдение

и

беседа

с

родителями

школьников

(методика

«Карта

наблюдения

для

родителей»),

наблюдение

и

экспертное

оценивание

воспитателями, работающими в группе, и педагогом-психологом проявлений

обследуемых

качеств

у

школьников

(опросник

«Характер

проявлений

эмпатических

реакций

и

поведения

у

детей»

А.

М.

Щетининой;

«Карта

наблюдений

за

проявлениями

коммуникативных

способностей

у

школьников» А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой; проективная методика

«Неоконченные рассказы» (в модификации Т. П. Гавриловой); диагностика

способностей детей к партнерскому диалогу; методика «Лесенка» В. Г. Щур,

а также методы статистической обработки данных (критерий Пирсона и U-

критерий Манна-Уитни).

Перейдем к результатам исследования. Результаты методики «Характер

проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» представлены на

рисунке.

Исследование

показало,

что

в

группе

детей

с

предпочтением

неролевых игр преобладает эгоцентрический тип эмпатии (61,5%). 27,2%

испытуемых с предпочтением ролевых игр так же имеют эгоцентрический

тип

эмпатии.

Немного

большее

количество

детей

из

этой

группы

демонстрируют

гуманистический

тип

эмпатии

36,4%.

Они

проявляют

интерес

к

состоянию

другого,

ярко

и

эмоционально

на

него

реагируют,

активно включаются в ситуацию, пытаются помочь, даже если потом не будет

похвалы от взрослого. Из детей с предпочтением неролевых игр к этому типу

относятся всего 7,7%. Смешанный тип эмпатии, который в зависимости от

ситуации

проявляется

как

гуманистический,

или

как

эгоцентрический,

проявляется у 30,8% испытуемых в группе детей с предпочтением неролевых

игр и 36,4% в группе детей с предпочтением ролевых игр. В целом, следует

отметить, что, несмотря на разные типы проявления эмпатии, у обеих групп

наблюдается низкий уровень её проявления.

Результаты

методики

«Неоконченные

рассказы»

представлены

на

рисунке.

По

результатам

видим,

что

в

группе

детей

с

предпочтением

неролевых игр преобладает эгоцентрический тип эмпатии (69,2%). А в другой

группе преобладает гуманистический тип эмпатии (54,5%). Однако заметим,

что

в

группе

детей

с

предпочтением

ролевых

игр

гуманистический

и

эгоцентрический

тип

эмпатии

проявляется

примерно

в

равных

(54,5%

и

45,5% соответственно), когда в первой группе разница заметнее: 69,2% -

эгоцентрический тип эмпатии и 30,8% - гуманистический тип эмпатии.

Результаты методики «Способность детей к партнерскому диалогу»

представлены на рисунке.

Высокий уровень способности к партнёрскому диалогу обнаружился у

27,3% испытуемых в группе детей с предпочтением ролевых игр и у 15,3%

испытуемых в группе детей с предпочтением неролевых игр. При высоком

уровне способности к партнёрскому диалогу ребенок спокойно, терпеливо

слушает партнера, легко с ним договаривается и адекватно эмоционально

пристраивается.

На среднем уровне способности к партнёрскому диалогу находятся

54,5% испытуемых в группе детей с предпочтением ролевых игр и 38,5%

испытуемых

в

группе

детей

с

предпочтением

неролевых

игр.

Средний

уровень может характеризоваться рядом вариантов: а) ребенок умеет слушать

и

договариваться,

но

не

обнаруживает

способности

эмоционально

пристраиваться к партнеру; б) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет

недостаточно

терпения

при

слушании

партнера,

не

вполне

адекватно

понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним.

Низкий

уровень

заметно

преобладает

у

детей

в

группе

с

предпочтением неролевых игр – 46,2%. А в другой группе этот показатель

составил

18,2%.

На

этом

уровне

только

иногда

проявляется

одно

из

вышеуказанных свойств. В основном это способность слушать партнёра.

Результаты

методики

«Карта

наблюдений

за

проявлениями

коммуникативных способностей у дошкольников» представлены на рис.

Очень

высокий

уровень

коммуникативных

с п о с о б н о с т е й

продемонстрировал только один испытуемый – из группы с предпочтением

ролевых

игр,

это

составило

9%.

Высокий

уровень

отмечается

у

7,7%

испытуемых в группе с предпочтением неролевых игр и значительно больше

– 45,5% – в группе с предпочтением ролевых игр. В последней группе такое

же количество испытуемых находятся на среднем уровне. А в группе с

предпочтением неролевых игр это самый большой показатель – 76,9%. И

наконец,

низкий

уровень

обнаружен

только

в

группе

с

предпочтением

неролевых

игр

15,4%.

Таким

образом,

уже

в

количественном

анализе

наблюдается значительные расхождения по данному показателю.

Рассмотрим результаты методики «Лесенка».

По

этой

методике

у

обеих

группе

преобладает

высокий

уровень

самооценки, что вполне естественно для детей этого возраста: 53,8% в группе

с предпочтением неролевых игр и 63,6% в группе с предпочтением ролевых

игр. У одного испытуемого в первой группе из названных зафиксирована

низкая

самооценка

(7,7%)

и

примерно

одинаковое

число

испытуемых

продемонстрировали

средний

уровень:

38,5%

в

группе

с

предпочтением

неролевых игр и 36,4% в группе с предпочтением ролевых игр.

Расчет U-критерия Манна-Уитни показал, что различия уровня

признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р >0,05).

Коэффициент

корреляции

Пирсона

между

с т е п е н ь ю

вовлеченности

в использование

компьютеров

и

цифровых

гаджетов

и

уровнем самооценки равен 0,732. Связь между исследуемыми признаками -

прямая, теснота связи по шкале Чеддока – высокая. Число степеней свободы

(f) составляет 22, t-критерий Стьюдента равен 5.042. Критическое значение t-

критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.074

(t

набл

> t

крит

), зависимость признаков статистически значима (p≈0,0005).

Таким образом, можно утверждать, что существует тесная связь

между

вовлеченностью

дошкольников

в использование

компьютеров

и

цифровых гаджетов и уровнем самооценки дошкольников.

Из полученных данных мы можем заключить, что выдвинутая

гипотеза о том, что в условиях цифровизации социально-коммуникативные

навыки школьников претерпевают изменения в части проявления эмпатии,

коммуникативных

способностей,

способностей

к

взаимодействию

и

сотрудничеству, а также в самооценке, подтвердилась частично.

Проведенное

эмпирическое

исследование

дало

основание

для

разработки

ряда

методических

рекомендаций

для

развития

у

детей

социально-коммуникативных навыков.



В раздел образования




Яндекс.Метрика