Авторы: Екатерина Алексеевна Петроченкова, Петроченкова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: лингвистическая игра "Ассорти русского языка"
Раздел: начальное образование
Сценарий лингвистического урока-игры
«АССОРТИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Урок-игра состоит из нескольких туров (в данной игре их 6), в которых участвуют все учащиеся класса
(заранее учитель разбивает класс на небольшие группы )
Оборудование: цветные стикеры, листы бумаги для записи, шариковые ручки, для ведущего – синяя, зелёная,
жёлтая карточки с вопросами; три карточки :ЛИТЕРАТУРА, ГРАММАТИКА,ФРАЗЕОЛОГИЯ;
звоночек-колокольчик; секундомер; оценочные листы для жюри; дипломы участников игры
ХОД ИГРЫ
Учащиеся заходят в зал и рассаживаются на места .(Звучит песня «О русском языке Г.Гладкова)
Ведущий: Сегодня у нас необычный урок, а урок –игра. Назвали мы его «АССОРТИ РУССКОГО
ЯЗЫКА». Название необычное. А что означает слово «ассорти»? Действительно, ребята, мы с
вами поднялись лишь на четвёртую ступеньку в изучении, а впереди ещё целая лестница.
Лестница, по которой вы будете подниматься и совершенствовать свои знания, навыки, узнавать
много нового из такой удивительной науки - филологии.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и
вместителен» - говорил А. Куприн. А К.Паустовский утверждал, что «Нам дан во владение самый
богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Предлагаю сегодня насладиться
таким богатством, как слушание красивой и грамотной речи, проверки своих знаний, обогащение
словарного запаса. Если согласны, то в путь! Удачи всем на игре!
Представление жюри. Объяснение правил урока-игры.
1 тур ГРАММАТИКА
В первом туре участвуют 5 человек. Ведущий задаёт вопросы, отвечать на них надо быстро,
Получая карточку за правильный ответ. Каждая карточка 0,5 баллов (максимально 8 баллов)
Вопросы:
пишется слитно или раздельно:
НЕ ПОДХОДИ,
В САДУ,
ВБЕЖАЛ,
ПОД СТОЛОМ,
ПОДЪЕХАЛ,
НЕ СПЕЛ,
НАШЁЛ,
НА СТУЛЕ,
НАКИНУТЬ,
НАПИСАТЬ
Есть ли удвоенная согласная в слове:
ШОССЕ
РАССКАЗ
ПЕРЕСКАЗ
АЛЛЕЯ
АЛЫЙ
ТРАМВАЙ
2 тур ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Участвуют 6 человек. Получив задание от учителя, группа совещается 30 секунд и отвечает 1
человек от команды.
Ведущий: У нашего языка богатая история. Это история всего народа. Вот и мы сегодня приоткроем
страницы истории русского языка.
Вопросы: 1. Что, согласно фразеологизму, делают «во всю Ивановскую» и почему мы так говорим?
(ответ: кричат; на Ивановской площади в Кремле глашатаи объявляли царские указы громко,
чтобы все слышали)
2. В славянском календаре месяц АВГУСТ называли СЕРПЕНЬ. А почему?
(ответ: от слова «серп» - нож для уборки хлеба, в августе шла уборка хлеба; в укр., польск., чешск.
языках сохранилось название месяца – употребляется)
3. Слово ЖЕРЛО означает –узкое глубокое отверстие. Название какой части человеческого тела
произошло от этого слова?
(ответ: горло)
4. Эти слова произошли от немецкой основы markt – рынок. Первое слово появилось в русском
языке в 17 веке, а второе в конце 20 века. Назовите эти слова.
(ответ: ЯРМАРКА – 17 век, СУПЕРМАРКЕТ – 20 век)
5. В старину путешественники отправлялись искать то, что называлось «ТЕРРА ИНКОГНИТА».
Что же они искали?
(ответ: ТЕРРА –земля, ИНКОГНИТА –неизвестное; путешественники мечтали открыть новые
земли)
6. В старину слово ПРЕЛЕСТЬ имело негативную окраску. Определите исконное значение слова,
используя свои знания о словообразовании (частях слова).
(ответ: ПРЕ – приставка в значении ОЧЕНЬ, ЛЕСТЬ – обман, хитрость, коварство; т.е. слово из
резко отрицательной окраски приобрело положительную окраску)
За каждый правильный ответ – 2 балла (максимально 12 баллов)
3 тур БЛИЦ-ЭРУДИТ – за 30 секунд надо ответить на большее кол-во вопросов.
В этом этапе участвуют 5 человек. Учащиеся могут выбрать вопросы по уровню – сложные, средние,
лёгкие – по цвету карточки. На синей карточке – сложные, на зелёной – средние по сложности, на
жёлтой – лёгкие вопросы. Оцениваться ответы будут разными баллами. С синей карточки – по 3
бала за ответ, с зелёной – по 2 балла, с жёлтой - по 1баллу.
Ведущий: У меня три карточки в руках. Ваше право выбрать одну из них. Задания на карточках по степени
сложности – синяя карточка – сложные вопросы, зелёная – средней сложности, а на жёлтой – более
лёгкие. Но и оцениваться ответы будут разным количеством баллов. Синяя карточка - 3 балла, зелёная –
2, жёлтая – 1 балл. Выбор за вами!
Вопросы синей карточки:
1Какое произведение начинается со слов «Скажи-ка, дядя….» (Бородино)
2. Подберите синоним к устаревшему слову «ведать» (знать)
3. Синонимы ли слова СМЕЛЫЙ и ХРАБРОСТЬ (нет)
4. Закончите пословицу: ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ…. (вода не течёт)
5.Являются ли синонимами слова СПЕЦИАЛЬНО и НАРОЧНО (да)
6.Какой герой в цепочке лишний: Иван, Данило, Ярило, Гаврило (Ярило)
7.Что надо писать после Ц в слове СЕСТРИЦЫ (Ы)
8. Замените выражение «ВО ВЕСЬ ДУХ» одним словом (быстро)
9. Есть ли у им.прил. категория времени?(нет)
10. Сколько звуков в слове ЛАЯТЬ (5)
11. Назовите суффикс в слове ЛИЧИКО (ИК)
Вопросы зелёной карточки:
1.
Как пишется слово ЖЕЛАЮ – через и или е? (Е)
2.
Русские народные песни о подвигах богатырей. Это….? (былины)
3.
Назовите жанр, в котором иносказательно изображаются люди и их поступки.
(басня)
4.
Есть ли непроизносимый согласный слове АГЕНТСТВО (да)
5.
В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в англ. -2, а в русском - 6. Что это?
(падежи)
6.
И или Ы надо писать на конце слова ЩИПЦЫ (Ы)
7.
Закончите пословицу: ГЛАЗА БОЯТСЯ….. (а руки делают)
8.
Кто автор строк: « Унылая пора! Очей очарованье!» (А.С.Пушкин)
9.
Суффикс О или А будет писаться на конце наречия ВЛЕВО(о)
10. Поставьте слово ПАЛЬТО в форму родительного падежа (пальто – неизм.)
11. Замените одним словом выражение КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ (внезапно)
Вопросы жёлтой карточки:
1.
Какое произведение начинается со слов: «Царь с царицею простился, в путь-дорогу
снарядился….» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
2.
Поставьте слово ТЕРМОС во мн.число (ТЕРМОСЫ)
3.
Замените одним словом выражение БОЛЕТЬ ДУШОЙ (переживать)
4.
Есть ли непроизносимый согласный в слове СЕРДЦЕ? (да)
5.
Какой герой в цепочке лишний: Королёв, Чечевицын, Соня, Надя, Маша (Надя –
рассказ «Мальчики» А.П.Чехова)
6.
Какую букву напишите на конце слова КАМЫШИ? (и)
7.
Какую букву напишите на конце слова ТИШЬ (ь)
8.
Будут ли синонимами слова ДОБРЫЙ И ДОБРОТА? (нет)
9.
Продолжите фразу: За двумя зайцами погонишься …. (ни одного не поймаешь)
10. В словосочетании ВЛОЖИЛ В ПАПКУ нет приставок? (есть)
11. Слово ПОДДЕРЖАТЬ с удвоенной согласной или нет (да)
Ведущий: Многие из вас любят загадки. Вот мы и подошли к 4-ому туру – ЗАГАДКИ РУССКОЙ
СЛОВЕСНОСТИ. Вы вытяните карточку с вопросом. И за 30 секунд подготовите ответ. Задания в этом туре
из области ГРАММАТИКИ, ФРАЗЕОЛОГИИ и ЛИТЕРАТУРЫ.
4 тур ЗАГАДКИ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ (6 человек)
Группа вытягивает карточку с заданием. Всего карточек три: ЛИТЕРАТУРА, ГРАММАТИКА,
ФРАЗЕОЛГИЯ. Учащиеся вытягивают конверт с карточкой (что выпадет). Участвуют 5 человек. За 30
секунд подготавливают ответ. Правильный ответ -4 балла, за неточность или неполный ответ баллы
снимаются.
ЛИТЕРАТУРА:
Этот русский поэт и переводчик родился 3 ноября 1887 в Воронеже в семье заводского техника,
талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям В
гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные
опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей попала в руки В. Стасова — известного русского
критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он
переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке.
Своё образование поэт продолжает в Англии – в Лондонском университете. Во время каникул, много
путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над
переводами английских баллад, впоследствии прославившими его. С начала 1920-х участвует в
организации детских домов, создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя.
Был очень дружен с Е.Шварцем, Б.Житковым.В 1938 переселился в Москву. В годы Великой
Отечественной войны активно сотрудничал в газетах — его пародии, эпиграммы, политические куплеты
высмеивали и обличали врага. Среди драматургических сочинений особой популярностью пользуются
пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом". Скончался 4 июля 1964 в Москве.
Кто этот человек? (С.Я.Маршак)
ГРАММАТИКА: Определите род слов:
Лимпопо – ж.р. (река)
Душанбе м.р. (город)
Антресоль ж.р.
Аэрозоль м.р.
ФРАЗЕОЛОГИЯ:
ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА. Сколько это и про кого так говорят? (Вершок – около 4,5 см; т.е около 9 см.
Так говорят о не выросшем, неразумном человеке – маленьком)
Ведущий: Я очень надеюсь, что чтение литературы – одно из любимых ваших занятий. И это чтение не
ограничивается чтением произведений в учебнике. Вот мы сейчас и проверим.
5 тур ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
1 Многие из нас носят имена греческого происхождения. Например, Александр – защитник, Андрей –
мужественный. А назовите блюдо, название которого восходит к греческому мужскому имени и означает
«отведать его – испытать настоящее блаженство».
(Ответ: макароны. Макар – блаженный, счастливый, благославенный)
2 Какого вида глагол РАНИТЬ? (двувидовой – соверш., несоверш.вида)
Ведущий: Вот мы с вами и подошли к 6 туру игры – заключительному. Называется тур – АРХАИЗМЫ
6 тур АРХАИЗМЫ (5 человек)
Что такое «АРХАИЗМЫ»? Вы услышите слова, ваша задача – дать значение этих слов.
ЛАНИТЫ – щёки
БАЯТЬ – говорить, беседовать
ГОЛЬ – нищие, оборванцы
ПРАЗДНЫЙ – пустой, ничего не значимый
ЖИВОТ – жизнь
УПАЛЫЙ – расстроенный
СЕДАЛИЩЕ – скамейка
ДЫМНИК – дымоход, отверстие для выхода дыма
СТЯЗАНИЕ – спор (состязание – кто кого переспорит)
ЛЕПОТА – красота, великолепие
Ведущий: Думаю, что вы получили сегодня пользу от такого урока. И как говорил А.Куприн:
«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но
насущной необходимостью». Пусть и у вас, ребята, изучение нашего языка станет насущной
необходимостью.
Ну, а пока жюри подсчитывает баллы, которые вы получили за игру, я хочу поделиться с вами интересными
фактами о русском языке.
Буква Ё – самая молодая буква алфавита. Ей всего 236 года. Она появилась в 1783 году. Сейчас многие
не придают значение этой букве, а ведь из-за этого пустяка может получиться совсем другое
слово – ОСЕЛ-ОСЁЛ, ВСЕ-ВСЁ, НЕБО-НЁБО, ПАДЕЖ-ПАДЁЖ и др.
Слово ВЫНУТЬ не имеет корня.
В русском языке есть 2 слова, которые являются самыми длинными словами – это существительное
ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО и глагол ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬСЯ. В этих
словах по 24 буквы. А ещё есть частица – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО –в ней 13 букв.
В 18 веке ! называли «точкой удивления»
Знаете ли вы, на каком языке прозвучали первые слова в космосе? Конечно, на русском, а произнёс их
Ю.А.Гагарин.
Почти все слова в русском языке на А – заимственные. И только три слова исконно русские – АВОСЬ,
АЗ, АЗБУКА
В древнерусском алфавите буква Х называлась ХЕРЪ (отсюда и слово похерить, что означало
перечеркнуть что-то га бумаге х). И лишь впоследствии слово приобрело современное
значение – потерять, испортить что-либо.
Подведение итогов, подсчёт баллов. Награждение дипломом за участие в игре «Изучаем русский
язык»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы синей карточки:
1Какое произведение начинается со слов «Скажи-ка, дядя….» (Бородино)
2. Подберите синоним к устаревшему слову «ведать» (знать)
3. Синонимы ли слова СМЕЛЫЙ и ХРАБРОСТЬ (нет)
4. Закончите пословицу: ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ…. (вода не течёт)
5.Являются ли синонимами слова СПЕЦИАЛЬНО и НАРОЧНО (да)
6.Какой герой в цепочке лишний: Иван, Данило, Ярило, Гаврило (Ярило)
7.Что надо писать после Ц в слове СЕСТРИЦЫ (Ы)
8. Замените выражение «ВО ВЕСЬ ДУХ» одним словом (быстро)
9. Есть ли у им.прил. категория времени?(нет)
10. Сколько звуков в слове ЛАЯТЬ (5)
11. Назовите суффикс в слове ЛИЧИКО (ИК)
Вопросы зелёной карточки:
12.Как пишется слово ЖЕЛАЮ – через и или е? (Е)
13.Русские народные песни о подвигах богатырей. Это….? (былины)
14.Назовите жанр, в котором иносказательно изображаются люди и их
поступки. (басня)
15.Есть ли непроизносимый согласный слове АГЕНТСТВО (да)
16.В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в англ. -2, а в русском - 6.
Что это? (падежи)
17.И или Ы надо писать на конце слова ЩИПЦЫ (Ы)
18.Закончите пословицу: ГЛАЗА БОЯТСЯ….. (а руки делают)
19.Кто автор строк: « Унылая пора! Очей очарованье!» (А.С.Пушкин)
20.Суффикс О или А будет писаться на конце наречия ВЛЕВО(о)
21.Поставьте слово ПАЛЬТО в форму родительного падежа (пальто –
неизм.)
22.Замените одним словом выражение КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ
(внезапно)
Вопросы жёлтой карточки:
12.Какое произведение начинается со слов: «Царь с царицею простился, в
путь-дорогу снарядился….» (Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях)
13.Поставьте слово ТЕРМОС во мн.число (ТЕРМОСЫ)
14.Замените одним словом выражение БОЛЕТЬ ДУШОЙ (переживать)
15.Есть ли непроизносимый согласный в слове СЕРДЦЕ? (да)
16.Какой герой в цепочке лишний: Королёв, Чечевицын, Соня, Надя,
Маша (Надя – рассказ «Мальчики» А.П.Чехова)
17.Какую букву напишите на конце слова КАМЫШИ? (и)
18.Какую букву напишите на конце слова ТИШЬ (ь)
19.Будут ли синонимами слова ДОБРЫЙ И ДОБРОТА? (нет)
20.Продолжите фразу: За двумя зайцами погонишься …. (ни одного не
поймаешь)
21.В словосочетании ВЛОЖИЛ В ПАПКУ нет приставок? (есть)
22. Слово ПОДДЕРЖАТЬ с удвоенной согласной или нет (да)
ЛИТЕРАТУРА:
Этот русский поэт и переводчик родился 3 ноября 1887 в Воронеже в семье заводского
техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям,
интеpec к миру, к людям В гимназии учитель словесности привил любовь к классической
поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических
тетрадей попала в руки В. Стасова — известного русского критика и искусствоведа,
который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в
Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной
библиотеке. Своё образование поэт продолжает в Англии – в Лондонском университете. Во
время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные
песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии
прославившими его. С начала 1920-х участвует в организации детских домов, создал
детский театр, в котором началось его творчество детского писателя. Был очень дружен с
Е.Шварцем, Б.Житковым.В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной
войны активно сотрудничал в газетах — его пародии, эпиграммы, политические куплеты
высмеивали и обличали врага. Среди драматургических сочинений особой популярностью
пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом". Скончался
4 июля 1964 в Москве.
Кто этот человек? (С.Я.Маршак)
ГРАММАТИКА: Определите род слов:
Лимпопо – ж.р. (река)
Душанбе м.р. (город)
Антресоль ж.р.
Аэрозоль м.р.
ФРАЗЕОЛОГИЯ:
ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА. Сколько это и про кого так говорят? (Вершок – около 4,5 см;
т.е около 9 см. Так говорят о не выросшем, неразумном человеке – маленьком)