Напоминание

Организация работы социального педагога с алкогольной семьёй


Автор: Вадищева Наталья Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Яйская СОШ № 2"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс Яйский муниципальный район пгт.Яя
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы социального педагога с алкогольной семьёй
Раздел: полное образование





Назад




Организация работы социального педагога с алкогольной семьёй.

В число неблагополучных семей входит алкогольная семья. Семья алкоголиков, имея

низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких

одновременно,

не

справляется

с

возложенными

на

нее

функциями,

адаптационные

способности

алкоголиков

существенно

снижены,

процесс

семейного

воспитания

подростка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения

взрослых

между

собой,

между

взрослыми

и

подростками,

родственниками

и

не

родственниками, которые живут в семье. Данному типу семьи, разумеется, необходима

помощь со стороны социального педагога. Работа социального педагога с детьми из семьи

алкоголиков требует особого подхода. Важно учитывать, пьют ли в семье все или только

отец, или только мать.

Социальный

педагог

по

своему

профессиональному

назначению

стремится

по

возможности

предотвратить

проблему,

своевременно

выявить

и

устранить

причины,

порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных

явлений. Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической

форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога

могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Один из путей к улучшению состояния такие специальные программы педагогического

образования

и

просвещения

родителей,

которые

способствовали

бы

полноценному

функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и

родителей.

Профилактика

-

это

комплекс

превентивных

мер,

проводимых

путем

организации

общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На

данном

уровне

деятельность

социального

педагога

строится

на

принципе

предоставления достоверной информации.

Программы профилактической работы - это направление деятельности осуществляется на

основе

возможностей

эффективного

взаимодействия

социального

педагога

и

потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.

Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной

стороны,

она

направлена

на

опережающее

формирование

позитивных

жизненных

установок, ценностей, опыта ребенка; с другой - объектом ее внимания выступают дети,

получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации.

Эффективность

профилактической

деятельности

социального

педагога

зависит

от

правильно выбранного способа общения с семьей, создание дружественной атмосферы

при общении.

Работа с пьющими родителями ведется по трем направлениям: медико-физиологическому,

социально-педагогическому и правовому:

- Медико-физиологическое

направление

осуществляется

врачами,

прежде

всего

наркологами и психиатрами.

-

Социально-педагогическое

направление

реализуется

преимущественно

школой

совместно

с

другими

учреждениями

и

организациями.

Главная

его

цель

-

раскрыть

родителям

и

учащимся

отрицательное

влияние

алкоголя

на

взаимоотношения

между

людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который пьянство наносит

семье.

-

Правовое

направление

имеет

своей

основной

целью

разъяснение

последствий

от

действия

и

поведения

лиц,

находящихся

в

состоянии

алкогольного

опьянения

и

их

ответственности перед законом.

Технология работы с алкоголезависимыми семьями реализуется в несколько этапов:

I

этап

-

изучение

социально-психологических

особенностей

личности,

социального

влияния среды клиент. Содержание деятельности: наблюдение, беседа, анкетирование,

изучение документов, анализ.

II

этап

-

организация

образовательных

взаимодействий

с

проблемной

личностью.

Содержание деятельности:

1) поддержка пациентов из семей группы риска;

2) содействие в решении проблем;

3) сотрудничество с семьей;

4) посредничество в личностной самореализации;

5) побуждение личности к самоорганизации и самостоятельности.

III

этап

-

социально-психологическая

помощь

и

поддержка

личности.

Содержание

деятельности:

1) прояснение проблемы;

2) обсуждение путей решения проблемы;

3) помощь в организации выхода из проблем;

4) координация усилий ближайшего окружения личности; - создание группы поддержки и

групп самопомощи.

IV

этап

-

коррекция

отношений,

способов

социального

действия,

посредничество

в

творческом развитии личности и группы. Содержание деятельности:

1) моделирование ситуаций для нового опыта;

2) организация диалога и сотрудничества;

3) организация микросреды с измененными условиями;

4) создание и оценка ситуаций успеха;

5) поддержка инициатив, создание условий для раскрытия потенциала.

Социально-педагогическая деятельность с алкогольной семьей осуществляется в рамках

семьи, общеобразовательной школы, специальных учреждениях, социальных службах

К формам работы социального педагога с алкогольной семьей можно отнести:

- Патронаж.

- Социально - педагогический мониторинг семьи.

- Групповая форма.

- Индивидуальна форма.

- Коллективная форма.

1. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой

оказание различной помощи на дому. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее

естественных

условиях.

Что

позволяет

выявить

больше

информации,

чем

лежит

на

поверхности.

В ходе патронажа можно осуществлять виды помощи - материальную, психологическую,

образовательную и другую. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в

зависимости от типа клиента и поставленных задач. Перед посещением необходимо найти

возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное

согласие на посещение.

Технология патронажа:

- предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;

- представление себя (нагрудный знак, визитка);

- обеспечение личной безопасности;

- представление и сообщение о цели визита;

- время посещения -- 20 -- 30 минут;

- подведение итогов (если необходимо, совместно с клиентом).

2. Социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система

периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о

процессах,

протекающих

в

семье,

и

принятие

на

этой

основе

стратегических

и

тактических решений.

Основные принципы

мониторинга:

полнота,

достоверность,

системность

информации;

оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость

получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и

анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Важную роль в осуществлении социально - педагогического мониторинга играет умение

социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.

Способов систематизации может быть несколько.

3.

Групповые

формы

-

групповые

консультации,

тренинги

для

группы

родителей,

имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка создание групп взаимопомощи;

4. Индивидуальные формы - семейная терапия. Семейная терапия - это работа со всей

семьей или членами. Технология семейной терапия включает два этапа:

Первый

этап

-

выяснение

(принятие)

проблемы

семьи.

Например,

пьянство

мужа

воспринимается женой, а мужчиной - нет.

Второй этап - коррекционная работа.

Процесс семейной терапии может длиться несколько месяцев, может быть непрерывным

или с определенными каникулами Консультативные встречи один или два раза в неделю

Консультант может использовать несколько разных техник.

5.

Коллективная

форма

-

различные

виды

собраний,

вечера

вопросов

и

ответов,

родительские

конференции,

встречи

с

представителями

медицинских,

социальных,

юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном

учреждении, организация досуговых мероприятий.

Методы работы социального педагога с алкогольной семьёй:

-

наблюдение

-

позволяет

определить

пол,

возраст,

национальность,

материальное

положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики

клиента;

- беседа - равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному

плану;

- анкета - письменный опрос;

- тесты - стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний

человека, состояние его личностных, психологических характеристик.

Таким образом, формами и методами социального педагога в работе с семьей алкоголиков

является: патронаж, социально - педагогический мониторинг, групповые, индивидуальные

и

коллективные

которые

помогают

семье

и

социальному

педагогу

предотвратить

и

выявить проблему, устранить причины.

В семье нет двух миров - взрослых и детей, есть один мир семья. Любовь между

родителями и детьми дана самой природой. Любое нарушение данной связи, ведет к

дисгармонии детско-родительских отношений. Очень часто данные нарушения происходят

по

причине

пьянства

и

алкоголизма

родителей.

Жизнь,

здоровье,

будущее

ребенка,

целиком зависят от родителей, от действий других взрослых. Ребенок верит в их любовь,

доброе отношение, и очень надеется на их защиту. Но, к сожалению, иногда самые важные

в жизни ребенка взрослые, папа и мама, нарушают данные с рождения ему права: на

жизнь, достойный уровень жизни; на семью и заботу родителей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика