Автор: Вадищева Наталья Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Яйская СОШ № 2"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс Яйский муниципальный район пгт.Яя
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы социального педагога с алкогольной семьёй
Раздел: полное образование
Организация работы социального педагога с алкогольной семьёй.
В число неблагополучных семей входит алкогольная семья. Семья алкоголиков, имея
низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких
одновременно,
не
справляется
с
возложенными
на
нее
функциями,
адаптационные
способности
алкоголиков
существенно
снижены,
процесс
семейного
воспитания
подростка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения
взрослых
между
собой,
между
взрослыми
и
подростками,
родственниками
и
не
родственниками, которые живут в семье. Данному типу семьи, разумеется, необходима
помощь со стороны социального педагога. Работа социального педагога с детьми из семьи
алкоголиков требует особого подхода. Важно учитывать, пьют ли в семье все или только
отец, или только мать.
Социальный
педагог
по
своему
профессиональному
назначению
стремится
по
возможности
предотвратить
проблему,
своевременно
выявить
и
устранить
причины,
порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных
явлений. Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической
форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога
могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Один из путей к улучшению состояния такие специальные программы педагогического
образования
и
просвещения
родителей,
которые
способствовали
бы
полноценному
функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и
родителей.
Профилактика
-
это
комплекс
превентивных
мер,
проводимых
путем
организации
общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.
На
данном
уровне
деятельность
социального
педагога
строится
на
принципе
предоставления достоверной информации.
Программы профилактической работы - это направление деятельности осуществляется на
основе
возможностей
эффективного
взаимодействия
социального
педагога
и
потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.
Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной
стороны,
она
направлена
на
опережающее
формирование
позитивных
жизненных
установок, ценностей, опыта ребенка; с другой - объектом ее внимания выступают дети,
получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации.
Эффективность
профилактической
деятельности
социального
педагога
зависит
от
правильно выбранного способа общения с семьей, создание дружественной атмосферы
при общении.
Работа с пьющими родителями ведется по трем направлениям: медико-физиологическому,
социально-педагогическому и правовому:
- Медико-физиологическое
направление
осуществляется
врачами,
прежде
всего
наркологами и психиатрами.
-
Социально-педагогическое
направление
реализуется
преимущественно
школой
совместно
с
другими
учреждениями
и
организациями.
Главная
его
цель
-
раскрыть
родителям
и
учащимся
отрицательное
влияние
алкоголя
на
взаимоотношения
между
людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который пьянство наносит
семье.
-
Правовое
направление
имеет
своей
основной
целью
разъяснение
последствий
от
действия
и
поведения
лиц,
находящихся
в
состоянии
алкогольного
опьянения
и
их
ответственности перед законом.
Технология работы с алкоголезависимыми семьями реализуется в несколько этапов:
I
этап
-
изучение
социально-психологических
особенностей
личности,
социального
влияния среды клиент. Содержание деятельности: наблюдение, беседа, анкетирование,
изучение документов, анализ.
II
этап
-
организация
образовательных
взаимодействий
с
проблемной
личностью.
Содержание деятельности:
1) поддержка пациентов из семей группы риска;
2) содействие в решении проблем;
3) сотрудничество с семьей;
4) посредничество в личностной самореализации;
5) побуждение личности к самоорганизации и самостоятельности.
III
этап
-
социально-психологическая
помощь
и
поддержка
личности.
Содержание
деятельности:
1) прояснение проблемы;
2) обсуждение путей решения проблемы;
3) помощь в организации выхода из проблем;
4) координация усилий ближайшего окружения личности; - создание группы поддержки и
групп самопомощи.
IV
этап
-
коррекция
отношений,
способов
социального
действия,
посредничество
в
творческом развитии личности и группы. Содержание деятельности:
1) моделирование ситуаций для нового опыта;
2) организация диалога и сотрудничества;
3) организация микросреды с измененными условиями;
4) создание и оценка ситуаций успеха;
5) поддержка инициатив, создание условий для раскрытия потенциала.
Социально-педагогическая деятельность с алкогольной семьей осуществляется в рамках
семьи, общеобразовательной школы, специальных учреждениях, социальных службах
К формам работы социального педагога с алкогольной семьей можно отнести:
- Патронаж.
- Социально - педагогический мониторинг семьи.
- Групповая форма.
- Индивидуальна форма.
- Коллективная форма.
1. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой
оказание различной помощи на дому. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее
естественных
условиях.
Что
позволяет
выявить
больше
информации,
чем
лежит
на
поверхности.
В ходе патронажа можно осуществлять виды помощи - материальную, психологическую,
образовательную и другую. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в
зависимости от типа клиента и поставленных задач. Перед посещением необходимо найти
возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное
согласие на посещение.
Технология патронажа:
- предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;
- представление себя (нагрудный знак, визитка);
- обеспечение личной безопасности;
- представление и сообщение о цели визита;
- время посещения -- 20 -- 30 минут;
- подведение итогов (если необходимо, совместно с клиентом).
2. Социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система
периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о
процессах,
протекающих
в
семье,
и
принятие
на
этой
основе
стратегических
и
тактических решений.
Основные принципы
мониторинга:
полнота,
достоверность,
системность
информации;
оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость
получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и
анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Важную роль в осуществлении социально - педагогического мониторинга играет умение
социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.
Способов систематизации может быть несколько.
3.
Групповые
формы
-
групповые
консультации,
тренинги
для
группы
родителей,
имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка создание групп взаимопомощи;
4. Индивидуальные формы - семейная терапия. Семейная терапия - это работа со всей
семьей или членами. Технология семейной терапия включает два этапа:
Первый
этап
-
выяснение
(принятие)
проблемы
семьи.
Например,
пьянство
мужа
воспринимается женой, а мужчиной - нет.
Второй этап - коррекционная работа.
Процесс семейной терапии может длиться несколько месяцев, может быть непрерывным
или с определенными каникулами Консультативные встречи один или два раза в неделю
Консультант может использовать несколько разных техник.
5.
Коллективная
форма
-
различные
виды
собраний,
вечера
вопросов
и
ответов,
родительские
конференции,
встречи
с
представителями
медицинских,
социальных,
юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном
учреждении, организация досуговых мероприятий.
Методы работы социального педагога с алкогольной семьёй:
-
наблюдение
-
позволяет
определить
пол,
возраст,
национальность,
материальное
положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики
клиента;
- беседа - равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному
плану;
- анкета - письменный опрос;
- тесты - стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний
человека, состояние его личностных, психологических характеристик.
Таким образом, формами и методами социального педагога в работе с семьей алкоголиков
является: патронаж, социально - педагогический мониторинг, групповые, индивидуальные
и
коллективные
которые
помогают
семье
и
социальному
педагогу
предотвратить
и
выявить проблему, устранить причины.
В семье нет двух миров - взрослых и детей, есть один мир семья. Любовь между
родителями и детьми дана самой природой. Любое нарушение данной связи, ведет к
дисгармонии детско-родительских отношений. Очень часто данные нарушения происходят
по
причине
пьянства
и
алкоголизма
родителей.
Жизнь,
здоровье,
будущее
ребенка,
целиком зависят от родителей, от действий других взрослых. Ребенок верит в их любовь,
доброе отношение, и очень надеется на их защиту. Но, к сожалению, иногда самые важные
в жизни ребенка взрослые, папа и мама, нарушают данные с рождения ему права: на
жизнь, достойный уровень жизни; на семью и заботу родителей.